Гринпис. Молчание. Мамонтов

 На ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЬМОЙ  день несвободы команды "Арктик Санрайз" задал себе очевидный для ситуации вопрос. А куда смотрит наша официальная пропаганда?

 Понятие это, четкое, отстроенное за советское время, ныне носит довольно расплывчатый характер. Некая квазидеятельность определенной группы ближнего круга, пытающегося сохранить status quo. По ощущениям, намного комичнее, как говорится, в цвет. Появляются некие деятели, убеждающие на чистом глазу: ребята, страна под чутким руководством идет к намеченной цели.

 При этих заявах тертые "совки" начинают саркастически усмехаться, вспоминая только что задержанных всяких мэров, городничих и их приближенных. Более прагматичное потомство кладет на все эти заморочки, пытаясь приспособиться к миру чистогана.

 Для лучшего понимания тенденции в формировании современной российской пропаганды бросим взгляд в прошлое. И не только страны, расширим ретроспективу. Боясь быть обвиненным в ереси, рискну предположить, что любая конфессия, для обеспечения своей жизнедеятельности, отстраивает свои, специфические пропагандистские рамки. Декларируя правила поведения своих адептов, маячит более светлой жизнью за её горизонтом.

 Нечто подобное формируют в умах своих подчиненных и руководители режимов. При этом они предлагают менее эфемерное, которое вот-вот должно случиться при дружном, целенаправленном усилии всего общества. Классический пример-сталинская пропаганда. Она оказалась довольно эффективной, позволяя скрепить на определенное время довольно разнородную геополитическую структуру. Особенно проявилась идеологическая конструкция во времена общих испытаний, когда на определенное время для рядового гражданина соединились казалось несоединимые понятия. Пропагандисты раскручивали короткую фразу: за Родину, за Сталина. И хотя, по воспоминаниям, чаще на врага бросались с такой-то матерью, стереотип укрепился на генном уровне.

 Сам враг имел не менее четко отстроенную пропаганду. Её носителем стал убогий хромоножка из семьи рядового бухгалтера Фридриха Геббельса.  Йозефу было под тридцать, когда неудачливый литератор примкнул к национал-социалистам. Так соединилась гремучая смесь трех компонентов, два из которых были переполнены ненавистью, а третья, огромная масса, измученная кризисом, -ожиданиями лучшей жизни. И сработало, да так, что всему миру мало не показалось.

 Последующие идеологические изыскания не были столь яркими. Беззаботный советский народ семидесятых-восьмидесятых уже с трудом вспоминает "серого кардинала" брежневской эпохи. Свое восхождение на идеологический трон Суслов начал ещё с товарищем Сталиным. Но в полной мере деятельность Михаила Андреевича проявилась в тандеме с дорогим Леонидом Ильичем.

 Нынешние, даже на фоне Суслова, выглядят менее ярко. Вот и образуется некая квазисубстанция, лишенная энергии, но претендующая на овладевание умами и помыслами рядовых сограждан. В этом монохроматичном ряду вдруг выделяются более яркими линиями некие индивиды, то ли работающие на заказ, то ли реально убежденные в правоте генеральной линии партии и правительства. Они компонуют некие изделия, привлекающие на время довольно широкие массы.

 В самой выигрышной ситуации находятся деятели телевидения. Не является ли сейчас наиболее ярким представителем ведущий "Пусть говорят". С одной стороны отвлечение от социальных проблем, с другой-перевод интереса на второстепенные детали. Идеология подобного рода стабильна в период постсоветского застоя. При появлении в социуме "инородных" частиц подключается "тяжелая артиллерия".

