Лососевые водоемы - Озеро-водохранилище Толмачева

Озеро (водохранилище) Толмачева. Расположено в истоке р. Толмачева (бассейн р. Большой). 27 сентября 1985 г. в оз. Толмачева было выпущено 90 производителей кокани из оз. Кроноцкого, а 6 октября 1988 г. — 800 сеголетков нерки из оз. Карымского (Куренков, 1999).

С 1985 г. — вселения кокани, по 1997 г. — начала заполнения водохранилища Толмачевской ГЭС, становление популяции интродуцентов протекало в условиях естественного водоема — озера, расположенного примерно в 100 км к юго-западу от Петропавловска–Камчатского, занимающего наиболее глубокую часть депрессии центральной части нагорья и представляющего собой кальдеру обрушения. Площадь озера составляла 11,2 км, средняя глубина — 7,9 м, зона глубин свыше 10,0 м (максимальная глубина 26 м) занимала всего 12% площади, что делало условия зимовки кокани весьма суровыми  (Куренков, 1999).

Преобразование оз. Толмачева в Толмачевское водохранилище кардинальным образом изменило морфометрические характеристики водоема. Площадь водного зеркала озера увеличилась до 40,0 км2, максимальная глубина до 38,0 м (Лепская, 2003). Наряду с этим значительно расширилась площадь мелководья с глубинами, не превышающими 10,0 м, что привело к заметному повышению температуры воды в безледный период (Базаркина, 2001).

Начальные этапы развития популяции кокани проходили по схеме, описанной выше, т. е.  достижение крупных размеров рыб в первые годы после вселения, затем по мере роста численности и ухудшения кормовой базы, снижение размерных показателей.

В отличие от рассмотренных ранее популяций, кокани оз. Толмачева была подвержена, как минимум, двум лимитирующим факторам: промерзанию литоральных нерестилищ (в западной части озера) и ограниченному промыслу в период 1993–1997 гг., изымавшему ежегодно в среднем по 5–6 т (15–20 тыс. рыб). Благодаря этим факторам численность популяции нарастала медленно, практически стабилизировавшись на уровне 350–400 тыс. особей к 1997 г. Следует заметить, что "постпроизводителей" и каннибалов в толмачевской популяции не было обнаружено (Куренков, 1999). 

Осенью 1997 г. началось заполнение водохранилища. Поднятие уровня озера к зиме 1997–1998 г. более, чем на 2 м, в первую очередь предохранило промерзание литоральных нерестилищ, а прекращение промысла в 1998 г. привело к резкому возрастанию численности нагуливающейся кокани приблизительно в 4–5 раз, что нашло отражение в уменьшении средних размеров половозрелых рыб в 1998 г. более чем на 10 см (в 1991 г. — 42,0 см, в 1998 г. — 29,7 см).

В конечном итоге, подъем уровня до проектной отметки (превышение естественного уровня на 12 м) увеличил площадь водоема почти в четыре раза. Помимо положительных, с точки зрения существования популяции кокани, сторон, подъем и колебательный характер уровня (сработка уровня за зимний период от 2 до 5 м) могут привести к перераспределению грунтовых вод, что ставит под угрозу существование озерных нерестилищ кокани. Насколько реальна эта угроза, станет ясно в ближайшие годы. Ежегодный рекомендуемый вылов толмачевской кокани в 1999–2000 гг. был рекомендован в 30 тонн (Куренков, 1999).

По устному сообщению Е. Г. Погодаева, отсутствие промысла в Толмачевском водохранилище в последнее время привело к включению механизма плотностной регуляции.  Кокани начала катастрофически мельчать (в 2006 г.  длина половозрелых рыб  уменьшилась до 15–17 см). 

Преобразование оз. Толмачева в Толмачевское водохранилище существенно изменило облик фитопланктонного сообщества водоема, что выразилось в уменьшении видового разнообразия диатомовых и увеличении в первый год значимости зеленых, а во второй — золотистых водорослей и цианобактерий. Частая смена фитопланктонной доминанты на уровне отделов и значительный размах в численности отдельных видов фитопланктеров свидетельствует о несбалансированности видовой структуры фитопланктона на начальном этапе формировании собственного фитопланктонного сообщества водохранилища (Лепская, 2003).

Несмотря на увеличение видового разнообразия планктонного альгоценоза водохранилища, виды, формировавшие в озере кормовую базу зоопланктонного сообщества, утратили доминирующее положение.
Стабилизация гидрохимического режима, связанная с минерализацией органического вещества, смытого с затопленной площади, должна привести к более устойчивой структуре фитопланктона с преобладанием диатомовых и зеленых водорослей. Однако изменившийся в сторону увеличения температуры в безледный период термический режим в дальнейшем обусловит появление большего количества относительно теплолюбивых таксонов и их преимущественное развитие (Лепская, 2003).


Литература

Бугаев В.Ф., Кириченко В.Е. 2008. Нагульно-нерестовые озера азиатской нерки (включая некоторые другие водоемы ареала) // Петропавловск-Камчатский: Изд-во "Камчатпресс". - 280 с. 

Бугаев В.Ф. 2011. Азиатская нерка-2 (биологическая структура и динамика численности локальных стад в конце ХХ - начале ХI вв.)// Петропавловск-Камчатский: Изд-во "Камчатпресс". - 380 с. + Цв. вкл. 20 с.

На фото - Толмачевское водохранилище (фото Г.Н. Маркевича)


Рецензии