Госпиталь

Идея написать об этом появилась сразу-же после службы в СА.
Возможно, напиши я это тогда, я спас чью-нибудь жизнь.
Но так уж вышло, что это написано именно сейчас...
Поверьте, хоть многое и забылось и возможны какие-то ошибки в именах, и географии, всё было именно так...

                Посвящаю всем пацанам, служившим в ЗабВО и оставшимся людьми


День начался удачно:
- Утром не попался под горячую руку «дедам», в наряд не поставили, и, по прибытии на место работы в жилой микрорайон «Красная Звезда» наш гражданский бригадир забрал большую часть бригаду на другой объект.
 Остались я и Гена, худой, запуганный парнишка, который впоследствии дезертировал.

С Геной у меня сложились дружеские отношения, в общем-то, был нормальный парнишка, только армия, точнее первый год службы его сломала:
-Вздрагивал от каждого шороха, боялся до дрожи дедов, старшину, офицеров…
Со мной часто делился своей заветной мечтой:
-Вернусь с армии, у меня дядька в Черноморском Морском Пароходстве, буду мариманом!

Сбылась ли впоследствие его мечта?
Кто ж знает, ведь в конце концов дембельнули его по «психической» статье.
В общем, напарник у меня в этот раз был неплохой, хотя большого опыта в электрике у него не было.
Распутали очередной клубок проводов смонтированных дембелями «весенниками», «сынами гор», свет появился в 2 квартирах и благодарные офицерские жёны сунули нам по банке сгущёнки, банки тушёнки и по пачке сигарет каждому.

Сидя на подоконнике, курили, задумчиво выпуская дым, в животе приятная тяжесть.
-Хорошо, сказал Генка
-И не говори!
Во двор въехала наша «Электролаборатория».

Наш гражданский бригадир Толя Мокеев хлопнул дверцей и направился в подъезд.
-Видно за нами!
Сказал я
-Наверное, подтвердил Генка
-Толян, поехали, Гена, доделывай работу, за тобой заедут позже!
Сказал мой тёзка.
-Куда едем?
-Муфту надо помочь поставить, шестикиловольтовую!
-Без проблем!
Улочки Читы, какие-то закоулки, невдалеке речка Читинка, раскопанная яма накрытая палаткой и наш гражданский кабельщик – дядя Боря.

Особенности пайки свинцовых муфт на кабеле с бумажной изоляцией большинству не интересны, скажу только, что погода нам помогла
-Дождя не было, было жарко и сухо
В общем, часа через 4 работа была закончена, муфта испытана и подано рабочее напряжение,

-Поехали ко мне в гости, обмоем работу, сказал один из гражданских, подъехавший чуть позже.
-Поехали!
«Хрущёвская» пятиэтажка, запах домашней еды, роскошный стол, с прозрачной как слеза воочкой, только что из холодильника.
Водка в то злое время благодаря Иуде с картой Америки на лбу была большой редкостью!
Поели, выпили..

Конечно мне как солдату, тем более отслужившему меньше полугода пить было противопоказано
-«Деды» просто уничтожат, почувствовав запах!
Но конечно, вмазал!
-Двум смертям не бывать!
Поговорили «за жизнь», конечно и о работе, куда уж без неё, тем более я хоть и молодой уже успел поработать.
-Мужики, Толяну в часть надо!
-Поехали!

Вот уже позади дорога из Читы, темнеющие на фоне закатного неба сопки, извилистая трасса и улицы посёлка Песчанка.
«Любимая» казарма, в которую опять удалось прошмыгнуть незаметно
-Товарищ старшина, рядовой прибыл!
-Иди отдыхай, проворчал прапорщик Логинов в усы, не почувствовав легкого амбре, видимо, запах кабельной мастики перебил!

Умывальник, стирка ВСО (военно-строительной одежды), подшивка подворотничка, что опять же было нечастым счастьем (обычно «молодняк» стирался и подшивался часа в 3 ночи, когда деды уже угомонились)
Натянул влажную одежду на себя (поглажусь ночью), пошёл в жилой отсек.

А дальше…
Дальше всё как в тумане:
-Вдруг закружилась голова, в ушах шум….
-Ты чо, слон, совсем обурел?
-Куда на шконку упал до отбоя?
Сквозь звон в ушах послышался голос кого-то из дедов.
-Мне плохо, еле прошептал я..

Кто-то из «молодых» пощупал мой лоб:
-Да он весь горит!
Вызвали прапорщика Любина. Осмотрев меня, наш эскулап сказал:
-Это гепатит, срочно в госпиталь!
Дорогу не помню, что-то урывками…
И вот я уже в больничном халате бреду по двору инфекционного отделения.
Ноги меня почти не держат, в горле пересохло, перед глазами красные круги…

Барак, провожатый открывает дверь
-Входи!
Длинное помещение, ряд двухъярусных коек с болезными, в конце стол, за столом крепкие парни
-Иди сюда!
-Ты кто?
В/ч 11335, фамилия, имя, первый год службы, «весенник»
-А слоняра!
-Я Пахан палаты, понял?
Сказал коренастый парнишка с подвижным лицом и живыми глазами
-Понял!
-Твоё место у входа, второй ярус!
-Иди, а то сейчас спектакль начнётся!

С трудом забираюсь на второй ярус, голова кружится, глаза сами закрываются…
-Начинаем наше вечернее представление!
Слышу хорошо поставленный голос.
Поворачиваюсь на бок:

Из-за занавески выходит молодой парнишка, наряженный в офицерский мундир, с фуражкой на голове, кобурой на поясе и палочкой в руке, которой похлопывает себя по офицерским сапогам…
Парнишка дефилирует по «взлетке»…
-Весна 1940, немцы взяли Париж, и молодой эсэсовский офицер прогуливается по набережной Сены!
-Говорит тот же, хорошо поставленный голос.
 Присматриваюсь через пелену в глазах:
-Точно, «пахан» палаты, его присные вальяжно расселись около стола.

-Молодой эсэсовский офицер устал от боёв, и запаха пороха и крови и хочет найти себе успокоение в объятиях какой-нибудь француженки.
Вещает голос…
А вот и она, прекрасная как весна, Жоржетта!
Из-за занавески появляется накрашенный парнишка в женском платье…

-Юный эсэсовский офицер влюбился в прекрасную Жоржетту с первого взгляда.
-Разрешите представиться, мадемуазель!
-Говорит парнишка, наряженный в офицерскую форму…
-Представьтесь, разрешаю, кокетничая, говорит переодетый в женское платье парнишка.
-Разрешите Вас поцеловать, прелестница!
Ну что Вы, что Вы мы только что познакомились!
-Разрешите Вас проводить!
-Пожалуйста, но без глупостей!
Юный офицер, охваченный страстью, проводил прекрасную Жоржетту до домика в предместье Сен-Дени и приглашённый юной Жоржеттой зашёл к ней в гости.
Но тут его поджидала неожиданность
-Жоржетта оказалась переодетым маки, одним из участников сопротивления!
Как только руки офицера потянулись к ней, юная Жоржетта, а на самом деле юный партизан Жорж скрутила его, сняла с него брюки и начала насиловать!

