Дополнение

ЭССЕ ОБ АЛИСТЕРЕ КРОУЛИ*


*Эссе об Алистере Кроули. Компакт-диск «Рефераты и сочинения». Темы: «Религия». RP Collection – 2004.

 
1. Шум волн Чефалу

На рок-музыке, психоделике, панке, рэйве, техно выросли уже целые поколения.

Легко воспроизвести мелодии, которые крутили тысячи, десятки тысяч раз. Труднее со словами. Из поклонников рока во всем мире английский знает лишь каждый сотый. Разбирать слова способны и того меньше... А о глубинной подоплеке рок-культуры в более широком смысле, о странных мистических теориях, стоящих за ней, о тревожных таинственных персонах, к которым тянутся невидимые нити ее происхождения, знают вообще единицы.

Hа конверте «Beatles» «Sergeant Pep¬per’s...» есть среди других уважаемых группой людей один персонаж, с тяжелым взглядом и массивным лицом. «Высший неизвестный». Темная личность. Это его поместье недалеко от озера Лох-Hесс купил Джимми Пэйдж, его поклонник и фанат. Идеи этого человека вдохновляли Rolling Stones в эпоху их альбома «Their Satanic Majesties», когда они дружили со странным режиссером Кеннетом Энгером и наряжались в эсэсовские костюмы. Его считали своим духовным учителем Артур Браун, Стинг, Дэвид Боуи... Hо его абсолютный культ в радикальной музыке начинается с Дженисиса П. Ориджа, «Psychic TV» и «Throbbing Grisle». Несколько сотен групп, вышедших из этого направления и известных как «dark wave», сделали из изучения этого загадочного человека необходимый компонент своего творчества. Звук его голоса микшировался и сэмплировался, его книги перекладывались на музыку, его ритуалы инсценировались. Недавно даже выпустили компакт с записью шума прибрежных волн недалеко от Чефалу – того места, где он одно время жил и основал раблезианско-тантрическое аббатство «Телема». Посвященные уже догадались, о ком идет речь... О Звере, об очень большом Звере (To Mega Therion).


2. Первый посвященный

Эдвард Александр (Алистер) Кроули родился 12 октября 1875 года в Лимингтоне (Уоруикшир) в семье протестантского проповедника из секты «Плимутских братьев». С детства перед глазами – аскетическое неистовство отца, проповеди, усмирение плоти, религиозная экзальтация. Пуританское подавление всех телесных влечений было основным мотивом воспитания. Этот экстремизм («“нет” всякой эротике вообще»), столь свойственный англосаксонской культуре, позже обернется своей противоположностью – «“да” любым формам эротического опыта».

В Кембриджском университете Кроули сталкивается с небольшой группой эстетов и оккультистов, вдохновленных декадансом, Уайльдом и Рескином. Здесь богатый, талантливый, изысканный и помеченный утонченной красотой юноша становится всеобщим кумиром. Несмотря на свою женитьбу на Розе Келлии, он не ограничивает круг и половую принадлежность своих безчисленных возлюбленных. Он много путешествует, покоряет наивысшие вершины мира, посещает Египет, Россию, Скандинавию, Францию, Мексику. Это жизнь денди, интеллектуала, альпиниста, мистика, поэта, искателя приключений. В 1896 году в Стокгольмском отеле Кроули переживает первый опыт озарения. Он осознает, что призван к важному магическому пути. В скором времени он сталкивается с той оккультной организацией, которая утвердит его на этом пути и вооружит тайными знаниями. «Golden Dawn in the Outer», знаменитый «Орден Золотой Зари», самая загадочная и могущественная организация западной магии. В этот орден входили такие знаменитые люди, как Уильям Ейтс (нобелевский лауреат), Мод Гонн (вдохновительница Ирландской Освободительной Армии), Констанция Уайльд (вдова Оскара Уайльда), актриса Флоренс Фарр (муза Бернарда Шоу), сестра философа Бергсона Мой¬на Бергсон (жена главы «Золотой Зари» Самуила Мазерса).

В ордене Кроули узнает об инициатическом использовании наркотиков, об особых магических ритуалах и практиках, о таинственных учениях каббалы, розенкрейцерства, йоги, алхимии и оперативной магии. В своем поместье Болескин на берегу Лохнесского озера он проводит таинственные опыты по вызыванию «ангела-хранителя». Сложнейшая подготовка длится 6 месяцев, но операция оканчивается провалом. Лишь через несколько лет, в Мексике, при странных обстоятельствах это явление происходит спонтанно (и откладывает на жизнь Кроули неизгладимый отпечаток).

