Предчувствия, колокола и прочее 9

Прошло три месяца с поездки в монастырь. Маша услышала вновь колокольный звон. Тихий, мелодичный, радостный. Только звон большого колокола, любимца Кирилла, иногда добавлял немного грустные ноты. Но это не тревожило, просто предупреждало о чём-то, что вот-вот должно произойти. Но длилось это предупреждение больше месяца. С каждым днём становясь всё громче. И однажды позвонил Кирилл. Звонок раздался во второй половине дня:
- Маша, здравствуй, - голос одноклассника был весёлым. Не дав даже Маше ответить на приветствие, он сказал:
- Марусь, если можешь сегодня приехать, приезжай, в больницу.
- Ты в больнице?
- Да.
- Судя по голосу, ты не болен.
- Здоров, как бык!
- Так, ты меня заинтриговал. Спрашивать по телефону, что случилось, не буду. Еду. Через 40 минут буду. А где тебя там искать?
- В кардиологии, где Олег лежал. Сразу в ординаторскую проходи.

Как удачно сложилось: сегодня у неё выходной день, свободна, как ветер. У автобусной остановки старая женщина продавала колокольчики – белые, голубые, фиолетовые. Они были так радостны! Маша, не задумываясь, купила  сразу все. Тут же подошёл автобус, едущий как раз к больнице.

Сдерживая нетерпение, Мария шла по длинному коридору кардиологического отделения, держа цветы на руке, как ребёнка. Постучав в дверь, она вошла. В большом помещении было несколько столов, у одного из которых сидели царица Тамара и мужчина в белом халате. Тамара была радостна, махнула рукой Маше, мол, заходи. Они успели познакомиться, пока Олег был на положении больного в этом отделении. Мужчина поднялся и повернулся в сторону двери. Это был Кирилл!
- Кир, ты!.. – Маша задохнулась. – Ты теперь будешь здесь работать? Врачом?

Он шагнул к ней, раскинув руки, словно хотел обнять её. Обхватил её двумя руками, как медведь, оторвал от пола, закружил. А когда поставил на пол, поцеловал в щёку и сказал:
- Машка, Маруся, сон оказался в руку. Или, как это ещё называется, вещим?
- Расскажешь?
- Обязательно, сейчас ещё Олег с Иваном подойдут, будем пить чай по поводу моего возвращения в медицину.

Маша чуть не завизжала от радости. Как девчонка. Дверь у неё за спиной резко распахнулась, и в ординаторскую ввалились, как два медведя, Олег с молодым коллегой. Сразу поднялся шум, радостные возгласы. Кирилл был в центре внимания. Мужчины по очереди обняли его, хлопали его по плечам, выражая свою искреннюю радость.
- Давайте пить чай, - Тамара, как хозяйка, расставляла на столе чашки, разливала чай. Из холодильника извлекли торт.

Усевшись за стол, все в один голос потребовали подробностей возвращения Кирилла в медицину.

И Кирилл стал рассказывать:
- Где-то через год после моего появления в монастыре отец Николай познакомил меня с одним из прихожан. Ничего не сказал, кто он, чем занимается. Просто сказал, что общение с прихожанами приветствуется в этой обители. Вообще настоятель внимательно относился ко мне. Я чувствовал, что он приглядывается ко мне, часто вызывал на разговоры на разные темы. И сам прихожанин, Иван Сергеевич, не сразу открыл мне свою профессию. Ну, долго так продолжаться не могло, и профессия моего нового знакомого стала мне известна, и разговоры пошли не только просто о жизни. Медицина была его любовью. Он со слов отца Николая знал, кто я в прошлом, что со мной случилось. И стал Иван Сергеевич приглашать меня в больницу. Вы уже знаете, что он главврач Ремеслянской больницы. И рассказал, что больные часто собираются у окон, выходящих на монастырь, или на террасе, когда звонили колокола. Таким образом, он и подкинул мне идею соорудить на больничном дворе маленькую звонницу. Когда я там оказывался, и он сам и другие врачи, с ними мы тоже быстро сошлись, стали спрашивать у меня советов, даже приглашали на, своего рода, консультации. В общем, стал я в Ремеслянской больнице своим человеком. Потом и звонницу соорудили общими усилиями. Ну, это вы видели. А потом, когда отец Николай поправился, выписали его из больницы, вызвал он меня к себе и долго говорил со мной. – Кирилл немного помолчал, собираясь с мыслями. Его никто не торопил. Все понимали, что передать разговор с настоятелем не так-то просто. Наконец, Кир вздохнул и продолжил:
- Не знаю, как сказать то, что настоятель высказал мне. Понимаете, он говорил со мной, как с ребёнком. Да я и чувствовал себя в тот момент маленьким. Отец Николай сказал, что мне надо, наконец, определиться. Попробую передать его слова, хотя бы вкратце:

