08-05. Ничего, кроме собственного

«Вся наша жизнь состоит из стрессов». – Такими словами начал одно из занятий по буддийской йоге наш наставник Сергей. Попробую осмыслить здесь его теорию борьбы с нашими болезнями и невзгодами, дополнив ее своим собственным пониманием.

Стресс – это реакция на возникшее в нас желание, которое мы по разным причинам не смогли удовлетворить. Стресс – это выход из равновесия и причина будущей болезни. Мы или подавлены, чувствуя себя лишними и ненужными, или, наоборот, возбуждены,  вообразив, что все вокруг создано для нас и нуждается в нашем личном присутствии и вмешательстве. На самом деле оба состояния ошибочны, внешний мир не плох и не хорош, и он прекрасно обходится без нас, а мы, отождествившись с внешними событиями, делаем их своей целью, тогда как они - только средство, только обучающая нас игра. Наши отрицательные эмоции (не обязательно плохие, но всегда избыточные) созданы нашим воображением и потому лживые. Они загрязняют наши энергетические каналы «нади», по которым уже не может свободно проходить наша жизненная энергия, назову эту энергию прана, мне так привычнее, а дело не в названии, а в природе явления.   В местах, где поток праны застревает, мы чувствуем физический дискомфорт – боль, усталость, а потом и болезнь.

 Чтобы предупредить болезнь, надо избавляться от отрицательного восприятия жизни, которое в любой ситуации не только бесполезно, но и обязательно приносит нам вред.  К сожалению, это неосуществимо, кроме того, мы уже успели достаточно много нагрешить раньше – накопить загрязнения, от которого необходимо каким-то образом избавляться. По словам Сергея, жизнь постоянно сносит нас вниз, и мы должны делать усилия, чтобы любым способом замедлить процесс собственной деградации - должны всячески избавляться от накопленной нами  дурной кармы. Мы обязаны не только копить заслуги, но  и платить по старым счетам – своими физическими усилиями, преодолением себя, терпением, страданиями тела. Если христианство в качестве спасения предлагает нам только покаяние и молитву, то буддизм предлагает практику работы над телом – специальными физическими упражнениями, очищающими энергетические каналы. Этому занятию и посвящены Сережины практические занятия.

Мне  довольно трудно в течение двух минут неподвижно стоять в одной из внешне простых поз «Тренинга ветра»: например, подняв вверх развернутые друг к другу ладони, или в весьма неустойчивой для длительного стояния позе тигра перед прыжком. Уже через несколько секунд стояния начинают затекать мышцы, поза становится неудобной, потом возникает боль и головокружение. Нестерпимо хочется сменить позу, избавиться от  боли, возникает внутренний протест – «ну, сколько можно, пора заканчивать!» Та или иная поза (у каждого своя) почему-то начинает особенно не нравиться: «это - не для меня!» Помогает только концентрация: пока взгляд неподвижен, а ты держишь мысль, прикованной только к внутренним ощущениям движения потока энергии, к потеплению и вибрации в определенных точках тела, подсказанных Сергеем, время идет незаметно,  а поза почти не утомляет. Стоит только пожалеть себя, перевести взгляд в другую точку или начать глазеть по сторонам, – поза тут же становится мучительной и теряет смысл. Зато преодоление и умение  перетерпеть всегда  вознаграждается с лихвой – вместо усталости и боли  в теле возникает прилив сил и радости! Но не тут то было: сразу же,  без передышки, начинается новое упражнение и постепенный натиск новой боли – уже в другой точке тела! И так – более часа.

Еще сложнее заставить себя завернуть  свои переставшие быть гибкими ноги в позу лотоса: кажется, что это невозможно, что сейчас непременно что-нибудь сломается. Идут мысленные протесты типа: «мне и «по турецки-то сидеть больно!», «уж  куда мне - в мои годы!», «мне это нельзя -  у меня и так суставы больные» и т.д.  Первую минуту ты сидишь, превозмогая свое активное нежелание страдать, терпя боль, тошноту и активный протест, подкармливаемый собственной мысленной критикой теоретической базы учения: наш ум всегда ищет и находит повод  оправдать свое нежелание мучиться и платить по счетам!  Сергей именно так понимает  эту практику: асана – это не то, что доставляет удовольствие, а то, что помогает телу избавиться от  нашего же груза ошибок. Ничего другого, кроме нашего же,  к нам не возвращается. Чтобы пробить канал, нужно перетерпеть боль, ведь, как утверждают суфии, «выход – там же, где и вход»! И хотя мой ум  протестует против подобных теорий Сергея, но уже спустя две минуты тошнота и боль в теле исчезают, а еще через пять оказывается, что в лотосе сидеть не только можно (даже в мои-то годы!), но и очень приятно: это - наиболее естественная поза, перекрывающая утечку энергии в ногах и эффективно очищающая наши верхние каналы! 
   