В 1904 Кроули во время своего пребывания в Каире получает особое откровение. Страшная “претергуманоидная сущность” – “демон Айвасс” – выбирает его носителем нового знания и глашатаем нового века, нового эона, “эона Гора”. Кроули осознает себя “Зверем 666”, о котором говорит Апокалипсис и выбирает своим инициатическим именем “To Mega Therion”, “Великий Зверь”.

С этого момента вплоть до своей смерти в 1947 году Алистер Кроули выполняет важнейшую миссию – распространяет свое учение. Главное в нем – знаменитая “Книга Законов”, продиктованная Айвассом. Первый из этих законов – «Делай, что хочешь, это и будет твоим единственным законом» («Do what thou willst, that will be the whole of the law»). Кроули не очень меняет свои привычки – внешне все остается прежним: оккультные практики, безудержные сексуальные связи всех разновидностей, литературные опусы, наркотики, стихи, альпинизм, ироничные зрелища, призванные напугать профанов, контакты с сильными мира сего. Hо все это озарено особым тревожным светом, проникнуто особым значением. «Зверь 666» не просто человек. Он – глава инициатической организации Astrum Argentum, к которой, по утверждению Кроули, принадлежали «невидимые братья», управлявшие человеческой историей посредством оккультных орденов прошлого. Кроули шлет «Книгу Законов» Гитлеру, Ленину, Черчиллю, знакомит с ней Троцкого. Его агенты и ученики действуют в самых различных сферах: капитан Джон Фуллер, его адепт, оккультист и главный английский стратег в вопросе танковых операций, работает в среде консерваторов; Марта Кюнцель, яростная национал-социалистка, обрабатывает Гитлера и его окружение; Уолтер Дюранти, единственный западный журналист, обласканный Сталиным, действует в Москве. Кроули находится в центре мирового заговора, ткет паутину нового эона. Женщины, наркотики, магические операции, политические интриги – все это сопровождает учителя «Териона» до конца жизни. Многие из тех, кто сблизился с ним вплотную, потеряли рассудок. Большинство его бывших жен и некоторые любовницы после расставания попадают прямиком в психиатрические клиники. Черное учение и страшные практики пугают не только профанов, но и самих оккультистов. Будучи некоторое время носителем высших масонских чинов, Кроули постепенно изгоняется отовсюду; «братья» пугаются его учений и стесняются его морального облика. Вторая мировая война и ее ужасы заставляют прессу Запада забыть об этом странном персонаже, имя которого практически не сходило с полос под рубрикой «Скандалы».

Он умирает почти незаметно 1 декабря 1947 года от бронхита и сердечной недостаточности в 72 года. За этот период (с момента рождения Кроули) точка весеннего равноденствения сместилась ровно на 1 градус. Астрологи¬чески безупречная смерть.


3. Наука Зверя

<…> Кроули пребывал в оккультистской среде, далекой от христианства и зачарованной Востоком и герметизмом; в этой среде ничего особенно «дьявольского» в Кроули до поры до времени не находили. Так, даже традиционалист Юлиус Эвола (далекий от христианства) считал «сатанизм» Кроули лишь эпатажем эзотерика, следующего «путем левой руки».
«Эон Гора», как его описывает Кроули в «Книге Законов», очень напоминает не только оккультистские утопии теософов и современных поклонников «New Age», но и то будущее, которое виделось Гитлеру и некоторым социалистам. Эзотеризм, культура, авангардное искусство, психоделика и радикальная политика были тесно переплетены в личности Алистера Кроули. В каком-то смысле он может быть назван символом XX века. Мистик-бунтарь. Революционер-политик. Дэнди-альпинист. Астролог-психоаналитик. Сексуальный извращенец и практик тантризма. Религиозный фанатик и циничный скептик. Мистификатор, актер, ищущий известности, и культиватор тайных знаний. Hаркоман-практик и врачеватель. Зверь.

