Огонёк

Для справки:
Балок - жилой или служебный вагончик, преимущественно на санном ходу, часто делается на основе 20 и 40 фут контейнеров.
Марь (разговорное) - болото через которое часто протекает река, или оно переходит в озеро. Часто марями называют любые болота.
Профиль (сейсмопрофиль, геофизический профиль) - Просека в лесу шириной от 1 метра до 4 метров предназначенная для установки сейсмооборудования и прохождения техники.
Путик - постоянная охотничья тропа вдоль которой установлены капканы и ловушки, добрый охотник постоянно следит за состоянием путика на своём участке, убирает поваленные деревья, подрезает мешающие ветви и тд.
Чапыга (чапыжник) -  Тяжело проходимое естественное припятствие из молодого леса (подроста) или кустарника.
(Данные пояснения даны для конкретного рассказа, и могут малость отличатся от приводимых в специальной литературе.)


                Огонёк
Кто конечно и посмеивается за спиной у меня, не без этого, и я прекрасно их понимаю. Как же 21 век на дворе, хоть вроде, как и прикрыли эпоху исторического материализма, но мы-то всё одно ощущаем себя, круче десятка варёных яиц разом.

Чего там смеяться-разговаривать!? У нас и джипаря по три сотни лошадок. И в кино, что потенциальный супостат, что наши новоявленные рэмбы, нечисть и чисть, мочат только ошмётья летят. Опять же у каждого, то крестик на груди, то ещё что, не положено вроде в духов и привидений верить то.

 Но только вот, несмотря на православный крестик, который и у меня естественно имеется, я уж простите дремучесть, когда в тайгу или тундру захожу, то обязательно с местными духами-хозяевами  поговорю-извинюсь за беспокойство. С меня собственно не убудет, а им приятно, при случае глядишь и всподмогнёт, чего уж там.

Потому примечу доброе место, сигаретку оставлю, патрон положу. И огонь за тепло-добро поблагодарю едой поделившись. А что кто-то за спиной ухмыльнётся, или там язычником втихую назовёт, так и ляд с ним собственно. Наши места-то, по своему учат, и хорошим и плохим макаром, норовистые у нас места, куда деется то.

Кто думает, что вся природа наших Северов благословенных,в том числе и тёмные её жители настроены враждебно к человеку, тот глубоко ошибается. Тут ведь как!? Как ты к тому, что вокруг, так и оно конечно к тебе. Нет конечно, есть кой чего и напрочь зловредное, с чем или с кем и не договоришься вовсе, но это редкость на самом деле. Кто с миром дружит, тому та же тайга, зимой и летом  кров и стол даст, и к людям выведет. Ну а кто… того и в трёх соснах закрутит так, что там и оставит следков не найдёшь, всяко по-разному бывает. Иногда же  такой урок даст, что потом и не объяснишь, как в такой замес попал, логики никакой не найдёшь как не ищешь, а это тебя просто пообломали, напомнили кто ты и как.
Мне вот тоже напоминали, чего там. Человек такая сволочь, что только у него мал-мало что-то получилось, так он нос в гору и хвост пистолетом, мол я чуть ли не всемогущий, и всё мне подвластно.  А мир его по голове! Помни сукин ты сын, где и чем живёшь, не зарывайся!

Это было со мной, году по моему в десятом, а может малость пораньше. Не помню сей час, по какой надобности пришлось пешочком по тайге пробежаться, то ли техника поломалась, то ли просто под рукой не было, а сеанс связи вечерний отменять по каким-то причинам нельзя было. Может машина с заявкой вот-вот выйти должна была, а у нас ещё какая-то нуждишка срочная появилась, может ещё чего, а может просто ретивое взыграло, и не захотелось в переполненном балке спать. Факт в том, что решил и пошёл, а с нуждой без нужды и неважно на самом деле. Важно то что решил я всех перехитрить, ну и как водится себя и обманул. В какой уж раз, подтвердив старое как мир правило, все свои самые сложные проблемы мы создаём самолично.

