Границы неба. Часть 2

(Продолжение. Начало http://www.proza.ru/2013/11/14/1216)

В пограничную авиацию Шахин пришел из ВВС. Так уж сложилось. И пришел, надо сказать, не в самое лучшее для нее время: руководство  23-го отдельного авиационного полка только что полностью сменилось после ЧП с гибелью борта, летчик которого не сумел справиться с управлением и в результате погиб не только его, но и еще один, прибывший к месту службы, экипаж.
Новый комполка встретил майора-не погранца настороженно: ну и что, что налет на Ми-8 700 часов?! А специфики службы не знает? Опять же, и условий не знает! Так и случилось, что путь ему остался один – в комендантскую роту.
Шахин не возражал. Приняв на себя руководство разномастным в то время подразделением, порядок начал наводить с азов – то есть с физподготовки. А какая физподготовка лучше марш-броска на полтора километра?!
-…«Лифчики» проверили и вперед, за мной! Не обгонять и не отставать! - став впереди колонны, скомандовал он.
«Комендачи» переглянулись. Как оказалось, бывшие их командиры возглавляли марш-броски (а, вернее, замыкали), из-за руля УАЗов.
С тех пор утренние «разборы полетов» начинались не с нареканий начкара, а с благодарностей: контакт был установлен!
***
С военным летчиком 1 класса Александром Васильевичем Кулешом, или иначе «дедом», как звали его все, Шахин познакомился не сразу, сдружился же еще позже, когда сам стал начштаба эскадрильи и, наконец, начал летать.
Основательный крепыш с упрямой складкой между бровями и твердым взглядом голубых глаз на первом же предполетном инструктаже отметил для себя старательного, вежливого парня, который не выпендривался (что он, мол, уже майор, сложившийся офицер, ас), а внимательно вникал во все - он ХОТЕЛ понять, и это подкупало!
Так и случилось, что «дед» после работы стал оставлять парня попить зеленого чайку с печеньем (в его ящиках стола почему-то никогда не переводившимся), за которым мягко, не навязчиво делился опытом, как он говорил, «травя летные байки».
- Знаешь, а ведь позавчера, ты не поверишь, мы бомбили из-за облаков, - как-то раз, лукаво улыбаясь, проговорился он.
- Да ну?! – искренне удивился коллега: такого никто не делал – нужно же осмотреться, распознать цель…
- Да-да. Все было именно так. Вчера в Московском разбудили нас – командиров четырнадцати вертолетов - в три утра. Сидим в классе предполетной подготовки и смотрим друг на друга недоумевающе: «что так рано?», «куда лететь?», «что делать?». Тут к нам выходит Шагалеев  (он руководил операцией). Коротко вводит в курс дела и приказывает зарядить «восьмерки» и «двадцатьчетверки» НУРСами, дозорядить  авиапушки…
В пять утра взлетели.
Задача была ввести в заблуждение тех, кто наблюдал за авиацией группы со стороны противника.
Наша «волна» сразу после взлета заложила курс на Душанбе. Вылетели за хребет – между Хатлонской областью и Гиссарской долиной – развернулись в обратную сторону, к Афганистану… и, набрав высоту, ушли за облака! «За речкой» вошли на указанную глубину в ущелье. Отработали по новым, спутниковым, приборам с той же высоты… из-за облаков, развернулись и только после этого ушли на Душанбе.
- Невероятно!
- Твоя правда. И совсем невероятно, что там нам, по сегодня полученным данным разведки, удалось аж семьдесят боевиков завалить… Да непростых! Там оказывается совещание их главарей проходило. Э-эх… Если бы в ноябре 1981-го под Дашти-Калой в Афганистане была у меня такая техника, не пришлось бы так рисковать.
- Говорят, там было первое Ваше, Александр Васильевич,  бомбометание?
- Ну, да. Обнаружили караван с оружием. Все вроде просто: штурман «держит цель», а я стою на боевом курсе… Только потом понял, что все это время моя «восьмерочка» живой мишенью для боевиков была. Но я, - смеется, – заколдованный!
***
В следующий раз попить чай им довелось не скоро. Полеты и в первой эскадрилье, и в их следовали один за другим. И вдруг, как гром среди ясного неба: «Кулеш подбит», - пополз шепоток по авиаполку. Что? Где? Жив ли? Этого пока никто не знал…
К вечеру выяснились подробности: вез нашим, контролирующим караванную тропу, погранцам боеприпасы. На Май-Мае обстреляли боевики. Был поврежден топливный бак и тросы путевого управления. При посадке борт опрокинулся, но… «деду» удалось спасти экипаж.
«Сам не пострадал?», - встревожено спросил товарищей Шахин.
«Слава Богу. Но увезли в «таблетке». Ничего, вроде, страшного - «айболиты» говорят, жить будет»!

