Ситком старые друзья в соавторстве с б. хан

Хряков А. Хан Б.

Рабочее название: «СТАРЫЕ ДРУЗЬЯ»

Жанр: ситком\драмеди

Продолжительность: серия 25 минут

Целевой зритель: 30+
 
СЛОГАН: Всё только начинается…

АННОТАЦИЯ: Сразу после смерти академика Лопухина его  близким друзьям приходят письма. В них покойный завещает каждому из них то, о чем каждый всегда мечтал. Подполковник Гусев получает роскошную дачу Лопухина. Риэлтор Рыбак - контроль над собственной фирмой. А профессор Петряев – вдову академика, Викторию. Женщину, в которую всю жизнь был влюблен.
Но, чтобы завещание вступило в  силу, они должны прежде выполнить  «задания», которые,  с первого взгляда, выполнить абсолютно невозможно. Исполняя последнюю волю умершего друга, больше похожую на странный каприз или издевку, пенсионеры находят в себе неведомые силы, чтобы вновь зажить полной жизнью.

ЧТО ЕСЛИ? Что если списанным с «корабля современности» пожилым, но не растратившим силы людям дать ещё один шанс? Или навязать его насильно?

ИДЕЯ: «Старые друзья» - это ситуационная комедия об абсурдности бытия пожилых людей в условиях огромного мегаполиса. Где  они, выйдя на пенсию, становятся не нужными никому. История о важности борьбы за свое человеческое достоинство, о том, что нельзя сдаваться – никогда и ни при каких условиях. Но, чтобы начать бороться, человеку сначала нужно достучаться до самого себя, до того, что он на самом деле считает важным и правильным. Это история об обретении надежды в ситуации, где все надежды умирают.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: История рассчитана на аудиторию в возрасте 30 лет и выше.  Персонажи в какой-то мере идентифицируются с действующими лицами  из легендарного ситкома "Friends" и, одновременно, э эпическим отечественным фильмом «Старики-разбойники». Любовные и мелодраматические линии найдут отзыв в душах основных зрителей (прежде всего - зрительниц),  а юмор и веселье ситкома смогут аппелировать к семейной аудитории

ЛОКАЦИИ: Традиционные постоянные студийные декорации ситкома.
КВАРТИРА ЛОПУХИНОЙ,
КАФЕ-КОНДИТЕРСКАЯ ГУСЕВОЙ
ОФИС РЫБАКА
КВАРТИРА ПЕТРЯЕВА
КВАРТИРА ГУСЕВЫХ
В каждую новую серию, для разнообразия, - два-три новых недорогих плана, типа КРЕМАТОРИЙ, УПРАВА, ПОЛИКЛИНИКА, КАБИНЕТ ВРАЧА и т.д.


БИБЛИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ:

Профессор Петряев (61) Прообраз: Росс из «Друзей».
Архетип: «НЕВРАСТЕНИК».  Комическая перспектива: ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ЗАНУДА.
Мягкий, обаятельный и (сам этого не понимает) трогательный человек. Его главный недостаток – НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ, связанная с излишней РЕФЛЕКСИЕЙ. Когда-то именно из-за своей нерешительности он никак не мог пригласить на свидание свою одноклассницу Вику, в которую был тайно влюблен. Зато, его по институту Петя Лопухин, на первой же вечеринке, не дожидаясь, когда Петряев их познакомит, подошел к Вике, обаял, рассмешил и… вскоре женился на ней, чем травмировал психику Петряева на всю оставшуюся жизнь.
Петряев органически неспособен лгать. Даже своей невесте он признался перед свадьбой, что не любит её. А - любит Вику, жену друга.  «Ничего, стерпится - слюбится»  - решила невеста. В итоге, профессор Петряев сейчас разведен, взрослый сын живет отдельно, и у Петряева с ним сложные отношения.

Виктория Лопухина (61) Прообраз: Рейчел + Фиби из «Друзей»
Архетип ситкома «НЕ ОТ МИРА СЕГО»+ «МАТЕРИАЛИСТКА»
Комическая перспектива: ВЗБАЛМОШНАЯ, НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ, СТРАННАЯ.
Виктория – признанная красавица, всю жизнь была ею. Никогда ничем не занималась, защищенная зарплатой и заботой мужа. Погруженная в свои мысли и образы, она иногда бывает невероятно наивной, как трехлетняя девочка. (Что иногда позволяет считать ее сумасшедшей, хоть это не так). Добрая, трудолюбивая. Но ужасно непрактичная и беспомощная. Когда они начинают жить с Петряевым, любое ее хозяйственное начинание кончается крахом. Виктория думает, что она - большой знаток искусства (На самом деле все путает и перевирает). Бездетна.

Игнатов Егор, брат Виктории Лопухиной – (56)
Архетип:  «УМНИК»
Работяга, на все руки мастер. В данный момент – ценный сотрудник автосервиса. Собирательный образ русского сметливого мужика. Остер на глазок и язычок – всё замечает и всему дает свою особую оценку. В ситкоме исполняет роль «хранителя» сестры, которую очень любит, не смотря на постоянную иронию, к ней обращенную. Женат на Игнатовой Ляле (эпизодница), которую все ненавидят и боятся – женщина страшной разрушительной силы. Но Егор каким-то непостижимым образом ладит с ней.

