Эсэсовец

   Слово " эсэсовец" я знал с рождения. Художественные фильмы о войне я начал смотреть уже из детской колыбели, хотя  в роли этой колыбели и была высокая железная кровать, с мягкой периной, которую бабушка каждый раз взбивала, и она была такая мякгая, что можно было валяться в кровати хоть целый день. Перина была бабушкиным приданным, ручной работы, образца 1921 года. (авт. отступление. Эта перина  в нашей семье была как ценная вещь, передаваямая по наследству. Кто-то передает по наследсту недвижимость, бриллианты, а мы передавали перниу. Ее пришлось торжественно отнести на помойку  в 2007 году, и она теперь, может быть, служит свою службу в каком-нибудь  подвале.
   Это что касается перины. А теперь вернемся к "эсесовцам".
Мой отец прошел войну, закончив ее в Германии, но так случилось, что он скоропостижно умер, когда я был еще грудным ребенком. Но остались награды отца, и уже с детства играл  с ними, перебирая в красной коробочке блестящие кругленькие медальки. А мама рассказывала о войне. Рассказывала про зверства фашистов. И, про эсесовцев.
  И бабушки тоже расказывали о войне. Одна бабушка даже говорила, что когда началась война, они даже ждали немцев, и говорили : "Вот немец придет он покажет Сталину."  Говорили так, что Сталин совсем задавил налогами. Мяса нет?,  - купи на рынке и отдай, яиц нет?,  - купи и отдай. Было две овцы, так с них шерть тоже сдавали государству, да  что с овцы  возьмешь, и шерсть покупали на рынке.  На рынке купят и сдадут государству. Но когда началась война, да города стали бомбить, да села жечь, то подумали, что это еще хуже чем "сталин".
Бабушка рассказывала, что через деревню проходила пехотная часть, и в их доме размещались солдаты,  а они сами в это время жили в чулане. Немцы сидели за столом в горнице и ели, а дети смотрели на них из чулана. И один немец подозвал мальчика к себе и дал ему буханку хлеба, и шоколадку. Потом эти "добрые немцы" ушли, и в селе появились эсесовцы, каратели.
 Начались проверки, выясняли, кто председатель, кто партийный, у кого отец, сын в Красной Армии. Я слушал рассказы, и своим детским умишком размышлял о том, что не все немцы плохие. Другая бабушка рассказывала, как за нее заступился немецкий офицер. У них в доме  квартировался финн, и однажды ему что - то не понравилось, и он ударил бабушку, ну,тогда она еще не бабушка была, а молодая женщина. Она вышла на улицу, заплаканная. Рядом в  хате квартировался немец. Увидел плачущую бабушку, подошел, спросил ее, почему она плачет. Наверное русский язык изучал. Бабушка сказала, что вот ее ударил квартирант. Немец выволок финна на улицу, нанаес ему несколько ударов ногами, что тот упал на землю, и вытащив пистолет, направил на финна, и что-то ему  сердито говорил.  Потом подошел к бабушке и сказал, что ее никто больше не обидит, а если повторится, то он расстреляет ее квартиранта.   Немцы были недолго в деревне. Красная Армия освободила село.
  Вот в такой атмосфере великих дел я рос. В первый класс я пошел уже подготовленным. Я уже знал и о войне, и о эсэсовцах.
  Летние каникулы наступили не так быстро, как я думал.  В школе мне понравилось. Много ребят, на переменах правда не разрешали бегать, и мы стояли статуями  вдоль стен. Учились читать, писать. Но больше всего в память врезалось, как учили вставать при входе учительницы , или директора, завуча,  Тренировались по нескольку десятку раз.
   Первый класс я закончил на пятерки, и наступили долгожданные  Каникулы. И мы с родной бабушкой, по материной линии, поехали в деревню к родным сестрам дедушки, и троюродным братьям. Сестры жили одни, и так радовались, когда мы приезжали. Ждали наш приезд около дома, а в доме, в чулане,  уже лежали  вкусные плюшки.
