Весна

                ( паводок в Стерлитамаке)
               
Люблю  я это время года, именно это время, конец марта и начало апреля, уже в мае начинается жара, сформировались листья на деревьях, впереди духота и пыль, а вот в апреле все здорово. Листья только набирают почки, солнце начинает пригревать, еще не создавая жару,  впереди май, когда все зацветает и создает настроение счастья пробуждения природы. В общем, апрель мой месяц, да и родился я в начале апреля больше шестидесяти лет назад, быстро летит время, многое забывается, что - то откладывается в памяти надолго.

Запомнилась весна 1985 года, работал я тогда руководителем технической службы  завода, основная деятельность велась на новой производственной площадке. На месте старого завода практически ни чего не осталось, все снесли, использовали только здание заводоуправления  и котельную. Здание управления сдавали в аренду к каким-то коммерсантам, а вот котельная еще дымила, во первых отапливая здание управления, а во вторых отапливая несколько многоквартирных домов, которые строили для работников  завода в Советские времена. Если еще завод можно было сломать, дома трогать не получалось, в квартирах жили старенькие пенсионеры отдавшие жизнь  заводу. Вот и висел этот участок на шее  завода, доставляя немало хлопот инженерным службам, которыми в то время я и руководил, и больше всего мешала удаленность этого участка от основного завода.
 Так вот в один такой прекрасный весенний  день раздался телефонный звонок в моем кабинете, сообщили, что резко поднялся уровень реки Стерля, на берегу которого и стоял завод. Нужно отметить что летом, мы  переходили ее по колена. Началось подтопление насосной станции находящаяся в приямке котельной, грозило это затоплением электродвигателей насосов и естественно остановкой котельной, без тепла оставался бы весь район старого города. Нужно отметить, что даже старожилы не помнили, что бы топило паводком котельную, все-таки котельная находилась на высоком берегу реки и хлопот по этому поводу не доставляла. Короче мне срочно нужно было выехать на место и оценить обстановку, что я и сделал, взяв машину.

 Сразу скажу, я не только не смог подъехать к старому заводу, я даже приблизится к нему не смог, весь район плавал,  Позже выяснилось, что подтопило  всю старую часть города, начиная с Выселок, на юге, и заканчивая улицей Лесной, на севере. В ту весну слились все реки города, а их несколько, включая самую большую, реку Белая.

 С ужасом подумал о доме моих родителей и о них самих, дело в том, что наш дом стоит на отлогом берегу реки, практически напротив  завода. К нашему дому часто подходила вода в паводок, погреба затапливало каждый год, и мы к этому уже привыкли, из погребов все заранее вытаскивали, или перекладывали на стеллажи, а для огорода это было вообще хорошо, после паводка на огороде оставался слой очень плодородного ила, который полностью заменял всякие удобрения и подкормки. В этот раз все было значительно сложнее, и я с трудом представлял, что же творится в нашем доме. Пока я, стоя у кромки воды, продумывал возможные последствия, подплыла лодка спасателей, ребята сидевшие в ней были мне очень хорошо знакомы, они-то мне и рассказали что с моими все нормально, сидят в доме, спасатели пытались их вывезти но они на отрез отказались бросать дом, в прочем как и почти все остальные, спасателям больше приходилось возиться со скатом, который был в каждом подворье и тоже тонул, многим все таки они помогли перебраться на чердаки и крыши, кое кого, у которых дома пониже, все таки вывезли и они стояли на возвышенностях и с грустью смотрели на свои дома. Ребята, я имею в виду спасателей, возились со всем этим всю ночь, и выглядели очень усталыми и замерзшими, спиртное, по их словам, уже не согревало, и моему появлению они очень обрадовались. Попросили меня какое-то время последить за районом и если потребуется кому то помощь помогать, отказываться было  нельзя, больше того меня известили что с котельной вопрос решен, там, без моего участия, установили дренажные насосы и они, довольно успешно,  откачивали приямки. Руководил там всем этим очень опытный начальник котельной,  к сожалению, имя не вспоминается,  вот он и решил все наши заводские проблемы, за что я ему очень благодарен.