Игорь Рыбак, риелтор, (59) Прообраз – Чендлер из «Друзей»
Архетип:  «МАТЕРИАЛИСТ» Комическая перспектива: «АКТЕР АКТЕРЫЧ» Ближайший друг покойного академика Лопухина. Не верит никому и ничему, из-за того что богат. Считает, что за деньги можно купить все и всех. Прирожденный актер, позер. Закончил театральный ВУЗ, и работал в театре, снимался в советских фильмах. Но однажды после загадочного инцидента, о котором не любит распространяться - ушел из искусства, порвал с актерской профессией навсегда. Занялся бизнесом, в чем в итоге здорово преуспел. Рыбак всегда производил и производит магическое впечатление на женщин, чем беззастенчиво до сих пор пользуется. Он ни разу не был женат, объясняя это тем, что он - «закоренелый холостяк». Ближайшие друзья понимают, что здесь дело нечисто.

Полковник в запасе Гусев. (60) Прообраз: Джоуи из «Друзей».
Архетип: «ТУПОЙ»

Гусев – классический советский военный пенсионер, собирательный образ. Прямой и бесхитростный, невероятно честный, без особых запросов. Когда-то мечтал летать, но жизнь сложилась иначе, - в итоге Гусев всю жизнь проработал снабженцем в авиации. Мечту забыл, теперь предел его амбиций — небольшая дачка у реки, на которую Гусев долго и безуспешно копит. Двое детей Гусевых, сын и дочь, живут далеко от родителей, Гусев с ними видится редко. Подозревает, что одного из детей его жена родила от Игоря Рыбака, но до конца в этом не уверен.

Ася Гусева. (58)
Жена полковника Гусева, владелица крохотного кафе-кондитерской в торце дома. Скуповата, практична. Когда-то очень любила своего мужа, сейчас относится к нему скорее как к привычной  законной собственности. Считает Викторию Лопухину избалованной неженкой, которая когда-то «хорошо устроилась». Между Гусевой и её мужем постоянно происходят привычные перепалки, из которых можно сделать неверный вывод, будто супруги друг друга ненавидят. На самом деле—это такой стиль общения, выработавшийся за много лет. Одна из постоянных тем «разборок» – о том, что Ася когда – то «сломала мужу жизнь», не разрешив ему летать.

Турбенбгалылова Имхаль Джалаладиновна – за 60.
Домработница Лопухиных. Женщина с неизвестно каких гор. В случае опасности переходит на свой язык, который никто понять ни в состоянии. Была влюблена в академика, хранит верность его памяти. После смерти Лопухина денег ей перестали платить, но она продолжает исполнять свои обязанности. Почему – никто не знает и это постепенно начинает всерьез беспокоить Петряева.

Леночка Антоненко 22 года Прообраз – сестра-близнец Фиби из «Друзей»
Дальняя и единственная родственница Лопухина.
Абсолютное и трогательное зло.

Душеприказчик Лопухина, 70 с лишним.
Самый загадочный персонаж. Адвокат, который по поручению Лопухина отслеживает, чтобы последняя воля академика была исполнена должным образом. Фактически, «решатель судеб» персонажей. Человек в инвалидном кресле, разговаривающий при помощи специального устройства (как Стивен Хокинг). Производит впечатление бездушного робота, которого невозможно ни подкупить, ни разжалобить.

================================================

Хряков Артем
Борис Хан
«СТАРЫЕ ДРУЗЬЯ»

