Уроки этикета 1625

     - Вот как? …  И  это он  нанес  такой страшный  удар Жюссаку?
     - И два великолепных удара шпагой Бернажу.
     - В самом деле?
     - Не считая того, - вставил Атос, - что, если бы он не спас меня от рук Каюзака, я  не имел бы чести в эту  минуту принести  мое  нижайшее  почтение Вашему Величеству.
     Тревиль напрягся и кинул быстрый взгляд на короля. Но тот продолжил, как ни в чем не бывало:
     -  Значит, он настоящий демон, этот ваш молодой беарнец... При таких делах легко  изодрать  не один камзол… А ведь гасконцы по-прежнему бедны,  не правда ли?
     - Должен признать, Ваше Величество,  - сказал де Тревиль, - что золотых россыпей в  их горах пока еще не найдено…
     Пока длилась беседа, Тревиль внимательно наблюдал за королем – неужели он ничего не заметил? Похоже что так, хотя обычно к этикету Его Величество был внимателен.
     Но Атос! Как можно было забыться, чтобы вот так влезть в разговор? Первым заговорить с королем!
    -  Хорошо, хорошо! …Тревиль,  - добавил король вполголоса, пока  молодые люди уходили, - так как у вас  нет свободной вакансии в полку… поместите этого юношу  в гвардейскую роту  господина Дезэссара…
     Король приветливым жестом отпустил капитана, но не успел Тревиль сделать и пары шагов, как Людовик небрежно заметил:
    - Да, кстати, Тревиль, тот мушкетер, постарше, как бишь его?
    - Атос, Ваше величество.
    - Да, да, Атос. Не тот ли это, что так хорошо разбирается в соколиной охоте?
    - Он Ваше Величество.
    - Удивительные познания для простого мушкетера.
    - Осмелюсь напомнить Вашему Величеству, он весьма знатного рода.
    - Вот как? А служит простым мушкетером! Вы слышите, Тревиль? Простым мушкетером!
    - Он преданный слуга Вашего Величества.
    - Да, не сомневаюсь, это долг каждого дворянина, независимо от знатности рода.
     Король кивнул Тревилю, показывая, что тот может идти.
     Тревиль застал своих мушкетеров за дележом королевских пистолей. Он поглядел на спокойное лицо Атоса и с тоской подумал: «Ну и как мне с ним говорить?»
     Спустя пару дней такой случай представился. Атос был приглашен на обед и  Тревиль, улучив момент, остался с ним наедине у себя в кабинете.
    - Вы, Атос, напрасно благодарили меня за приглашение, я всегда рад видеть Вас у себя. Граф де Шалю каждый раз расстраивается, если Вас нет, Вы что-то такое интересное ему рассказываете.
    - Напротив, граф любит, когда слушают его.
    - Слушать Вы тоже умеете прекрасно. У Вас с ним, кажется, общие знакомые? Я слышал, маршал де Креки…
    - Я не имел чести знать маршала, только господина де Креки.
    - Иными словами, когда Вы его знали, он был еще не маршалом, а просто маркизом.
     Атос пожал плечами. Тревиль натянуто улыбнулся:
    - Интересно, Вы и про короля так скажете, когда я его знал, он был только принцем?  Ведь, кажется,  это правда? Кстати, Его Величество спрашивал о Вас.
    На лице Атоса появился едва уловимый  оттенок надменности:
    - Я никогда не позволю себе забыть, кто такой Людовик Тринадцатый.
    - Еще бы, Вы служите в королевском полку. Простым мушкетером.
    - Служить своему королю – долг каждого дворянина, не так ли?
    - Именно об этом мы и говорили с Его Величеством, каждого дворянина.
    - Полагаю, моя преданность Его Величеству не вызывает сомнений?
    - Преданность – нет. Вы много раз доказывали это.
     Атос холодно поклонился и вопросительно глянул на капитана. Тот кивнул:
    - Идите.
    «Преданность – нет, а вот покорность? И что хочет от меня Его Величество? Кровь Христова! Родовая знать! - Тревиль тяжело вздохнул. – Про меня, по крайней мере, он не скажет, когда я его знал, он был… Для него я был, есть и буду капитан. Надеюсь».


Рецензии