Как развивать науку без помощи государства

Есть такая очень древняя система образования в Индии - называется она "гуру-кула", что буквально означает "семья учителя".

Изначально, всё происходило так : группа родителей находят для своих детей образованного человека (брахмана, как правило), и родители скидываются - т.е. берут на себя всю бытовую и финансовую часть. Учитель же только учит и воспитывает их детей. Дети живут вместе с учителем, как правило, в его доме.

Как может быть сформирована такая семья в современных условиях?
Например, есть некий специалист, обладающий большими познаниями, скажем, в средневековой философии. Ему нужно заявить о себе, то есть, в современных условиях - опубликовать своё портфолио, резюме. И найти тех, кому было бы интересно у него учиться, собрать свою аудиторию.

Если это дети - тогда их родители берут на себя финансирование всего, что касается обучения, в том числе и выплату гонорара учителю и всю хозяйственную часть. Такая система позволила бы учиться сразу тому, что ребёнку наиболее интересно - то есть, сразу, своему будущему делу жизни. Необходимость дополнительных дисциплин - возникала бы лишь по мере совершенствования в своей собственной.

Родителям и учителю - довольно легко сообща оптимизировать быт этой школы-семьи, потому что общение живое, неформальное. Вобщем-то система "гуру-кулы" имеет весьма много общего с европейскими "мастерами-подмастерьями". Разница в том, что европейский мастер брал ученика ещё и на содержание, потому он и требовал себе прислуживать, выполнять грязную работу по дому (в качестве отработки). А в гуру-куле - всё хозяйственное и финансовое сопровождение лежит а родителях, как на заинтересованной стороне. Или на взрослых учениках (студентах), если учащиеся - взрослые люди.

Такой вот вариант создания нового студенческого городка или школы. Это хорошо забытое старое, ничего нового на самом деле, но это позволяет решать вопросы образования вообще без какого-либо привлечения государства, на основе личных договорённостей и личного доверия к тому или иному учёному, преподавателю, мастеру.

Вы скажете - можно нанять репетитора.
Репетитор - это дорого, и - он берёт деньги за время, усвояемость материала учащимся его не волнует. Это просто делец, торговец - репетитор. А товары торговцев доступны не всем, это раз. Во-вторых, будучи торговцем, он хочет получить именно деньги, а не передать свой опыт в поколения (что прежде всего мотивирует учёного, да и вообще интеллигентного человека!). В приведённом же мной примере школы основной принцип - именно передача опыта, возможность сразу найти именно тех людей, которые станут самой благодатной почвой для тех или иных знаний, опыта.


Рецензии