1. ЛАБОРАТОРИЯ ПЕТРЯЕВА – ДЕНЬ
ПЕТРЯЕВ, ФЕКЛИСТОВ, МАССОВКА
Петряев сидит за своим столом, на лице - выражение упрямого отчаяния. Он громко  читает наизусть текст лекции. Возле него   стоит румяный завлаб Феклистов.
ПЕТРЯЕВ
…В процессе репликации на каждой исходной цепи синтезируется комплементарная дочерняя цепь. Ферменты действуют согласованно, раскручивая витки ДНК, расплетая двойную спираль и добавляя новые основания к каждой из двух строящихся дочерних цепей…
ФЕКЛИСТОВ
Андрей Юрич, ну это просто  смешно. Вы же взрослый человек!
ПЕТРЯЕВ (УПРЯМО, ПОВЫШАЯ ГОЛОС)
Генетическая информация передается с помощью информационной РНК. Длинные молекулы мРНК синтезируются по принципу комплементарности на одной цепи ДНК, а затем переносятся на цитоплазматические рибосомы!
ФЕКЛИСТОВ
Проявите благоразумие, прошу вас!
ПЕТРЯЕВ (ПОЧТИ КРИЧИТ)
Этот процесс называют транскрипцией! И он находится под жестким генетическим контролем!
ФЕКЛИСТОВ(ВЗДЫХАЕТ)
Ну, как хотите.
Мы видим: Петряев сидит, изо всех сил вцепившись руками в края столешницы. Лаборанты поднимают стул вместе с Петряевым. Пытаются оторвать его от стола.
ПЕТРЯЕВ(ОТЧАЯННО)
Последовательность из трех нуклеотидов в молекуле мРНК кодирует специфическую аминокислоту!!! 
Его все-таки отдирают от  стола - и вместе со стулом несут к выходу.
ПЕТРЯЕВ
Сволочи! Тираны! Узурпаторы! А-а-а!
Петряева подносят к двери и выкидывают  в коридор.
2. КОФЕЙНЯ ГУСЕВОЙ – ДЕНЬ
(ЕГОР, АНАСТАСИЯ ГУСЕВА, ГУСЕВ, РЫБАК, ПЕТРЯЕВ)
Шипение кофе-машины, из нее вырывается пар. Егор подручными инструментами ковыряется в агрегате, через плечо заглядывает Анастасия Гусева. Её муж, подполковник в отставке Гусев, набирает одним пальцем в поисковой системе ноутбука. Рыбак, импозантный, хорошо и дорого одетый, с нетерпением барабанит ногтями по столу.
РЫБАК
Долго еще?
АСЯ
Секундочку.
РЫБАК
Полчаса жду, сколько это секундочек?
ГУСЕВ
…Двести! Двести километров по шоссе! Тридцать по грунтовке. Еще пять – пешком. И вот она, моя будущая дача!
РЫБАК (ГЛЯДИТ В МОНИТОР)
Это курятник? А где дом?
ГУСЕВ
Очень уютный.
АСЯ
На его пенсию ничего лучше и не купишь.
ГУСЕВ
Моя пенсия побольше, чем доход от твоего кафе! И, притом, делать ничего не надо!
Кофе-машина шипит, начинает, плюясь, наливать кофе в чашку.
АСЯ
Починил! Егорушка, золотые руки! Починил!
Все смотрят, как кофе льется. Четверть чашки. Половина. Две трети. Полная. В процессе наливки улыбка сползает с лица Аси.
ЕГОР
Там кто-то клапан подвинтил. Чтобы она наливала полчашки. Я исправил.
АСЯ (С САРКАЗМОМ)
Молодец. Вот спасибо тебе.
ЕГОР
Так что, ты это - специально?!
РЫБАК
Я кофе дождусь, наконец?
АСЯ
Игорь, ты не видишь, моя машина заболела?
РЫБАК
Выпью больного.
Егор пододвигает чашку Рыбаку.
АСЯ
Сто рублей.
РЫБАК
Было же пятьдесят? (делает глоток) М-м-м… С пенкой!
АСЯ
Сто пятьдесят.
ЕГОР
Пей молча, не расплатишься.
Колокольчик на двери звонит. Все оглядываются, видят белого, как мел, Петряева. Очки скошены, губы трясутся.
ГУСЕВ
Господи… Что случилось?
ПЕТРЯЕВ
Симфония. С запахом лаванды и если получится… (плачет) Сирени…
3. КАФЕ – ПЕРЕБИВКА – ДЕНЬ
(ЕГОР, АНАСТАСИЯ ГУСЕВА, ГУСЕВ, РЫБАК, ПЕТРЯЕВ, ЛОПУХИН, ВИКТОРИЯ)
Петряев сидит в центре. Рубашка расстегнута, на голове – мокрое полотенце. Все остальные столпились вокруг.
РЫБАК
Кофе, кофе глоточек!
Подносит к губам Петряева чашку, тот делает глоток.
ПЕТРЯЕВ
Сирень, представляете? Я говорю - как сирень? А они…
РЫБАК
Подумаешь! Было бы из-за чего переживать! Наплюй, ты теперь свободный человек!
ГУСЕВ 
Делай, что хочешь! Книжки читай, на даче отдыхай…
ЕГОР
У него нет дачи.
ГУСЕВ
Поехали на мою! (Асе) Налей ему еще кофейку!
АСЯ (В УПОР ГЛЯДЯ НА МУЖА)
Тогда - и у тебя её никогда не будет.
Звенит колокольчик на входе, появляется Лопухин с Викторией.