Занятия Сергея не кажутся мне однообразными. Только свыкнешься и начинаешь любить какой-нибудь более или менее освоенный набор упражнений, как Сергей подключает новые: пока еще нелюбимые мной пранаямы – дыхательные упражнения, и бандхи - внутренние замки или сокращения мышц, сопровождающие длительную (до предела) задержку дыхания. Время от времени нам предлагается выполнить «Тренинг война», где  приходится две долгие минуты стоять на одной ноге «ласточкой», раскинув руки в стороны. Кажется, что это  точно невозможно вытерпеть: плечи сводит судорогой, икра ноги болит, равновесия не удержать и ужасно хочется сделать себе поблажку – опустить вторую ногу на пол. Но мы стоим, а впереди нас ожидает стояние еще и на другой ноге! Потом начинаются дзен-упражения, сгоняющие с меня семь потов и заставляющие выкладываться до конца: динамичные бойцовские стойки с прыжками и боксирующим ударом руки с выкриком «Хей!» - очень красивые позы и движения, как, впрочем, и все остальные здешние стойки. И все это происходит под громкую буддийскую музыку, пение мантр или под «астральные мелодии», настраивающие сознание на контакт с Небом.

Идти на занятие мне хочется далеко не всегда: далеко ехать, лень собираться, всегда находится дело, кажущееся более значимым… На самом-то  деле телу просто не хочется трудиться и преодолевать себя! Ведь каждый новый день и новый «лотос» – пока еще - тяжкое  испытание! Трудно поверить, что на прошлом занятии я сидела в этой неестественной для европейца позе пять минут –мои ноги просто отказываются в это поверить! Но я опять  еду и снова заставляю себя перетерпеть, о чем  никогда не жалею. С каждым разом упражнения получаются чуть иначе, лучше, появляются новые ощущения, приходит новый мистический опыт, доставляющий мне ни с чем не сравнимое удовольствие, а в повседневной жизни  начинают возникать ситуации, которые я ничем другим, кроме мистики, объяснить не могу.

 Во мне стало значительно больше энергии, на работе я не только раскована и уверена в себе, но, наоборот, стала излишне темпераментна, неравнодушна, что, кажется, становится уже поводом для шуток в мой адрес. Мои коллеги стали  звать меня «зажигалочкой». Мне это нравится, хотя  моя нынешняя активность  имеет ту же природу, что мои прежние хандра и скованность, – отождествление. Все не так плохо, и не так хорошо, как мне кажется. Все случается единственно возможным для моего состояния бытия способом, а тот факт, что я вплыла в светлую полосу своего полосатого жизненного пути, лишь должен напоминать мне, «что и это тоже пройдет». Я должна быть бдительной, созерцать и отслеживать свои реакции, чтобы стать готовой принять все, что будет мне дано, и принять это без возражения. Но, чтобы жизнь не сносила меня, надо каждый раз брать выше – жертвовать и накапливать заслуги, сжигать свою карму и приучать свое тело к смирению, чтобы будущие невзгоды оно встретило бы с меньшим грузом страданий. В этом грузе  нет ничего, кроме моего  собственного. 
 
В последние годы шальная пуля судьбы все чаще бьет наотмашь по моему поколению. Внезапно посетившая болезнь кардинально меняет у многих моих знакомых не только планы на жизнь, но иногда и обрывает саму жизнь. Суровое испытание заставляет многое пересмотреть, передумать, и (если успеваем) переделать. Но чаще всего  для этого уже почти не остается времени.

У буддистов есть дивная притча о лошади, запряженной в повозку. Возница, желая заставить лошадь бежать быстрее, стегает ее плеткой. Умная лошадь замечает взмах плетки по ее тени на земле и убыстряет ход. Ее не приходится стегать. Глупая - дожидается удара. Самая глупая и упрямая подчиняется хозяину, только окровавив свои бока многочисленными ударами. А ведь в итоге все лошади делают то, что от них требуется!
 
Может быть, не стоит дожидаться часа, когда суровое испытание жизни поставит нас на грань выживания и заставит осмыслить свое предназначение в этом мире, подтолкнет к необходимости «брать выше, чтобы жизнь не сносила»? Может быть, стоит преодолеть себя, заранее нагрузив тело трудной практикой, помогающей нам оплатить по собственным счетам?

Почему же большинство моих знакомых, которым я когда-либо предлагала присоединиться к моим «странным» увлечениям, всегда отнекиваются своей загруженностью самого разного рода? Все мы, включая и меня, так легко и так убедительно находим любые веские причины «не убыстрять свой ход», пока плетка Хозяина еще не коснулась нашего тела! Но в самой необходимости «бежать быстрее» нет других причин, кроме тех, которые мы накопили в себе сами.


Рецензии