 Ну и я со спокойной совестью, за завод, сел в лодку, отпустил ребят отдыхать, и поплыл в первую очередь к дому моих родителей. Картина в переулке, где они жили, была удручающей, сильный напор воды переломал заборы и палисадники, многие чтобы спасти дома пропускали воду прямо через них, приоткрыв створки окон, вода входила в дома, и вытекала с другой стороны, не создавая особого подпора. В нашем доме окна были закрыты, дом у нас стоял повыше и на хорошем фундаменте, к калитке я подплыть не сумел и причалил к окну, заглянул, родители сидели в зале на диване, предварительно подставив под ножки дивана табуреты. Открыв окно я забрался к ним, нужно сказать, что ребята из спасалки, снабдили меня болотными сапогами, и я мог спокойно перемещаться по дому, нужно отметить что и родители могли бы ходить по полу, с помощью подставок, если бы в доме были хотя бы одна пара не дырявых   сапог, раньше особой необходимости в них не было, в сапогах ходили только в огород и во двор, и неважно было целые они или нет. Спросил, почему они не на чердаке, выяснилось, что единственная лестница в доме использовалась для лазанья на сеновал и на чердак, в то время лестница была в сарае, и добраться до нее не представлялась возможным. В общем лестницу я принес, родители перебрались на чердак, я вскипятил им чайник , не понятно почему, но газ отключен не был, и они начали там обустраиваться. Я решил проведать соседей.

Ближайший сосед,  Федор Иванович, сидел на чердаке, и подобраться к нему возможности не было, его дом находился в задней части двора, через окно на чердаке спросил, чем ему помочь, от помощи он отказался, сказав, что скоро придет зять и все устроит. Чуть позже он действительно пришел, при чем пешком по пояс в ледяной воде, мы с трудом открыли калитку двора преодолевая напор воды, закрыть потом не сумели, а двор Федор Ивановичи был завален строительными материалами, так вот, все что плавало,  уплыло через калитку, он потом долго еще ворчал по этому поводу. Тетя Маруся, с грустью смотревшая с пригорка на свой, по окна, затопленный дом, попросила меня залезть через окно и из холодильника принести замороженную курицу, приготовить она ее собралась в соседском, не затопленном, доме. Я влез через окно и прошел на их кухню, холодильник был открыт, и продукты плавали по грязной воде, курицу я все-таки подобрал, при этом сам провалился одной ногой в подпол, набрав полный сапог воды, чуть выбрался, болотные сапоги вмещают много воды. Люк подпола всплыл и уплыл в сторону, увидеть этого было не возможно, вода была грязной. У тети Гали, она попросила меня накормить цыплят в коробке, которая стояла в зале на столе, там я то- же провалился, уже под всплывшую половицу. В общем, накупался я в тот день при нулевой температуре воздуха. Позже сплавал в магазин и купил пол мешка хлеба, все на чердаках были голодны,  отец попросил купить водки и колбасы, чтобы покушать самим. Хлеб передавал по-разному. Некоторым на веревке, некоторым просто на весле, подплыть вплотную к дому не всегда получалось, мешали заборы палисадников. В общем как мог всем передал еду, и насквозь промокший, забрался на чердак  к родителям. Выпили водки, и  заснул, как в детстве, обнятый матерью, она пыталась меня согреть.