На взлётке происходит то, чему просто не верят мои глаза!
Парнишка, переодетый в платье, снимает брюки и начинает насиловать парнишку, переодетого в офицера!
-Молодой эсэсовский офицер, сначала сопротивлялся, потом ему понравилось, и вот уже они поменялись ролями…
Так родилась настоявшая любовь между юным маки и эсэсовским офицером!
Что происходит на «взлётке», объяснять я думаю не надо…
Мне впервые в жизни по-настоящему СТРАШНО!

Болезнь, рвущая мне мозг, куда-то отступает, я утыкаюсь в подушку, но всё равно слышу, как начинается следующий спектакль
-Взятие форта первопоселенцев индейцами…
Судя по голосам, участвует больше народа, но и этот «спектакль» заканчивается тем-же, что, и первый…

Утро, хмурое Читинское утро..
Промозглый туман стелется низко, и стоишь как по пояс в молоке…

Доходяги стоят на плацу, многих шатает из стороны в сторону, на ногах тапочки без носков, ноги мерзнут...
Перекличка длится долго, стоять уже нет сил, голова кружится, начал болеть живот и температура кажется, поджаривает мозг…
Но всё когда-то заканчивается, закончилась и перекличка..

Мужики, врассыпную, шепчет кто-то…
 Голова не почти ничего соображает, но отступаю в сторону, стараюсь уйти глубже в толпу..
2 здоровенных парняги выхватывают из толпы доходягу и куда-то тащат его.
Доходяга сопротивляется, но увесистый удар под-дых и он обвисает в их руках…

Рядовой(моя фамилия) ко мне!
Передо мной здоровенный санитар
-В первую палату, первый этаж, пошёл!

Захожу в инфекционное отделение.
Въевшийся в стены запах лекарств, мочи, испражнений, запах страха и боли…
Оштукатуренные стены, с которых отслаивается краска, палаты с трехярусными койками…
Моя палата как я понимаю, в конце коридора, заворачиваю за угол и останавливаюсь в оцепенении!

Двое здоровяков, заправляют швабру в рукава больничного халата доходяги, выдернутого из строя, он лежит на полу, глаза закрыты, из уголка рта стекает струйка крови…
Заправив швабру и застегнув халат, выливают на него ведро воды и начинают мыть пол, сначала в коридоре, затем в палате…
Около лестницы меланхолично наблюдают за этим двое пациентов лет 30 в достаточно приличных халатах (как я впоследствии узнал это офицеры)

Потихоньку, по стенке, пробираюсь к палате..
3 ярусные койки поставлены настолько плотно, что практически нет прохода, народу -не продохнуть!

Это и была та «юдоль скорби» в которой мне предстояло провести самый долгий и страшный месяц в моей жизни…
К сожалению точно не помню сколько этажей было у инфекционного отделения, пускай будет 2.
Возможно, что-то спутаю в "геометрии" территории и палат.
Но поверьте, это было именно так, как я описываю!

Немного об инфекционном отделении 321ОВГ ЗабВО.

Инфекционное отделение представляло собой огороженную территорию, находящуюся  на достаточно большом отдалении от корпусов собственно 321 ОВГ (Окружного Военного Госпиталя).
На территории отделения находился большой деревянный двухэтажный дом, в котором собственно и располагалось инфекционное отделение. Так же на территории присутствовал и упомянутый мной барак, к которому примыкало отделение дезинфекции (в просторечии «вошебойка»), естественно был и плац для построений.

Жизнь  и здоровье пациентов, и всё управление инфекционным отделением было отдано  в полный откуп санитарам из старослужащих,
Всё от выдачи лекарств, еды, одежды и собственно лечения(процедур, «уколов» и прочего) проводилось только этими «Гиппократами».

В каждой палате отделения был свой «пахан», который и определял, кто, чем, и как будет  заниматься,  кем он будет «по масти».
Но, как правило, старослужащие были «правильными «пацанами»- «бродягами», ну а «молодые»…

Наверное, всё же мы были «чертями»….
Были конечно и «опущенные», были и «мужики» (а по сути, точнее, «придурки»), но их из моего призыва их было раз два и обчёлся:
-По моему кто-то из электриков и вроде «костоправ» (жестянщик, для тех, кто не в теме).

Почему «костоправ»?
Да очень просто!
На территории отделения (точнее недалеко от него, располагался как бы «автосервис», в котором чинили различные тачки, в основном, офицеров различных подразделений ЗабВО.

Наличие этого «автосервиса», «вошебойки» (кто служил в армии, тот поймёт, какие возможности для манипулирования обмундированием и прочим даёт наличие этой «шайтан-машины») и практически бесконтрольного расходования лекарств и прочего и сделало инфекционное отделение, настоящим раем для ухитрившихся туда попасть санитаров и фельдшеров срочников.
И адом, для тех, кто  только начал служить….

«Командовал» отделением капитан, который появлялся там  обычно раз в неделю, по четвергам.
Наверняка он имел и долю от различных манипуляций с имуществом, и конечно, «автосервиса».
В общем, инфекционное отделение было отдельным государством, в котором правили законы беспредельной зоны….

Я вырос в достаточно криминальной ограде.
 Пожалуй, единственными людьми, так или иначе, не связанными с криминалом, была моя мама , работавшая участковой медсестрой и пять, или шесть соседей из наверное, человек пятидесяти, проживавших в этой, одной из по сути «малин» города Томска.

К чему это я?
Да просто, как бы не старалась моя мама оградить единственного сыночка от «тёмной стороны» жизни, я вырос на рассказах старых сидельцев о житье-бытье «на тюрьме»  и немного ориентировался в «понятиях», так что мне было немного легче, но тем, кто «не был в теме» пришлось сложнее.

А вообще, доставалось всем слонам:
-Помню, как  у стенки тихо плакал пацан в наколках
-Бля, я на «малолетке» сидел, там такого беспредела не было!
-Что ж сделаешь, мы «слоны», деваться некуда!

