На тихой улице в Германии. 10. Трёдель

НА ТИХОЙ УЛИЦЕ В ГЕРМАНИИ

Рассказы

Продолжение. Начало см. http://www.proza.ru/2014/03/13/1569

10. «Трёдель»

      Выбросить, отдать или продать?
      Дёшево и сердито
      Что пройдёт, то будет мило


ВЫБРОСИТЬ, ОТДАТЬ ИЛИ ПРОДАТЬ?

     Объявлений о том, что где-то принимается одежда или обувь за деньги, в Билефельде я никогда не встречала и только однажды видела из окна трамвая небольшой комиссионный магазин. Не знаю, что именно там продавалось, кроме одежды, кронштейны с которой стояли на тротуаре. Я думаю, что комиссионки в Германии – это очень редкое явление (как теперь и у нас). Зачем покупать ношеные вещи, если в распродажу можно за полцены, а то и за четверть стоимости приобрести новые? А ненужное – сдать в «Красный крест» или попросту вынести на улицу.

     Но кто-то ведь покупает дорогую одежду модных брендов, стОящую на порядок выше обычной, и выбросить её на улицу было бы настоящим варварством и мотовством для расчетливых людей. Может быть, они её как-то продают – например, через газету, а теперь и через интернет.

     Сейчас такие особенные вещи, созданные известными кутюрье, называют красивым словом «винтаж», и некоторые гламурные особы выходят в них в свет и снимаются для модных журналов. Ну не пропадать же добру! А настоящие наряды «от кутюр» стОят, как драгоценности дорогих ювелирных фирм, поэтому у них другие, не известные нам судьбы.


     Время от времени в Билефельде опускают в почтовые ящики аккуратно сложенные полиэтиленовые пакеты для сбора одежды для гуманитарной помощи, а иногда – для утиля, то есть различных изделий из ткани – в любом состоянии. В назначенный день уже наполненные мешки, выставленные за дверь, собирают какие-то организации или частные лица. Мне кажется, что ассортимент наших многочисленных «сэконд хэндов» в основном формируется из таких мешков, включая утиль. Очень уж древние наряды попадаются – у нас такие даже бабушки не носят.

     Учитывая, как прилично стали одеваться наши люди, пора бы организовать – в порядке обмена – поставку одежды б/у от нас в те страны, которые вот уже два десятилетия щедро снабжают наших малообеспеченных модниц. На наших, извините, мусорках иногда лежат вполне приличные куртки и джинсы, которые могли бы ещё носить бедные люди. Но у нас сбор ненужной одежды организован таким сложным образом, что занятому человеку проще вынести её во двор – авось кто-нибудь да подберёт.

     В немецких магазинах полным-полно новых вещей, настолько привлекательных и доступных в период распродажи, что их просто нельзя не купить. Но дом же не резиновый! Ну зачем, скажите, пожалуйста, обеспеченным немцам хранить одежду, из какой они «выросли», или она уже немодная, или попросту им не нравится? Большинство избавляется от неё, отдавая в «Красный крест». Это просто: возле больших магазинов есть контейнеры, куда можно положить пакеты с вещами. Но достать оттуда их уже нельзя, иначе непременно нашлись бы желающие порыться в этом добре. Есть люди, которые зарабатывают небольшие, но всё-таки реальные деньги, продавая всякий хлам, собранный на улице (см. главу «Шрот»).

     Более практичные и менее обеспеченные граждане стараются продать свои ненужные вещи на «Трёдель-Маркте», то есть на барахолке – хоть за сколько. Три, пять, десять марок – ведь это тоже деньги, а в сумме – очень даже заметные.
    

ДЁШЕВО И СЕРДИТО

     Кто-то торгует на барахолке постоянно – остатками залежалых товаров из магазинов или со складов, а также находками со «Шрота», имеющими пристойный (и даже не вполне пристойный) вид. Профессиональные торговцы (их легко отличить от любителей) продают буквально всё, даже такой хлам, который, на мой взгляд, вряд ли может кого-то заинтересовать, кроме бутафорского цеха малобюджетной киностудии.

     Для большинства участников «Трёдель-Маркт» – это дополнительный заработок, ведь блошиные рынки организуются по выходным, и можно в субботу торговать в одном месте, а в воскресенье – в другом. Судя по объявлениям, появляющимся на улицах и в местной газете, городские власти организуют дело таким образом, чтобы людям – и торговцам, и покупателям – было удобно добираться до барахолки хотя бы раз в месяц. Это у них такая городская забава, как передвижной зверинец.

     Поскольку блошиные рынки существуют, значит, есть и покупатели подержанных вещей, а не только любопытные зрители. Если у небогатых или многодетных немцев не считается зазорным покупать одежду на барахолке, то что говорить об экономных или бедных переселенцах, которые ещё не встали на ноги в новой стране?

     К тому же «Трёдель-Маркт» – это живописное зрелище, ярмарка, где вперемежку стоят торговцы сладостями, игрушками, уценённым товаром, старинными вещами, одеждой б/у, и откровенным хламом, выбранным из «Шрота». Отремонтированные электроприборы и всевозможные инструменты – это специализация трудолюбивых турок.