По профилям от мех.звена, где я находился, до подбазы куда хотел попасть, топать надо было километров пятнадцать, может малость больше, а вот если напрямки, то раза в два, конец короче выходил. По крайней мере, по карте так ложилось, и вроде горушек никаких особенных на коротком пути не намечалось, или иных каких препятствий. Так километра три по лесу, надо пройти и чуть больше через марь, срезав её краешек. При худом раскладе часа на два делов, ну может малость больше. Пятнашку по профилям мотать по времени точно длиннее выйдет. К тому же ноги то, они свои, и их по обычаю жалко стаптывать на лишние вёрсты. Вот я и схлюздил, решил концы заполовинить.

Бывает такой морок даже с опытными таёжниками, забывает человек, что по тайге часто в обход в два раза ближе, чем напрямик, и прёт дуриком к чёрту на рога. Не сказать что шибко уж я лесовик добрый, хотя опыт, какой никакой имею. Но приступ дурнотины и меня не миновал, в тот раз. Знал же, как не надо делать, других учил-воспитывал, а сам именно то, что нельзя и сотворил.

Времечко, на момент выхода упало уже за после обеда, это в январе месяце, когда световой день вместе с сумерками дай бог часа четыре с половиной длятся. Сначала-то всё замечательно пошло, аж настроение как праздник. Прогулочным шагом прошёл метров пятьсот по уже накатанному как асфальт профилю, и свернул на ранее примеченный путик, который проглядывал как раз в нужном мне направлении. Одел лыжи и уже размечтался как буквально сей час, малость размявшись, буду чаёк в командирском балке попивать, с сахарком.
Идти хоть и потновато но не напряжно, солнышко светит, груза нет, только ружьишко за плечами висит, времени светлого ещё пара часов, благодать короче.  Только вот путик взял и оборвался через километр, недобитый он был, тупиковый. Будь я в разуме, то конечно бы назад развернулся, но больно уж не захотелось отступать.

Чего там!? С версту по чащобке, потом по гладкой марьке, где наст уже надут до крепости бетонной плиты. Ну, а с последним куском, так или иначе, разберёмся, всё одно, какая ни будь тропочка-стёжечка да найдётся, приведёт в нашу степь. Так я себя быстренько уговорил и попёр как сохатый в лес без тропы. Всё бы ничего, да только по лесу идти боле-менее нормально можно по светлу, тогда и сучком глаз не выхлестнешь и валёжину, на которой ноги переломать можно, приметишь. По лесу идёшь, конечно никак по путику, тяжелее идёшь, выматывает такая ходьба, сил нету. То начинаешь чапыгу обходить петли крутить, то по грудь в сугроб валишься, несмотря на лыжи. Матерился то в слух, то про себя, но мал помалу шёл, тут ведь как, раз принял решение, обратку давать нельзя.
И дошло до меня, что всё стало вдруг плохо, только через полчаса. Прозрачное небо, в минуту затянуло таким чёрно серым, что и на два метра ничего не стало видно. Несколько минут всё вокруг вроде как затихло, как будто выжидая, чем же опростается повисшая над миром тяжесть. Чуть после верхушки деревьев беспокойно зашумели, под первым порывом верховика и как то сразу выстрелом, началась форменная метель. Замечательный снегопад, с ветром забивающим дыхание, крутящийся бешеным песцом вокруг тебя, так что и не поймёшь каким боком к нему повернутся, что б воздуха на дыхание поймать.

 На сладкое же выяснилось что аккумуляторы в джипиэске благополучно сели. Причём сам оказался виноват в этом, ибо не фиг, на морозе за сорок, тонкий прибор таскать во внешнем холодном кармане. Все чёрные масти которые могли упасть, в этот день из колоды, мне и выпали, правда оставался ещё один пиковый туз, который я чуть позже вынул самостоятельно.

