Трамваи детства моего Одесса Маршрут 12
А тогда - жили мы в конце Костецкой с видом на перекресток Старопортофрансковской, Новощипного ряда, и Мечникова (а также нетрамвайных БОлгарской и нашей Костецкой).
Как вы догадываетесь рядом с моим домом проходили трамваи 11го и 12го маршрута, а также посколько депо на Товарной обслуживало еще и 5,28ой и другие маршруты то и их случалось видеть из окон нашего дома. Их маршрут там не пролегает, они просто возвращались в депо с рабочей линии. Иногда и с пассажирами, которым по пути.
По 11-му ход или старые трамваи, то есть КТМ/КТП2. Идут они в одну сторону – в направлении ж/д вокзала, а обратно – на станцию Товарную. О том, что далее расположены Ближние Мельницы, я узнал немножко позже. Скрывали этот факт от меня родители, видимо, чувствуя, что если один раз прокачусь, то после этого просто «не оторвёшь».
По 12-му маршруту ходят новые трамваи – чешские Татры-Т3. Идёт этот 12-ый с той же самой станции Товарной в Центр города, затем на Пересыпь
А трамваи 5-го, а иногда и 28-го КТМ/КТП2; то есть "старые трамваи". но со временем, в течении 80ых как и на 11ом маршруте - их начали постепенно заменять Татры-Т3, которые даже новее тех Татр-Т3 что на 12ом. И где-то к 1986му году - и вовсе вытеснили.
Звук работы и хода КТМ/КТП2 отличается от Татры-Т3 примерно так же, как духовой оркестр от фортепиано или скрипок. КТМ/КТП2 работали гораздо громче: скрипели на поворотах, грохотали компрессорами, шипели пневмоприводами дверей и тормозов. А Татры-Т3 полностью построены на электромеханике. Поэтому, какой именно трамвай проезжает мимо нашего дома, я, не умея ни читать, ни писать, мог определить, даже не подходя к окну, по одним только звукам. Но в изучении цифр, кажется, трамваи мне очень помогли.
12-й трамвай с его Татрами-Т3 мне был словно продолжением дома, а название улицы Советской Армии (ныне Преображенской), по которой он идёт, звучало для меня более чем ласково. Сравнительно тихий и мягкий ход, звук торможения и ускорений – словно «мама в стакане чая сахар размешивает»; добродушный голос вагоновожатой в динамиках: «Следующая остановка – такая-то». Всё это навевало какую-то домашнюю атмосферу в вагонах, которые обслуживают 12-й маршрут. Сейчас 90% одесских трамваев – Татры-Т3, правда, многие из них модернизированы. Даже после отъезда в Америку, будучи уже отнюдь не ребёнком, я просто не верил в то, что до Татр-Т3 по 12-му могло что-то другое ходить. Например, старые, дребезжащие МТВ-82. Из всех проходивших по Преображенской маршрутов 12-й был верен МТВ-82 дольше всех. 2-ой и 3-й маршруты были татрофицированы еще в начале 1970-х... А на 10-ом до Татр ходили совсем другие вагоны – рижские РВЗ-6, которые я не застал. …. Я в это поверил, только увидев фотографии и получив достоверные сведения на сайте «Одесса на Колёсах» в 2002-ом году.