ЛОПУХИН (ВЕСЕЛО)
Что случилось, ребятки? Отчего паника?
ГУСЕВ
Андрюшу уволили!
ПЕТРЯЕВ
Лаванду! Они сказали – никакой сирени, или… (жест ногой) Я им сказал… (жест рукой). И они меня… (жест ногой)
ВИКТОРИЯ
Я недавно по каталогу купила сумочку лавандового цвета. Распаковала – сиреневый! Обманывают народ, как хотят.
АСЯ
Петя, сделай что-нибудь, ну! Ты же можешь!
Лопухин вынимает телефон, набирает номер.
ЛОПУХИН
Приемная? С министром меня соедините.
ГУСЕВ (ПОЧТИТЕЛЬНО)
С министром!
ЛОПУХИН
Сергей Сергеич! Академик Лопухин. Только что я узнал - профессора Петряева уволили! Это возмутительно! Я требую, чтобы уважаемого, заслуженного ученого немедленно, слышите, сию же минуту…
Лопухин замирает. Опускает руку с телефоном. Валится  на спину и лежит неподвижно. Все оторопело на него смотрят. Виктория неожиданно смеется.
ВИКТОРИЯ (ЛЕЖАЩЕМУ ЛОПУХИНУ)
Обедать пора, Петя. Домработница уже на стол накрыла.
Виктория выходит, колокольчик звякает. Кофе-машина неожиданно начинает работать. Кофе льется через край чашки.
4. ЗАЛ ВЫДАЧИ УРН В КРЕМАТОРИИ
(ЕГОР, ИМХАЛЬ, ВИКТОРИЯ, СЛУЖАЩИЙ КРЕМАТОРИЯ, МАССОВКА)
СЛУЖАЩИЙ
Иванов Иван Агеевич!
Смирные люди сидят на стульях, расставленных вдоль стен. Иванов, встрепенувшись, идет к стойке, где Служащий выдает ему урну с прахом. Иванов расписывается, Служащий ведет с ним негромкий разговор. Доносится тихий голос Служащего «Скорблю вместе с вами!»
Виктория, расположившись в углу и раскрыв косметичку, наводит красоту на красоту. Егор и Имхаль, домработница Лопухиных, поглядывая на нее, говорят вполголоса.
ИМХАЛЬ
Как это не верит?
ЕГОР
Вот так.
ИМХАЛЬ
Муж умер, а она не верит?
ЕГОР
Категорически.
ИМХАЛЬ
Академик Петр Петрович Лопухин, у которого я служу домработницей, умер, а его жена, вернее, вдова – в это не верит?
ЕГОР
Есть такое понятие в психиатрии – замещение. Мозг отказывается признать реальность происходящего.
ИМХАЛЬ
Вам это врач какой-то сказал?
ЕГОР
В интернете вычитал.
ИМХАЛЬ
А к врачу вы ее не водили?
ЕГОР
Посмотри на нее – с ней все в порядке. Только считает, что Петя жив.
ИМХАЛЬ
И долго это будет?
ЕГОР
В интернете написано – пройдет. Когда-нибудь. Возможно.
ИМХАЛЬ
Может, подумаете насчет врача?
СЛУЖАЩИЙ (НЕГРОМКО)
Лопухин Петр Петрович!
Виктория и Егор подходят к стойке. Имхаль сзади. Служащий ставит на стойку медно-латунную сияющую урну.
СЛУЖАЩИЙ (ПОКОРОНО)
Скорблю вместе с вами. Документики приготовьте, пожалуйста.
Егор выкладывает на стойку свидетельство о смерти. Виктория прикасается к урне, отдергивает руку.
ВИКТОРИЯ
Горячая.
ЕГОР
Это она шутит. Где расписаться вдове?
СЛУЖАЩИЙ
Здесь. Скорблю вместе с вами.
Виктория расписывается, Егор упаковывает урну в сумку.
ВИКТОРИЯ
Секундочку. Мне эта штука не нравится. Можно другую?
СЛУЖАЩИЙ
В смысле?
ВИКТОРИЯ
Дайте ту, с края. В ней больше вкуса.
СЛУЖАЩИЙ (ЕГОРУ)
Эта женщина – вдова?
ИМХАЛЬ
Но со вкусом.
СЛУЖАЩИЙ
Я скорблю вместе с вами, но это невозможно.
Виктория выкладывает купюру на прилавок.
ВИКТОРИЯ
А сейчас? (еще одну) А сейчас? (Еще одну) А сейчас?
ЕГОР
Виктория, тормози.
ВИКТОРИЯ
Дело в том, что мой муж, академик Лопухин, ненавидит пошлость. Знаете, что он скажет, если я принесу домой это чудовище?
СЛУЖАЩИЙ
Ваш муж? (Глядит в бумаги) Академик Лопухин… (Указывает дрожащим пальцем на урну с Лопухиным)
ВИКТОРИЯ (ВЫКЛАДЫВАЕТ ПОСЛЕДНЮЮ КУПЮРУ)
Это все. У меня больше нет.
СЛУЖАЩИЙ
Скорблю…
ИМХАЛЬ
Теперь, наверно, не с нами.
ЕГОР (ИМХАЛЬ)
Где принимает психиатр?
5. ИНТЕРЬЕР – КАБИНЕТ НЕВРОПАТОЛОГА
(ЕГОР, ВИКТОРИЯ, ЧУПИНА)
Чупина, молодая, очень симпатичная женщина в белоснежном халате, сидит во вращающемся кресле, положив стройные ножки на стол, и болтает по телефону.
ЧУПИНА
