Социальная парадигма и ее реализация

(наброски)

ПРОГРЕССИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ЕЕ АНТИПОДЫ

«России нужна новая национальная идея, которая должна сплотить всех россиян», - примерно такая фраза прозвучала из уст Бориса Ельцина в последний период его президентства, и, словно с цепи сорвавшись, иные политики и политологи бросились на телеэкраны и страницы газет искать эту идею. Затем о ней все «вдруг» забыли (пиаровский заряд иссяк). Но новая затяжная кавказская война с ее несомненными зарубежными «спонсорами» вновь и вновь напоминает российскому обществу об актуальности поставленной задачи.

Прежде всего, уточним смысл понятия «национальная идея».

Во-первых, что такое социальная идея вообще. Представляется, что это своего рода комплекс целей, сформулированных, продекларированных и принятых социумом (в лице тех его слоев, которые определяют, в основном, его функционирование) в качестве основных, генеральных, для данного социума на данном историческом этапе.

Из ельцинской фразы видно, что в данном контексте термин «национальная идея» имеет смысл вовсе не этнический, а социально-геополитический, то есть означает объединяющую все общество идею, относящуюся не к отдельному этносу, а ко всему населению России как геополитической единицы. Иными словами, значения слова «национальный» в данном контексте то же, что и в словосочетаниях «национальное законодательство» и «национальные интересы».

В принципе, национальная идея – это некая разновидность поведенческого императива, только применительно к поведению людей не в жизни в целом, а в сфере их социального функционирования. И, точно так же, как «обычные» поведенческие императивы неизбежно сменяются при переходе от одной фазы этногенетического цикла к следующей, сменяют друг друга и национальные идеи. Поэтому, чтобы понять, какая объединяющая общество идея нужна сейчас России, имеет смысл вновь обратиться к геополитической подоплеке, а также учесть то, на какой стадии этногенетического цикла находится российский этносоциум.

Как уже отмечалось, на международной арене любая геополитическая единица (как правило, отдельная страна) существует в конкурентной среде, где идет - в той или иной форме - постоянная борьба за обладание полезными ресурсами и продуктами. В том числе – идет конкурентная борьба за человеческий потенциал, в ходе которой конкуренты так или иначе стараются привлекать на свою сторону наиболее развитых и перспективных представителей друг друга, в первую очередь – предлагая им лучшие условия для деятельности, проживания и самореализации.

В зависимости, прежде всего, от процессов внутри геополитических единиц, соотношение сил между ними не остается постоянным. Ослабевшие страны теряют свои позиции на международной арене и становятся «кормушкой» (источником ресурсов) для более сильных. В результате – более быстро (по сравнению с тем, как это было бы при прочих равных условиях без «выкачивания» ресурсов из страны «наружу») падает уровень жизни большинства населения страны-«кормушки», что вначале приводит к росту внутренней напряженности, а при переходе через некий критический предел ; к смене политического режима. И если это не закончится фактическим исчезновением этой страны с геополитической карты мира и, соответственно, исчезновением ее этносоциума и заменой его другими, то, в конечном счете, к власти в стране придут те, кто окажутся способны мобилизовать оставшиеся внутренние ресурсы общества, во-первых,  на защиту от внешней экспансии и, во-вторых, на восстановление такого геополитического положения, которое достаточно надежно предохраняло бы от этой экспансии в будущем. Как правило, достижение этих целей требует отвлечения значительных внутренних ресурсов, остаток которых и без того скуден. Кроме того, как только страна-«кормушка» начнет «роптать», вокруг нее тотчас же будет установлен «железный занавес» (если, конечно, не будет предпринята открытая военная агрессия). Причем этот «занавес» неизбежно будет установлен с обеих сторон: извне - для предотвращения возможных попыток «возроптавшей» страны  использовать внешние ресурсы для восстановления своего геополитического положения, изнутри - для прекращения дальнейшего выкачивания ресурсов из «кормушки». Все это сделает неизбежным дальнейшее падение уровня жизни населения («затягивание поясов»), и остановить этот процесс можно будет не раньше, чем будет достигнута требуемая геополитическая устойчивость. Поэтому-то на этот период особенно необходима идея, восприняв которую, народ согласится на необходимые жертвы для того, чтобы в недалеком будущем «зажить лучше» .

Предположим теперь, что бывшей стране-«кормушке» удалось восстановить необходимое геополитическое положение. В истории нередки случаи, когда на волне общественного энтузиазма, незаметно превратившегося в национал-шовинизм, обретшая силу страна сама превращается в агрессора («Даешь Варшаву! Дай Берлин!» - Уж врезались мы в Крым!). И здесь вновь нужна общественная идея, способная остановить это безумие, ибо нельзя по-другому расценивать стремление превысить предел геополитической устойчивости, нарушить равновесие между притязаниями и реальными ресурсами, поскольку нарушение такого равновесия рано или поздно неизбежно приведет к краху очередной империи с полной утратой ее геополитических позиций.