4. Жестокая и кровавая птица

Есть ошибочная точка зрения, что молодежная контркультура, возникшая на Западе в 60-е вместе с рок-музыкой, – это сплошь левачество, гуманизм, либерализм, антитоталитаризм и soft. Hа этом фоне фашистские повязки «Led Zeppelin» или «Rolling Stones» кроулианского периода, а позднее свастики первых панков казались громом среди ясного неба. Вместе с «dark wave» – Psychic TV, hrobbing Grisle, Sol Invictus, Coil, Death in June, Current 93, Monte Cazazza, Boyd Rice, Allerseelen etc. – «фашизм» (или, точнее, «наци-сатанизм») уже откровенно захлестнул современную радикальную молодежь. Hа самом деле черный пафос этого течения не так уж далеко отстоит от бунта ранних хиппи. Просто по мере вырождения «революции слева» приходит время «революции справа». Кроулинский план выше партийных пристрастий и доктрин. Все доктрины хороши, лишь бы разрушить Сисему*, старый эон Озириса, остатки его былого могущества, выраженные в англосаксонской морали, в полицейской системе, в бюрократическом диктате. Раньше влияние учения Кроули было опосредованным. Теперь оно становится прямым.


*Музыка может изменять состояние человеческого сознания: может провоцировать социальную агрессию, а может ее подавлять, она способна пробуждать и моделировать в людях как низменные, так и высокие чувства. Музыка Оранжевой революции была максимально сбалансирована по этим критериям: в дозированных количествах в ней присутствовал высокий пафос и трансцендентные интонации, чувство жертвенности и обреченности, темы любви, жизни, смерти и безсмертия. Важным регулятором настроений было также соотношение количества песен в минорном и в мажорном ладу.
Происходящее на Майдане было одновременно и «апельсиновым» карнавалом – с пафосом безумного веселья, пародии, переодевания в оранжевое, и «огненной» мистерией – с пафосом умирания, воскресения и преображения. Это запечатлелось прежде всего в звучавшей во время революции музыке: два суперхита Майдана – карнавальный, «прикольный», с солидаристским посылом речитатив «Разом нас багато» группы «Ґринджоли» и композиция «Ми йдемо» Марии Бурмаки в старой версии, в которой психоделический эффект и легкий уровень трансцендентности, т. е. выход за пределы имманентной данности, собственной ограниченности, нагнетаются уже в тревожных аккордах вступления.
Сочетание карнавального и мистериального аспектов создавало на Майдане удивительное ощущение инобытийности, сказочности всего происходящего, ощущение психологического сплочения, а иногда даже онтологического братства людей. Пресс-служба ИА Новороссия/Единое Отечество. 28.06.2005.


Вот что говорит в своем интервью лидер группы «Coil» Джон Бэлэнс: «Лично я верю в пришествие века Гора, века Телемы. Hо я также верю, что вначале должен прийти хаос, изменения и потрясения, водовороты. Хаотический переходный период. Жестокая и кровавая птица. Последний цикл системы ацтеков и кали-юга индусов должны вот-вот кончиться. Неудивительно, что ясные знаки конца начинают проявляться. Я думаю, что мы – как группа “Coil” и как личности – должны активно соучаствовать в этом. Нужно стремиться породить хаос и смешение, помочь уничтожению старого порядка, чтобы открыть путь новому эону».

Таково, кстати, происхождение модных chaos-party, этого порождения современных кроулианцев с откровенной наци-сатанинской идеологией. Причем в отличие от обычных узколобых неонацистов, реакционеров, преданных Системе, в данном случае полностью отсутствует антикоммунизм и неприязнь к иным видам революционных идеологий. Последователей Алистера Кроули можно найти в самых различных группах и движениях. Свободная любовь хиппи также является знаком тантрического кроулианства, как и идея о высшей расе господ-посвященных – «рабы будут служить и страдать», сказано в «Книге Законов». Гомоэротизм, наркотики, интенсивная оперативная магия, авангардная музыка, сверхизвращенные эротокоматозные практики, фосфорисцентная живопись безумия, политический экстремизм – все это подробно изложено, систематизировано, сконцентрировано, предрешено в учении «Телемы» Алистера Кроули.

Хотим мы того или нет, знаем мы о том или не знаем – мы все живем под его знаком, под его надзором, по его заповедям. Это касается всех, кто хоть в малейшей степени затронут страшным духом современного мира. «Hезнание закона не освобождает от ответственности перед ним».


Рецензии