 «Кирилл,  ты не насовсем оказался в монастыре. Постриг ты не принимал, дорога в мир тебе не заказана. Жизнь у многих людей идёт не прямым путём. Часто делает такие повороты, каких и в кошмарном сне не увидишь, и предположить невозможно. Так и у тебя. Но одним поворотом жизнь в таких случаях не ограничивается. Не удивляйся, я чувствую, что очередной поворот в твоей жизни не за горами, ты готов к нему, не упусти только свой шанс. Это касается не только твоей профессиональной деятельности. Знаю, чувствую, что и в личной жизни у тебя грядут большие перемены. Не смущайся, ты мужчина ещё не старый. Сейчас я назначаю тебе новое послушание. У тебя есть помощник, Николай. Он так же, как и ты, Душой прикипел к колоколам. У него есть Дар. Помоги ему достичь того же уровня, какого достиг ты. Это задание тебе на месяц. Но у тебя в то же время будет больше свободного времени. Распорядись им с пользой. Думай, Кирилл, думай».

Этот разговор состоялся уже после вечерней трапезы, службу звонил Николай, я был рядом с ним, видел, что отец Николай прав на все сто процентов, как, впрочем, и всегда. Уже почти в ночь пришёл Иван Сергеевич, попросил возможности поговорить. Мы поднялись в мою келью, и он мне сказал, практически, то же самое, что и настоятель, кроме личной жизни. Уходя, оставил мне папку с бумагами. Я посмотрел, что это были за бумаги. Ребята, это были документы, необходимые для подачи заявления в аттестационную комиссию! И его ходатайство. Ночью я не мог уснуть. Стоял в своей келье и молился, - Кирилл усмехнулся, - молился, обратившись не к иконам, а к своей книжной полке. Молился на книги по медицине.

Вот только думать, как рекомендовал мне отец Николай, я не стал. Мысли всё равно разбредались. Здравый смысл говорил о том, что возвращаться к пройденному не стоит, всё равно из этой затеи ничего не выйдет. Нынешние командиры от медицины мне не дадут добро на возвращение. Будут сомневаться, выражать недоверие. А Душа тянулась к больным и к врачам. Хотелось помочь. И тем и другим. Просто, как в воду нырнул. Однажды поехал в город уже со всеми документами, и всю дорогу сидел с закрытыми глазами. Чтобы ничего не видеть, ни на что не отвлекаться. В голове молотом стучало: «Вернусь, вернусь». И потом перед кабинетом уважаемого человека, от которого зависела моя дальнейшая судьба, постоял с закрытыми глазами, набрал в грудь воздуха побольше, и не выдыхая, вошёл в кабинет.  А вот дальше… не помню.

Рассказывать, как я ездил в город, подавал эти документы, не буду. Рутина. И как я проходил аттестацию, тоже не стану. Просто не помню, как на автопилоте.  Но вот результат, я получил должность терапевта в этой больнице.

И вчера, Маш, это тебе будет особенно интересно, наяву произошло то, что я видел во сне, о котором я тебе рассказывал. Никому не рассказывал. Только тебе. Утром позвонили, сказали, чтобы я приехал за готовыми документами. Я к настоятелю, хотел предупредить, отпроситься в город. А он, как будто предчувствовал, что это будет именно в этот день, был какой-то необычный, как-то особенно радостен. Даже рясу праздничную надел. Я ещё и слова не успел сказать, а он меня спросил, почему я до сих пор в монашеском одеянии. Отправил меня переодеться, сказал, что будет ждать меня у ворот. И, правда, я подошёл к воротам, но не в той одежде, как во сне, а в другой, но в гражданской, так сказать. Отец Николай стоит там и смотрит вверх.  Я тоже смотрю на колокольню, как прощаюсь, а там, на ограждении, близко-близко друг к другу сидят белые голуби. Опускаю взгляд, на отца Николая, а он, как во сне, крестит меня в дорогу. И вправду говорит:
- Иди с миром, Кирилл. Господь поможет тебе. И помни.

И я не спросил, что я должен помнить. Взрослый мужик, а слёзы навернулись на глаза. Я поклонился ему. И пошёл.

И вот пришёл. Теперь я буду здесь работать. Никому заранее не говорил, только вот Тамара знала, она же мне ещё одно ходатайство написала.