Кроме того, в период «затягивания поясов» и мобилизации ресурсов, когда страна представляет собой своего рода «единый военный лагерь», неизбежно усиление роли государства, значительное снижение уровня свободы личности, гражданских прав и свобод, фактическое свертывание функционирования большинства демократических институтов (для их деятельности просто нет ресурсов, да и времени на реализацию демократических процедур в такой исторический период также, как правило, нет: государственные решения должны приниматься оперативно). Мало того, что это таит в себе опасность излишнего подавления личности государством. Гораздо опаснее то, что длительное отсутствие или бездействие цепей обратной связи (то есть тех самых демократических институтов) не менее опасно для устойчивости социума, чем езда на велосипеде по шоссе с закрытыми глазами и залепленными ушами. Поэтому, чтобы препятствовать излишнему «огосударствлению» общественной жизни, в обществе должна действовать своего рода идеологическая «прививка» в виде идеи ценности, важности и необходимости максимально допустимого (по геополитическим условиям) уровня демократизации внутренней общественно-политической жизни.

Таким образом, любому этносоциуму жизненно нужна идея, которая:

во-первых, была бы идеологической базой для сплочения общества и мобилизации его ресурсов на достижение и удержание тех геополитических позиций,  которые необходимы для нормального внутреннего развития,

во-вторых - играла бы роль достаточно надежной «антиимперской прививки», особенно если этносоциум уже прошел свою стадию пика пассионарности и поэтому не имеет больших шансов на расширение своего ареала

в-третьих - предотвращала бы дрейф в сторону установления в стране тоталитарного политического режима

и в четвертых - отражала бы историческую необходимость социального прогресса.

В целом же это то, что можно назвать прогрессивно-патриотической идеей.

Итак, прогрессивно-патриотическая идея - это идея всемерного способствования со стороны каждого члена этносоциума (в особенности - если он принадлежит к какой-либо общественной элите) обретению им (этносоциумом) устойчивого и благоприятного геополитического положения как необходимого условия развития его (этносоциума) производительных сил, наращивания интеллектуального и культурного потенциала, улучшения качества жизни и повышения внутренней общественно-политической и экономической устойчивости за счет последовательной демократизации общественной жизни в необходимой и целесообразной степени.

Поскольку, как видно из предыдущих рассуждений, прогрессивно-патриотическая идея ориентирована преимущественно на внутреннее совершенствование, то она естественным образом характерна (или, точнее, оптимальна) для определенного участка этногенетического цикла данного этноса. Конкретно – для его ниспадающей ветви (еще точнее – для фазы пассионарного надлома и инерционной фазы). То есть, она также не является универсумом.


В геополитическом разрезе антагонистами прогрессивно-патриотической идеи являются, с одной стороны, космополитические идеи полной либерализации геополитических отношений в глобальном масштабе, а с другой стороны - вульгарно-патриотические, национал-шовинистические, имперские идеи. Во внутриполитическом же разрезе ее антагонистами являются, с одной стороны, либерал-анархистская идея, а с другой стороны - патерналистская идея господства государства над гражданами.

Чересчур либеральные геополитические идеи утопичны, поскольку игнорируют объективную сущность геополитических процессов. Они весьма опасны, так как объективно являются идеологической «пятой колонной», с помощью которой одни геополитические группировки борются с другими аналогичными группировками, стремясь идейно их обезоружить. Однако и имперская идея столь же опасна, ибо это также неизбежно приводящая к краху утопическая идея полного или почти полного господства в мире одной геополитической единицы, причем далеко за пределами ее геополитической устойчивости. Вульгарный квасной патриотизм, национализм - это вообще удел бескультурных пещерных ксенофобов, тянущих современное общество в каменный век и недостойных называться современными людьми. Это о таком «патриотизме» выдающийся писатель-гуманист Виктор Гюго сказал: «Патриотизм - последнее прибежище негодяя».

Опасность либерал-анархистских идей состоит в том, что они препятствуют осуществлению государством своих функций по временной концентрации и мобилизации внутренних ресурсов общества на достижение необходимых геополитических целей, возводя личную свободу и личные права  в некий абсолют, независимо от конкретной ситуации. Патерналистская же идея, напротив, фактически отрицает объективную целесообразность установления эффективного общественного контроля за деятельностью государственных структур, мешает созданию, укреплению и функционированию социальных институтов, призванных обеспечивать внутреннюю стабильность общества.

Если в обществе возобладает прогрессивно-патриотическая идея, то это может обеспечить ему максимально благоприятные (из возможных) условия существования в мировом сообществе и, следовательно, наиболее благоприятные внешние условия внутреннего развития.


2003 г.

