Рецензии и отзыв о конкурсе члена жюри Кучер

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВ О КОНКУРСЕ КУЧЕР

№ 49. «Бабушкин сундук». Сундук - предмет мебели.

На мой взгляд, это произведение, которое идеально соответствует тематике конкурса – «Из бабушкиных сундуков». Во-первых, новелла  написана ярким, образным языком. Разными прилагательными при необходимости пользуются  авторы. Но вот словообразование «прикомедно», скорее всего, авторское изобретение. Причем, как мне показалось, эти новые слова не только раскрашивают текст новеллы в неожиданные и очень интересные краски, но и логически оправданы. Ведь повествование идет от лица маленькой девочки, которая, скорее всего, ещё и в школу-то не ходит. Иначе, чем объяснить её «неумение» пользоваться перышками для перьевой ручки? Это героиня произведения и мы, читатели, знаем, что она их ломает умышленно, но бабушка-то воспринимает это как должное. Значит, такое «неумение» соответствует возрасту рассказчицы. А в дошкольном возрасте мы очень часто сами конструируем язык. Вспомним знаменитое «От трех до пяти» Корнея Чуковского. 

Во-вторых, вся новелла от первого до последнего предложения воспринимается как единое целостное произведение. И даже лирические отступления по поводу, например, того, как автор сидела на заборе и мальчишки дразнили её «лысая башка», входят в текст органично, не ломая и не нарушая его целостности.

А в-третьих, автор без всяких сентенций и специальных обращений к читателю, только словом и текстом своей новеллы дает понять и почувствовать, насколько важна для неё та тема, о которой она рассказывает. А сделать такое – очень непросто. Надо хорошо владеть прозаическим инструментарием, чтобы читатель, без каких подсказок со стороны автора, понял, о чем ему здесь рассказывают, и вместе с автором проникся не только его мыслями, но и чувствами. 

Всё это, вместе взятое, на мой взгляд, позволяет отнести новеллу к числу лучших произведений из тех, что были заявлены для участия в конкурсе.

№ 44. Продам душу (Старое объявление).

Здесь нет сундука. Только маленький пожелтевший листок из школьной тетради в линейку. На котором всего-то… Четыре слова. Пять, если считать предлог. Но в этом листике, как в капле, в которой можно увидеть океан, видна, через историю обычной семьи из провинциального приморского городка, трагическая история всей нашей страны. Как здесь не вспомнить знаменитое, Иосифа Бродского – «Если выпало в империи родиться, лучше жить в провинции у моря»? И вообще…. Так проникновенно рассказать о человеке, от которого в памяти остались «только клетчатая рубашка и длинные холодные пальцы с запахом табака»… Так - может только тот, кто очень сильно любит его. Не любил. А именно – любит. Может, именно поэтому теплом этой любви пропитан весь текст небольшой миниатюры. Несмотря на то, что для этого автор не привлекает многочисленной армии восклицательных знаков. Он просто рассказывает. Немногословно, но проникновенно. И текст не дает повода усомниться в искренности чувств его автора.

№ 48. Лаваш - символ Армении

Путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. И я – не исключение из этого правила. Ну, как можно не «запасть» на такой текст, в котором не только лаваш, но и сыр, отварное мясо (кавурма), капама (блюдо из тыквы) и много других, не менее вкусных вещей?!

Конечно, это шутка. Но в каждой шутке, как говорил один из наших классиков, только доля собственно шутки. Всё остальное – чистой воды правда. Правда и только, правда. Сундук, это ведь не только запираемый на большой увесистый замок материальный предмет с оббитыми металлом углами, но и наша память, в которой мы храним всё, что считаем важным и ценным. И в памяти автора не столько тепло тонира, сколько того дома, в котором он вырос. Потому что там, в том доме и его памяти остались бабушка, мама, от которых шло не меньшее тепло, чем от тонира. И шло не только от них. От всех тех, кто жил под крышей этого дома, объединяемый простым, коротким, но очень емким словом – семья. А семья, это тоже частичка. Чего-то значительно большего.  Того, что социологи называют обществом, и  которое – та же самая семья. Просто очень большая. И когда вдруг на рынке продавец, окликая меня, вдруг обронит – «брат». Я понимаю, что это не случайно. Мы с ним одной крови. И мои родные (пусть не бабушка, тетя) так же пекли хлеб. И аромат, вкус этого хлеба, так же как тепло того дома, в котором я вырос, остались во мне на всю жизнь.

Да, давно распалась та, как мы наивно считали, единая и дружная семья, в которой когда-то все мы жили. Теперь у многих из нас свои отдельные, суверенные квартиры. Но воспитывавший когда-то нас интернационализм, как ту песню – «не задушишь, не убьешь»! А учитывая недавние события в Западном Бирюлево и Волгограде, интернациональная составляющая этого небольшого эссе, имеет особую значимость и актуальность. Надеюсь, что это не только моё мнение.   

№ 45. Маленькая коробочка с печеньем. «Томимое голодом поколение»

Не скажу, что у этого произведения нет недостатков. Как на мой, конечно же, субъективный взгляд, они есть. Но хотелось бы не о них.  Ведь они – сущая мелочь по сравнению с тем, что удалось автору передать этим, совсем небольшим, можно сказать, крохотным текстом. В нем – огромная масса (просто клад, настоящий бабушкин сундук-хранилище!) деталей того времени, о котором многие из нас знают только по рассказам своих родных. И носителей памяти того времени все меньше и меньше рядом с нами. И этим эта небольшая миниатюрка ценна. Причем ценность её - не только в деталях. Детали, как те экспонаты. При желании их можно и в музее посмотреть. Там, вполне возможно, визуально даже более ярко и выпукло. Описывая детали (мотовоз, несладкий чай для мамы, босые ноги без тапочек, холодный пол, льняное полотенце и много-много другого), автор не потерял, напротив, сохранил и донес до своего читателя дух того времени, о котором она хотела рассказать и рассказала нам. И за это автору не только заслуженное читательское спасибо, но и искреннее признание её небольшого труда. Хотя, разве труд может быть небольшим?..

№  25. "Брюнет Серёжа"

«Наверное, он был хороший человек, раз бабуля его так любила».

Сундук, это не просто хранилище тех или иных вещей. Это память о  людях, которые по той или иной причине дороги владельцу сундука. А память не может быть бесчувственной. Поэтому, когда мы вдруг заглядываем в доставшийся нам по наследству сундук и перебираем хранящиеся в нем вещи, мы, вольно или невольно, поднимаем тот огромный пласт чувств, который связан с этими вещами и нашей памятью об их прежних владельцах. Но иногда, для того, чтобы понять, что тот или иной человек значил для наших близких, не надо поднимать огромные тяжеловесные пласты. Достаточно легкой, практически невесомой пряди волос. Но чтобы «поднять» эту прядь и донести до читателя те чувства, которые когда-то связывали героиню этой небольшой миниатюры с тем, кто обрезал со своей головы и оставил ей на вечную память эту прядь, труд нужен не меньший, чем по «огромным пластам». Честь и хвала автору. Она смогла сделать это. Подняла. И уместила в малом огромное.


Рецензии
Рецензии писать это мастерство, коим Вы, Константин, владеете безусловно. Немножко завидую, только чуть-чуть.
с уважением

Карин Андреас   14.11.2013 14:36     Заявить о нарушении
Лично я не люблю холодные литературоведческие рецензии. Для меня они просто пустой звук.
Конкурс "Алые паруса тем и замечателен, что это конкурс "сердец."
С уважением
Лилия

Лилия Каширова   22.11.2013 00:35   Заявить о нарушении