Отзыв на спектакль антон ан он


Справка.
Молодёжный Театр «Буриме». г. Тюмень.
Художественный руководитель – Денис Прутов.
«Антон». Спектакль Молодёжного Театра «Буриме» в помещении «Сцена на Пятом». Сезон 2013 – 2014 гг.
Жанр: Крюатический эксперимент.
Режиссёр: Денис Прутов.
Актёр: Роман Гаглоев.
Хор: Полина Фоминцева, Елена Тютюнова, София Гинсбург.
Дизайн афиши: Никита Елфимов.
Идея, сценарий, постановка – Денис Прутов.

Авторская аннотация: История о мечте, идеальном театре.
Двигаясь к счастью, простой парень Антон обретает театр и некое его идеальное понимание. В яростной попытке изменить мир через театр он обретает суть своего предназначения.
Денис Прутов.
Денис Прутов поставил самый настоящий Театральный Манифест в его лучшем понимании. Смелый, нетривиально мыслящий молодой режиссёр сразу берёт высокий старт. Это первая его постановка. Денис – выпускник ТГАКИиСТ, ученик А.Л. Ушакова. Он – автор идеи и сценария спектакля.  Явить миру свои театральные теоретические позиции – задача неимоверно трудная. Денис берётся за неё – и форсирует сценическое пространство, не боясь реакции зала. Но разобраться в непростом диалоге «Прутов – зритель» стоит, хотя Денис идёт сразу дальше – он намного опережает инерцию публики, ожидавшей либо конъюнктуру, либо арт-пудинг. Прутов не предлагает ни того, ни другого.
Сценарий создан таким языком, как будто его автор пишет давно, хотя он молод. Как он сумел найти такой стиль? Демократичный и в то же время высокохудожественный. Даже сама литературная основа оказалась художественной прозой. Это, наверное, и есть нужный ключ к пониманию всего спектакля. Люди, привыкшие видеть на телеэкранах чаще – дешёвые шоу и мыльные оперы, реже – шедевры и познавательные сюжеты, - идут в театр! Идут, отворачиваясь от безумного шопингового бума, от пресыщенности – той, что уже граничит с безвкусием или отсутствием вкуса, - идут в театр, отстаивая своё право на поиск себя. В кромешном хаосе вездесущего рынка, в бесконечной атаке визуального шума себя можно только терять. Здесь же, в маленьком зале, что способен быть мобильным и многомерным, умеют говорить со зрителем на языке его души. Правда, для того, чтобы стать настоящим зрителем, надо поработать над собой – отказаться от  собственных стереотипов восприятия мира, от профессиональных шор, от упрямой бесконтактности и стать на время спектакля волной, ветром, линией, - всем тем, что может внимать, вслушиваться, изменяться. Вот тогда-то и понимаешь этот побеждающий времена и барьеры красивый театральный язык, предложенный режиссёром Денисом Прутовым в спектакле «Антон». Диалог артистов и публики может состояться лишь при движении их навстречу друг другу – об этом публика иногда забывает.
Денис не боится открывать зрителю творческое кредо театра: «Основной постулат театра – это разговор с человеком», - охотно разъясняет он. «На отборе актёров я говорю молодым людям: «Будьте готовы к исповеди», - продолжает Денис. На самом пике эмоционального воздействия на зрителя горячо, но логичнее, если бы это происходило не в самом начале спектакля. В результате финал получился не столь звёздный, как, вероятно, задумывалось. Единственной призрачной уступкой зрителю является фрагмент детских воспоминаний героя о первой встрече с идущим поездом. Это понятно и близко: детские впечатления, как правило, самые стойкие. Логика спектакля представляет собой пунктир – чёткий и ясный. Зрителю предоставляется почётное право дорисовывать судьбу героя, додумывать его путь к театральной славе, к жизненному зениту. Те, у кого есть театральное чувство, могут сопереживать герою (в жизни реальным людям легче сопереживать, а на сцене ещё достигать приходится градуса эмоциональной связи и точки эмпатии).
С фортиссимо, с пика театральной экспрессии начинает свой необычный спектакль Денис Прутов. Он посвятил свою работу Антонену Арто – ярчайшему деятелю культуры Франции ХХ века, искавшему свой театральный язык. Его термин использует Д. Прутов, определяя жанр действа. К счастью, спектакль не состоит из упражнений, тренингов и готовых заданий, а представляет собой новое по существу действо. Спектакль представляет собой целостное произведение, но моменты взросления души героя, его решение придти в театр как уже сформировавшаяся личность, его душевные кризисы и эмоциональные порывы сплавлены в единый огонь жизненного горения; возможно, это и останавливает и отчасти обескураживает кого-то из зрителей – ведь им всё всегда хочется разложить по полочкам и называть на маршруте остановки по порядку: «Вот я впервые увидел поезд…» («Когда я впервые увидел поезд, мне было восемь лет») и т.п. В театре это не всегда возможно. Да и нужно ли? На сцене царят свои законы сценического времени. Но для того, чтобы они были понятны зрителям, увы, приходится разъяснять правила игры – в виде интервью или аннотации.
