Шестой

  Последние годы Мастер болел. Он всё реже вставал с удобной и мягкой постели, располнел. Несмотря на запрет врачей, не отказывал себе в лишней сигарете. Не забывал и о главном «лекарстве» — белой ароматной жидкости из гранённого стакана, которая давала возможность на время расслабиться и забыть о своих болячках. В эти минуты и часы он вспоминал свою яркую, но далеко не безоблачную жизнь…

  Мастер, каким он тогда,конечно же, ещё не был, родился в семье великих артистов. Как говорят в таких случаях, мальчик рос и взрослел прямо на театральных подмостках,вероятно,он потому с детства и понял в театре то, что многие «проходные» артисты и функционеры не смогли понять за всю свою долгую серую жизнь: театром, каждой ролью надо жить, тогда тебе поверит зритель, тогда будет успех. А гонорар,роль (главная или второстепенная),житейские проблемы-всё это такие мелочи, когда зажигается рампа и открывается занавес. Во всяком случае, так относились к театру его мама и отец, люди крайне неординарные и талантливые.

  Мастер отчётливо помнил то, как их дружной семье пришлось расстаться и покинуть ласковую Одессу, уезжая с театром в эвакуацию в далёкую Среднюю Азию. Их эшелон несколько раз бомбили немецкие самолёты,многие тогда погибли,а они,вопреки всему,прорвались…

  А потом был голод, и маме пришлось продавать свои фамильные драгоценности, чтобы купить на вырученные деньги хоть какие-то продукты и спасти своих детей от неминуемой голодной смерти.Или мыть полы и обстирывать других,таких же,как и они сами беженцев,покинувших из-за войны свои родные края.А вечером она,"прима" театра,бежала на "подмостки" и играла.И как играла…

  С годами, когда Мастер повзрослел, он сам стал играть в театре, а потом понял, что его необузданной бунтарской натуре мало театральной сцены. И Мастер начал писать и снимать. У него получалось всё: и фильмы-концерты, и игровое кино, и документальная публицистика.

  Пришёл успех, известность, звания,заслуженные призы и награды. Но Мастеру хотелось большего и он набрал группу начинающих кинорежиссёров. Они были очень разные: по взглядам на жизнь, возрасту, темпераменту. Но учитель,хоть он и сам был не намного старше своих учеников,увидел в них то главное, что дано увидеть только настоящему Мастеру — самопожертвование ради искусства и талант. Потому что таким он был сам. И Мастер не ошибся. Закончив его режиссёрский класс, ученики начали снимать сами. Не у всех из них и далеко не всё сразу стало талантливым. Но с каждым новым фильмом и театральной постановкой вчерашние ученики Мастера "матерели", а с годами своей известностью они,уже маститые мэтры,даже затмили своего учителя. А он этому радовался, открыто и искренне, как ребёнок. И даже не обижался, когда кто-то из учеников забывал его поздравить с днём рождения. Да и, в конце концов, не этим же банальным поздравлением определялся уровень их отношений.

  А ещё, Мастер любил разглядывать выпускной подарок своих учеников: большого орла с распростёртыми крыльями и девять маленьких фигурок орлят. На основании каждой из них была выгравирована фамилия благодарного ученика…
 
  И вдруг они стали умирать. Далеко ещё не старые мужчины, в полном расцвете творческих сил, один за другим стали уходить из жизни.

  С каждой их смертью Мастер старел и терял силы. Под распростёртыми крыльями орла уже лежало четверо погибших орлят. И самое страшное, что они уходили из жизни в той последовательности, как когда-то были поставлены на полке рукой самого Мастера. Осознав эту зловещую закономерность, Мастер несколько раз перемешивал оставшиеся фигурки орлят и выставлял их в другом порядке. Но злой рок строго соблюдал когда-то заданную закономерность. Вот и прошлой осенью ушёл пятый. Следующим на очереди был самый любимый - шестой…

  Мастер с тревогой пережил зиму, а потом твёрдо решил, что только он способен разорвать цепочку трагических событий.Ведь согласитесь, что это неправильно, когда ученики умирают раньше своего учителя. И хотя всю свою жизнь Мастер был безбожником и много, очень много грешил, он собрал всю свою волю и покаялся. И когда ему стало легче, он попросил только одного — смерти. Своей смерти ради жизни своих оставшихся учеников. Он делал это сознательно. И это было главное дело его жизни! И он умер, не увидев своего только что родившегося правнука, не сказав прощальных слов жене и дочерям. А в руке в свои последние минуты Мастер сжимал фигурку орлёнка с именем самого любимого ученика…

  В день похорон светило яркое мартовское солнце. Была плюсовая температура. И вдруг небо потемнело и пошёл густой мокрый снег. Так природа прощалась с Мастером, который любил природу, любил жизнь, но ушёл из неё ради жизни своих учеников. А люди шли и шли в поминальный зал, несмотря на снег и непогоду. Из учеников на прощание пришёл только самый любимый-"Шестой"

  Он зашёл в траурный зал,как тень. Постаревшая плачущая тень. Казалось,что для него вокруг в тот момент,кроме учителя,никого больше не было. А ещё было такое ощущение, что они ведут какой-то безмолвный, только им одним понятный диалог.А уходя "Шестой" еле слышно прошептал: «Прости нас, Мастер, что мы остаёмся жить…».

  Слышал ли Мастер эти слова, не знаю. Но в тот момент его серое лицо даже как-то посветлело. А может это был отсвет от пламени свечи в его руках, которое вдруг стало гореть ярче и медленно колыхаться.Всё может быть…

  Через некоторое время, которое показалось вечностью, траурная панихида стала заканчиваться. Пришедшие проститься с Мастером стали расходиться. Ушёл и Мастер. Но впервые в своей жизни не по делам, и даже не домой, а в навсегда.Жаль!


  P.S. Эта новелла-дань памяти Мастеру,каковым был,есть и навсегда останется
в сердцах тех,кто его знал,Родион Ефименко (Юхименко).

  В числе других,из его режиссерского выпуска получили путевку в жизнь такие известные мэтры игрового кино,как :

-Владимир Бортко -"Мастер и Маргарита","Собачье сердце","Петр Первый.Завещание"; 

-Борис Небиеридзе -"Роксолана ","Фауст","Алмазы шаха","Кукла";

-Николай Малецкий -"Такая она ,игра",""Семейное дело","Москва-Петушки","Вершина Визбора"...,

-Владимир Попков -" Сердца трех","Графиня де Монсоро"...,

-Анатолий Борсюк -"Козловский","Метаморфозы","Звезда Вавилова", и другие...

  Вечная память Мастеру-учителю,режиссеру и человеку...
 


Рецензии