…Зря, нас, подруга, в институте пугали государственным здравоохранением. Я в принципе довольна – отдельный кабинет, соцпакет, стоянка автомобильная у поликлиники… Одно плохо – пациенты достают. Шляются толпами, дома им не сидится. И все сплошь пенсионеры…
В дверь стук, Егор заглядывает и заводит Викторию.
ЕГОР
Нам на прием…
ЧУПИНА (В ТРУБКУ)
Не вешай трубку, я сейчас…
Чупина легко вскакивает, улыбаясь, подходит к Виктории.
ЧУПИНА
А вы мои дорогие пациенты… Что у нас? Что беспокоит?
ЕГОР
У моей сестры умер муж, а она в это не верит. Уже две недели.
ЧУПИНА
Какая прелесть… правда, не верим?
ВИКТОРИЯ
Мой муж обожает сюрпризы и розыгрыши.
Егор показывает Чупиной урну.
ЕГОР
Он сам может подтвердить.
ЧУПИНА
Все ясно. (Егору) Вас я попрошу подождать в коридоре.
ЕГОР
Долго?
Чупина взглядывает на Викторию оценивающе.
ЧУПИНА
Минут десять максимум.
Выставив Егора, Чупина щелкает замком на двери. Внезапным рывком разворачивает и припечатывает Викторию к стене.
ЧУПИНА (ТИХО И СТРАШНО)
Слушай меня, старая, мерзкая, вонючая кошёлка. Если ещё раз… один-единственный раз ты войдешь в дверь этого кабинета… Или подойдешь ближе ста метров… Я отправлю тебя в мой любимый сумасшедший дом. Он стоит на острове, к которому не пристают корабли! Солнце не заглядывает в его окошки! Палаты на шестьдесят человек или одиночки с  мягкими стенами…
ВИКТОРИЯ
Нет.
ЧУПИНА
Смирительные рубашки там снимают на десять минут по субботам, чтоб в туалет сходить! И все пациентки, без исключения - учительницы начальных классов!
ВИКТОРИЯ
О Боже.
ЧУПИНА
Хочешь туда? Хочешь? Хочешь? Хочешь? Хочешь?
ВИКТОРИЯ
Нет.
ЧУПИНА
Что ты сейчас должна сказать?
ВИКТОРИЯ (ТИХО)
Караул.
ЧУПИНА
Последняя попытка. Последняя!
ВИКТОРИЯ (ПОНЯЛА)
Петя умер.
Чупина ослабляет хватку, отстраняется. Она опять милая, обаятельная молодая женщина.
ЧУПИНА
Ну, вот и всё. А мы боялись.
Чупина открывает дверь, из коридора заглядывает Егор.
ЧУПИНА
Прошу, забирайте больную. Вернее, излеченную.
ЕГОР
В смысле?
ЧУПИНА
Ваша сестра здорова.
ЕГОР
Как?
ЧУПИНА
Врачебная тайна. Ну-ка, голубушка!
ВИКТОРИЯ
Петя помер, Егорушка. Помер, помер.
ЕГОР
Потрясающе. А говорят, что наша муниципальная медицина…
ЧУПИНА
Клевещут.
ВИКТОРИЯ
Петя помер.
ЧУПИНА
До свидания, вернее, прощайте! Я уверена – помощь психиатра вам больше не понадобится! Никогда!
Дверь захлопывается за Егором и Викторией. Чупина садится в кресло, закидывает ножки на стол. Берет трубку.
ЧУПИНА
Але. Ты здесь? На чем мы остановились? Да, пенсионеры достают, шляются толпами. Но я со временем с этой проблемой разберусь.
6. ИНТЕРЬЕР - ЛАБОРАТОРИЯ ПЕТРЯЕВА
(ПЕТРЯЕВ, ФЕКЛИСТОВ, ВИТЯ, ЛАБОРАНТКА)
Лаборантка, сидя перед монитором Петряевского компьютера, жмет на клавиши. Возникают разнообразные и трогательные фотографии котят. Феклистов стоит над ней.
ЛАБОРАНТКА (УМИЛЕННО)
Ой.
ФЕКЛИСТОВ
Не то.
ЛАБОРАНТКА (ЩЕЛК)
Ой.
ФЕКЛИСТОВ
Опять не то.
ЛАБОРАНТКА (ЩЕЛК)
Ой!!!
ФЕКЛИСТОВ
Где же то?
Феклистов осекается, подняв голову и увидев Петряева. Лаборантка, засмущавшись, выскальзывает из-за стола, отходит.
ПЕТРЯЕВ (ФЕКЛИСТОВУ)
Я хотел бы забрать свои вещи.
ФЕКЛИСТОВ
Их надо поискать.
ПЕТРЯЕВ
Где?
ФЕКЛИСТОВ
Вероятнее всего – в мусорном баке на улице.
ПЕТРЯЕВ
Научный ежедневник в мусорном баке? Дневник исследований? Ручка, которую мне подарил лауреат нобелевской премии Зигмунд Шульц?
ФЕКЛИСТОВ
В последнем журнале «Вестника Химии» высказано предположение, что нобелевку Шульцу дали ошибочно.
ПЕТРЯЕВ
Я сел за этот стол в восемьдесят втором году. Вы, наверно, только пошли в школу.
ФЕКЛИСТОВ
Но я уже тогда мечтал стать биохимиком.
Петряев указывает на стол с пробирками.
ПЕТРЯЕВ
Не сомневаюсь! Чтобы взбалтывать духи с феромонами, для путан!  А когда-то я за этим столом  ДНК древесной лягушки выделил, первый в мире!
ФЕКЛИСТОВ