    Брат гулял на улице, а я рыскал по чулану,  залезал на печь, открывал шкафчик около печки, и все что-то искал. Любил я все блестящее, острое и режущее.
Сверстников у меня не было, и я всегда увязывался за старшими ребятами. Но они иногда уходили от меня на рыбалку, или гулять, когда я спал, и, проснувшись, я искал себе занятие по дому,  что-нибудь порыскать.
 Тут домой прибежал брат и  сказал : "Эсэсовец приехал!"  Я уже не помню, как я отреагировал, но страх был.  Может я подумал, что война началась? Брат убежал на улицу. Я тоже пошел на улицу. "Эсэсовцем" оказался соседский мальчишка Сашка, который тоже приезжал к бабушке на каникулы. Высокий, долговязый, но озорной до невозможности. 
  Брат все время говорил: "Пойду к эсэсовцу схожу", "Пойду спрошу, пойдет ли завтра эсэсовец на рыбалку?".   И  так я привык к этому слову, что даже не боялся соседа.
Однажды этот соседский мальчишка пришел к нам, и, позвал пойти посмотреть на его изобретение. Нас он повел на огород. То что мы увидели нас потрясло. Мне было жалко всех этих червячков, которые болтались на виселицах.  Изобретение оказалось "концентрационным лагерем", конечно в уменьшенном масштабе, размером, где -то, метр на метр.
 "Эсэсовец" стоял такой радостный, что произвел на нас впечатление. На наших глазах он провел еще одну "казнь" червячка.
 После этого я не мог смотреть, как на рыбалке, нанизывали червячков на крючок.  Я ловил рыбу руками, за плотиной. Вода текла из трубы, а я стоял в ручье и руками шарил в воде. Бывало и попадалась плотвичка и карасики.
 На огород к соседу мы больше не ходили. И он нас туда больше не приглашал.
   На следующее лето сосед  не приезжал к бабушке, а приехал его младший брат Ванька.  Он никуда не ходил, а был все-время дома. "Домосед". А я игрался около дома, держа в руках палку,  изображал  ружье.  Однажды Ванька позовал меня к себе и подарил "настоящее ружье". Он его вырезал из доски, и даже затвор был "настоящий" -  шпингалет от оконной рамы. Так мы подружились.
  Я бегал по двору, то и дело щелкая "затвором".  А потом Ванька мне подарил "настоящую" гитару.  Это была доска, с  отверстием, а с обратной стороны была прибита консервная банка, а вместо струн была натянута леска. И мне так понравилось "бренчать" на этой доске. Спасибо Ваньке за это изобретение. А то бы сейчас не по струнам бренчал, а затвором щелкал.
  А на следующее лето снова приехал Сашка. И снова позвал нас к нему домой. Мы думали, что он опять нас на огород поведет, но видно он повзрослел. Он достал из чулана винтовку. Настоящая "воздушка". Как в тире. И мы пошли на задний двор. Сашка прикрепил нарисованную на листе бумаги мишень к дому, показал нам, как надо заряжать, и мы стреляли в эту мишень. Ружье он всегда держал в чулане, и брал он его только тогда, когда мы ходили на "охоту". Сашка шел по деревне с ружьем, высокий, рукава на рубашке закатаны "по -локоть". Настоящий "эсэсовец". И кто ему дал такое прозвище дал? В деревне все были "на прозвищах". Но чтобы такое!? Видно очень был похож на  фрица.
 Развлечением у местных ребят было - "отливать сусликов из нор". Брали с собой ведро, из речки набирали воды, и шли на поле. Находили норку и заливали ее водой. Суслик выбегал и  тогда шла охота. Мы делали из проволоки пики, с оперением из куриных перьев. И метали их в убегающих сусликов. А "эсесовец" стрелял из воздушного ружья. 
  После 1971 года мы уже не ездили в деревню. И связь с Сашкой и Ванькой была потеряна. Интересно, а кем они стали потом? Как сложилась жизнь? Время прошло много, и стерлись из памяти фамилии, и уже стерлись лица, и стерлись прозвища ребят, кроме одного -  "Эсэсовец".


Рецензии