Хочу пояснить
-Упомянутых мной зоновских градаций не было, не использовались эти слова
-Чёрт, мужик, пахан…
Но градация была очень похожей…

Итак, я прошёл по коридору и очутился перед большой дверью в палату…
Довольно просторное помещение, трёхярусные, высоченные койки, которыми заставлена вся палата, места практически нет.
В левом углу у небольшого выступа стены койка и тумбочка, с миской каши на ней. 
На нижнем ярусе койки  кто-то спит, отвернувшись лицом к стене.

Несмотря на то, что почти ничего не соображал от температуры, что-то мне показалось странным в этой койке и тумбочке.
Как потом выяснилось,  мои чувства меня не подвели.
-Часто думаю:
-А если бы не удержался тогда и коснулся бы этой шконки?
Но мой ангел-хранитель меня сберёг…

Как выяснилось в первую ночь, на койке спал опущенный парнишка из моего призыва, попавший в госпиталь, по-моему, с карантина.
Числился он фельдшером, но оказывал услуги несколько иного плана.
Может, таким он и пришёл в армию, но скорее всего, просто сломался…

Около «козырного» места (у окошка на нижнем «шконаре») рядом с тумбочкой, с атрибутами «сладкой жизни» на ней (пирожками, сигаретами и прочими) сидел пахан палаты:
-Крепенький парнишка, примерно моего возраста (лет двадцати пяти)  в тельняшке, выглядывающей из под форсисто отглаженного больничного халата, с сигаретой в зубах.
-Кто такой?

Рядовой, в/ч 11335 Песчанка, майский призыв призывался с Томска.
- Сказал я,стараясь отвечать бодро, но  пошатываясь от высокой температуры.
-Так, твоё место на верхнем ярусе около входа!
Ну законы я думаю ты знаешь
-Ты слоняра, должен шуршать!
-Постой-ка, ты с Томска?
-Да.

Иди на уборку территории, потом поговорим!
Пошатываясь, выхожу в коридор и под руководством могучего фельдшера с телом борца тяжеловеса в компании таких же слонов отправляюсь на уборку.

Понукаемые надзирателем:
- Что телитесь, быстрее, быстрее!
Помыли коридор,  подмели плац и были отпущены по палатам…
Жутко болела голова, хотелось пить и постоянно хотелось «по-маленькому».
Конечно же, пришлось терпеть  до конца уборки…

Пахан палаты подозвал меня к себе
-Значит, с Томска, Сибиряк?
-Да.
-А лет тебе сколько
-21
-Семья есть?

Да, жена, дочка.
Ну и у меня жена и сын, сам я с Днепропетровска, зовут (вот здесь память меня подводит, видимо, подсознание пытается всё забыть, не помню его имени), пусть будет Николай.

25 лет, работал на заводе, пока «броню» не сняли, служу в Борзе, в ДШБ (десантно-штурмовой батальон), здесь оказался, заболев в командировке.
-У моей жены врождённый порок сердца, врачи рекомендовали есть кедровые орехи.
-Достать сможешь?
-Без вопросов!

И тут меня повело в сторону…
-Э, да ты совсем больной, сказал Николай.
Пойдём, отведу в процедурную!
В процедурной несколько офицеров лежало под капельницами.
-Ты кого привёл?
Да, вот, кент мой, прокапай!
-В долгу не останусь!

Так я получил несколько процедур, практически недостижимых для больных из моего призыва.
Нет, немного лукавлю:
-Как-то потерял сознание на разводе, очнулся в процедурной, с капельницей в вене.

Отправку письма в   Томск Николай организовал в тот же день.
Посылка в Днепропетровск с кедровыми орехами ушла сразу-же, как было получено моё письмо.

Долго ли коротко, наступило время обеда.
Есть совсем не хотелось, но мои выздоравливающие  товарищи по несчастью с тоской смотрели на разносимые бачки с пищей.
-Что смотрите, не положено Вам, молодые ещё!

Каждому «молодому» выдан кусок хлеба.
-По койкам, нехрен, заглядывать!
Жуем хлеб, под аппетитные запахи котлет и мясного подлива(надо отдать должное, кормили в госпитале просто отлично, но увы, «молодняку» из этого ничего не доставалось).
Но вот «дедушки» и наелись, и наши ноздри перестал мучить запах съестного…

Перед сном построение, перекличка…
-Как же тяжело стоять на плацу под принизывающим сентябрьским ветром!
Но вот, всё закончилось, идём по местам дислокации…

Первая ночь в палате, ставшей моим домом на самый долгий в моей жизни месяц…

-Дима, дорожка номер один!
- Четвёртые сутки пылают станицы, горит под ногами Донская земля!
Заводит охрипший мальчишеский голос.
-Дима, дорожка  номер два!
-Мы все спешим за чудесами, но нет чудесней ничего, чем та земля под небесами, где крыша дома твоего!

Так я узнал о существовании «Димы двухдорожечного», штатного «магнитофона» нашей палаты...

-Дима дорожка номер два!
- Четвёртые сутки пылают станицы, горит под ногами Донская земля!
-Ты, чОкАзёл, нюх потерял?!
-Это первая дорожка!
Хлесть!
- Слышится удар и «магнитофон» перестраивается на правильную дорожку.

Надо ли говорить, что Дима был из нашего призыва?
Но вот палата затихает, расходятся по своим палатам  последние «дедушки», пришедшие почефирить к  пахану палаты и конечно, послушать уже почти охрипший "магнитофон"

Смотрю в потолок, трогаю его рукой:
-Потолок совсем рядом, на расстоянии согнутой в локте руки, койки ведь трёхъярусные….

-Тихо, ты!
Слышится из другого угла тёмной палаты.
Начинается возня, стоны, скрип кровати..
Что происходит, мне понятно:
-К нашему «фельдшеру» пришли ночные «посетители»…
Ещё один «посетитель», ещё один…

И вот наконец-то, становится тихо, только стоны спящих и шум крови в ушах…
-Боже, как же мне хреново!
Но видимо, у всего есть свой предел, и несмотря на режущую боль в печёнке, жар и головную боль, я засыпаю.
Последняя мысль, мелькнувшая в голове, перед тем, как я ушёл в тяжёлый сон без сновидений

-ЛАРИСКА, Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЕРНУСЬ!

Утро в инфекционном отделении….
Звучит команда
-«Подъём»! и мы начинаем спрыгивать с коек.
Не успевшим на развод  мало не покажется:
-«Дедушки» уже наготове.
Строимся в коридоре второго этажа.
Мордастый санитар раздаёт «колёса». Пытаюсь вспомнить, но непомню названия этого лекарства.