Темнота из-за облачности, холод с ветром и снегом настроения никак не повышают. Причём понятно, что и заночевать у костра не получится. Костром надо по светлу заниматься, огонь то разжечь не проблема, благо и спички и патроны есть, проблема с дровами. Вы пробовали, в зимней тайге, где снег от «по пояс» до «с покрышкой», совершенно к тому же тёмной, дров на костёр собрать, и поваленную сушину найти? И не пробуйте. Дело почти безнадёжное, в лучшем случае без толку силы вымотаете. Нет конечно, если озадачится когда совсем припрёт, то может чего и выйдет, по крайней мере руки согреть огня хватит, но тут овчинка выделки как мне показалось на тот момент, не стоила. Остановится-расслабится на морозе, почти прямой путь на тот свет.

«Ну, хреново, так хреново!» -, решил я, теперь уж точно выбора не оставалось, как только двигаться до победного, тут или куда то выйдешь, или в страну «великой охоты» попадёшь, как повезёт. Если смалодушничаешь и запаникуешь, то замёрзнешь точно, вообще без вариантов. Буркнув на нерве, что-то вроде «Прорвёмся мать его ети!!!», стиснул зубы и потопал, шишка направления у меня работает хорошо, поэтому точно не точно, а «в ту сторону» я никак не промажу, даже без джипиэса. А там всё одно на профиль выйду или на путик-тропку, как ни будь до тепла доберусь. Предварительно  сунув в самый тёплый карман аккумуляторы, что бы оставить себе, хотя бы гипотетическую возможность направление хоть раз ещё взять.

Карту я помнил хорошо, всё-таки основа работы сейсморазведки это карты, мне половина «весёлых площадей» на которых работали, до сих пор снится. Так вот я прекрасно помнил, что марь где то совсем рядом находится, и шишка направления меня как всегда не подвела, а вот хмарь из разума так и не вышиблась, поэтому приступ дурнотины на тот момент не завершился, а только усилился злостью на весь мир и подкатывающей усталостью.

С одной стороны по ровной поверхности топать проще, выворотни  под ноги не лезут, приблудные ветки в глаз заехать не норовят, с другой стороны ветер, снег, ориентиров нет, а вокруг белая каша и видимость прыгает метров от полутора до ноля в течении минуты раз по  пять. Здесь бы остановится и подумать, как из этой ситуации с наименьшими потерями выбираться. Но как говорится «шлея под хвост попала», прекрасно видя обстановку, не сделал ничего более умного чем,  досадив до плинтуса малость отогретые аккумуляторы, рванул через марь. О том, что она в самом узком месте километра три шириной как то и не подумалось, хотя и зналось.

Вот тут то и прикупился мой туз пиковый. Через десять минут стало ясно, блужу, причём блужу крепко, кромки леса нет, неба нет, лева и права то же нет, моя именитая «шишка направления» кроме сигнала «ты идиот» не даёт никакой полезной информации.  Пробродив часа два по плоскотине на которой устроила свои пляски вызверившаяся метель, я понял… а вот собственно и всё, побарахтаюсь ещё минут десять и кирдык. Хоть остывай, хоть стреляйся всё одно конец понятный. Не выпускает меня марька к лесу и всё тут, а силёнок то уже нет, и даже морально волевые заканчиваются.  Ноги руки уже и не чувствуются, ветерок при добром морозе еще тот аттракцион.

Где на лыжах, где на карачках ещё брёл туда, где казалось что-то темнело, но это уже от отчаяния, а не со смыслом, жить то охота, чтоб её! А ветер кружит с толку сбивает, и не ясно то ли я круги на пятаке наматываю, то ли вот вот за краешек леса зацеплюсь.
И когда решил уже, всё!!! Побарахтаюсь пока не упаду, но по инерции, просто «за характер», потому как на пузо ложится, просто не привык. А после ствол под подбородок что б не мучится, это только в книжках замерзать легко…

И тут услышал крик из под ветра, явно женский. Кто то кричал, что то совершенно неразборчивое слышное едва-едва на грани восприятия. За пургой, он скорее ощущался, чем реально слышался.  «Глюк!» попервоначалу решил я, мозги начали сами себя обманывать, что не удивительно. Но крик разорванный на части подвывающим ветром повторился, потом ещё и ещё.