 Вслед за арестом трех ,беснующихся на амвоне главного Храма, участниц панк-группы Pussy Riot последовал разоблачительный фильм "Провокаторы". Заметим, что телерасследование было показано российскому зрителю ещё до вынесения приговора кощунницам. После объявления "двушечки" Мамонтов вновь выносит на суд зрителей тему мракобесия, с обсуждениям в студии, с привлечением "лучшего друга" руководителя "Преображения" Вишняка (или Вешняка). И тут вся идеологическая конструкция начинает на глазах рассыпаться. Нет, зрители ещё свято верят словам экспертов, клеймящих позором вероотступниц. Но тут противоположная сторона показывает борцам истинное лицо "преображенца". "Мамонтовцы" не теряются и делают контрольный выстрел.

 В этом деянии четко прослеживается желание выстроить некую идеологическую конструкцию. Есть праведники, желающие блага и процветания родной стране. Их большинство. Но находятся ещё мерзкие твари, желающие расшатать устои молодого государства. Участники проекта полны оптимизма: внутренний враг будет разбит, победа будет за нами. Для усиления можно сделать ещё пару выстрелов, поразив воздушные шары с веселящим газом, да несколько зажравшихся чиновников.

 Но почему молчит Мамонтов сейчас? Момент-то очень выигрышный. На морском горизонте показался не менее страшный враг. На сей раз это иностранные "пираты". Они покусились на самое ценное, после нашей веры, достояние. Есть на вражеском корабле и "перебежчики", продавшиеся за презренные доллары. В этих условиях бездействие идеологической гаубицы равносильно молчанию ягнят. Или уже "забил снаряд я в пушку туго"?

 Лично мне так и видится привычный антураж. Короткая разминка с представлением гостей в студии. Они всё привычны: женщина с постным лицом и комариным голоском, но железным характером прокурора, стареющий потомок советской партноменклатуры, все больше расплывающийся в своем кресле, бритый наголо "преображенец", ставший на время экспертом по экологии. Да, ещё пламенеющий трибун, желающий потопить на месте всю эту мерзость, в смысле-гадостных гринписовцев.

 Как ни парадоксально это выглядит, компанию очередной идеологической кампании придется разбавить идейным противником. Это "рыжая бестия", жгущая глаголом на одной из радиостанций. В нынешней ситуации она тоже на стороне возмущенного народа, "крестя" едино "зеленых" с Аль-Каидой. Она довольно доходчиво объяснит, после демонстрации разоблачительного фильма, о желании Гринпис остановить прогресс, о углекислом газе и зеленеющей планете.  На фоне готовящегося суда, думаю, больше смахивающего на судилище, вся эта деятельность логически оправдана. Но почему же молчит Мамонтов?

 А что, если сверху поступил новый срочный заказ? Не зря же сейчас количество "свинченных" мэров и другого подобного материала приближается к критической массе.Вот и думай, куда повернуть пушку. Враги со всех сторон. Одни платформу штурмуют, другие ножом в спину молодой республики целят и не желают выкорчевываться. В такой ситуации смелые бойцы поступают однозначно.

 Как поступят в складывающихся условиях наши телеидеологи? Возможно, перед судом над активистами Гринпис появится очередное произведение, равное "Провокаторам"? Или покажут всю подноготную задержанных градоначальников? А пока смотрим привычное творение российских идеологов. "Пусть говорят".

 Идеологическое поле не терпит пустоты. При неумелом агрономе оно начинает хиреть и зарастать васильками. Но и на монокультуре, как показывает прошлый век, такое поле долго не протянет. Всего лишь век, отпущенный умелому селекционеру, но такому же, как и мы, смертному.

 Фото из видеоролика о задержании активистов.

 


Рецензии
Какая идеология. Какая нафиг пропаганда. Вон сердюкова, разоблачали, разоблачали, да не выразоблачали. Любая идеология, прибьет элиту.
Поэтому, лучше молчать да крутить поле чудес.

Дмитрий Тагиров   15.11.2013 22:26     Заявить о нарушении
Добрый день, Димитрий.

Вы показываете знак. Ещё вчера продумывал новую тему. Она касается новой формации "зека" России. Тут читаю Вашу рецензию про "сердюкова". Значит, надо писать.

Спасибо. С уважением, ЕС.

Евгений Садков   16.11.2013 11:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.