Вскоре, в период с 1985-го по 1992-й годы, когда я учился в 37-ой школе, которая находится на улице Софиевской, трасса 12-го, 2-го и 3-го трамваев стала мне казаться надоедливой банальностью. 2-й, 3-й, 12-й трамваи, идущие по Преображенской улице в Одессе, были местами, где приходилось обсуждать не только школьные успехи, но и двойки, колы, и даже синяки...…
Зато спустя два года после моего прибытия в Америку я весь этот путь (из дома в школу и обратно) вспоминал с ностальгией. Всё-таки восстановил в памяти те архитектурные ценности, которые я, будучи подавленным школьной банальностью мальчишкой, просто не был в состоянии оценить, наблюдая их каждый день из окна трамвая. Например, угол аптеки Гаевского. Я тогда и представить себе не мог, скольких (уже далеко впоследствии) тоскливых, бессонных ночей мне будет стоить расставание с ними. Только теперь я понимаю, что я эти места тогда недолюбливал за то, что они мне казались не ажурно-веселыми, как, например, парк Ильича и депо Товарная, а вдумчиво-трогательными, внушая любовь и нежность такую, которую не понять ребёнку, словно песню на минорную мелодию! Как, например, слёзы радости. Да разве только это! А Тираспольская площадь, а магазин игрушек на ней… Вот однажды, после того, как я уже себя в Бруклине потерпел некую неудачу, а именно то что у меня отобрали читательский билет одной из моих любимых специализированных библиотек (лишь, за то что сделал срочный разговор по сотовому телефону), я пришел домой и говорю маме:
– А поехали-ка на Тираспольскую площадь, постоим у этого самого магазина. Там же всё осталось такое же самое, что было в те времена... И вагоны трамвайные те же, что тогда везли нас домой с «куском радости» в сумке…
В 1980ые годы игрушки и бумажные игры приводили меня в дикий восторг! И когда желанную игру/игрушку/электроконструктор я из трамвайного окна видел, то бежали мы сквозь потоки трамваев/машин, чтобы успеть его схватить! Да, тогда еще бумажные игры меня радовали, но потом, когда я увлекся радиотехникой – перешел на электро/радио/конструкторы. А сейчас – и компютерное "железо" - не сильно увлекает. Увлекают только модели транспорта и железной дороги - которые дорого стоят. Ну и конструкторы и радиоконструкторы, особенно те в которых применение деталей должен частично определить игрок/пользователь - до сих пор восхищает. И покупая такой - я каждый раз вспоминаю и Тираспольскую Площадь, и ту радость. Ведь там еще и радиодели и дариотовары находились (сейчас там совсем другие заведения) Аппаратуры и High- Tech-овской электроники полным-полно в моём любимом Бруклине. Но нет, никогда мне не забыть ту радость и те одесские прелести!
Тираспольская площадь, через которую следуют 2-й, 3-й, 12-й трамваи, является конечной маршрутов 10-го, 15-го и 21-го. Все они мне знакомы и сыграли в моей жизни определенные роли.Все пути, которые вели на запад от Преображенской – это ведь были мои любимые места пешего пути из школы домой по случаю пятницы или просто хорошей погоды. Моя жизнь была просто немыслима без них.
****
Расскажу о том, как и где я узнал, что такое музей. Это было в начале улицы Софиевской, а именно – в нашем художественном музее, некогда дворце графа Потоцкого, который он построил для своей жены, Софии. Поэтому улица и называется Софиевской. Посещения этого музея, его залы, картины, скульптуры казались для меня настоящим чудом. Поэтому и сейчас, по приезде во многие города, считаю посещение художественного музея обязательным! Хоть я совсем не знаток живописи, но обращаю внимание на то, что во многих музеях картины повторяются… Забавно, что может быть столько копий одной картины, но каждый музей считает свою копию оригиналом.
Напротив одесского художественного музея находится треугольник для разворота трамваев (задним ходом), на случай ремонта путей на спуске Маринеско, и Пересыпи. Треугольник проходит частично по переулку Ляпунова, который такой же уютный, как и все окрестные дома и улицы. Еще этот треугольник был использован в комичных эпизодах фильма «По улицам комод водили». Дело было так: на рельсы села кошка, а трамвай остановился и ждёт, пока она освободит ему дорогу. В результате трамвай поехал задним ходом в этот переулок, и в то время, как кошка убежала, вперёд проехал трамвай, который был следующим. Вот такая «рокировка»… Это кино, это всё надо видеть.
Культпросветное училище, где мой папа работал преподавателем музыки, находилось в начале улицы Гоголя, недалеко от Преображенской и моей школы. А мама моя почти всегда ездила со мной по маршруту дом-школа-домой, совмещая это с нахождением в том месте, где мы с ней были прописаны. То есть рядом с моей школой. Никогда я не забуду оживленные и вместе с тем какие-то тихие коридоры улиц Пастера, Щепкина, Ольгиевской, Торговой… Романтический и заброшенный фонтан-скульптуру во дворе дома по адресу Торговая, 3... Именно он задействован в трогательном клипе к песне «Почему мы не вместе» из фильма «Приморский бульвар».
