Возвращение в прошлое
Это было два года назад. Иван Жёлобов приехал в город, где когда-то жил со своей женой Анной.
…Трёхдневная служебная командировка подошла к концу. Он пришёл на вокзал и купил билет на обратный путь. До отправления поезда было ещё четыре часа – он решил найти дом, в котором прошло несколько счастливых лет. Да, это были счастливые годы – теперь он это точно знает, но, как сказал кто-то из знаменитостей, «большое видится на расстоянии»: в те, уже ставшие далёкими годы он не думал, как хрупко семейное счастье. Он всё разрушил своими руками. Размышляя о прошлом, он незаметно шёл по знакомой улице к тому дому. А дома-то и не было! На этом месте теперь красовался многоэтажный гигант, кирпичный, «безлико-типовой», как в знаменитом фильме.
- С лёгким паром, - удивлённо пробормотал он.
Увиденное было полной неожиданностью для него. Все дни он мысленно представлял, как откроет калитку и войдёт в знакомый уютный дворик с аккуратными клумбами, где в эту июльскую пору цвели ромашки – Аннушка любила их. Она умела создавать уют – в доме, во дворе, в жизни. Прекрасно готовила, увлекалась вышивкой, сочиняла стихи. Работала она в банке. Профессия отнюдь не романтичная, но и там Анна умела быть незаменимой, как и дома. Аннушка… За три года совместной жизни он так и не понял, какое сокровище ему досталось. Он закурил, пытаясь справиться с волнением. Струйка дыма растаяла в листве старых тополей, стоящих по обе стороны дороги.
Июльское солнце, с утра раскалившее воздух, потихоньку отступало на запад, но жара не спадала. Разомлевшие от жары воробьишки купалась в пыли на обочине дороги. Мальчишки, взъерошенные и мокрые, смеясь, на велосипедах обогнали одинокого путника – они возвращались с реки. Иван улыбнулся, припомнив, как они познакомились с Анной. Он тоже ехал купаться, а навстречу с речки шли девчата. Желая покрасоваться, он лихо, почти не тормозя, ринулся вниз по крутому спуску к реке на своём двухколёсном «коне», но на песчаном бугорке не справился с управлением и упал прямо перед девушками – они расхохотались, беззаботно и иронично, как умеют смеяться молодые. Все смеялись, а Аня – нет. Она подбежала к нему и участливо спросила:
- С тобой всё в порядке? Руки-ноги целы?
- Нормально, - покраснев, ответил Иван, но встал с трудом : правя нога болела. Как выяснилось, у него был вывих. Анна жила неподалёку.Она позвонила брату, и тот отвёз его в больницу, а затем - домой.
С тех пор Иван и Анна стали встречаться. А через полгода Иван ушёл в армию, а девушка его ждала. Когда вернулся, они поженились. К этому времени Анна окончила бухгалтерское отделение техникума и поступила на работу в банк. Она была на два года старше своего мужа. А у Ивана профессии как таковой и не было: до армии успел поработать и грузчиком, и подсобным рабочим на стройке, и лесорубом. Жена хотела, чтобы он пошёл учиться, но он уехал на полгода на Север - на заработки. Потом поступил в архитектурно-строительный институт, на заочное отделение.
Возвращаясь с вахты, доводил Анну нелепыми подозрениями: где была, почему не ответила на звонок – он ревновал её, хотя она не давала никакого повода для ревности. Он любил Анну сильно, болезненно. Стоило ей задержаться после работы, как его сердце начинало бешено колотиться – ему казалось, что он умирает от ревности! Он заставлял Анну подробным образом рассказывать, почему опоздала. Поначалу это забавляло её – она пыталась отшучиваться, но со временем несправедливые упрёки и подозрительность мужа стали раздражать её. Один раз, когда они поссорились, Аня в сердцах ответила:
- Ты думаешь, что я тебе изменяю? По себе, видимо, судишь? Может, у тебя кто-то есть?
Такой поворот несколько остудил пыл молодого ревнивца, но ненадолго. Сцены ревности повторялись всё чаще. Наконец Анна сказала:
- Может, ты оставишь свои поездки и найдёшь работу в нашем городе?
Но Иван уже привык к «большим деньгам» и не хотел ничего менять. А детей у них не было. Он не знал, почему, да и не особо переживал по этому поводу. Они ещё успеют родить детей, думал он. А пока надо пожить для себя. Дом, доставшийся Анне в наследство от бабушки, требовал капитального ремонта, а значит, и серьёзных финансовых вложений. Повременить надо с детьми. Так думал Иван. Анна не спорила с ним. В разговоре на эту тему она предпочитала молчать. Впрочем, со временем у них вообще стало меньше поводов для общих разговоров, потому что о чём бы они ни говорили, всё завершалось размолвкой или даже ссорой с выяснением отношений - ревность, как ржавчина, разъедала и без того непрочный семейный фундамент.
Однажды Иван приехал из командировки с маленьким котёнком за пазухой: хотел помириться и порадовать жену забавным подарком, но в доме никого не было, а на столе лежала записка: «Иван! Я ухожу, хотя и люблю тебя. Твои подозрения измучили меня, и я приняла решение расстаться. Прости меня и – умоляю! – не ищи встречи со мной. Анна.».
