Необыкновенный урок. Новогодний рассказ

Зима, канун Нового года. Конец четверти  в послевоенной сельской школе.
За застывшими окнами тающие сумерки. Запах еловой хвои, угара  из натопленных с  утра печей и мышей, грызущих сваленные в углу географические карты. Бревенчатые стены  класса оклеены  обоями, напоминающими полинялую рубаху. На  стене портрет  писателя Чехова, глядящего внимательно и как будто говоря: «Выпороть бы вас, голубчики!».
На первых рядах, ярко освещённых лампой - краснощёкие сельские  детки , а далее в  сумеречной глубине, с трудом умещаясь  за партами сидят  второгодники - переростки допризывного возраста , с  опушившимися мордасами   , одетые в отцовские ватники и кирзовые сапоги.

Учителей в школе не хватает хронически, на замену сбежавшего  преподавателя немецкого языка, РОНО прислало отставного майора – танкиста Ивана Ивановича Цвыга. Немецкий язык Иван Иванович знает  в объеме Второго Украинского фронта, успешно  восполняя  кулаком  пробелы  в  языкознании и педагогике.
Начав с  фронтовых  ста грамм,  Иван Иванович  регулярно, без вреда для своего здоровья,  пьёт. В трезвом состоянии учитель   насупист в , в пьяном танкист чудит.

Первый урок. Старуха уборщица тётка Маша бьёт в коровий  колокол ,заменяющий  звонок . Встречаемый настороженными  взглядами учеников, педагог  появляется в классе. Садится, огромным платком  утирает пунцовую лупетку, в момент, накрывая класс ни с чем не сравнимым запахом выпитой на морозе водки. Этот запах, верный  спутник  праздника, радостью наполняет сердца детей. Шум в классе растёт. Самому Ивану Ивановичу тоже весело и радостно, уж очень ему   не хочется  портить настроения умляутами и чудная мысль германской осветительной ракетой  взрывается  у него в башке.
 - Дети, а давайте,  заменим  урок немецкого языка уроком пения, – с подъемом говорит учитель. Дети, ожидая одобрения, вопросительно косятся на переростков  и, получив его в виде  диких фигур и ужасных гримас, дружно выражают свое согласие .Иван Иванович всходит на возвышенность у доски, класс замирает, наступает  пауза.

 Учитель поднимает голову, задумчиво и ласково  вглядывается в даль, слегка ударяет огромными кулаками в грудь, разжимает  их и, одновременно широко размахнув руками, как бы обнимая весь класс,  гаркает:
 - По диким степям Забайкалья, где зо-ло-то ро-ют  в гор-а-а-ах ….
 - А-а-ах… ах-ах…, - подхваченное дискантами  деток и басами  второгодников, отзывается  эхом  в тёмных углах старой школы, вырвется за замерзшие окна и, перемешиваясь с позёмкой, несётся по улице.
 - Бродяга судьбу про-кли-ная …     
 - Переставление света! – крестясь,  говорит тётка Маша, заслушавшись и забывая  ударить в колокол.
 - Тащился с сумой на плеча-а-ах.

   Медленно светает. Новый год ,маленьким неприкаянным бродягой, входит в занесённую снегом  деревню.


Рецензии
в НОВЫЙ ГОД всё позволительно, а детям -радость.

Нина Павлюк   06.02.2021 19:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.