Синагога

Берл Лазар прочитал письмо и отложил в сторону, потом, бросив на меня беглый проницательный взгляд, удивленно спросил.

- Откуда я знаю тебя - скажи мне, мы  с тобой встречались  раньше? - я  немного подумал и  ответил: "Конечно  и  неоднократно уважаемый Берл Лазар".

- Мне твое лицо очень знакомо, - задумчиво, как  будто  разговаривал с самим собой продолжал он меня расспрашивать. Я был готов к этому  вопросу и только собрался  рассказать ему историю наших встреч, как он снова  заговорил.

- Содержание вашего письма очень важно и ценно для нас. Мы всегда рады любой благотворительной помощи, - сказал  он еле слышно, задумался на несколько секунд, а  затем продолжил более уверенно.

- Синагога  духовная крепость и пристанище  для души всех евреев, это ваш  дом, где  вас всегда  ждут, даже, если вы не имеете никакой возможности помочь ей,- сказал Главный раввин России,  и снова взял в руки моё письмо. Он выглядел озабоченным и чуть усталым, менее презентабельным и уверенным, чем на многочисленных рекламных ежегодниках нового еврейского года. Заметив мой растерянный любопытствующий  взгляд, Берл Лазар тепло и искренне сказал

- Сегодня  праздник  Симхат Тора (после исхода из Египта более трех тысяч лет назад еврейскому народу у горы Синай была дарована Тора), трудный  день для меня, но  очень веселым будет для тебя, приходи вечером в Синагогу, уединись,   поговори со Всевышним, чтобы ты понял, кто ты и зачем, что есть настоящее, истинное и чего от тебя ждут  Господь  Бог и твоя семья. Поглаживая свою седеющую бороду, точь-в- точь, как делал это когда-то мой дедушка, он мельком взглянул на часы. Тепло и доверчиво посмотрел на меня, помотал головой, искренне улыбнулся, но видимо так и не смог вспомнить, где мы могли встречаться, извинился за  короткую встречу, после  чего стремительно скрылся за дверью.

Вечером в Синагоге собралось много гостей разных возрастов и национальностей еврейского происхождения: бухарские, грузинские, горские, ашкенази, израильтяне, даже марокканские. Все они: мужчины и женщины, молодежь и дети разодетые в красивые праздничные наряды, непринужденно веселились, как будто только что возвратились домой после долгой разлуки на праздничный ужин к своим родным и близким людям.  Это   поистине прекрасный  праздник многовековой истории неразрывной связи иудеев с древнейшей священной книгой  - Тора.

Двадцать лет тому назад невозможно было предположить подобного развития событий, что такое вообще возможно в Москве. Все начиналось  просто  и  буднично с организации первого учредительного съезда еврейских общин России на котором предполагалось избрать, в том числе, и главного раввина вновь создаваемой федерации.

Неожиданный телефонный звонок Леваева - израильского алмазного  магната, президента компаний "Африка-Израиль" был  для меня приятным сюрпризом. Сегодня это равнозначен звонку Президента страны на твой мобильный телефон. Леваев пригласил меня принять участие в этом форуме, а заодно попросил подготовить письмо на имя Главы Президентской администрации России под подписью Губернатора о целесообразности создания  ФЕОР.

-  Думаю правильно будет, если и ты выступишь на этом съезде, - он не стал дожидаться моего согласия и возражений, просто на этом наш телефонный разговор закончился.

Леваев открывая первый съезд еврейских  общин  России начал свое выступление с письма Губернатора Волгоградской  области - Максюты Н.К. Все присутствующие в зале  делегаты    стоя горячо аплодировали этому письму. Позитивному направлению съезда было дано  хорошее начало, ФЕОР  был успешно создан.

В настоящее время Московская синагога, в Марьиной Роще благодаря Берл Лазару, самая крупная, известная и доступная в России. Сегодня она  реальный  действующий  духовный  и религиозный  центр евреев  на всем постсоветском  пространстве. Я сидел напротив кафедры, безмолвно с восторгом наблюдал за группой мальчиков в  хасидских  одеяниях со своеобразными прическами. Они были главными действующими лицами на  празднике Симхат Тора, потому что Синагога их дом. Они здесь изучают Тору, Талмуд, Алахи и хасидизм сохраняя в памяти  народа его историю и религию - основа существования и развития еврейского государства.

Всевышний, к которому обращены наши взоры и молитвы, возвратил через две тысяча  лет евреям, государство Израиль и Иерусалим и мы не имеем никакого права снова их потерять.


Рецензии