Автостопом до Стамбула. Уфа - Цхинвали
ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕРВОЕ
(сентябрь – октябрь 1998 года)
УФА - ЦХИНВАЛИ
Основная задача, если вы отправились в дальний путь с ничтожной суммой денег – это сохранить свои скромные финансы в неприкосновенности как можно дольше. Довольно далеко, если не через всю Россию, можно уехать, например, на электричках.Надо заметить,что путешествие на электричках "зайцем" - это ещё не автостоп.
Но эксперимент - есть эксперимент.В дороге может случиться всякое,а ехать надо.
Именно с электрички и началось это путешествие 10 сентября 1998 года на одной из уфимских станций.
Бегать от контролёров по вагонам - смысла нет. Лучше честно сказать, что денег нет и попросить разрешения проехать до нужной вам станции. Контролёры – такие же люди, как и все. Возможно, они тоже когда-то катались на электричках бесплатно, а взимать деньги с других они обязаны по долгу службы. Не все они ещё заматерели до того, что перестали понимать русский язык.
Многих из них уже толкает сквозь плотную толпу пассажиров не столько чувство долга, сколько жажда наживы. Так что, если достигнуть взаимопонимания не удалось, лучше выйти.
Но практика многих «зайцев» показывает, что это крайний случай. Просто надо быть предельно вежливым и не хамить, а то вместо Стамбула можно доехать только до какого-нибудь богом забытого километра, где остановки бывают только по праздникам, да по случаю высадки безбилетников. Вас могут попросить освободить место или выйти в тамбур. Тамбур – тоже не плохое место, поскольку это часть вагона и перемещается в пространстве вместе с ним. Главное, что выйти на ходу вас точно не попросят.
В моём случае, контролёр понимающе кивнул: «Турист? Пройди в первый вагон. Там доедешь, куда надо». Я доехал от Уфы до Приютово, где ко мне должна была присоединиться Валентина.
Что должен иметь с собой автостопщик, кроме жгучего желания посмотреть мир? Главный атрибут – это, конечно, рюкзак. Список вещей примерно одинаков для всех туристов. Дорога сама подскажет, что вы забыли, а что могли бы не брать. На самом деле вещей надо гораздо меньше, чем вам требуется в повседневной жизни. Взяли мы с собой и запас продуктов на первое время. В общем, груз получился около 20 кг. Так, с рюкзаком набитым всем, на мой взгляд, необходимым для путешествия я и явился вечером того же 10 сентября к Валентине Луценко – хрупкой, но очень серьёзной и решительной девушке, которая на тот момент была инструктором по парашютному спорту.
Сам я, не считая того, что с детства любил походы и мечтал, как любой, уважающий себя турист, о кругосветке, имел к спорту отдалённое отношение, а парашют видел только по телевизору. На тот момент, не желая мириться со статусом безработного, я продавал газеты на улицах Уфы. Я упомянул о роде наших занятий лишь для того, чтобы стало ясно, насколько мы были разные и в то же время одинаковые. При наших тогдашних заработках у нас мало было шансов даже просто съездить на юг. Но в карманах у нас уже лежали новенькие загранпаспорта, в которых скоро должны были появиться турецкие визы. Нас объединяло одно – страсть к путешествиям.
На утренней электричке, 11 сентября мы минут за 40 доехали до станции Абдулино, где поневоле застряли, т.к. электричка до Самары была по расписанию вечером. Впереди был целый день и жажда деятельности привела к тому, что мы решили опробовать автостоп на наших российских дорогах. Довольно быстро мы проехали около 15 км, а вот дальше начались мраки. Дорога превратилась в какую-то глухую грунтовку. Машина стала редким явлением. Солнце клонилось к западу, приближая час прибытия вечерней электрички. Чем ночевать на необозримых скошенных полях, лучше было вернуться.
Пока стояли там - в чистом поле, на наших глазах произошла такая сцена: на подъём шёл легковой «Газик». Вдруг правое переднее колесо отделилось от машины и катилось по стерне метров сто, пока не упало. Прямо как в «Мёртвых душах»: доедет это колесо до Москвы или нет? Счастье пассажиров, что машина шла в гору. Под гору они бы точно закувыркались. Машина так и осталась стоять на трёх колёсах. Ладно, мы не успели её тормознуть. Двое вышли из машины и пошли поднимать колесо. По их виду было ясно, что они сами не понимают, за что им такое везение. А мы как раз остановили машину до Абдулино.