После армии, когда лежал в Томском госпитале, всё выспрашивал врачей:
-А что это такое?
Выяснилось, что нас пичкали очень эффективным средством от гепатита, правда, так и не прошедшим  как бы сейчас сказали «сертификацию».
Но это средство реально помогало, уже через неделю мне стало значительно легче, несмотря на то, что лечение болезни Боткина подразумевает не только глотание таблеток, но и целый ряд процедур, те же капельницы, например.

Да, конечно больные были не только с гепатитом, но и с другими инфекционными заболеваниями, но «гепатитчиков» было большинство.
Небольшое отступление от моего рассказа.
«Болезнь Боткина» бич Забайкалья и Читы в частности:
-Плохая вода, плохие санитарные условия, и ряд других факторов приводили к тому, что как рассказывали «аборигены» инфекционного отделения(а я впоследствии подружился с некоторыми санитарами отделения), в инфекционном отделении бывало и по 500 и более человек.

В момент описываемых событий больных было человек 300.
Гепатит не щадил ни солдат ни офицеров, но если шансы уберечься от гепатита у офицера были намного выше, то у рядового состава шансов было минимум.
Я, например, скорее всего, заразился во время протяжки кабеля, когда на жаре градусов под 30 в тени тягали кабель 240 «квадрат».

Воды не было, и к концу,  наверное, самого длинного дня в моей жизни все просто умирали о жажды.
Вот тогда я и попил воды из «копытца»:
- речки Читинки….

Продолжу.
Мы идём подметать плац и улицу примыкающую к территории инфекционного отделения.
С крыльца за нами наблюдает  упитанный санитар в толстом шерстяном халате в п/ш и отглаженных кирзовых сапогах.

Как гладят кирзовые сапоги?
Да очень просто!
Густо мажут сапог гуталином и проходят по нему горячим утюгом.
Сапоги становятся словно хромовые!
Правда, утюг очистить сложно(а порой вообще невозможно), но в армии всегда есть молодняк и озадачить его работа каждого «дедушки».
Итак, дед на крыльце курит….

Мы, слоняры в тонких больничных халатах,  усердно метём улицу.
Пронизывающий осенний ветер забирается под тоненький больничный халат, проникает прямо к телу,  босые ноги в тапочках жутко мёрзнут…
Но вот «дед» вроде накурился, а может ему просто надоело стоять на осеннем ветру.
Несколько остаются мести улицу, а несколько, по договорённости бегут греться в отделение.
Господи, какой же кайф засунуть посиневшие от холода ноги в решётку чугунной батареи!
Но вот в коридоре слышны чьи-то шаги и мы, как воробьи, порскаем в разные стороны:
-Не дай Бог увидят деды!

Но вот уборка и закончилась и конечно, закончился завтрак, от которого нам щедротами дедов перепало по кусочку хлеба.
Да, палата мне попалась не особо жёсткая, есть нам всё же, иногда давали, в других палатах не было и этого.
Немного о «кормёжке»
Кормили в общем-то как на убой
 В части такие изыски мне и не снились:
-Котлеты, гуляш, нормально сваренные каши….
Но, от этих щедрот нам, «слонам»  перепадала лишь малая часть
-Один или даже полкусочка  хлеба, иногда миска каши человек на 10…
С какой тоской мы смтрели на унсимые бачки с едой, с той же кашей, на которую на гражданке мы бы и смотреть не стали!

Отходы (недоеденная пища)шла, скорее всего, на выброс, или на кормление свиней подсобного хозяйства.
Было ли подсобное хозяйство у 321 ОВГ?
Не знаю.
Но часто видел «гражданских», приходящих за пищевыми отходами к санитарам (видимо для «подсобных хозяйств»).

Пытаюсь вспомнить, сколько же было человек в палате и не могу, прошло ведь почти 30 лет.
Но человек 40 точно было (напомню, кровати трёхъярусные).
«Дедов» было, наверное, человек 10…15, остальные «слоны».
В общем, сами понимаете, «дедушки» от недоедания не страдали:
-Скушать 40  котлет на 15 человек, в общем-то, совсем неплохо…

Что делать в госпитале от утренней уборки до обеда?
Конечно спать!
-Запомни сам, скажи другому, чем больше спишь - тем ближе к дому! Только сон приблизит нас к увольнению в запас!
-Гласят неписаные армейские мудрости.

«Деды», позавтракав, дремлют…
Лезу на третий ярус и пытаюсь забыться.
Глаза сами собой начинают закрываться….
И сразу вижу и Лариску и дочку Иринку и маму и нашу дружную бригаду…

Но мой сладкий сон прерван
-Курить хочу!
Орёт прямо в ухо «дед», повисший на руках на краю кровати(с пола не дотянешься- высоко, а «дед» совсем небольшого росточка)

-Где взять?
Спросонок задаю вопрос, за который в армии, если не убивают, но  долго и больно бьют сапогами.
-Ты чослоняра, опух?
Увесистая затрещина и я уже полностью проснулся.
-Иди к забору и проси!

Выход из отделения закрыт, но есть дощаты забор, примыкающий к довольно-таки малолюдной улице.
Вместе с такими-же бедолагами, то пытаюсь просунуть руку в щели, то подтягиваюсь к краю забора.

Нам повезло, идёт какой-то мужик.
-Дяденька, дай закурить!
-Держите пацаны!
И нам летит начатая помятая пачка «Примы».
Делим папиросы поровну, одну прячу в халат.
Хотя никогда не был заядлым курильщиком, но покурить любил.

-Ну ты оборзел!
Говорит «дед»
-Сигареты с фильтром хочу, неси!
Но  «Приму» забирает…
Опять иду к забору, выпрашивать сигареты…
Повезло, удалось урвать 2 сигареты «Космос».

Конечно, сигареты просил не каждый день.
Надо отдать должное нашим палатным «дедам»:
-Был своего рода «график», да и в общем-то иногда у них было и своё курево.
Но, «просить милостыню» всё-же приходилось..
После армии, на ТНХК, тогда ещё бывшим Строящимся Гигантом Советской индустрии, часто встречал солдатиков –стройбатовцев, замызганных, с цыплячьими шейками в воротах слишком большой для них ВСО(военно-строительной одежды):
-Дядя, закурить дай!
-Чо, пацаны, «деды» послали?
-Да.
Пойдёшь с ним до столовой, купишь пачек 5 сигарет(и конфет каких нибудь)
-Держи воин!

Потрещишь с ним..
И знаете, удивительная штука получается!
Все кто служил в ЗабВО, помнят про «забайкалки», страшные, незаживающие язвы на коже, выпадающие зубы и волосы.
-Климат в Забайкалье, всё же не самый лучший..