«Встречи? Зачем мне с тобой встречаться, если ты предала меня?! Значит, всё, о чём я думал, подтвердилось! Значит, ты нашла другого!» - мысленно проговаривая этот монолог, Иван метался по комнате, не в силах успокоиться. Потом сел на диван, обхватил голову руками и зарыдал от обиды. Так и сидел, бесцельно уставившись в окно, пока вечер не сменился ночью, пока крепкий сон не свалил его.
Утром его разбудил жалобный писк голодного котёнка. Иван по привычке открыл холодильник, чтобы найти что-то съедобное, но холодильник был пуст. Он взял котёнка и пошёл к соседям: надо было пристроить несмышлёныша. Котика взяли. Сосед пытался завязать разговор, но Иван остановил его, сказав, что спешит. Вернувшись домой, он стал собирать вещи, мысленно продолжая разговаривать с женой, взирающей на него с портрета: «Ничего, Анечка, проживу и без тебя. Таких "Анечек" ещё много будет. Вот окончу институт – назло тебе окончу – построю новый дом, красивый дом – сам сделаю проект, сам обустрою. И не здесь, в этом заштатном городишке, а в областном центре. Будет у меня свой бизнес. Стану успешным. Ты ещё обо мне услышишь! Пожалеешь, что бросила меня.» Анна молча улыбалась с портрета.
В тот же день он уехал на Север - как ему казалось, навсегда. Кочевая жизнь не только закалила его характер, но и добавила мудрости. Он понял, что был несправедлив к Анне. Несколько лет назад он переехал в один из подмосковных городов. По своему проекту построил дом, открыл строительную фирму. Женским вниманием был не обделён, но достойную стать его женой он так и не встретил. Не встретил такую женщину, как Анна…
Сейчас, когда ему исполнилось сорок восемь, Иван понимал, что в расставании виноват, конечно, он, только он.
… Иван зашёл в магазин, купил пломбир (Аннушкино любимое мороженое) и неспешно отправился дальше, забыв открыть брикетик. На улице было малолюдно, никто не отвлекал внимания рассеянного путешественника. А он невольно искал среди прохожих ту, которую не удержал когда-то. Он хотел увидеть Анну и боялся встречи с ней. И в командировку эту он отправился сам, хотя мог бы послать кого-то из своих сотрудников. Он ждал встречи… И дождался.
Когда он уже подходил к вокзалу, вдруг услышал:
- Иван! Иван, это ты?
Этот голос он узнал бы из тысячи! Да, это была она, Аннушка. Он узнал, хотя они не виделись больше двадцати лет. Светлые волосы, собранные в пучок, серые с лёгкой, едва уловимой грустинкой глаза. В пёстром летнем платьице, удачно оттеняющем лёгкий загар, она казалась моложе своих лет. Иван на мгновение онемел, потом сказал:
- Ты прекрасно выглядишь.
Она улыбнулась и поблагодарила. Затем, чтобы сгладить затянувшуюся паузу, спросила:
- Ты как здесь?
- В командировку. Сегодня возвращаюсь. Через два часа поезд… Как поживаешь?
- Хорошо, - ответила Анна.
- Я был у нашего дома, искал… А его снесли. Где ты теперь живёшь?
- С сыном. У него фермерское хозяйство недалеко от города. Вадим меня взял на работу – бухгалтером, - с улыбкой ответила Анна.- Вот приехали в город по делам. Сейчас возвращаемся домой. Внуки, небось, заждались. Двое их у меня – мальчишки, озорной народ. Одному три года, второму – два. Погодки, - быстро говорила Анна, пытаясь заполнить паузу. От волнения щёки её разрумянились.
- А я вспоминал тебя…- произнёс Иван. – Прости меня.
- Да что ты! Столько лет прошло. Я забыла всё давно. Молодые были, жизни не знали, - опустив глаза, ответила Анна.
- А сколько лет сыну?
- Да взрослый уже, - уклончиво ответила она.
- А ты замужем? – решился спросить Иван.
- Нет, - коротко ответила Анна. Затем, показав рукой на приближающийся чёрный «Форд», сказала:
- Вадим едет.
Из автомобиля вышел высокий молодой человек. С первого взгляда Иван понял, что это его сын – портретное сходство было поразительным! Анна посмотрела на обоих и сказала просто:
- Сынок, познакомься, это твой отец, Иван Алексеевич.
- Здравствуйте, - сказал Вадим и протянул ему руку. – Мама рассказывала о вас.
- Здравствуй, сынок. Прости, что не приезжал. Я не знал, что у меня есть ты…
Он замолчал, пытаясь справиться с волнением. Слёзы выступили на глазах.
Вадим не нашёлся, что ответить.
- Что же ты молчишь, сынок? Приглашай отца в гости. А кто старое помянет…Ты можешь задержаться? – спросила Анна, обращаясь в Ивану.
- Конечно, - ответил он. – Я так рад…
- Садитесь в машину, - пригласил Вадим. – Поехали.
Через час были в фермерской усадьбе. В просторном деревянном доме был накрыт праздничный стол. Но долго засиживаться за ним не пришлось: хозяйственные заботы фермера не терпят отлагательств. Вадим, извинившись, ушёл первым, следом его жена Галина. Малыши весело играли с рыжим котёнком. Иван и Анна с улыбкой наблюдали за ними.
…Вскоре Иван продал свой дом и перебрался в деревню – к своей семье.
Свидетельство о публикации №213111400165