Бедный рыцарь, видно, с горя...

Бейте сильней, барабаны!
Хей-хо!
В страхе бегите, соседи!
На подвиги утром рано
Хой-хе!
Рыцарь из замка едет!.../Игорь Шевчук/

      Я встала,потянулась,побежала мелкими шажками в душ! Ах!...Когда все дороги заходят в тупик, когда разрушаются все иллюзии, когда ни один луч солнца не блеснет на горизонте, в глубине души каждого человека остается искра надежды.
Каждый человек рождается для какого-то дела. Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни.В наше время женщины стали похожи на рыцарей, такие же мужественные и готовые сделать первый шаг. Ну,а мужички... настолько засмущались и забоялись отказа, что превратились в принцесс,которых еще и нужно завоевывать. Тот, кто упрекает меня в непоследовательности, не так уж и неправ. Согласна. Да! Каюсь. Утверждала, что вообще не воспринимаю мужчин, и вдруг - на тебе: изумление, восторг, невнятные междометия! Но ведь у любого правила бывают исключения, и давайте признаемся честно: если бы их не было, то наша монотонная, до последней запятой предсказуемая жизнь окончательно превратилась бы в тоскливую тягучую жвачку без вкуса и запаха - что за жизнь, если нечего ждать? А так всегда остается надежда: вдруг этой самой жизни опротивеет свое же собственное бездарное течение да и сойдет она с рельс, и пустится во все тяжкие!..
Кто же мог предположить, что в нашем районе, в этом стоячем омуте, где каждое лицо знакомо тебе, как собственное отражение в зеркале, кто бы мог ожидать, что по нему легкими стопами вдруг прошествует доблестный рыцарь из средневековой баллады?
 Я чуть не выпала с балкона.Стройная худощавая фигура. Бледное лицо, обрамленное длинными, слегка вьющимися волосами. Осанка, выдающая аристократа уж не знаю в каком поколении, отрешенный взгляд. А черные свободные одежды явственно указывали на то, что залетел он не только в наш район, но и в наше столетие по чистой случайности.
 Кстати, было не исключено, что он действительно “залетел”, поскольку вполне мог оказаться и инопланетянином. Разумеется, когда я рассуждала о мужчинах, я вовсе не имела в виду разных там принцев или героев рыцарских романов, - я говорила о типах вроде моего соседа по дому, которого никогда не видела, но чей бархатный, без единой ворсинки голос вот уже в течение года слышу в одном из соседних окон.
А рыцари - да разве можно принимать их в расчет, когда говоришь об обыкновенной, свойственной нам всем жизни?
...Я шла за ним по пятам, как зачарованная, не в силах оторвать глаз от его мужественного, тронутого легкой сединой затылка, и готова была так шагать целый день, а потом вечер, а потом ночь,а потом...Ну да! Размечталась!
Он не видел меня и шел по нашей замусоренной улице, прямой и тонкий, как хлыст,как надежный сткржень жизни, сосредоточенно глядя перед собой.
Дойдя до супермаркета, он замедлил шаг...
И этим вызвал у меня удивление.
Неужели?..
Преодолев некоторое внутреннее колебание, он подошел к стеклянному входу, дверь гостеприимно раздвинулась, и рыцарь решительно вошел в магазин.
Рыцарь из средневековья и - супермаркет?!
Какое-то противоестественное смешение жанров.
Это требовало объяснения.
Ну разве что - где-нибудь за пределами нашего города и нашего времени в стрельчатой башне мрачного замка его ожидает трепещущая возлюбленная, и он решил побаловать ее изысканным лакомством?..
Интересно, что он купит? Персиковый нектар? Варенье из лепестков роз?
Я вошла в супермаркет.
Увидела я его сразу, благо магазин был пуст. Он уже пробивал в кассе (представляете, рыцарь - “пробивал”!) покупки. Схватив первую попавшуюся банку, я чуть ли не бегом устремилась к кассе, однако между мной и рыцарем успела втиснуться толстая тетка с кудельками и щеками свекольного цвета.
Мой герой выложил из тележки вилок капусты, банку томатной пасты и пучок сельдерея.
- Позвольте, неужели в средневековых замках тоже варят борщ? - удивилась я, но тут же поняла, что в моем мозгу произошла путаница, и свекла, необходимая для борща, в рыцарском наборе отсутствует. Я спутала ее с двумя пылающими щеками дамы, стоящей впереди меня, которая, к моей досаде, затеяла долгие выяснения отношений с кассиршей. Кассирша темпераментно объясняла ей на иврите, что надо хотя бы иногда включать мозги и не тащить в кассу все, что попадается на глаза; несколько раз она убегала что-то выяснить у администратора, а мой доблестный рыцарь тем временем по-хозяйски сложил свою добычу в пакет и степенно вышел из супермаркета, прямой и величественный.