Но оказывается и в Томске, солдаты говорили о «томичках»!
-Страшных, незаживающих язвах, о выпадении зубов и волос…
Да, климат не маловажен, но и армейские условия, адаптация человека, вырванного из привычной среды и вынужденного выживать в совсем не тепличных условиях, играют немаловажную роль.

Так и текли однообразные дни в инфекционном отделении…
Я привык прятаться от особо «дерзких» дедов, убирать плац на пронизывающем ветру, привык к многочасовым построениям.
Как-то отстояли часа 3
-Один из санитаров ушёл в «самоволку».
Стояли, пока он в умат пьяный не появился на плацу.
Естественно, никаких репрессий для него не последовало.

Конечно,и в госпитале пригодились мои профессиональные навыки.
Наверное, уже догадались?
Правильно!
-Проводка была старая, часто отключались автоматы, горели розетки, а штатного электрика не было.
Вот я и выполнял его функции, и даже иногда допускался к святая святых
-Ремонту электропроводки автомобилей в местном «автосервисе».
Но за эту работу я не получал ничего, ни еды ни денег, правда, когда этим занимался,  был избавлен от уборок.

Человек привыкает ко всему.
Труднее всего привыкнуть к постоянному чувству голода.
Есть хотелось постоянно!
Как-то после утренней уборки, увидел «слона» с украденной у «хлебореза»  булкой хлеба, которую он прятал  под халатом.

Как-же обостряются чувства в экстремальной ситуации!
Как собака–ищейка я шёл по следу и настиг его на тупиковй лестнице, ведущей на чердак.
-Мужик, поделимся?
Видимо, он подумал, что я его сдам санитарам.

Молча мы вгрызлись в булку с обоих концов.
Прошло уже много лет, но до сих пор, глядя на свадебный обряд  «кто будет старшим в семье» (когда муж и жена откусывают от буханки), вспоминаю этот момент своей жизни:
-Два тощих пацана с голодными алчными глазами вгрызаются в булку как собаки в найденную кость…

Выжить можно везде, главное, оставаться человеком.
Некоторые «слоны» в отделении ломались, становились «опущенными».
Но большинство просто терпело.
Какой же всё же терпеливый, русский народ!

Мы очень сошлись с «паханом» нашей палаты
-Близкие по возрасту, оба семейные, оба выдернутые из привычной гражданской жизни  в связи с недобором в армию.
Конечно, дистанция  между нами была просто гигантской
-Он «дед», я «слон».
Наверное, дистанция межу олигархом и последним бомжом, всё  же меньше, чем между нами.
Но, общались, говорили о работе, семье, детях и прочем.

Николай, имеющий большой «авторитет» в иерархии отделения, предложил мне
-Толян, оставайся!
-Уже договорился, будешь  санитаром, но работать будешь по специальности, ты на хорошем счету как специалист, да и мужик ты, в общем, нормальный!
Конечно, я сказал:
-Подумаю!
Но в душе я знал:
-Я ничего так не хочу, как того, чтобы покинуть эту «юдоль скорби»!

В общем, время текло помаленьку…
Меня посетили мои сослуживцы из нашей бригады, принесли кулёк конфет и сигареты.
С каким же удивлением и ужасом в глазах они наблюдали, как я лопал эти конфеты!
-Толян, не торопись, подавишься!
-Нормально, пацаны!

Часть сигарет я скурил, а часть припрятал.
Теперь, если одному из дедов были нужны сигареты, я доставал из из «нычки»(конечно, «нычки» надолго не хватило).
В общем, вместо стояния у забора я имел возможность покемарить в каком-нибудь укромном уголке.

Пацаны!
Игорь, Костя, Андрюха!
Низкий Вам поклон!
Здоровья, счастья и удачи Вам и вашим семьям.
Эти конфеты  сигареты,возможно, спасли мою жизнь!

Жизнь текла своим чередом.
Однажды случилась очень неприятная вещь
-При осмотре у одного из «слонов» обнаружили вшей.

Что такое вши у «слона»?
Поверьте, это страшно, пожалуй, намного страшнее найденного в кармане куска хлеба или сахара!
В общем, бедняге досталось по полной, били его очень долго….

Как раз к этому времени, нам выдали нательное бельё
-Рубаху и кальсоны.
И опять здесь мне помог мой ангел-хранитель:
Так как я был внештатным электриком, периодически чинил утюги(иногда получалась отремонтировать, иногда нет), в общем, доступ к утюгам у меня был.
Скажу сразу
-Утюги номинально были доступны для всех, но «слону» нужно было проявит массу изворотливости, чтобы добраться до вожделенного «девайса».

В общем, я сразу прогладил бельё…
-Господи, как трещали гниды  в складках!
Так, к слову.
Я не биолог и не знаю, сколько живут личинки вшей..
Но во время службы нам чаще всего выдавали бельё маркированное 1943 годом, со складов длительного хранения ЗабВо.
Как-то выдали слегка желтоватое бельё с надписью РККА  и серпом и молотом на отвороте.

В в/ч 11335 и 348 ВСО,  выданное бельё всегда гладил и таких «звуковых эффектов» не наблюдал.
Почему в госпитале попалось бельё с гнидами?
Не знаю, но может это было «вторичное» бельё используемое ещё на фронтах Великой Отечественной?

В итоге, я забросил это бельё  в угол.
И достав бритву, побрил интимные места и голову.
Конечно, было жутко холодно на уборке в больничном халате и одних трусах под ним, но поверьте, это было наименьшее зло!

Конечно, постоянно посещал душевую, хотя и это для «слона» было настоящим подвигом!
Поймите, инфекционное отделение, конечно же, не концлагерь. Но праздношатающийся «слон» лакомый кусочек для любого «деда»:
-Хорошо если попросят скажем, помочь с погрузкой, покраской стен или прочим.
-А могут просто тупо избить, просто так, чтобы показать молодецкую удаль.

Так вот, как-то принимая «водные процедуры» услышал смех санитаров:
-Рубль, рубль за просмотр!
Тихонько выглянув из кабинки, в клубах пара увидел нечто вообще неописуемое!
-Два санитара ведут под руки натуральный скелет, обтянутый кожей, еле двигающийся на ножках-спичках!
Что это было?

Больной пацан, попавший в знакомую многим, особенно служившим в стройбате ситуацию:
-Командировка на далёкий объект.
Куча «дедов» и один или два «слона».
Дальше, наверное, всё понятно
-Деды жрут и пьют, «слоны» пашут  без отдыха и пищи….

А офицеры?
Тут всё очень просто
-Как писал ранее, чаще всего в командировку отправляют прапорщиков.