А две недели назад переговоры с Роскосметикой провалили. А месяц назад коллеге из «Лореаля» формулу «Осенней сказки» выдали. Безвозмездно!
ПЕТРЯЕВ
Позвонили и попросили! Ученые должны сотрудничать друг с другом!
ФЕКЛИСТОВ
Вот Лореаль и насотрудничал уже миллионов на десять с вашей помощью! А я не могу найти в вашем рабочем компьютере доказательств, что эта формула принадлежала нам!
ПЕТРЯЕВ
Ищейка из вас еще хуже, чем биохимик.
ФЕКЛИСТОВ
Лена! Выведи этого человека на улицу и отбери у него пропуск! Я не желаю вас больше видеть, профессор!
ПЕТРЯЕВ
Ловлю на слове.
Феклистов, пылая, выходит. Лаборантка подносит Петряеву картонную коробку.
ЛАБОРАНТКА
В вашем компьютере нет записей. Они здесь. В ежедневнике, правда? И в дневнике исследований.
Петряев заглядывает в коробку.
ПЕТРЯЕВ
Все здесь. Даже ручка Зигмунда Шульца…
ЛАБОРАНТКА
В справедливости присуждения которому нобелевской премии никто из нормальных ученых не сомневается.
ПЕТРЯЕВ
Вы почему мне помогаете, Леночка?
ЛАБОРАНТКА
Только не говорите никому…
Лаборантка, приблизившись, как лань, поворачивает голову. Петряев нюхает ее шею, улыбается.
ПЕТРЯЕВ
«Осенняя сказка»… А ничего запашок, верно?
ЛАБОРАНТКА
Вы мне, профессор, личную жизнь наладили.
ПЕТРЯЕВ
Хотя бы вам… (Достает из ящика письмо) А это что?
ЛАБОРАНТКА
Пришло сегодня на ваше имя, я положила в коробку.
ПЕТРЯЕВ
Это же… От моего близкого друга, академика Лопухина!
ЛАБОРАНТКА
Который умер недавно?
ПЕТРЯЕВ
Мы дружили с ним всю жизнь, с детского сада… И он за всю жизнь не написал мне ни одной строчки!
7. КАФЕ ГУСЕВОЙ – ДЕНЬ
(ГУСЕВ, АСЯ ГУСЕВА, ПОСЕТИТЕЛЬ, МОЛОДАЯ ПАРА)
Гусев за стойкой обслуживает небольшую очередь из трех человек.
ПОСЕТИТЕЛЬ
Чашку кофе.
ГУСЕВ
Еще? Вы ведь уже одну выпили.
ПОСЕТИТЕЛЬ
Две, это третья.
ГУСЕВ
Не будет ли перебора для вашего мотора? Хо, стихи!
ПОСЕТИТЕЛЬ
Сам беспокоюсь… Но больно он у вас вкусный… За такие ерундовые деньги…
Гусев дергает рычаг, кофе-машина льет струю в чашку. Заходит Гусева.
АСЯ
Тебе письмо. Нашла в почтовом ящике. От академика Лопухина.
ГУСЕВ
Он мне никогда не писал.
АСЯ
Тебе никто никогда не писал.
ГУСЕВ
Он ведь умер? Что он мог мне написать?
АСЯ
Наверное,  «догоняй». Открой да прочти!
Гусев отходит, садится за столик, вскрывает письмо. Ася очаровательно улыбается Посетителю.
АСЯ
Что желаете?
ПОСЕТИТЕЛЬ
Мою чашку кофе.
АСЯ
Сто рублей.
ПОСЕТИТЕЛЬ
Было пятьдесят.
АСЯ
Кто вам сказал?
ПОСЕТИТЕЛЬ
Вот этот человек.
АСЯ
О чем вы, этому человеку впервые письмо написали.
ПОСЕТИТЕЛЬ
Почему же он стоит за прилавком?
АСЯ
Вот и я о том же. (УЛЫБАЕТСЯ) Сто рублей, пожалуйста.
Посетитель, пожав плечами, расплачивается, отходит от прилавка.
АСЯ
Слушаю, молодежь?
ЮНОША
Две чашки кофе и две слойки.
Ася дергает за рычаг, кофе льется.
АСЯ
Двести сорок рублей.
ЮНОША
Это в честь чего?
АСЯ
В честь нашей встречи, дорогой.
ЮНОША
Мы два года ходим к вам на кофе! И всегда чашка стоила пятьдесят! Мы постоянные клиенты! Мы… мы… мы…
АСЯ
Как скажешь, дорогой!
Ася ловко подставляет под льющуюся струйку вторую чашку. В результате получается две ровных половинки.
АСЯ
С вас сто сорок рублей. Витя, принеси слойки из подсобки.
Ася поворачивается к мужу и застывает. Он сидит, держа листок со строчками в дрожащих руках, глаза его выпучены.
ГУСЕВ
Дача.
АСЯ
Что?
ГУСЕВ
Академик Лопухин подарил мне свою дачу. Петр Петрович Лопухин подарил мне дачу на водохранилище… И катер!
АСЯ
За просто так?
ГУСЕВ
Нет! С условием!
8. ИНТЕРЬЕР – ГОСТИННАЯ В КВАРТИРЕ ЛОПУХИНЫХ
(ЕГОР, РЫБАК, ГУСЕВ, АСЯ ГУСЕВА, ПЕТРЯЕВ)
Все бледны, взволнованы. Больше всех – Рыбак. Он, сорвав галстук, ходит по гостиной, размахивая письмом.
РЫБАК
Если есть здесь нормальный человек, пусть объяснит, что за условие такое? Чтобы я создал о Лопухине  мюзикл и сыграл в нем главную роль!
