Моральный долг

          МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ есть поведенческая установка, побуждающая человека БЕСКОРЫСТНО выполнять свои обязательства перед обществом и отдельными его членами вопреки собственным сиюминутным настроениям и ситуативным аффектам эгоистического свойства (как то: "не хочу", "не выгодно", "надоело", "слишком опасно", "страшно" и др.). Установка "я обязан это сделать" имеет своим основанием ЧУВСТВО ОБЩНОСТИ с окружающими нас людьми, которое в языковой практике может выступать под разными наименованиями: мы-центризм, евангельская любовь к ближнему, общинное сознание, идея всеединства (у Владимира Соловьёва), семейная солидарность, коллективизм (было популярно в советскую эпоху).
          Моральный долг побуждает нас ограничивать собственные эго-импульсы (жертвовать своим житейским благополучием, комфортом, привязанностями, интересами и т.п.) всякий раз, когда они становятся помехой в выполнении нами своих общественных обязанностей, в служении ближним, в осуществлении высоких идеалов человеческого общежития. По сути, это властный голос того наивысшего состояния души, о котором Христос говорит так: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13). Противоположностью моральному долгу служит эгоизм – угождение собственным телесно-душевным потребностям, или страстям, – разнообразным человеческим "хочу", отгороженным глухой стеной от проблем окружающего мира. Моральный долг обнаруживает себя в ситуации конфликта между должным и страстным. Близким понятию "моральный долг" являются понятие "жертвенность". Источником морального чувства является человеческий дух, или высшее "Я" человека, – инстанция, степень бодрствования которой может существенно разниться у разных людей. Так как дух – независимо от того, спит он или бодрствует – является необходимым компонентом человеческого естества (всегда имеющего троичную структуру: тело–душа–дух), то можно говорить о врождённости морального чувства, а если точнее – зерна, из которого оно произрастает.
          Кого-то, возможно, сбивает с толку использование слова "долг", всегда имеющего некую юридическую окраску. – Почему "долг"? Долг кому? Разве мы кому-то должны? – Ответ прост. Слово "долг" в данном случае выступает в значении "обязанность", "обязательство" (ср. лат. – officium: долг, обязанность). Следовательно, долг не "кому", а "перед кем". Перед тем, кто возложил на нас эту обязанность – не быть эгоистом. Если вы – верующий человек, то долг перед Богом. Если атеист, то долг перед Отечеством, культурой, эволюцией/прогрессом, наукой, партией, вышестоящим начальством и т.д. В любом случае, было бы неверно трактовать "долг" в духе банкиров – как некую задолженность, которую необходимо куда-то или кому-то вернуть.
          Под "ближними" мы обычно подразумеваем людей, с которыми ощущаем некую общность, которые образуют вместе с нами некое коллективное "Я", будь то семья, дружеская компания, трудовой коллектив, землячество, народ или вся совокупность населения Земли. Объём понятия "ближние" разниться у различных людей в зависимости от широты их сознания: от предельно узкого (семья, друзья), до предельно широкого (человечество в целом). Точно так же разниться у людей и понимание того, что есть "общественная польза".
          Для лучшего понимания того, что есть моральный долг, приведём пару образных сравнений. Всякое плотское желание можно уподобить дикому зверьку, думающему лишь об удовлетворении собственных сиюминутных вожделений. Соответственно, моральный долг можно уподобить дрессировщику, который с помощью кнута ограничивает звериный произвол, подчиняя его интересам цирковой программы. И другое сравнение. Наши страсти – это дети, которые время от времени начинают буйно шалить. Моральным долгом в таком случае будет благоразумная родительская воля, стремящаяся привести в чувство своих чад, дабы не докучать окружающим.
          Мораль и её нормы всегда связаны со сферой межличностных отношений, они ограничивают произвол наших многочисленных эго-желаний по отношению к окружающему миру. Моральных норм много, но все они нацелены на одно – приведение телесно-душевных потребностей человека в состояние гармонии и равновесия с окружающим его миром. В этой связи примечательно, что в ситуации, когда наше высшее "Я" (дух) ограничивает нашу плотскую природу вне прямой связи со сферой межличностных отношений (т.е. в состоянии психологической обособленности от окружающих), то мы обычно не употребляем словосочетание "моральный долг", а говорим о духовном подвижничестве, аскетизме, умеренном образе жизни и т.п. О моральном долге мы говорим лишь тогда, когда воля духа ограничивает произвол страстей именно в отношение сферы общественного бытия.
          Два названных чувства, аскетическая воля и моральный долг, схожи по своему действию и, очевидно, могут проистекать из одного и того же источника (духа), но могут и из разных. Так, например, аскетизм спортсменов имеет своим истоком отнюдь не высшее "Я", а вполне эгоистическое желание первенства, т.е. душевную гордыню. Моральный же долг по определению не совместим с эгоизмом. Его можно определить как аскетизм с общественно-благотворительной, альтруистической, направленностью.
          Согласно Иммануилу Канту, человек, следующий моральному долгу, рассматривает окружающих его людей как КОНЕЧНУЮ ЦЕЛЬ, но не как СРЕДСТВО.
          В заключение добавим, что понятия "моральный долг" и "совесть" почти тождественны. Разница состоит лишь в том, что слово "совесть" мы используем в тех случаях, когда уклоняемся от морального долга. Можно сказать иначе: совесть – это напоминание морального долга о самом себе в виде душевно-болевой реакции.
___________________

В качестве иллюстрации к данной статье выбран портрет Иммануила Канта, философа, внёсшего неоценимый вклад в разработку моральных категорий.


Рецензии