О необходимости знания татарского языка в Татарии

  О НЕОБХОДИМОСТИ ЗНАНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА


      Когда я, будучи пенсионером, лежал в больнице с целью профилактики инсульта после двух приступов этого заболевания и предшествующих им двум приступам инфаркта , ко мне обратился с вопросом «коллега» по палате  старичок- татарин: « Почему русские не горят желанием знать татарский язык?». Я ему объяснил, что и в бывшем  СССР, и в России русский язык является средством межнационального общения.
    С точки зрения прагматика русские( не все) не испытывают зачастую очень большой потребности знания татарского языка. Не нужно сбрасывать со счета самую простую причину- лень. Я за то, что , если живешь среди другого коренного народа , общаешься с ним, знать язык этого народа нужно обязательно. Лично я знаю этот язык плохо, об этом сожалею. Надеюсь, читатели не обидятся на меня- так уж получилось.
       К чему приводит незнание языка коренной национальности, расскажу на примерах из жизни. Когда я работал на кафедре растениеводства Казанского  сельхозинститута( сейчас это государственный аграрный университет), меня по просьбе МСХ ТАССР направили в командировку в Сармановский район Татарии на районную агрономическую конференцию в качестве представителя от республиканской власти. Меня инструктировал сотрудник МСХ ТАССР Менделевич: « Сиди и слушай!". Он не предполагал, что все выступления агрономов  на этой конференции в этом исключительно татарском районе будут на татарском языке,
и я исполнил роль манекена.
      В нашем институте выступали знаменитые артисты: Абжалилов, Ильхам Шакиров, Шамуков(который играл роль Ленина). Чтобы отвлечь студентов от неблаговидных поступков, в общежитиях кафедры помесячно закреплялись для проведения воспитательной работы. На одном из таких мероприятий, которое проводила кафедра агрохимии и почвоведения ( заведующий доцент И.А.Гайсин). где выступал  артист Шамуков я присутствовал  в качестве представителя партбюро. Я сидел и внимательно слушал артиста, не понимая , о чем он говорит на своем родном языке для слушателей  студентов-татар. После этой встречи И.А.Гайсин поделился со мною: «Шамуков поинтересовался, кто сидит и слушает рядом со мной. Узнав, что я русский, и не знаю татарский язык, он удивился и сказал: « А почему он так внимательно меня слушал?»»  Комментарии излишни.

Язык осваиваешь,
когда в этом большая нужда.
незнание местного бывает очень досадно!


Рецензии