166 Бабин, Марат Рувимович 1929 - Москва - 2010
http://www.proza.ru/2013/11/15/367
http://video.yandex.ru/users/artemkirakosov/collection/99/ - ВидеоАльбом с Открытия Выставки
http://www.proza.ru/2011/01/14/209 - текст с Открытия Выставки
Артём Киракосов
цикл ГИМНЫ РАДОСТИ
2008 **** 2018
''' ТВОРЧЕСКИ ''' CREDO '''
|| обо всём || немного ||
11 Сборник
166
БАБИН, Марат Рувимович (23.05.1929, Москва — 05.10.2010, Москва), скульптор.
Когда встречаешь ИСКУССТВО Марата БАБИНА — возникает чувство необыкновенной чистоты. НЕ ТОЛЬКО стиля. Но и ЧЕЛОВЕКА. Чистота! Поиска. Находки. Жизни.
Нет высшего образования, «мастер»... 'художественной обработки металла'... приглашён участвовать (и это за всю-то жизнь!) лишь в нескольких общих выставках, ни одной купленной работы.
И вот — через пару лет после трагической гибели под задними колёсами... — всё раскуплено! крупнейшими нашими музеями и коллекционерами, остаётся немногое... заказываются и раскупаются и отливки, которые делаются после...
Хочется похвалить — Ольгу (в первую очередь), дочь и верного сотрудника НАСЛЕДИЯ МАСТЕРА: верно выстроенная политика поведения во всех областях и разумное, взвешенное обращение с НАСЛЕДИЕМ, что редко, собственно (от критики в некоторых вопросах лично я тоже не удержался, но это оставим «за кадром»). Открываешь переизданный (ЦДХ, Москва, 2012) недавно Каталог с первой посмертной выставки Марата (ЦДХ, Москва, 2011), а там под всеми ключевыми, знаковыми, известными, главными работами — уже — новые владельцы, тоже знаковые, известные, ключевые, главные! Чудо ПОВТОРЯЕТСЯ! С завидным постоянством. При жизни... После смерти...
Марата встречал при жизни. Но работы его не видел. Да и не мог, где? В Мастерскую к нему так и не попал, когда он был жив. Но видел, с каким уважением, пиететом относятся к нему его ближайшие друзья: Бух, Мунц, Фомина, Красулин, Корноухов, Камелин, Затуловская... Крохотного росточка, щуплый! немногословный. Я бы решился сравнить его с Божественной Красоты Летающим Насекомым — такой хрупкий и бесплотный. Но какая вера (и сила! сила... непременно именно ОНА — СИЛА)! в нём сидела!.. в ИСКУССТВО, в своё искусство. Видно, для Марата — это РЕЛИГИЯ. Рыцарь МЕТАЛЛА, ДЕРЕВА, КАМНЯ. Он блестяще чувствовал материал. Все вещи его — стильные: резьба по дереву, рельефы и портреты в глине, гипсе, керамике — условно романтичны, поэзия конца 50-х — начала 60-х, умещаются в (ту) ЭПОХУ, позже — комбинированные техники и сложные абстрактные композиции выдают в нём наследника ВЕЛИКОГО РУССКОГО АВАНГАДРА (конструкции Татлина, Лисицкого, Малевича) (мощную кубопластику Архипенко и Цадкина), пожалуй, — перерабатывает по-своему, очень приемлемо, — «суровый стиль», «кубизм», «футиризм», «лучизм», «геометрическую абстракцию», язык советского монументального искусства конца 70-х и начала 80-х (Эльконин и Пчельников), и (где-то можно узнать и... и... и Лемпорт, и Сидур, и Неизвестный — но это, скорее \понимаю\, — просто ЗНАКИ ВРЕМЕНИ, скорее, не боле... е...) — и это всё только украшает, делает самобытным искусство Марата, поскольку от ЗНАКОВ ВРЕМЕНИ не отделаться уж точно. Ферроцемент и склеенное, ''наборное'', так сказать (с кусочков различных собранное), дерево (сугубо авторские, Маратовские, техники), работы, выполненные в сложной авторской технике с комбинированием различных материалов; собственно, вообще — использование всего ассортимента скульптора: песок, глина, цемент, картон, бумага, глина, гипс, мрамор, крошка, металлы, литьё, резьба и конструирование... говорят о Марате, как о неутомимом энтузиасте экспериментаторства. Крохотная мастерская, забитая монументальными высоченными абстрактными эскизами-замыслами и '''готовыми к употреблению''' композициями — при жизни, сейчас — стремительно пустеющая... пустеющая... Это уже становится ИСТОРИЕЙ, историей искусств. Как всегда! Как и всегда. А так и должно было бы быть. А так и есть! И что вы хотите? Обмануть? Музеи? Коллекции? Поклонников? Друзей? Ценителей? Художников? ПОКУПАТЕЛЕЙ и СОБИРАТЕЛЕЙ? в конце-то концов!? Разве... Возможно... Покупают ЛУЧШЕЕ, вкладывают, и не только, просто — нравится! нравится!
Марат — еврейский художник, работал с 1997 в еврейской «Школе Липмана» (№ 1311, Москва) (Образовательный Центр «ТХИЯ»), там во дворе его «Ханукальный светильник» (1998, металл, литьё) (по эскизу с деревянной «МЕНОРА», 1998) и памятник Соломону МИХОЭЛСУ (2012, бронза, литьё, дерево), — уникальный! возвышенный, лиричный! педагог по своему призванию! и я бы рискнул сказать, что без работ своих многочисленных и талантливых учеников его творческий путь был бы представлен не полностью. И дети подтверждают это. Что удивительно (как у Больших Мастеров), я путал, нахваливая работы уже его учеников. Ирочка Эльшанская, Анечка Максимова, Машенька Левина, Лия Якобишвили и многие-многие другие могут с гордостью вписать в свою биографию этого ДОБРОГО чуткого отзывчивого УЧИТЕЛЯ, Марата Рувимовича БАБИНА. Их работы достойно висят ещё на стенах Мастерской, СОЧЕТАЯСЬ ОРГАНИЧНО с работами их УЧИТЕЛЯ, мэтра! На второй, ИСТИННО ПЕРСОНАЛЬНОЙ, посмертной Выставке Марата БАБИНА, устроенной в 2012 в ЦДХ, Москва, экспозиция СТРОИЛАСЬ именно так: Марат с УЧЕНИКАМИ своим!
Вот ОНО — посмертие. Открытие! Хоть и запоздалое. Если считать (как оно и водится у нас), опять! в который раз уж — ПОСМЕРТНОЕ. Цельный! МАСТЕР, одухотворённый. Прост, скромный. Прожил, тихо себе работая. ПрАведен. СмирЕн. Говорят, был неверующим; не верю! в это... А его МЕНОРА..? «Лестница Иакова», «Слуга Авраама», «Иисус и Пётр», «Иеремия», «Ева», «Рахиль плачет о детях своих» и многие-многие другие..? Убеждаюсь: те, кто “знал”, не знали его, в который уж раз; болтовня одна: “неверующий”! врут, всё, “близкие”. Работал, тихо себя живя. Не поднимая ПУСТОЙ ВОЛНЫ вокруг. Как это бывает с нами, частенько. И всё. Всё, пожалуй: святой от ИСКУССТВА. Ещё один, ПОЖАЛУЙ. Не скудеет, да не оскудеет! Земля наша РУССКАЯ ими. Дай БОГ! Дай БОГ! Дай БОГ!
14 ноябрь четверг ночь 2013 ~ ~ 2013 утро четверг ноябрь 14
Свидетельство о публикации №213111500367