Стоя на остановке «улица Торговая» (в сторону центра/Молдаванки), я рассматривал маячащие вдали заводские трубы Пересыпи, просторы низменности за спуском Маринеско, по которому 12-й трамвай вместе со 2-ым и 3-им проходят финальный сегмент к конечной на Пересыпи. Недооценивал я тогда красоту смотревших на меня домов, внушающую трогательную доброту...
Когда я стоял там, уставший, издёрганный школьными делами в ожидании трамвая, то думал в нетерпении: «Скорее бы он пришел и увёз бы меня домой, на мою родную весёлую Молдаванку, куда мы сейчас и отправимся…»
Вспоминается «эпопея с квартирным обменом», затеянная для того, чтобы рядом находились и родная Молдаванка, и моя 37-ая школа по улице Софиевской, и Культпросветное училище, где мой папа до последнего дня нашего пребывания в Одессе проработал преподавателем музыки. Чтобы моей маме не приходилось, «высунув язык» (впопыхах) мчаться по городу, когда у меня в школе что-то идёт не так. А может, было бы лучше просто переселиться на Фонтан, или на Черёмушки... Да хоть на посёлок Таирова, лишь бы начать новую жизнь. Но главное – чтобы был домашний уют. Уж сколько квартир мы пересмотрели и в центре, и не совсем, но все равно возвращались домой, понимая, что лучше дома ничего не может быть. Всё таки, даже если они лишены элементарных удобств, которые есть в каждой американской квартире, наши одесские квартиры хранят в себе какую-то таинственность… Притом – каждая свою. Тайна запрятана то ли в обоях, то ли в молдингах и обрамленьях потолков, то ли не понять где. Загадочность уловима лишь в домах, построенных года этак до 1955-го. С появлением «хрущёвок», «чешек» и прочего модерна все эти прелести растаяли, как дым. Хотя нет - в оформлении квартир находящихся в "типовых домах" тоже есть тайна. В Одессе живя - никогда я не видел квартир без обоев. Обои это неотъемлемая часть домашней атмосферы. А у нас в штатах - редко когда их увидишь. Без них обходятся, даже в самых благополучных домах, даже самые состоятельные семьи.
Больше всего мне помнится квартира на 3-ем этаже дома по улице Торговой, 3, с окнами, выходящими во внутренний двор. Пускай это дряхлая коммуналка в доме без лифта, но зато в архитектурном плане место такое, о котором я, сидя в комфортабельной нью-йоркской коробке, могу только мечтать. Во дворе стоит трогательный фонтан-скульптура, вокруг которой снимались, пускай даже эпизодические, но все-таки сцены для фильмов, таких, как «Приморский бульвар» и «Шаровая молния». Вот только сейчас не могу я простить себе то, что не ценил тогда те архитектурные ценности, среди которых я мог пожить ну хотя бы год, или два до отъезда в Америку, а то и больше. Не понимал я, какая это честь, когда к ребёнку судьба или природа обращаются как к взрослому человеку. И дарит ему не игрушки из магазина на Тираспольской площади, а серьёзные вещи. Такие, как, например, эта квартира.
К сожалению, вселиться нам туда так и не удалось, поскольку квартирный обмен – вещь неисповедимая. В этом деле всё происходит словно по цепочке «бабка – за дедку, дедка – за репку…», и так далее, но только в варианте, когда процесс зациклен до бесконечности. И вот теперь остаётся только петь трогательную песню из фильма «Приморский бульвар» – «Почему мы не вместе». Хоть эта песня и о любви полов, но лично я полностью посвящаю её одесской и европейской архитектурам.
«Чтобы я тогда был такой умный». Так говорят одесситы. Весёлый народ! Даже расставание с любимым городом толкает нас на остроумие!
*****
Свидетельство о публикации №213111500477