ПЕТРЯЕВ
А иначе?
РЫБАК
Иначе Петя меня обанкротит!
ПЕТРЯЕВ
Каким образом? Петя умер?
РЫБАК
Но дело его живет! В смысле – наше дело. В смысле – наша фирма.
АСЯ
В смысле – ваша? Твоя фирма не твоя, а…
РЫБАК
Да, да, да! Двадцать лет назад, когда я начал неудачно, и меня разорили…
АСЯ
Это когда ты приходил сюда и плакал?
ЕГОР
Это когда Петр квартиру и машину для тебя продал?
РЫБАК
Да, в тот вечер я плакал.
АСЯ
И до него.
РЫБАК
Может, разок или два.
АСЯ
Два месяца подряд.
РЫБАК (ПЕРЕБИВАЕТ)
Словом, он купил у меня фирму. И нанял меня директором. И дела пошли хорошо. Потом - очень хорошо. Потом…
ЕГОР
Потом - денег ты ему так и не вернул.
РЫБАК
Откуда знаешь?
ЕГОР
А ты все время плакал, когда его видел. Каждый раз.
РЫБАК
И что? Чтобы он этим воспользовался? Поймал меня на самом нелепейшем, какое можно придумать, условии?
АСЯ
Нам Петенька придумал покруче.
РЫБАК
В смысле?
Гусев достает свое письмо.
ГУСЕВ
Он подарит мне свою дачу если…
ПЕТРЯЕВ
Если?
АСЯ
Если Витенька собственноручно развеет его прах над Москва-рекой.
РЫБАК
Это роскошное условие! Предлагаю махнуться не глядя!
АСЯ
И чтобы Витенька при этом управлял спортивным самолетом.
РЫБАК
Предложение снимается.
ГУСЕВ
Зачем он так, братцы? Петя же был хороший человек! Зачем он так с нами? С лучшими его друзьями? Это же… невыполнимо!
ЕГОР
Почему невыполнимо? Витя, ты же подполковник авиации в запасе! А ты, Игорь – дипломированный актер!
РЫБАК
Я неудачник! Бездарь! Я в дипломном спектакле цилиндр вместе с париком снял! После института ни в один театр не устроился! Меня даже в драмкружок при ЖЕКЕ не приняли, а я им ремонт подъезда оплатил!
ЕГОР
А ты, Витя?
ГУСЕВ
Я, Егорушка… не летал ни разу. Штурвала в руках не держал.
ЕГОР
Как это летчик – и не летал?
АСЯ
Я запретила. С этим условием замуж и вышла – чтобы к самолету близко не подходил.
ГУСЕВ
Вот я по ГМС и двинул. По горюче-смазочным материалам… Вплоть до пенсии…
ЕГОР
Значит, теоретически это все-таки выполнимо? И мюзикл, и полет над Москва-рекой? Андрюша, ты как ученый, подтверди!
ПЕТРЯЕВ
Только теоретически. В очень слабой степени.
РЫБАК
А ты что сидишь тихонечко? Ты ведь тоже получил от Петьки письмо?
ПЕТРЯЕВ
Получил.
АСЯ
И что там, что?
Петряев достает письмо, глядит на него. Встает, уходит в комнату Виктории.
9. КОМНАТА ВИКТОРИИ – ВЕЧЕР
(ВИКТОРИЯ, ПЕТРЯЕВ)
Петряев стучит в дверь, приоткрывает.
ПЕТРЯЕВ
Можно?
ВИКТОРИЯ
Петя помер, Андрюшенька, помер!
ПЕТРЯЕВ (ЗАХОДИТ)
Он мне письмо написал, Вика.
ВИКТОРИЯ
Как же письмо, если он помер?
ПЕТРЯЕВ
Я прочту. (Читает) Андрюша, дружище, ты всю жизнь любил мою жену, а я всю жизнь ценил твою порядочность, мужественность и… тут он меня хвалит…
ВИКТОРИЯ
Петенька добрый человек.
ПЕТРЯЕВ (ЧИТАЕТ)
…Я поручаю Викторию твоим заботам. Она не имеет о практической жизни ни малейшего представления, так как никогда не работала, не вела домашнее хозяйство, даже радости материнства ей Бог не дал. Впрочем, как и большого ума. А в последние годы крышу у нее совсем, как мне кажется… Тут он тебя хвалит…
ВИКТОРИЯ
Очень добрый.
ПЕТРЯЕВ (ЧИТАЕТ)
…Если ты сделаешь Викторию счастливой, то я завещаю тебе все мои исследования по ДНК.
ВИКТОРИЯ
Это будет хорошо?
ПЕТРЯЕВ
Не то слово. Если объединить их с моей работой, получится фундаментальный труд… я прославлюсь на весь мир! Правда, это специфический мир, про меня узнает человек пятьдесят, но каких! Один Зигмунд Шульц чего стоит! (Спохватывается) Но мне этого ничего не надо, потому что я… я действительно люблю тебя, Виктория. Очень люблю. Очень давно. Так давно, что уже и не помню начала.
ВИКТОРИЯ
Я знаю.
ПЕТРЯЕВ
И поэтому… Поэтому… Ну, ты понимаешь, поэтому…
Виктория нежно гладит Петряева по щеке.
ВИКТОРИЯ
Жалко, что Зигмунд Шульц не узнает, какой ты молодец!