Далее, на двух электричках, к утру 12 сентября мы прибыли в Сызрань. Минус таких перемещений на электричках состоит в том, что стыкуются они не всегда удачно. Например, в Самаре нам пришлось ждать следующую 4,5 часа. Изучив расписание электричек в Сызрани, мы решили вновь выйти на трассу, тем более, что здесь она была уже оживлённей. Казалось бы, что шансов уехать тем больше, чем больше машин, но нам что-то долго не везло. Мы знали, что голосовать надо как можно уверенней. Как будто у нас нет сомнений, что машина остановится. Для этого надо прежде всего установить с водителем визуальный контакт, т.е. смотреть ему прямо в глаза. Нельзя сказать, что нас не брали. Нас брали, но по одному. А мы хотели вместе.
13 сентября, днём мы, наконец, уехали на «Камазе», который водитель гнал аж из Ухты – возил туда знаменитый саратовский лук и теперь порожняком возвращался домой. Вероятно, чтобы не уснуть за рулём, он нас и подобрал. Всю дорогу мы слушали занимательные рассказы о его дорожных приключениях. Похоже, что на основе подобных баек и был впоследствии снят сериал «Дальнобойщики». Сама дорога до города Энгельса – спутника Саратова, заняла 4,5 часа, так что на саратовский вокзал мы прибыли уже к вечеру. Уже и электричек никаких не было и на трассу выходить – вот-вот стемнеет.
Навёрстывая время, потерянное под Сызранью, решили потратить немного денег и продвинуться вперёд на поезде. К полуночи достигли станции Петров вал. Пытались напроситься в локомотив, но нас не взяли. Видимо, этот номер проходит только на менее оживлённых станциях. Тогда мы обратились к первому встречному железнодорожнику, ведь должны же люди как-то перемещаться в пространстве.
- А вон тот товарняк скоро пойдёт на Волгоград. Как только гудок услышите, прыгайте на платформу. К утру доедете,- напутствовал он нас.
Этот опыт пошёл нам на пользу. Без опыта как узнаешь, что значит ехать шесть часов на товарняке осенней ночью? Это способ перемещения, прямо скажем, не из самых удобных, но мало ли по какой причине кому-то придётся им воспользоваться. Надо иметь в виду четыре отрицательных фактора, отличающих такую поездку от поездки в купе. Во-первых – холодно. Пришлось достать спальник и полиэтилен, в которые мы с Валей и закутались. Во-вторых – сыро. К счастью, дождь, едва начавшись, кончился. В-третьих – грязно и шумно. И, наконец, удобств – никаких. Всю дорогу приходилось стоять и крепко держаться за поручни, т.к. вагон сильно мотало и трясло. Сидеть было невозможно и отдохнуть мы смогли только на станции Иловля, где поезд простоял около часа.
В 10 утра 14 сентября мы поняли, что встали окончательно. Это была станция Горьковская. Спрыгнув с зыбкой платформы на твёрдую землю, я посмотрел на Валю и невольно рассмеялся – такие лица бывают у шахтёров, когда они выходят из забоя на свет божий. Впрочем, можно было посмеяться и над собой – я-то всю дорогу был рядом. А всему причиной – угольная пыль. Но умыться пока было нечем. Первым делом хотелось где-нибудь прилечь и вздремнуть, что мы и сделали, найдя какие-то хилые, продуваемые ветром посадки. До Волгограда оставалось ещё около 20 км. К вечеру, посетив город, мы успели выбраться за его пределы и заночевали на берегу Волги.
На другой день – 15 сентября, за пять часов, на «Камазе» доехали до столицы Калмыкии – города Элисты. Дорога проходила по бескрайним калмыцким степям. Кое-где встречались жидкие стада крупного рогатого скота. Какие-то заброшенные заводы виднелись иногда в отдалении. В целом, эта степь производила удручающее впечатление. Как волны бесконечного, навсегда застывшего моря вставали впереди всё новые и новые горизонты. Лишь на подъезде к Элисте пейзаж оживили расписные калмыцкие юрты, возле которых топталось несколько верблюдов. Шофёр сказал, что это местные предприниматели так завлекают путников откушать у них. Экзотика, как никак.