Пока слушали Кирилла, чай остыл. Все были поглощены  бесхитростным рассказом Кира. Не до чая было. Но потом всё-таки, уже поедая торт с остывшим, но по-прежнему душистым напитком, теребили новоявленного, но опытного врача вопросами о подробностях. По негласному сговору касаться личной жизни не стали, говорили только о работе.

Да, Кирилл стал работать в больнице, куда, в своё время, Олег собирался переманить друга. Случилось то, чего Олег хотел: вернуть одноклассника в медицину.

Сидя около букета, Олег несколько раз касался цветка пальцем, как будто хотел заставить его зазвонить.
- Маш, ты принесла колокольчики? Символично. – И, немного помолчав, признался, - я сегодня услышал колокольный звон. После  операции стоял в ординаторской, смотрел в окно и вдруг услышал. Тихо-тихо так. Весёлый перезвон. Сначала испугался, думал, опять сердце шалить вздумало, но не было ни боли, ни тревоги, хорошо стало. Стою, слушаю, и вдруг раздался телефонный звонок. Ну, колокола сразу и замолкли. Поднимаю трубку, а это царица Тамара тоном, не терпящим возражений, требует, чтобы мы с Иваном в строго назначенное время явились в кардиологию. Что такое, думаю, время для консультаций уже закончилось, если бы было что-то срочное, вызвала бы медсестра. Ну, ладно, раз женщина требует, лучше с ней не спорить, а выполнить, и потом уже только выяснять, а нужно ли ей было требуемое. В назначенное время отрываю Ивана Иваныча от записей в картах, хватаю его под руку и, ничего не объясняя, тащу сюда. Он, по своей привычке, сразу задаёт кучу вопросов, на которые у меня и самого нет ответов. А тут такое! Уж, не по этому ли поводу колокола услышал? А тебя, Марусь, предчувствия не посещали?
- Меня уже больше месяца колокола не отпускают. Сегодня я чуть не оглохла от их звона. Да вот звонок Кирилла их и приглушил. И знаешь, Кир, звон был разный. Малые колокола звонили радостно, весело; а большой добавлял к их перезвону печальные, грустные ноты.
- Ничего, ещё увидимся. Не на веки вечные попрощались.

Тамара прикрыла своей ладонью руку Кирилла, лежащую на столе, и тревожно посмотрела ему в глаза.
- Нет, Тамар, - ответил Кирилл на её незаданный вопрос. – Вместе поедем, на колокольню поднимемся. Должна же ты знать, где и как я жил.
- Люди добрые, - Иван чуть не взмолился, - вы уже не в первый раз при мне про какие-то колокола говорите. В чём дело? Как и почему вы слышите колокольный звон? Объясните молодому-неопытному. Расскажите.
- Не всё сразу, Иван, расскажем, обязательно. – Олег приобнял Ивана за плечи.
- И на твою долю достанется, я же тебе говорила. Надо подождать. – Маша, улыбаясь, смотрела на молодого врача. А про себя думала, что и его не минует чаша сия, и он услышит со временем, если не колокола, то что-то другое, что будет его звать и направлять.

Тамара как-то сразу посерьёзнела, но никому ничего не сказала. Как будто прислушивалась к чему-то. Резко поднялась, приложив руку к уху.
- Мне надо идти, зовут в седьмую палату.

А через минуту раскрылась дверь, и медсестра, заглянувшая в ординаторскую, извинилась и сказала:
- Тамара Георгиевна, в седьмую палату зайдите, больному хуже.

Тамара ушла, а Олег и Иван, переглянувшись, только руками развели.

- Неужели, и она что-то слышит?- сказал Олег.
- Наваждение, честное слово, - растерянно проговорил Иван.
- Всё возможно, не мы же одни такие восприимчивые к чужой боли, к чужой радости, – откликнулся Кирилл. – И не обязательно это будут колокола. А, может, и Тома в наших рядах колокольной братии оказалась? Потом спросим. Ответит. Я думаю, не откажется.

Расходиться не хотелось. Всем было интересно, что же позвало Тамару в седьмую палату. Ждали не долго, минут через 20 она вернулась спокойная, улыбающаяся.

Олег сразу спросил её, как она определила, что именно в седьмую палату нужно. Тамара потрепала его по седеющей голове и сказала, что просто почувствовала, что новому пациенту нужно особое внимание на сегодняшние вечер и ночь. Внимание врача. По словам Тамары, никакой мистики. Она, оказывается, давно чувствует, к кому из пациентов и как надо подходить. Как она выразилась, это уже наработано давнишней практикой. Но Олег, Кирилл и Маша потихоньку переглянулись, понимая, что не всё так просто, и не в одной практике дело.

окончание   http://www.proza.ru/2013/11/16/1469


Рецензии