Была даже такая должность:
-Прапорщик-инструктор, и в принципе, прапорщиков в любом стройбате больше чем офицеров.
Но ка и в гарнизонной службе, всё отдано на откуп «дедов», так и в командировках.
-Доставив солдатиков к месту работы, обозначив фронт работ, прапорщик уезжает в Читу(или по месту дислокации).
Конечно, иногда приезжает, но чаще всего так  ине появляется до конца командировки.

Всем на объекте «рулят» деды, причём «дедовская» солидарность простирается очень широко:
-Например, на ракетной «точке»(или чем-то подобном) работают бригады к примеру, электроиков и сантехников.
«Деды» крепят Воинское Братство:
-Жрут, бухают, «слоны» невзирая на знаки в петлицах пашут
-Электрик «чеканит» трубы, сантехник тянет кабель…
Конечно, не надо думать, что беспредел был повсеместным
-Были и нормальные «дедушки», но чаще всего было именно так….

Вот и этому бедолаге «повезло»
-Попал в командировку  с «дедами», причём, как позже выяснилось, с 2 разных частей(не помню, какая у него  была за часть, по моему, связист-монтажник)  и оказался единственным «слоном»!
Конечно, его не кормили, и заставляли пахать от зари до зари (и избивали,  конечно).

Может быть, он так бы и умер там, пополнив ряды «погибших при исполнении служебных обязанностей», но ему «повезло»
-Заработал инфекционный менингит и был вывезен в Читу.
Весил он по-моему, килограмм 35, при росте 180 сантиметров…

Очень долго, когда его мыли в душе(он почти не мог ходить без посторонней помощи), посмотреть на него пускали только за небольшую мзду:
-Своего рода аттракцион не для слабонервных.
Я, к примеру, вышел из госпиталя весом 48 килограмм (при весе 178 сантиметров), но я был настоящим «жирдяем», по сравнению с ним….

Однажды под утро (дату не помню, но день недели, помню точно- понедельник) я почувствовал жуткую боль в большом пальце правой руки.
Утром, после уборки, я увидел у основания ногтя правой руки небольшое чёрное пятнышко, отзывавшееся жуткой болью при надавливании.
Удивительно, но в тот день, в отделении  был капитан, начальник отделения.
Осмотрев больное место, он сказал:
-Ерунда, пройдёт, в четверг посмотрю, если будет болеть, то подумаем.

2 ночи я почти не мог спать6
-Жуткая дергающая боль в руке казалось впивалась в мозг.
Палец у основания ногтя начал чернеть и однажды ночью я переполошил палату, когда случайно чиркнул рукой по  потолку, переворачиваясь на другой бок.

Наступила среда.
На утренней уборке я почувствовал, что теряю сознание.
Выронив швабру из рук(убирали коридор), я свалился на задницу около стены.
Ноготь большого пальца расцвёл всеми цветами радуги.

Надавив на ноготь, я увидел, как под ногтём заиграло красками настоящее цветовое шоу, прямо цветомузыка!
-Жёлтый, красный, голубой и ещё море цветов…
Дальше ничего не помню, потерял сознание от боли.

Очнулся от того, что один из санитаров, наблюдающих за уборкой, трясёт меня
-Хорош сачковать!
Слов у меня не было, я только что и смог протянуть вперёд руку…
-Блин, пошли в госпиталь!
Под руки санитар и кто-то из «слонов» потащили меня в гнойную хирургию…

В гнойном отделении меня принял санитар
-Толяныч, ты?
-Борька, прошептал я, почти теряя сознание
В общем, это был мой земеля, томич Борька Шевелёв, отправившийся в армию с одного из последних курсов Томского мединститута, с которым мы вместе ехали от Томска до Читы.
-Присядь, сейчас всё организую!

И вот поддерживаемый Борей отправляюсь в смотровую.
-Вот, товарищ подполковник, пациент, о котором я говорил.
-Что тут у нас?
Говорит крепкий седовласый врач
-Бля, воин, тут всё плохо, как же ты так руку запустил?
-Немедленно на стол!

Запах лекарств, жутковато поблёскивающие хирургические инструменты…
Ложусь на операционный стол, сердцекажется, готово выпрыгнуть из груди.
-Страшно!
Боря укладывает мою рук на стол и закрывает её ширмой
-Толян, тебе лучше не смотреть!
Сейчас поставлю обезболивающее.

Слышу чей-то стон и непонятные слова. Поворачиваю голову:
-на соседнем столе лежит абсолютно голый парнишка, не русский.
Тело чёрное, как начищенный солдатский сапог, в трещинах скопилась желтая сукровица.
Победно торчит вертикально вверх абсолютно не повреждённый член…
Занавес, теряю сознание ….

 Очнулся я на операционном столе, когда операция уже почти закончилась.
Что делали с рукой, я не видел, только слышал фразы типа
-Скальпель, тампон и прочее.
-Лежи, лежи, всё нормально, сказал, наклонившись ко мне Борька.

И вот всё закончилось
Многострадальный палец перемотан бинтами, из повязки торчит резиновая трубка – дренаж.
-Повезло тебе, воин!
-Ещё бы не много и всё;
-Пришлось бы ампутировать палец, а возможно и всю кисть
-Началось заражение крови, процесс пошёл вглубь.

-Доктор, что с рукой?
-Всё нормально, удалили часть пальца, и кусочек кости, всё прочистили, поставили дренаж, будешь ходить на процедуры каждый день.

Поблагодарив  хирурга, я вместе с Борькой отправился в «гипсовую».
Пока накладывали гипсовый «лангет»поговорили о службе, о жизни и просто так, ни о чём.
Конечно, я спросил, что это за парнишка лежал на соседнем операционном столе.
Ситуация типичная для Армии
-Постирал х/б в бензине, потом закурил…

Зачем стирал в бензине?
Солдат должен быть опрятен, подшит и чисто выбрит.
А как будет выглядеть Ваша одежда, скажемпосле протяжки высоковольтного кабеля в джутовой оболочке, пропитанного битумным компаундом?
А после ремонта скажем, грузовика?

А ведь  у солдатика не так уж много времени на приведение внешнего вида в соответствие с уставом…
Вот и изобретают различные способы.
Сам не раз застирывал и х/б и ВСО в бензине.

Но разговоры разговорами, но Борьке надо работать. Тепло попрощался с зёмой,и получив от него в подарок пачку сигарет, я. На подкашивающихся ногах и с кружащейся головой я отправился в свою юдоль скорби
-Инфекционное отделение 321 ОВГ.