И дверь, как занавес в театре, торжественно задвинулась за ним.
Выскочив на улицу, я поняла, что потеряла своего героя навсегда. Его нигде не было. Ни на улице, уходящей вправо, которая просматривалась чуть ли не на полкилометра, ни в переулке, начинающемся в двух шагах от супера - его я пробежала до самого конца.
Рыцарь растаял в воздухе, подтвердив свое неземное, нематериальное происхождение. Я не исключала, что где-то в этом каменном лабиринте, объединяющем супермаркет, банк и другие необходимые для счастья учреждения, среди дверей, узких проходов и галерей существует волшебная дверь, подобная дверце, прячущейся за нарисованным очагом в каморке папы Карло, и дверь эта ведет в прошлые времена, откуда рыцарь и появился.
Однако это странное исчезновение могло подтвердить и другую гипотезу - об инопланетном происхождении героя. Ведь на стоянке возле супера его вполне мог поджидать межпланетный корабль, который во мгновение ока взмыл в небеса и скрылся в бесконечной вселенной еще до того, как я вышла из магазина.Согласно Сващенному Писанию и учению наших Мудрецов, существует несколько способов ускорить приход Машиаха ещё до наступления последнего срока...Да!Но я не об этом! Ощутив легкую грусть, я медленно побрела домой, и пакет с совершенно не нужной мне банкой зеленого горошка больно бил меня по ногам.
“Мамаша, а не могли бы вы для разнообразия немного помолчать? Заткнуться, так сказать... - встретил меня, когда я вошла в свою квартиру, знакомый голос, звучащий в невидимом окне. - А то всё учите, учите, а я и сам кого хошь научу. Не дурак. Как-никак, старшим бухгалтером был на фабрике. И не в какой-нибудь дыре, а в Житомире..”.
Я закрыла все окна, а на кухне так даже опустила жалюзи - чтобы ни один звук не проникал в мой дом. Этот тип каждый день изгалялся то над матерью, то над женой, блистая своим ядовитым, как ему казалось, остроумием, и я его ненавидела. То, что доносилось из других окон, где говорили на иврите, такой жгучей ненависти во мне не вызывало, очевидно потому, что три четверти сказанного я не понимала и все речи воспринимала как уличный шум: что-то вроде оглушительного грохота стройки. Зато от этого бедствия не могли спасти никакие жалюзи: мои невидимые соседи беседовали с таким остервенением, что в шкафу у меня тревожно звенела стеклянная посуда. Когда же они врубали на всю мощность еще и музыку, я немедленно отправлялась гулять, и должна сказать, что за последнее время у меня сильно улучшился цвет лица, поскольку на воздухе я проводила довольно много времени. Кстати сказать, и своего рыцаря встретила я в одну из таких прогулок - так что, поистине, из любого зла можно и должно извлекать добро.
“Если вас, мамаша, что-то не устраивает, я бы на вашем месте переехал жить в другое место. Человек должен быть способен на поступок! Вот я, например..”.
- О-о-о! - взвыла я и метнулась в комнату, окна которой выходят на другую сторону - подальше, подальше от проклятого окна!
Я открыла дверь на балкон, тихонько включила Вивальди и, сев в кресло, закрыла глаза. И мгновенно увидела почти плывущую над землей стройную черную фигуру.
Откуда он взялся?.. Случайно забрел в наши края? Или новенький? Только что переехал и осваивает район? Если так, то я встречу его еще тысячу раз, а если забрел случайно - то, определенно, для того, чтобы меня утешить: дескать, нет, не все рыцари на земле вымерли, подобно мамонтам, мир не так безнадежен - не надо отчаиваться!
А что касается этого типа, ну, из соседнего окна... Так не все же такие, хотя, к сожалению, имя им - легион.
...Как он сказал? “Человек должен быть способен на поступок”? Это матери-то старушке, которой, судя по голосу, лет восемьдесят! А его незабываемый перл, обращенный уже к жене! “Любовь, моя милая, это не только урвать для себя, но еще и поделиться с мужем!” И это говорит всегда свободный, не работающий мужик женщине, которая, опять-таки судя по отсутствию ее голоса в окне на протяжении всего дня, вкалывает, как  кошкрный негр, с рассвета до шабатних звезд. Нет, определенно, природа в воспитательных целях объединила все самые ненавистные для меня мужские черты именно в этом типе и поселила его рядом со мной - чтобы ежедневно напоминать мне о том, что время романтики ушло безвозвратно.
Ах! Мошиах!Или рыцарь, рыцарь!..