***
- Как всегда, медики перестраховываются. Но я, в общем, не спорю – их правда. Пусть посмотрят, проконтролируют: все же на мне – жизнь экипажа, а вдруг чего… - несколько дней спустя, улыбаясь, на бегу бросил «дед». – Вечером приходи чай пить…потолкуем.
***
- Ну что,- как ни в чем ни бывало, серьезно и обстоятельно выполняя ритуал «женитьбы чая», начал беседу летчик, - как вы тут без меня? Небось, налетались всласть?
- Да уж, дел много было.  На днях вот из Читы вернулся.
- Слышал, как же, что ты туда на ремонт вертолет перегонял. Кстати, что-то часто в последнее время они туда от нас уходят и… не возвращаются.
- К чему бы это?
Вопрос повис в воздухе...
-  Да… С топливом по дороге проблем была уйма, - минуту спустя продолжил разговор Шахин. – Беда эта не только у нас, но и в Киргизии, Казахстане… Вот и «крутились»… Знаешь, Васильич, а ведь меня в роли воздушного танкера Ан-26 сопровождал!
- Чудеса, да и только! По-моему у нас такое в первый раз проделывают!
- Раньше действительно ни о чем подобном не слышал.
- Голь на выдумки хитра! Это точно! Ты вот что скажи, Шахин, - неторопливо отхлебнув чай, продолжил беседу «дед», - давно тебя хотел спросить: ты уже ведь где-то полгода как здесь, в горах, летаешь… теперь вот и в дальние рейсы… Приходилось ли тебе через гребень хребта проходить?
- Ну, было… - неуверенно ответил летчик, вспоминая, как в тот полет едва справился с управлением, выводя машину из нисходящего потока.
- Ага… Значит, опоздал я с советом - сам уже эту науку постиг.
- Честно говоря, не очень. До сих пор случай тот беспокоит… настораживает…
- Это правильно, что настораживает. Повезло тебе, дружок. А могло и не повезти. Помни это золотое правило, которое мы здесь своим потом и кровью вывели: никогда не пересекай хребет под прямым углом… Только под острым!
- Почему?
- Это связано с неравномерностью прогрева гор: на солнечной их стороне идут восходящие потоки, а на теневой – нисходящие. В них-то тебя и потянуло. В «рубашке родился», короче…
***
- Шахин, скройся куда-нибудь на полчаса: «сказочники» из Москвы приехали – наверняка с фотографиями приставать будут, а у тебя сегодня вылет! - Торопливо шептал Витя Алексеенок – командир эскадрильи «восьмерок», подталкивая летчика обратно к его оставленной на КПП машине.
- Опять эти суеверия! Ну и что, что полет?! – притворно возмущался Шахин, уже нашаривая в кармане ключи.
На самом деле он был благодарен другу: мистика тут или что, но нарушать  неписанные летные законы почем зря не следует – к чему искушать судьбу?
***
…Пришедшая по договоренности с руководством на встречу именно к нему, Шахину, крупная, светловолосая  женщина лет сорока с «хвостиком», очень удивилась тому, что ее приписали к числу пишущей братии из Центра (она оказалась корреспондентом газеты Группы погранвойск России в Таджикистане «Боевой дозор») и, после недолгих колебаний, согласилась взять интервью у комэска Ришата Даутова.
…Шло лето 2001-го, и журналисту было поручено написать об участии летчиков авиаполка Группы погранвойск РФ в РТ во второй чеченской кампании.

_________________
1. Лифчик - спецжилет для боекомплекта.
2. Московский погранотряд ГПВ РФ в РТ
3. Герой Советского Союза подполковник (впоследствии генерал-майор) Фарид Султанович Шагалеев.
4. Восьмерки – Ми-8.
5. Двадцатьчетверки (их за узкий, вытянутый фюзеляж, называли еще «крокодилами»)– Ми-24
6. Волна  - группа вертолетов, выполняющих общую задачу.
7. "За речкой" - выражение, используемое советскими и российскими военными в отношении пограничной р.Пяндж-Амударьи со времен афганской компании 1979-1989гг.
8. Таблетка – машина скорой помощи
9. Айболиты – врачи.
10. После заварки чая его, по местным правилам, нужно «поженить -  трижды перелить из чайника в пиалку.
11. «Сказочниками» «афганцы» называли журналистов. В Таджикистане многие летчики из их числа по привычке продолжали их так называть и позже.
12. Комэск – командир эскадрильи.


(Окончание http://www.proza.ru/2013/11/16/745)


Рецензии
Действующие герои повествования выписаны объемно, жизненно, видимо, они "срисовывались" с реальных людей... Спасибо вам, Ирина Михайловна, читаю вашу работу с удовольствием, изложено правдиво, вплодь до мельчайших подробностей... Чувствуется рука мастера...Чуть позже еще вернусь к чтению. Всего вам самого-самого доброго!! С уважением. Александр.

Александр Карелин   12.12.2013 14:43     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогой Александр, за то, что "зашли на огонек". Рада Вам безмерно!
Что же касается Ваших оценок, то они, как всегда, точны: главный герой на самом деле - действующий летчик!

Ирина Михайловна Дубовицкая   12.12.2013 21:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.