Сказка

Тот вечер я не забуду никогда. Я гостил у деда в деревне. Мы сидели у камина и разговаривали. Вообще, я редко заезжал к нему, и теперь жалею об этом. Поленья в камине понемногу догорали, за окном свирепствовала вьюга, и было очень приятно сидеть в мягком и уютном кресле, вытянув босые ноги в сторону огня, и слушать треск поленьев и яростные завывания ветра за окном.
- Дед, расскажи мне что-нибудь. Я знаю, что у тебя хорошо получается.
Дед ничего не ответил, лишь кинул в мою сторону быстрый взгляд и встал с кресла-качалки. Половицы пола скрипели под его ногами, пока он шел к старинному комоду из красного дерева. Порывшись на одной из полок, он достал небольшой металлический футляр, украшенный чеканкой в виде побегов шиповника. Футляр, похоже, был древний: он был даже зеленый от патины. К тому времени я уже немного разбирался в металлах. Похоже, футляр был из бронзы.
Дед снял кожаный ремешок, перехватывающий футляр посередине, и откинул крышку. Я готов был увидеть что угодно: старинную монету, древнюю подзорную трубу, кусок старого парусника… Но там лежала лишь обычная трубка для курения и немного табачных листьев. Я даже слегка расстроился.

Дед заметил, что я опять расслабился в кресле и слегка ухмыльнулся. Оказалось, что это еще не все. Он вернулся к своему креслу, поставил футляр на стол и протянул мне трубку.
- Ну-ка взгляни, - велел он, и его глаза озорно блеснули.
Я взял трубку с его руки. Сначала я не понял, в чем дело. Но постепенно до меня начало доходить. Я почти не чувствовал ее веса. А ведь трубка была сделана из цельного камня! И самого такого камня я прежде не видел. Он был гладким как стекло, и я никак не мог определить его цвет. Все, что я могу сказать, это то, что трубка была неопределенно темного цвета.
Увидев недоумение в моих глазах, дед улыбнулся.
- Дай-ка сюда.
Я послушно отдал трубку. Дед взял ее в одну руку, а кочергу в другую. Опустившись перед камином на колени, он как следует пошебуршил угли. Огонь вновь ожил. Тут дед кинул трубку в самые угли и затолкал ее поглубже кочергой. Я терпеливо ждал, что же будет дальше. Через пару минут дед, опять же с помощью кочерги, извлек трубку из углей и подхватил ее совком для золы. То, что случилось дальше, заставило мои глаза расшириться от удивления. Дед голой рукой взял раскаленную трубку и кинул ее мне. Поймал я ее чисто машинально: все же лучше было обжечь руки, чем лицо.  И удивился еще больше. Трубка не была раскаленной. Я вообще не почувствовал изменения в температуре. С недоумением посмотрев на деда, я увидел, что его улыбка стала шире.
-Приглядись-ка.
Я поднес трубку ближе к глазам. И увидел маленькую искорку света в глубине камня. Но это ведь невозможно – камень не может светиться. Тем не менее, это не мог быть отсвет пламени в полированной поверхности камня. Искорка росла. Она стала похожа на родник, и вот уже во все стороны от этого родника побежали огненные ручейки. И каждый из них имел свой цвет. Сам «родник» был цвета пламени, а в середине сверкало яркое зернышко белого цвета. В ручейках же переплетались все возможные и невозможные цвета. Там был и ярко-алый, и бледно-зеленый, и глубокий синий, темно-коричневый, и даже черный. И все они были отчетливо видны.

Пока я любовался яркой игрой красок, дед принес еще несколько поленьев, аккуратно сложил их в камин и легонько подул, раздувая пламя. Я все не мог оторвать глаз от чудного зрелища, скрытого в глубине камня. Ручейки все продолжали разрастаться. Они делились и пересекались, и начинал проступать какой-то рисунок. Это были те же побеги шиповника, что были выгравированы на футляре.
Минут через 20 цвета начали блекнуть и вскоре чудесный рисунок исчез. Дрова в камине уже опять вовсю горели.
-Дай-ка сюда – дед протянул руку.
Я с неохотой отдал трубку. Дед отработанным движением набил ее, поднес щепку к пламени, подождал, пока та не затлела, и прикурил от нее. 2-3 затяжки ничего не происходило. Потом дед затянулся поглубже, и на мгновение проступил уже хорошо знакомый мне рисунок. Дым приятно щекотал ноздри и оставлял странный привкус на языке. Мне захотелось попробовать.
- Дед, дай затянусь?
Дед хохотнул.
- Ну-ка попробуй.
Я попробовал. Дым сразу стал едким, глаза защипало, в горле запершило. Я закашлялся. Рядом хохотал дед.
- Кто же так затягивается?
- А ты объясни как.
Он объяснил. Я попробовал еще раз. Получилось лучше, но все еще непривычно.
- Итак, ты хотел, чтобы я поведал тебе что-нибудь. О чем ты хочешь услышать?
Ответ был очевиден.
- Расскажи об этой трубке.
- Хорошо, но прежде принеси еще немного дров, да налей нам чаю.
Пока я выполнял поручение, дед выбил трубку и набил ее вновь. Но раскуривать ее не стал. Сначала он подбросил еще полешко в камин и отпил чаю. Сноп искр вырвался из углей и с потоком горячего воздуха поднялся вверх по трубе.