 Ночью ударил сильный мороз, вода спала и ледяной коркой покрывала все окрестности, было очень холодно, но к обеду следующего дня уже можно было спустится в дома и хоть как то согреется, газ так не кто и не отключал, лодку ребята забрали, поблагодарив, еще вечером, когда я сидел на чердаке, а  к вечеру, уже можно было пройти в сапогах к дороге, что я и сделал, отправившись,  в свою квартиру отмываться, отогреваться и отдыхать. Вернулся в переулок я утром следующего дня, люди были уже все дома, отмывали от ила полы, подсчитывали ущерб, обменивались плавающими вещами, которые заплыли во время паводка в чужие дворы, в общем, наводили порядок. Приятно, меня все горячо  благодарили за помощь, собирались,  куда-то писать, но это было уже не важно, главное все обошлось без жертв, и даже скотина у всех уцелела.  Уважение соседей, это многого стоит. Городские власти потерпевшим, кто желает, выделили по матрасу и одеялу. Желающих получать их,  по-моему, не было. Пользовались только возможностью бесплатно  ремонтировать испорченную, паводком, бытовую технику, в 1985 году она была дефицита.
 Для себя, я по настоящему почувствовал что такое стихийное бедствие, страшное это событие, говорят что произошло оно не случайно, кто-то где-то не уследил за водохранилищами, их прорвало залпом, по этому вода хлынула на город  и наделало много бед, на Выселках я видел сотни утонувших домашних животных, говорят, были и людские жертвы, многие помощи так и не дождались, снесло несколько домов и много надворных построек, в общем, не дай Бог.
 Сильный паводок произошел в 1990 году, но тогда критический уровень поднялся на реках  Белая и  Ашкадар.  Реки слились и полностью подтопили район Заашкадарья, ущерб был,  тоже приличным, но меня лично и мою семью это как-то не коснулось, Стерля в тот год разлилась в приделах нормы, и по времени сошла чуть раньше. Ну а Заашкадарье подтапливает каждый год, в большей или меньшей степени, заашкадарские мужики даже этому рады, женщин и детей, на период паводка, отправляют в город на несколько дней к родным или знакомым, сами остаются охранять свои дворы, на работу то же не надо, предприятия на время паводка дают выходные. В общем, понятно, есть возможность без занудства жен «весело» провести время в мужской компании. Плавают они на лодках по затопленным улицам друг к другу в гости и самое главное, чтобы не кончалось спиртное. Однажды  городские власти запретили продажу спиртных напитков в паводок, так это была трагедия, хуже самого паводка.

И вот 2013 год, при всей моей любви к весне, эта весна вызывает определенное беспокойство. Осень пошлого года была очень сырой.  Земля на сквозь пропитана влагой, беспрестанно шли дожди. Зима стояла  снежной, снег валил всю зиму, на замерзшую землю.  Мало кто из старожил помнит такие снега. Мне, в сознательном возрасте,  такое то же не припоминается. Я пишу эти строки в последний день марта, а снега в городе немерено, он просто сильно намок и просел, таить пока не собирается, это тоже аномалия, городские улицы в это время обычно сухие. Так что если резко потеплеет, а по-другому уже не будет, талой воде деваться будет не куда, земля ее просто не примет и все хлынет в реки, и если учесть нашу безалаберность (сейчас это называется «человеческий фактор»), то беда тех лет может повториться. Больше того, перегорожены дамбами все овраги, по которым стекала паводковая вода в прежние годы, любую низину, если там есть ручей,  превратили в водохранилище  для разведения карпов. Я хорошо представляю, что это за дамбы, любой толчок воды по круче, и все это смоет вместе с карпами, все бы не чего, но это может произойти одновременно с розливом рек, и уж тогда история точно повторится.

 Именно по этой причине два года назад  снесло целый город в Краснодарском крае, не обошлось без жертв. И в этом году, уже сейчас, похожие истории происходят в южных районах страны, тонут Кубань, Ростовская и Ставропольские области, стихии бушуют не только у нас но и в восточной Европе, аномальные снега везде, только наша беда еще и в «дураках» которые управляют нами , но это вечная для России проблема и исправить это быстро не получится.

Одна у нас на Руси надежда, на русское  АВОСЬ, может быть и пронесет, в крайнем случае, переживать то о чем я писал выше, не хочется.

Тем более что весна это, в любом случае, здорово!


Рецензии