До Элисты чуть не доехали – машина уходила в сторону Астрахани. Пришлось прощаться ещё с одним замечательным, хотя и малоразговорчивым человеком.
С водой в степи была проблема, но в первом же доме, куда я постучал, мне разрешили набрать воды из колодца. Когда я, поблагодарив, заметил, что хорошо, когда вода есть, хозяйка вдруг и говорит: «А у нас вода привозная». Это было неожиданно. Тогда только я понял, почему колодец такой чистенький. Скорее это просто резервуар для воды. Стало понятно и отсутствие растительности во дворе. «Тогда,- говорю,- вдвойне спасибо». Где-то гораздо севернее многоводная Волга равнодушно несла свои драгоценные воды в солёное Каспийское море. А мы в этот раз ночевали в безводной степи.
В Элисту мы вошли рано утром 16 сентября. Город оказался небольшим и, вытянувшись, лежал как бы в низине между двух возвышенностей, если так можно назвать два очередных «горизонта». Растительность кое-какая уже была, но в основном это кусты и деревья с мелкими листьями, типа акации. За городом, на подъёме была автозаправка. Возле неё мы сели в очередную машину, которая нас там уже давно дожидалась. Конечно, ждал водитель не нас, а своего напарника, который, в конечном итоге нас догнал и сказал, что потерял какую-то железяку. Это была очень нужная ему вещь – деталь машины. Мы все вместе ходили её искать вдоль дороги. Когда я вернулся, ничего не найдя, то увидел Валю одну посреди степи, с двумя рюкзаками.
Калмыцкие степи давно кончились, но начались ставропольские, которые были не многим лучше. Стали попадаться более живые сёла и весёлые базары иногда оживляли пейзаж. Темнело и пришлось ночевать там, где нас оставили, т.е. опять в голой степи, где и палатку было поставить проблематично, а водой обходились той, что ещё оставалась.
Утром, 17 сентября мы сверились с картой и поняли, что остались мы вчера удачно. Совсем не обязательно было ехать в Ставрополь. Это сильно увело бы нас от курса, да и задержало бы. Мы остановили машину, идущую в Георгиевск. За этим тихим старинным городком у нас была остановка на обед на берегу реки Кумы, тем более, что солнечный денёк располагал к отдыху и стирке – мы, наконец, дорвались до воды. Из-за этой задержки, которая, впрочем, бывает не лишней после недели пути, мы не уехали в тот день дальше Прохладного. Поздно вечером заночевали вблизи него прямо на стерне.
Зато следующая ночь представляла собой резкий контраст с предыдущей – мы спали в горах. Водитель, который подбросил нас к подножию гор, ехал во Владикавказ, но ради нас сделал крюк и, уезжая, пожелал нам счастливого пути. Однако, в Алагире мы застряли надолго. На исходе дня, чтобы хоть как-то сдвинуться с места, взяли билеты на автобус до поворота на село Бурон. В горах с наступлением вечера стало прохладно. С обеих сторон нас обступили горы. Дорога шла по ущелью, на дне которого шумела бурная река. Не доходя до села Нузал, свернули вправо и там, на камнях, уже в темноте поставили палатку.
19 сентября. Подъём, как всегда, в шесть часов. Пешком дошли до посёлка Бурон. Было такое впечатление, что так, пешком и придётся пересечь Кавказский хребет. Но это нас не пугало. Не так часто мы бывали в горах и захватывающие виды на каждом шагу с лихвой компенсировали нам все трудности. Но за Буроном был таможенный пункт и таможенники до того прониклись нашей идеей посетить Грузию, ( а раскрывать свои планы полностью не стоит никому) что остановили для нас проходящий мимо микроавтобус и через 2,5 часа мы были уже в Цхинвали – столице Южной Осетии.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://www.proza.ru/2013/11/14/1242
Свидетельство о публикации №213111200835
Игорь Степанов-Зорин 2 12.05.2014 23:14 Заявить о нарушении