ПЕТРЯЕВ
Ты мне отказываешь?
ВИКТОРИЯ
Я не могу иначе, Андрюша!
ПЕТРЯЕВ
Почему?
ВИКТОРИЯ
Что мы скажем Петеньке?
Петряев глядит на нее, видит незамутненный взор.
ПЕТРЯЕВ (ОСТОРОЖНО)
Но ведь Петя… Ты понимаешь, что Петя…
ВИКТОРИЯ
Да, Петя помер, помер.
ПЕТРЯЕВ
Тогда я не понимаю…
ВИКТОРИЯ
Помнишь, когда он в первый раз помер? Первого мая тысяча девятьсот шестьдесят второго года… 
ПЕТРЯЕВ
Ты имеешь в виду…
ВИКТОРИЯ
Мы все ждали Петю за праздничным столом, а он позвонил в дверь, лег на лестничной клетке и притворился, что помер?
ПЕТРЯЕВ
Тебе тогда неотложку вызывали.
ВИКТОРИЯ
Второй раз он помер через двенадцать лет, на мой день рождения…
ПЕТРЯЕВ
Тогда ты просто два часа в истерике билась, с валидолом…
ВИКТОРИЯ
Потом он стал стареть, помирать стал чаще. Я пугалась все меньше и меньше, потом вообще перестала.
ПЕТРЯЕВ
Действительно, чего бояться!
ВИКТОРИЯ
Ты умный человек, Андрюшенька, и ты понимаешь, что если Петенька на моих глазах раз пятнадцать помирал, то он, в конце концов, для меня стал…
ПЕТРЯЕВ
Понимаю. Бессмертным.
Петряев выходит из комнаты Виктории.
10. ГОСТИННАЯ ЛОПУХИНЫХ
(ЕГОР, РЫБАК, ГУСЕВ, АСЯ ГУСЕВА, ПЕТРЯЕВ)
Петряев выходит из комнаты Виктории, кидает свое письмо на журнальный столик.
ПЕТРЯЕВ
Я отказываюсь. У меня ничего не получится.
РЫБАК (КИДАЕТ СВОЕ ПИСЬМО ТУДА ЖЕ)
И я!
АСЯ
И Витенька!
Ася выхватывает письмо из рук Гусева и кидает к другим.
РЫБАК
Это невыполнимо! Это невыносимо! Я в суде этот бред опротестую!
ГУСЕВ
А может, это просто розыгрыш? Петька ведь обожал шутки и приколы!
РЫБАК
Ага, и под конец Петя окончательно прикололся!
ГОЛОС ЛОПУХИНА
Обгадились, пацаны?
Все застывают. Сидевший тихо Егор разворачивает ноутбук, стоящий на столе. Идет видеозапись. Берег реки или озера, закат, невероятная красота. Потрескивает костерок, закипает уха. Академик Лопухин помешивает веточкой уху, иронично глядя на своих друзей с монитора.
ЛОПУХИН
Замарали, как говорится, подгузники?
РЫБАК (ПЛАЧЕТ)
Петя! Петенька!
АСЯ
Игорь, это не он, это запись!
РЫБАК
Рефлексам не прикажешь.
ГУСЕВ
Петя, почему ты нам ничего не сказал?
ЛОПУХИН
Ненавижу сопли и нытье. Поэтому когда я узнал, что сердце мое неоперабельное и пересадка невозможна, я написал эти письма, чтобы позаботится о вас.
РЫБАК
Оставить меня нищим, - это позаботится?
АСЯ
А поманить Витеньку своей роскошной дачей, зная, что он и свинарник купить не может? Это как называется?
РЫБАК
И у Андрюшки… Что там у тебя?
ПЕТРЯЕВ (УКАЗЫВАЯ НА ЭКРАН)
Он в курсе.
ЛОПУХИН
Вы самые дорогие мне люди. Любимые друзья. Сердце мое разрывалось последние годы, когда я наблюдал, как вы стареете, дряхлеете и превращаетесь в обыкновенных старых пердунов.
ГУСЕВ
Но-но, полегче!
ЛОПУХИН
Я не сомневался, что вы откажетесь. Это естественно, когда на месте мужества вырастает трусость, на месте острого ума – коллекция бытовых правил, на месте совести…
ПЕТРЯЕВ
Что? Что на этом месте?
Лопухин отворачивается, глядит на озеро.
ЛОПУХИН
Как прекрасна жизнь! Я прожил свою всю, выпил досуха. Я жил, а не существовал. Я не виню вас, ребята. Я люблю вас, мои дорогие. О, у меня, кажется, клюет!
Лопухин лезет через туристское место…
Запись застывает – Лопухин улыбается, протягивает руку в сторону заката.
Гусев берет свой конверт.
ГУСЕВ (АСЕ)
Пошли домой.
АСЯ
Витенька, мы решили…
Оборвав себя под колючим взглядом мужа, Ася выходит вслед за ним.
Рыбак, поколебавшись, берет свое письмо.
РЫБАК
Для суда. Чтобы адвокат ознакомился.
Рыбак выходит.
11. ГОСТИННАЯ ЛОПУХИНЫХ
(ВИКТОРИЯ)
Глубокая ночь.
Из своей комнаты появляется Виктория. Проходя мимо журнального столика, видит на мониторе ноутбука застывшую картинку с Лопухиным.
Виктория садится на диван. Улыбается.
ВИКТОРИЯ
Здравствуй, Петя.


Рецензии