По дороге меня «накрыло»:
-Подействовало обезболивающее, наркотик, которым меня накачали…
Немногочисленные прохожие с удивлением смотрели на худенького лысенького солдатика в старом больничном халате, с загипсованной рукой, сидящего около стены и чему-то улыбавшемуся….
Многое забылось за эти годы, но этот «приход» я помню как сейчас6
-Прекрасное, бескрайнее  синее небо, улыбающиеся люди с  просветлёнными лицами, Лариска и Иришка, мама, бабуля совсем-совсем рядом, рукой подать:
-Только нужно расправить огромные крылья за спиной и улететь!
Но так хорошо и бездумно, что этого совсем не хочется!

-Солдатик, тебе плохо?
Спросила какая-то пожилая женщина
-Нет, тётя мне хорошо!
-Давай я тебя провожу, тебе куда?
Поддерживаемый сердобольной женщиной я добрёл до отделения.

Жизнь в отделении текла своим, казалось  навеки установленным порядком:
-Утренний развод;
-Раздача «колёс»;
-Уборка;
-Время до обеда(и после обеда), проводимое  либо в постели, либо в попытках избежать припахивания «дедами» как своей палаты так и чужих
-Вечерний развод;
-Отбой….

Но для меня всё несколько поменялось
-Работать полноценно я не мог, так что в основном собирал мусор и конечно, чинил электрику.
Как можно это делать фактически без правой руки?
Учился работать левой.

Было тяжело, но даже письма научился писать, конечно, коряво.
Да, письма из госпиталя я,  конечно, писал, правда, редко
-Для «слонов» в госпитале это была роскошь.

Вообще, правая рука почти не работала
-С трудом сжимались пальцы, и рука плохо гнулась в локте.
Как позже выяснилось, что–то случилось с сухожилиями и нервами…

Даже сейчас, правая рука иногда клинит.
Наверное, я так бы  и остался на всю жизнь  с диагнозом «ограниченная подвижность», если бы не встреченный мной уже на «гражданке» экстрасенс.
Гримасы судьбы, иногда выкидывающей самые неожиданные кульбиты…
Как Вы думаете, где я его встретил?

Ни за что не догадаетесь!
В инфекционном отделении одно из больниц города Томска, куда я попал с пищевым отравлением!

Попал я туда, как и многие Томичи в том году, по подозрению на кишечную инфекцию и провёл там ровно месяц!
Конечно, там всё было не так как в 321 ОВГ:
-Интересные люди(которых конечно хватало и в инфекционном отделении, но они были конечно-же вынуждены «играть по Правилам»), симпатичные медсёстры, нормальное питание….

Но я опять отвлёкся от своего рассказа.
Конечно были и беседы с Николаем и даже иногда «дедушки» угощали меня «чифиром», всё –же я создал о себе неплохое мнение, в общем, меня почти признали «мужиком» в госпитальной иерархии.
Я ведь просто хорошо делал то, что умею
-Своё любимое «липистричество».

Конечно, бывало и получал от особо дерзких и беспредельных дедов, было конечно и это..
Один случай врезался в память.
Ночью жутко захотелось в туалет.

Вообще, «слонам» ходить в туалет ночью так скажем, не рекомндовалось.
Ночь- «время «дедушек».
Хотя  текло установленным порядком:
-Капитан, начальник отделения появлялся только по  четвергам, но иногда приходили и другие военврачи, приходили и различные комиссии.

Сами понимаете, пить днём, было так скажем, не очень комфортно.
Зато ночью….
И пили и водили девчонок и вообще разное случалось.
Конечно, больных офицеров немного опасались, но бывало, видел и офицеров в пьяной компании санитаров.

В общем, ночь время «дедов».
Сделав свои дела, тихонько «просачивался» в палату
-Нужно было пройти немного по коридору, мимо лестницы, идущей на второй этаж и повернуть направо.
-Стой, душара!
Раздаётся прямо-таки медвежий рык.

Оборачиваюсь и понимая, что я «попал»…
Самый безбашенный из санитаров, по  слухам то ли КМС то ли мастер спорта по боксу, здоровенныйгориллоподобный увалень, разумеется, пьяный в хлам, вместе с ещё одним санитаром.

-Спорим, я этого душару  вырублю одним ударом?
-Не надо, пошли, видишь какой дохлый, ещё помрёт!
-Нет, я его точно вырублю!
Хлёсткий удар в ухо опрокидывает меня навзничь…
-Стой на ногах, слоняра!
Меня поднимают на ноги, и затем следует ещё один удар…
Из рассечённого уха ручьём льётся кровь.

-Прекрати, убьёшь ведь!
-Нет, я с этим козлом ещё не разобрался!
Ещё один удар и я проваливаюсь в темноту..

Сознание приходит медленно, сквозь шум в голове слышу
-Ты ещё не сдох, сука!
-Пойдём, пойдём!
-Нет я пришибу его!

И тут на моё частье видимо появляется ещё один «слоняра», которому «приспичило».
-Стой, дух!
Слышится рёв и с топотом «дед» срывается с места.
Я стартую в другую сторону….

Конечно, не стартую, пытаюсь идти опираясь на стену…
-Где ты, душара?
Слышится сзади.
Но я уже в палате.


Кровь льёт ручьём, и я рукой в гипсе прижимая кровоточащее ухо карабкаюсь на свой третий ярус..
Ох и трудно это делать с одной-то рукой!
Но у меня получается.
Видел бы меня мой физкультурник, для которого я был кошмаром номер один.

И вот комковатый солдатский матрас принимает в свои объятия моё тело.
-Ты чо, дух, рамсы попутал?
И  я подлетаю вверх, почти  упёршись носом в потолок.
-Ты чо, обоссал меня?

Зажигается свет..
Энурез в армии это…
Лучше Вам и не знать, что бывает с теми, кому не дай Бог пришлось попасть в армию с этим стыдным заболеванием.
Поверьте, когда 2 случайно попавшихсяэнурёзниковложат друг над другом и периодически меняют местами, это не самое страшное!

-Толян, ты что, ссыкун?
Спрашивает меня пахан
-Нет, просто попался под руку санитару(ну пускай будет Вовке)
Осмотрев моё разбитое в кровь лицо, пахан палаты командует отбой.
Наутро после  уборки я вижу как пахан и Вовка разговаривают в коридоре.
-Всё, он тебя больше не тронет, говорит Колян.
Вечером, Вовка и наш пахан пьют у нас в палате чефир и болтают о чём-то…

Конечно, я ходил на перевязки и так скажем, процедуры
Первый раз, когда мне разбинтовали руку, мне просто поплохело:
-Части пальца нет, как нет и ногтя, вся рука багрово синяя…
Но это было ещё цветочками по сравнению с инъекциями Кефлина.