В Моноспектакле играет прекрасно зарекомендовавший себя по прежним постановкам в театре «Буриме» Роман Гаглоев. На него примерялась роль, на него ставился спектакль. Роман – интеллектуальный и самоотверженный актёр, доверяющий режиссёру, а не бравирующий своим актёрским «я». Очень техничный, интеллектуально наполненный, харизматичный, пластичный Роман Гаглоев обезоруживает раскованностью, откровенностью и честностью игры. Костюм прост и выразителен, он не мешает актёру.  Сложнейший пластический рисунок роли Роману блестяще удаётся. Актёр работает в разных плоскостях. Он легко обыгрывает станок, обладает свойством расширять сценическое пространство, - это подвластно лишь актёрам с музыкальной пластикой. Зрителю предлагаются разные времена и страны, разное мироощущение. Монолог в кульминационном эпизоде на театральном станке немыслимой конструкции (ёж, модель головоломки, иероглиф, он же плаха, он же баррикада, он же Прокрустово ложе, Последний Путь Восхождения, он же стол в старинном анатомическом театре, он же поезд (уже другой)) Роман произносит ярко, доверяя собственному ощущению и психофизическому аппарату. Его сценическая манера напоминает трюки гимнаста Тибула на канате. Совершенно отчаянная игра выводит его на иную орбиту понимания и актёрского процесса внутренней работы над ролью, и осмысления современной пьесы вообще.
Перед нами действительно серьёзно поставленный театральный эксперимент, что и задумывал режиссёр. Бег героя – это раскручивание, расширение узкого пространства жизненного круга, обозначающего обыденность. Эпические куски и нарративные фрагменты, перемежаясь с взрывными экспрессивными эпизодами, дают ощущение невероятной сконцентрированности жизни, но не той, растительной, которую ведут неразмышляющие особо люди, плавающие в шопинге, как в сумерках, а той, что выталкивает в конце концов в Космос. Спектакль имеет форму стрелы – и поэтому рано или поздно достигает цели. Он подхватил меня, унёс далеко и опустил на сухую, изъеденную древними следами поверхность незнакомой планеты. Мне пришлось очень долго осматриваться. Нечёток, неясен световой рисунок спектакля: свет иногда заливает небольшую сцену, словно лабораторное стекло. Нужен трепет теней, нужна поддержка световых аккордов при таком минимуме декораций.
Почти каскадёрские трюки актёра не мешают тексту. Работая на смене интонаций и точных оценках и чётких посылках, артист создаёт ощущение толпы и шума вокруг себя, у него есть данные, которые сравнимы с понятием «человек-оркестр». Такие качества даны не каждому артисту.
Явленная зрителю степень необыкновенности заставляет думать, что перед нами – два мастера, два художника с большим профессиональным будущим. Простите! В этом театре Мастеров гораздо больше! Будет несправедливо, если о них вовремя не сказать!  Хор талантливо и слаженно работает за сценой и выходит лишь на поклон. Без ритмично организованного фона не сложилась бы общая картина действа. Работа Полины Фоминцевой, Елены Тютюновой и Софии Гинсбург заметна не только потому, что все моменты чётко и профессионально отработаны – это естественно; но и потому (это, наверное, главное), что молодые артистки тонко чувствуют идею режиссёра и сам нерв спектакля. Согласитесь, это непросто сделать в любительском коллективе.
«Буриме» - откровенно режиссёрский театр, и Денис Прутов пока действует в фарватере избранного коллективом постановочного направления. Что будет дальше – покажут новые эксперименты. Денис Прутов не боится разных мнений по поводу спектакля и готов его развивать. Одна известная в Тюмени корреспондент – внештатник, краевед Галина Петровна Замышляева, посоветовала молодому коллективу всегда стоять на своём и очень верить в своё дело и в свою правоту. На самом деле это очень важно, ведь, в сущности, каждый спектакль не имеет самоцелью лишь неверный зачастую градус общественного признания (мы не раз убеждались, насколько часто большинство в истории оказывалось неправой стороной спора), а ради взлёта, расцвета красивой идеи. Мне кажется, театр «Буриме» не должен опасаться первых холодных волн кажущегося непонимания, а должен терпеливо вести своего зрителя (а он у театра есть! Есть поклонники театра. О нём очень хорошо знают. Его уважают педагоги и интеллигенция города) от спектакля к спектаклю. Bon Voyage!
Этот спектакль – очень серьёзный, он предназначен скорее для взрослых, во всяком случае, для людей, хотя бы начинающих размышлять о жизни глубоко и самостоятельно, поэтому задача администратора, менеджера и пиар-группы – чётко отслеживать зрительский контингент. Пиар-информация желательна в опережающем режиме, - не вдогонку спектаклю, а – в качестве флага – впереди его, чтобы правильно подготовить нужного Вам, избранного зрителя. Спектакль сделан очень крепко, мастерски (несмотря на его первенство в послужном списке режиссёра), поэтому ломать его сразу критическими кирками и тяжеловесным экскаватором из казённых слов вряд ли стоит. Передо мной – настоящая актёрская и режиссёрская удача. Желаю театру больше спектаклей, больше новых премьер!
Октябрь 2013 г., Тюмень


Рецензии