Друзья мои, если у вас вдруг возникнет желание увидеть принца или просто благородного героя средневекового романа, не обязательно идти для этого в кино. Попробуйте прогуляться в супермаркет вашего района, и совешенно не исключено, что там вы с ним и встретитесь. Во всяком случае, со мной именно так и произошло: дня через два, в следующий же мой поход в магазин, я снова увидела стройную фигуру в черном, рассеянно бродящую между полками. Все та же блуждающая улыбка, нездешняя бледность и взгляд, обращенный в себя. И как красив!
Я опять взяла лишь пакет молока - чтобы как можно скорей проскочить через кассу и не упустить, как в прошлый раз, моего героя. Дождавшись, когда он, вволю набродившись по пустынному супермаркету, подошел к кассе, я встала за ним, почти вплотную, исключив возможность вторжения очередных кудельков в мою личную жизнь.
Та-ак, чем же он решил побаловать свою принцессу на этот раз?
Томатная паста, капуста и пучок петрушки - тот же самый ассортимент. Странно питаются эти рыцари!
И почему каждый раз томатная паста, когда можно купить помидоры? Отличные помидоры по три шекеля за килограмм.
...На этот раз я шла за ним след в след, как ходят волки, и если бы наша обувь оставляла на асфальте отпечатки, сыщики были бы уверены, что по улице шел один человек. Поднявшись по прямой улице, мы дошли до первого поворота, свернули направо - и я поняла, куда делся в прошлый раз мой незнакомец. Далее мы пересекли переулок и через проходной двор, о существовании которого я не подозревала, вышли к... моему дому.
Странно... - подумала я.
Он миновал мой подъезд и неторопливым шагом направился к соседнему. Явно, он шел по знакомому маршруту - в походке ни малейшей неуверенности, ни даже крошечного знака вопроса.
Кто у него тут живет?.. Родственники? Друзья?.. Из всех известных мне обитателей второго подъезда никто не годился ему не только в двоюродные братья, но даже в самые далекие знакомые.
Сопровождать его дальше было невозможно. Я остановилась.
Где-то на третьем или четвертом этаже сначала открылась, а потом захлопнулась дверь. И наступила тишина.
“Вечно вы, мамаша, всем недовольны!  Таки, самым счастливым на Земле мужчиной был Адам — тещи у него не было!Хотя нет, все-таки, какая-то там змея  была...” - традиционно встретил меня знакомый чарующий голос, когда я открыла свою дверь.
Я в ужасе бросилась на кухню и закрыла окно.
“Но почему ты всегда покупаешь томатную пасту? - укоризненно спросил старушечий голос, звучавший, несмотря на закрытое окно, достаточно отчетливо. - Я же просила помидоры. И не петрушку, а укроп!.”.
“Петрушка - кладезь витаминов, - назидательно изрек невидимый мной философ. - И капуста, кстати, тоже.Вы по медицинской части,мама,но не то.....
"Я,чтоб ты таки знал, терапевт с огромным стажем"
" Нет,мама, пиявка. Кровь сосете.".
“Вот и ешь сам свою капусту, - огрызнулась старушка. - А у меня от нее с души воротит…”
...Минуточку, подумала я, пронзенная догадкой, минуточку! Да ведь это же мой рыцарь! Мой несравненный герой!!!Или Мошиах? О,нет! Это рыцаря покупки: капуста, петрушка. И снова он купил бедной старушке вместо помидор томатную пасту!.. Ну что мне с ним делать?
“Вы, мамаша, вообще темная женщина, - неодобрительно сказал рыцарь. - А вот я, между прочим, читал в газете, один ученый пишет, что кто употребляет капусту, тот живет на четыре с половиной года дольше. А некоторые даже на пять лет и три месяца. И на вашем месте я бы прислушался к мнению мирового светила, ведь не моя, а ваша жизнь движется, так сказать, к закату. Вам что, помешают еще четыре с половиной годика, а?”
Так вот почему неизменный вилок капусты! Ну конечно же, разве в средневековом замке думают о борще? О долголетии, только о долголетии! Непроясненной, правда, остается томатная паста вместо помидоров...
“А от помидор ваших один вред!” - пояснил мужской голос, и я, приоткрыв окошко, затаила дыхание, чтобы не пропустить ни слова из затевающейся новой лекции, но в это мгновение внезапный шквал музыки из квартиры слева, будто громадная штормовая волна, ударил в мое окно и чуть не сбил меня с ног; взволнованно зазвенели в шкафу бокалы из богемского стекла, мир померк, всё исчезло: и капуста, и мировое светило, и голос, щедро и бескорыстно рассыпающий перлы.
Я плотно закрыла окна, опустила все жалюзи, даже на балконе, взяла с полки рыцарский роман, который почему-то не прочла в юности, и отправилась в скверик к подругам пенсионеркам.
В конце концов, здоровый цвет лица - тоже не последнее дело,а счастье - как здоровье, если его не замечаешь, значит, оно ест.


Рецензии