     На площадь перед большим магазином или на свободное место за городом съезжаются опытные торговцы и просто любители, какие хотят пообщаться со своими знакомыми на свежем воздухе. Они занимают места рядом, пьют пиво или кофе из термосов, беседуют и заодно продают – кто дёшево, а кто и с явной пользой для себя – ненужные вещи, которые другие, более обеспеченные немцы обычно опускают в контейнеры «Красного креста» или попросту отправляют в утиль.

     Горожане, живущие поблизости или приезжающие в магазин за продуктами, могут полюбоваться на площади живописными развалами, пестрящими многочисленными игрушками, пластинками, видеокассетами, дисками, книгами, чашками и тарелками, одеждой всех времён и народов и так далее.

     Конечно, особо ценные антикварные вещи там вряд ли встречаются – их отслеживают профессиональные торговцы антиквариатом. Однако там есть явно старинные, коллекционные вещи, которые продаются не так и дёшево – медные, латунные, мельхиоровые изделия, но их я не рассматривала, поскольку не интересуюсь металлом, да и времени не хватит всё изучить.

     Мне больше по душе фарфор, но по причине хрупкости он сохраняется хуже, и потому был представлен, как правило, остатками сервизов и незамысловатыми статуэтками. «Но ведь немецкими!» – думаю я сейчас. Мне очень жаль, что я всего лишь разглядывала их, как старые вещи, свидетельствовавшие о традициях немецкого быта – ведь они стояли когда-то на чьём-то комоде или на полке. Купила я только одну маленькую фигурку ангелочка со сложенными в молитве ладонями – сейчас она стоит у меня в шкафу. А вообще о фарфоре я тогда не думала, потому что новая, непривычная жизнь не располагала к длительному созерцанию «мещанских штучек», да и денег на них в моём распоряжении не было.

     Присмотреться к старым картинам, какие уже в то время являлись антиквариатом, я попросту не догадалась. Ну конечно, что мне какие-то неизвестные художники, если я была в Париже, в самом Лувре! И дома у нас висела на стене картина настоящего художника, члена Союза художников!

     Остальное – чудесные настенные тарелки с бело-синим рисунком, вазы, чашки, подсвечники и многое другое – я даже не пыталась осмыслить как антиквариат и, что гораздо важнее, как память о стране и городе, в котором этот дух уюта или, как у нас раньше считалось, мещанства, не выветрился.


ЧТО ПРОЙДЁТ, ТО БУДЕТ МИЛО

     Мы помним наш прежний нехитрый быт, и напоминание о нём в старых художественных фильмах или на фотографиях иногда кажется приятным. Нам кажется, что мы возвращаемся в детство, где радостью была новая открытка и тем более книга. А уж если каким-то чудом девочке доставалась немецкая переводная картинка с белокурой красавицей – это было счастье. Иногда становится грустно и обидно, что мы жили так бедно. Однако эти детские сокровища – особая, радостная часть нашей жизни, какой бы сложной она ни была.

     В Германии во все времена приветствовались всевозможные ангелочки, сердечки, цветочки, бантики, зайчики, котики и собачки – всё это, старательно искоренявшееся у нас, там никогда не осуждалось и не запрещалось. Да и зачем запрещать, если людям нравится? Даже если меняется мода, всё равно эти простые элементы или символы домашнего спокойствия будут красоваться на открытках, на обложках книг, на витринах празднично украшенных магазинов.

     Немцы живут так всегда, объединённые со своими далёкими предками неискоренимой любовью к милому сердцу украшательству. Согласитесь, это намного приятнее, чем видеть повсюду серп и молот, надписи «Слава КПСС» и решительный профиль бессмертного вождя. В Германии тоже была аналогичная символика, но она давным-давно запрещена на государственном уровне. А сердечки и ангелочки остались. Теперь, конечно, они есть и у нас, хотя, бывает, не всегда к месту – например, на огромных патриотических плакатах сердечки как-то не смотрятся.

     В Германии, когда я видела что-то старинное в антикварном магазине или на таком «Трёделе», я представляла прежнюю жизнь и быт старого немецкого города, к которому начинала привыкать, и смотрела на окружающее другими глазами, словно я там жила раньше. На старых фотографиях, увеличенных и выставленных в виде стендов в центре Билефельда, я узнавала знакомые здания и улицы, и это радовало меня.

__________________________

Трёдель, или блошиный рынок. Фото из интернета

Продолжение:
http://www.proza.ru/2013/11/20/1570


Рецензии
Тамарочка! Вот я и у вас! Конечно, я понимаю этот интерес. В этом году снова была в Бохуме с мужем подруги побывали на одно таком месте. К сожалению, простых людей с их бытовыми мелочами вытесняют лавочки с новыми, но непотребными вещами... Успехов вам!

Любовь Розенфельд   05.10.2014 14:12     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Люба!

Тамара Залесская   05.10.2014 15:30   Заявить о нарушении