Евгений Онегин Пушкина

«Евгений Онегин» Пушкина

Прежде, чем перейти к рецензируемому произведению, хотелось бы сразу оговориться. Пушкина в нашей стране не знает наверно только страдающий расстройством памяти, его учат и изучают уже второе столетие и высказать что-то новое и особенное в формате данного «опуса» просто нереально и такая задача автором не ставится. Разъяснить и растолковать – тоже. Но поделиться своим восприятием великого произведения великого поэта, истинным, не навязанным из под палки, добровольно осиленного – это пожалуйста.
Впрочем, когда я называю Пушкина великого поэтом, то полагаю, что недооцениваю его. На мой скромный взгляд Александр Сергеевич – гений, поэт поэтов. Есть он и есть все остальные. Какими бы выдающимися они не были. Лермонтов, Грибоедов, Жуковский, Некрасов и многие другие написали немало бесподобных «вещей», но Пушкин все же в моем сердце стоит особняком.
Что до «Евгения Онегина», то полагаю, что это произведение ключевым. Есть «Руслан и Людмила», сказки, «Повести Белкина», очерк о Пугачеве, множество иных, вошедших в золотой фонд русской литературы произведений. Но полагаю, что Пушкин не был бы Пушкиным без «Евгения Онегина». Как Лермонтов без «Героя нашего времени», как Гоголь без «Мертвых душ», как Толстой без «Войны и мира» или Достоевский без «Преступления и наказания».

Что интересно, сюжет обсуждаемого романа в стихах весьма прост, практически однолинеен и по количеству событий вполне смахивает на миниатюру. «Молодой повеса» Евгений Онегин, главный герой романа, «наследник всех своих родных», живет в Санкт-Петербурге на широкую ногу – ездит по балам, по домам, по девушкам, сосуществует в сетях дворовых интриг. Но все это «колесо сансары» его одолевает и вызывает скуку.
Он уезжает в деревню, где погружается в другое состояние – неспешную помещичью жизнь, при которой все усадебные дела идут своим чередом (в них можно даже и не вникать), лоно природы дарит спокойствие, а местные аристократы проводят много времени в размеренных беседах. Здесь он пытается найти увлечение в книгах, но снова пресыщается. И здесь же в него влюбляется дочь помещика Ларина Татьяна, в чем и признается с помощью письма. Но тихие радости семейной жизни Онегина не прельщают и он отказывает ей в чувствах, провоцирует своего друга, Владимира Ленского (жениха сестры Татьяны, Ольги), на дуэль и убивает молодого человека.
Затем пускается в путешествия… А Татьяна тем временем бродит среди дубрав и полей, лилеет в сердце своем любовь к Онегину, затем ее против воли берут в Москву, где и выдают замуж. После замужества она преображается: становится говоря современным языком городской замужней дивой, статной и независимой. И такую, «переформатированную», Татьяну встречает в Москве случайно уставший от путешествий наш герой и даже сперва не узнает ее. Не та ли эта девушка, что когда-то скромно признавалась ему в любви? Она.
И в свою очередь, в его сердце рождается к ней  великое чувство. Он посылает ей покаянное письмо. Но не получает ответа. Затем второе, третье, еще и еще. «В ответ – тишина». Тогда он решается переговорить с ней с глазу на глаз. Но этот разговор ни к чему не приводит – выясняется, что Татьяна холодна только с виду, на самом деле она его любит, но преданность мужу для нее превыше всего и Евгений Онегин остается «у разбитого корыта».

Таков сюжет. Он конечно краток и не нов. Но весьма силен и поучителен. Основную идею я вижу лишь в одном – без любви нет в жизни ни счастья, ни смысла. Только она наполнила душу Татьяны, только она «зацепила» за сердце Евгения Онегина. Причем поначалу у Татьяны была безответной. Но это как раз тот случай, когда «моей огромной любви хватит нам двоим с головой».
Еще один урок «что имеем не храним, потерявши плачем». Онегин не смог разглядеть статную диву в провинциальной девчушке, посчитал ее чувства преходящей наивностью и не стал «опускаться» до ее грез. Деликатно, но все же как бы отодвинул ее от себя.
И еще что можно узреть – глубокое уважение автора к Божьим заповедям, а именно к той, что запрещает прелюбодеяние. Хотя вполне возможно, что Татьяна возлюбила не столько Онегина, сколько его образ и не захотела, чтобы этот своеобразный идеал был разрушен прототипом. Возможно, что ей люб был именно тот холодный, независимый и неугомонный Онегин, а не тот, что у ее ног. Каждый волен по-своему трактовать этот эпизод.
Вместе с тем, данный роман как нельзя хлестко и метко описывает не только чувства людские, но и нерв эпохи, нравы городской и сельской жизни, колорит двух российских столиц.
Язык, которым написан, роман и вовсе бесподобен. Мало того, что все в четкую рифму, так еще и в выдающийся слог, разошедшийся на цитаты. Не взирая на то, что финал поэмы далек от «хеппи-энда», само произведение оставляет весьма светлое впечатление как после беседы с умным, проницательным и приятным в общении человеком и дает вдохновение для жизни и как бы говорит: все будет прекрасно, если не наломать вот этих дров.

Данное произведение можно читать в любом возрасте и в любую эпоху, сколь угодно много, ибо оно на мой взгляд не оставит никого равнодушным и будить плодоносить при каждом контакте с ним.

А теперь я предоставляю слово Поэту, сделав наиболее важные извлечения:
Люблю я бешенную младость
И тесноту, и блеск, и радость;
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в Росси целой
Три пары стройных женских ног.

От делать нечего друзья

Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы.

Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.

Покамест упивайтесь ею,
Сей легкой жизнию, друзья!
Ее ничтожность разумею
И мало к ней привязан я.

Кокетка судит хладнокровно.

Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей.

Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славится любовной.

Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас Боже!
Любовью шутит сатана.

Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его.

Но наше северное лето,
Карикатура южных зим.

Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!

Что день грядущий нам готовит?

Где ж лучше? Где нас нет (Грибоедов).

Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменится безмерно.

Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают.

Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы,
Благословляя колеи
И рвы отеческой земли.

Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

И хором бабушки твердят:
«Как наши годы-то летят».

… Слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела.

Он возвратился и пропал
Как Чацкий, с корабля на бал.

Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай.

Любви все возрасты покорны.
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!

А счастье было так возможно!

Иных уж нет, а те далече.

13.11.2013


Рецензии
Сюжет похож на Золушку. Пушкин ради рифмы уродовал слова, а наши пушкинисты трактовали это, как новаторство. Мне кажется, что то, что мы сегодня читаем, больше плоды корректоров, чем Александра Сергеевича.

Платон Расцветаев   13.11.2013 23:44     Заявить о нарушении
Перед тем, как прочесть "Евгения Онегина", не прочитал ни одного пушкиниста.
Все бы так слова "уродовали".
Сюжет скорее похож на анти-Золушку. Полюбила, но не принца, вышла замуж, да не за того.

Вадим Чечнев   17.11.2013 18:56   Заявить о нарушении