Самое главное препятствие в укоренении общенациональной идеи в современной России - это глубочайшее социально-классовое расслоение, которое носит не только имущественный, но и социокультурно-ментальный характер. Оно настолько глубоко и взаимно конфронтационно, что реально угрожает системной устойчивости российской нации и, соответственно, самому ее существованию. И преодоление этого - историческая задача российских общественных элит. И от того, насколько они с этим справятся, зависит будущее российской нации. Поэтому-то попытка пропагандирования прогрессивно-патриотической идеи в наиболее трезвомыслящих кругах российской общественной элиты - едва ли не последний шанс предотвращения российской национальной катастрофы. Насколько удастся его использовать - покажет жизнь. (декабрь 2012 г.)

Резюме данной главы:

1. В современном политическом понимании национальная идея - это идея, призванная объединить весь этносоциум на данном историческом отрезке в деле достижения наиболее значимой для него в дан-ный момент цели.

2. Прогрессивно-патриотическая идея имеет серьезные основания считаться наилучшей из возможных национальных идей с точки зрения стратегических интересов этносоциума.

3. Прогрессивно-патриотической идее в общественном сознании могут противостоять различные идеи-антиподы, что требует проведения соответствующей разъяснительной и пропагандистской работы.

ПРОГРЕССИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА
Представляется обоснованным определить социальную парадигму как своего рода сплав   соответствующей идеологии и действий (в том числе политических), направленных на ее реализацию. Соответственно, можно выделить следующие составляющие социальной парадигмы:

а) идеология как целостная совокупность (система) представлений о целях, задачах и методах сознательных (осознанных) социально значимых действий членов этносоциума;

б) политика как комплекс мер, осуществляемых соответствующими руководящими социальными институтами и направленных на:

- создание условий, побуждающих субъектов социально значимой деятельности (людей, иных субъектов экономической и другой социально значимой деятельности) к совершению действий, способствующих достижению поставленной, согласно данной идеологии, генеральной цели (комплекса целей), а также на устранение препятствий им в этой деятельности;

- непосредственную организацию и проведение тех или иных мероприятий, способствующих достижению тех же целей;

в) организованные (совместные либо согласованные) действия субъектов социально значимой деятельности, направленные на достижение указанных выше целей;

г) самостоятельные действия отдельных субъектов социально значимой деятельности, направленные на достижение указанных выше целей.

Прогрессивно-патриотическая социальная парадигма может быть определена как социальная парадигма, основанная на прогрессивно-патриотической идее. В идеале, в рамках этой парадигмы вырабатывается соответствующая ей государственная внутренняя и внешняя политика, политика (стратегия и тактика) отдельных социальных структур, а также определяются (через индивидуальное сознание) и реализуются линии индивидуального поведения отдельных членов общества. Очевидно, что чем больше и то, и другое, и третье будет соответствовать этой парадигме, тем больше будут возможности данного этносоциума иметь наиболее благоприятные условия для своего существования, быть более устойчивым к неблагоприятным для него возмущениям и более успешно развиваться. Соответственно, будут иметь место наиболее благоприятные условия для жизни людей в таком обществе.

Резюме данной главы:

1. Социальная парадигма - это единство идеологии, политики и действий членов общества.

2. Прогрессивно-патриотическая парадигма - оптимальный вариант социальной парадигмы с точки зрения стратегических интересов этносоциума и обеспечения наиболее благоприятных условий его членам.


2003 – 2012 г.г.


Послесловие :
1. (2012 г.):

Либерализм, национализм и левая идея - суть идеалы, то есть то, к чему можно стремиться, но нельзя достичь. Иными словами - это социальные утопии. И любая попытка реализации утопии на практике приводит к социальной катастрофе. Но во всех трех идеологиях есть здравые элементы. Анализ показывает, что они (эти здравые элементы) , несмотря на кажущийся антагонизм, могут быть системно объединены в прогрессивно-патриотической идее и построенной на ее основе прогрессивно-патриотической социальной парадигме. В свою очередь, прогрессивно-патриотическая идея имеет в своей основе два неоспоримых факта:

1) любому человеку наиболее комфортно существовать в своей родной этносоциальной среде, и поэтому она представляет для него реальную ценность, что является объективной основой патриотизма;

2) этносоциумы в глобальном масштабе находятся в конкурентной борьбе за ресурсы, в том числе - за человеческий ресурс. Поэтому они вынуждены соревноваться друг с другом в создании внутри себя более привлекательных условий для проживания наиболее перспективных индивидуумов. Это создает необходимость прогресса. А для прогресса нужна достаточная свобода (элемент либерализма) и достаточная социальная защита для исключения потерь человеческого ресурса в сложных ситуациях (социалистическая идея).

Вот таким образом в рамках прогрессивно-патриотической идеологии объединяются здоровые элементы трех, казалось бы, несовместимых идеологий.


2. (янв. 2013 г.):

Прогрессивно-патриотическая идея также не является универсумом, а характерна (или, точнее, оптимальна) для определенного участка этногенетического цикла данного этноса. Конкретно – для его ниспадающей ветви (еще точнее – для фазы пассионарного надлома и инерционной фазы).


Рецензии