Препарат это тогда как я узнал позднее только проходил апробацию.
Вообще, это сильный антибиотик, предназначенный в частности, для лечения сепсиса
Руку перетягивают жгутом, по направлению к больному пальцу вводят катетер.
Вводят лекарство и потом снимают жгут.

Боль адская!
Гной и кровь хлещут фонтаном!
Хирург, проводящий эту экзекуцию,  после снятия жгута отпрыгивает  в сторону.
Когда проводили эту процедуру в первый раз, врач мне сказал
-Ты спокойный мужик, что орёшь это нормально, мне  тут недавно один капитан так в ухо засветил, вот теперь и отпрыгиваю, чтобы не попало!

Потом очистка раны, введение обезболивающего, бинтование привязка гипса.
Разговоры с Борькой и конечно «приход» от действия наркотика..

Так и текли дни, складываясь в недели..
И вот однажды нам «деды» дали целую котлету, одну на 10 человек:
-Ешьте, «слоны», сегодня Ваш праздник
-Вы станете «молодыми»!
А ведь и правда, вышел Приказ!
«Осенникам» пора домой!

Знаете, после армии не могу смотреть замечательный фильм «Судьба человека», особенноэпизодкогда в бараке делят сало:
-Вспоминаю, как мы на подоконнике делили котлету ниткой…
И вот вечером, мы, получив по шесть болезненных ударов ремнём по заднице, чувствуем себя героя дня
-Мы пережили самые трудные полгода своей ещё такой короткой жизни…

Так, к слову.
«Перевод» в госпитале «деды»  нашей части мне засчитали.
И когда я сказал, что меня перевели в «молодые» в госпитале, добавили мне седьмой удар за борзость.
В общем, я стал «дважды молодым».

Но всё заканчивается и вот мне уже пора в часть
В отделении я естественно, не остался, хотя меня долго уговаривали.
И опять мой ангел-хранитель меня спас:
-Как я умудрился догадаться выбросить гипсовый лангет, не знаю…

И вот уже ворота родной в/ч 11335, санитар Аманжол сдаёт меня фельдшеру, прапорщику Любину.
Смотрю вокруг и вижу
-Нашей санчасти  нет, сгорела дотла!
Только выжженный квадрат земли с остатками фундамента

О, это ты!
Почти кричит Любин.
Ты же мне сантехнику ремонтировал, «чеканил» канализацию и свет чинил в больничке!
Всё сгорела наша санчасть!
 Сейчас  дислоцируемся в санчасти связистов(на территории нашего городка было 2 части в/ч 11335, электромонтажная часть и часть монтажников связи).

Такой рукастый мужик как ты мне нужен во-как!
-Товарищ прапорщик я ведь после гепатита, мне реабилитация 45 дней на Родине положена, да и рука правая совсем не работает!
-Ну, угольки ты можешь собирать и одной рукой, да и строить в принципе, тоже.

Естественно, я доложился ротному, старшине и замполиту Ножкину тогда исполнявшему обязанности начштаба.
Замполит Ножкин, великий затейник, бывший режиссёр театра из Ульяновска…
Это был такой кадр, которых поискать(но об этом чуть позже)!

Но реабилитацию он мне так и не подписал…
-Зачем тебе домой ехать, полежишь в санчасти, придёшь в себя.
Знаете, лучше я не буду писать то, о чём я тогда подумал…

В общем, я попал из огня да в полымя
-Уборка территории сгоревшей санчасти, походы в столовую за едой для фельдшера Аманжола, и конечно, «припахивание» по полной «дедами» моей роты, находящимися в городке.
Единственное, что скрашивало эту безнадёгу
-Поездки в госпиталь на перевязки и процедуры и конечно, общение с Борькой.

Меня хватило  по моему дня на 4..
Умудрившись проскочить перед недреманным оком дежурного по КПП, я ранним утром подощёл к нашему гражданскому бригадиру, Толику Мокееву.
-Толян, я больше не могу, возьми меня из части!
-Всё буду делать!
-Толян, без тебя тяжело, спец ты отменный, но у тебя ведь одна рука!
-Толян, я всё смогу делать, если буду обузой, отправь в часть!
-Ладно, решим вопрос!

Толяныч, Анатолий, братка!
Спасибо тебе, дай Бог тебе здоровья, счастья и удачи!
Как бы мне хотелось встретится и с тобой и с дядей Борей и с Толькой «Качай голова» и всеми СЭМовскими гражданскими монтажниками!

В общем, Толян меня выдернул из части.
Эх, тяжело было если честно, работать одной рукой!
Но все силовые распаечные коробки Военпроекта были сделанымоей левой рукой.

Этой же единственной рукой были спаяны угольным электродом провода и собрана   большая часть  силовых щитов этого Пентагона города –героя Читы.
Конечно, меня заметил единственный гражданский начальник  электрического отдела Верёвкин.
В принципе, по его протеже я и попал в Военпроект (но об этом чуть позже).

В письмах из дома мама и Лариска всё тревожились
-Что с рукой(почерк ведь был сами понимаете..)
Лариска так и не приехала, приехала, конечно же, мама.
Замполит Ножкин дал мне 3 дня…

Мама, конечно, удивилась чистоте на плацу и казарме (мама, если б ты знала, как мы ненавидели эту чистоту и порядок  и как она нам давалась!), конечно, заплакала увидев вместо  сытого и смешливого мальчишки  лысого доходягу с огромными грустными глазами…

Никогда не забуду маминых глаз когда на съёмной квартире она кормила меня домашними «вкусняшками»
Я ем, всё такое вкусное, домашнее, просто глотаю не жуя!
А у мамы слёзы из глаз..

-Мама, всё нормально, ты чего?
-Сынок, посмотри, что ты ешь?
-Мамка, да всё отлично, всё такое вкусное!
-Сынок, ну посмотри, что ты ешь
-Мам,  а что, ну домашняя ветчина на куске торта и солёный домашний огурец сверху, ничего особенного…

Но вот за мамой закрылись ворота части.
Мне оставалось служить ещё полтора года с лишним, но это уже совсем другая история.


Прошло много лет.
Тогда, после армии, этот рассказ был бы более актуален, и может, спас бы чью-то жизнь.
Ведь беспредел в инфекционном отделении 321 ОВГ не заканчивался ещё очень долго.
И, наверное, мне нет оправданий.
Но так уж вышло, что этот может быть и несколько сумбурный рассказ  я всё же написал

Этот рассказ, сумбурный и не очень так скажем, героический я посвящаю

ВСЕМ ПАЦАНАМ, ПРОЩЕДШИМ ЗаБВО и ОСТАВШИМСЯ ЛЮДЬМИ!
Дай Вам Бог здоровья , счастья и удачи!


Рецензии