Ощущение что рядом есть люди, а значит тепло и подмога поддали сил, и я насколько это было возможно быстро потащился, боясь только одного что б всё таки это не воображение сыграло со мной злую шутку. Но через минуту ветер снова донёс женский крик, уже гораздо более явственно, и за снежной стеной вроде как мелькнул огонёк, синеватый как от мощного светодиодного фонаря.

Не знаю, сколько уж длилась погоня за голосом  и блуждающим, то появляющимся, то пропадающим фонарём, на тот момент всё слилось в то что бы заставить тело сделать ещё один шаг. С тем же успехом могло пройти несколько часов, так и несколько минут, но была цель, значит есть шанс значит нельзя самого себя предавать. Шаг, шажок, подъём из не вовремя и неловко попавшего под ноги намёта, ещё шажок, огонёк снова мелькнул тусклым маячком… растопить негнущимися холодными пальцами лёд на веках, который уже закрыл зрение… развернуть голову что бы загнать в лёгкие кислорода по максимуму и при этом не потерять направление… выстрелить в воздух…

И вдруг всё пропало, каким то шестым чувством понял, что не будет больше не голоса, не огонька. Пурга и темень остались, мороз остался, а вот маячки мои исчезли. Обида и жуть свернули кишки в холодный узел от ощущения что обманули, от того что надежда мелькнула рядом, махнула крылом и ухмыляясь исчезла в неизвестном направлении.  Но буквально через несколько шагов, я увидел тёмную стену леса, и практически сразу за первыми деревьями наткнулся на зимовьё. Мог в пяти шагах пройти и не заметить, а тут прямо на избушку практически в дверь, аккурат вышел.

Конец простой, зимовьё было «порядочное», то есть у печки лежали наколотые сухие дрова, на столе стояла заправленная керосинка, в ларе лежали продукты, хотя с прошлого сезона явно никто жилухой никто не пользовался. Нашёлся и мощный фонарь сделанный из автомобильной фары, который я едва растопив печку, повесил над дверями, может тот на чей крик я шёл, сам заплутал.  Провьюговав в зимовьюхе ещё два дня, спокойно вышел к своим, предварительно обежав по округе в поисках следов человека который меня фактически с того света вывел. Но никого и ничего не нашёл, хотя пурга-вьюга следочки качественно прячет.
Может конечно и был кто, а может… Только вот кроме того, что потом и продуктов закинув в спасительное зимовьё, и зарядив аккумулятор, и записку благодарственную оставив хозяину, я всё таки и хозяев этой земли поблагодарил, потому как думается мне без их участия не обошлось.

Почему? Да потому что у коллег, работающих на этой же площади, их полевая база стояла буквально в паре десятков вёрст от нас, той же ночью рабочий вышел по нужде. Метров пятьдесят от балка, до сортира, но обратно он не дошёл, нашли его только по окончании вьюги в лесу, километра на полтора от базы он ушёл полуодетый. Непростая видать ночка была, только я вот чем-то хозяевам по нраву пришёлся, а вот он нет. Хотя может оно конечно и суеверия всё это, с совпадениями, кто его знает. Только от себя повторю что, если в тайгу или в тундру занесёт вас судьба, поговорите с хозяевами, и наплевать на понты и на то что кто то в спину съехидничает… От вас не убудет, а хозяевам уважение, глядишь и пригодится.


Рецензии
Добрый день. Интересный язык: наряду с общеупотребительной лексикой много слов употребление которых ограничено территориально, диалектизмов. Построение предложений и сама подача информации напоминает мне романы Мельникова-Печерского. Да и эпизоды, которые Вы даете, отдают стариной.
Прочитала с удовольствием. Спасибо.

Лидия Львовна Васильева   07.05.2021 12:40     Заявить о нарушении
Добрый вечер! Вы знаете, полностью убежден в том, что времена меняются в основном внешне, сюжеты бессмертны. И мне посчастливилось много общаться с людьми которые почти так и разговаривают, а главное мыслят. Ну и немного авторской "приправы" как же без неё))) Спасибо за отзыв.

Аркадьевич   23.02.2022 20:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.