- Это было задолго до меня, - начал дед. – Дед моего деда был великим сказителем. Он много лет путешествовал по свету в поисках своей судьбы и рассказывал всевозможные истории. Где бы он ни был, он всегда находил одну – две интересные истории. У него всегда было что рассказать. Он редко оставался на одном месте дольше двух недель, и люди съезжались издалека, чтобы послушать его. Любимой его историей была история о падающей звезде. Никто из ныне живущих не слышал ее полностью. Я расскажу ее тебе так, как рассказывал мне когда-то мой отец.
Дед сделал паузу, отпил чаю и раскурил трубку.
- Хмм… Продолжим. Итак, когда мой дед был молод, он очень любил коротать ночи в поле. Ночами он не спал, следя за движениями звезд, за фазами луны, за метеоритными потоками… Сейчас уже сложно найти такое место, где можно было бы своими глазами и без всякой техники наблюдать такие явления. Он любил слушать стрекотание ночных насекомых и журчание речки, которая текла неподалеку. Однажды летом он по привычке ночевал в поле. Небо в ту ночь почти все было затянуто тучами, но его это ничуть не пугало. В воздухе не пахло грозой, и он спокойно растянулся на сене. Но среди ночи он внезапно и резко проснулся. Воздух был настолько тяжел, что даже дышать было сложно. То была даже не гроза, то была настоящая буря…

Дед остановился и медленно затянулся. Выпустив несколько колец, он продолжил:
- Дед моего деда заспешил домой, но куда ему было успеть. Сначала была вспышка молнии. И он увидел, что вдали колосья пшеницы припали к земле под мощнейшим порывом ветра. Ветер легко опрокинул юношу, снял с него рубашку и унес ее собой. Он побежал, но тут грянул ливень. Капли были такими тяжелыми, что юноша сгибался под их натиском. Настало время второй молнии. Она разрослась от горизонта до горизонта и расколола мир надвое. Гром, последовавший за молнией, заставил задрожать даже вековые тополя, росшие в лесу неподалеку. То была страшная гроза. Молнии одна за другой били в землю, то и дело поджигая траву и посевы, но потоки дождя неизменно тушили многочисленные пожары… Однако молнии были не единственным, что напугало юношу той ночью. Когда до дома осталось не более километра, небо вдруг озарилось красным светом. Мальчик поднял голову и увидел незабываемое зрелище. Небеса светились изнутри. Там были все оттенки красного: от бледно-розового, до темно-бордового. Тут небеса расступились и из них выпал ярко-алый камень. Казалось, он вот-вот упадет на юношу, но он отклонился и врезался в землю примерно в трехстах метрах от него. Трава и пшеница вокруг него загорелись, и дождю понадобилось какое-то время, чтобы потушить огонь. Мальчик поспешил к камню. Камень лежал в воронке, земля вокруг была черна от золы. Как только юноша вступил на край воронки, точно в ее центр ударила молния! Мальчик отшатнулся. Кожей он чувствовал жар раскалившейся земли, волосы на голове встали дыбом – такой мощной была молния. Но это было не все. Глаза почти ослепли от света молнии. Когда мальчик смог открыть глаза, он увидел, что камень сияет. В нем были все видимые и невидимые цвета. От изумрудно-зеленого, до солнечно-желтого. От алого, до пепельно-черного. И лишь в самом центре камня светилось маленькое зернышко белого цвета. Как будто одна из звездочек с небес поселилась в этом удивительном небесном камне…

Дед замолчал и откинулся на спинку своего кресла-качалки. Дрова понемногу догорали, а подкидывать было не охота.
- А ну-ка пойдем на улицу, - велел дед.
Быстро собравшись, я выскочил вперед. Через пару минут вышел и дед. Вьюга, бушевавшая за окнами, улеглась и небо очистилось. Я ахнул. Никогда прежде я не видел столько звезд. Миллионы миллиардов разноцветных огоньков подмигивали нам сверху. Они мерцали так, будто хотели нам что-то сказать. Тут мне в голову пришел совершенно неожиданный для меня вопрос.
- Дед, в начале рассказа ты сказал, что дед твоего деда искал свою судьбу. Какой она была?
- Удивительно, что ты спросил. Многие девушки хотели бы стать его женой, ведь со словами он управлялся как никто иной. Вот только ему они были неинтересны. Его выбор пал на другую. Она была среднего роста, с ярко-рыжими волосами и зелеными глазами. И еще она была сказочно красива. И абсолютно глуха. Отец рассказывал мне, что дед моего деда часто говорил о ней:  «Она без всяких слов понимает мою душу…» Пойдем в дом. Я уж не так молод, как прежде. Но сперва – на, держи.
Дед протягивал мне что-то, завернутое в мешковину. Я неторопливо развернул ткань, и в свете звезд увидел позеленевший от времени футляр, перехваченный кожаным ремешком. Мои пальцы ощущали гравировку. Это была она.
- Но как? Почему я? – я не мог найти слов.
- По традиции, ее должен наследовать самый смышленый и любопытный из потомков.
- Спасибо, дед! – в горле у меня стоял комок. Она стоила, видимо, целое состояние. Но для меня она была бесценна.
- Береги ее. А теперь пойдем в дом. Тебе же завтра ехать…
А я и забыл, что завтра – последний день моих каникул…
Дома мы разделись и легли спать. Но мне все никак не спалось. Я решил выйти и еще маленько посмотреть на звезды. Я нырнул в валенки и накинул сверху куртку, вышел и присел на скамейку, что стояла у двери. Звезды все так же играли в свои игры. По телу пробежали мурашки. Возможно, мне только показалось, но в центре игры была маленькая, но яркая белая звездочка, о стальные отдаленно напоминали побеги шиповника…


Рецензии