Jewish home for the aged. Еврейский дом для пожилы
Oб Еврейском доме на ул.Сильвер мне рассказали мои коллеги по работе –индусы с островов Фиджи. Говорили, что там платят больше. Я попытался туда попасть с помощью рекомендации моего супервайзера Кришны, который там раньше работал .
Сначала меня взяли на 3 мес, временно,через 90 дней уволили. Затем через какое -то время опять взяли временно на 3 мес. Через 90 дней уволили . Почему 90 дней? Потому что если 91 день человек работает то в случае смерти –надо платить семье, а так- ничего, “нет человека- нет проблемы”.
С третьего раза я получил постоянную работу в качестве портера. Это громкое название обозначает- уборщик на этаже. “Наша мама”- так называли все работники супервайзера мисс Кейтон, бывшую монахиню. Уходя на пенсию, она дала мне медицинскую страховку, спев на прощальном вечере под мой аккомпанемент “ Аве Марию” Шуберта.
Что я ценил больше всего, работая в Еврейском доме –это возможность общаться с евреями, говорящими на своём родном английском языке. Почти у всех корни были в России. Я застал ещё в живых Лейзера Сипорина, который на вопрос о месте рождения быстро отвечал по- русски:
- “Минская губерния, Могилёвского уезда, местечко Давид –городок”. Он помнил, что его в детстве дразнили “жид”. Я спросил как-то:
- Что ты им на это отвечал?
Свой ответ им Лейзер произнёс на чистом русском языке:
- Поцелуйте меня в ср.... !
На этом его познания в русском языке кончались. Он всё забыл.
К нему приходила младшая сестра, лет под 90, всегда накрашенная, энергичная, меня называла по русски- “красавец”. По-моему, других русских слов не знала.
Лейзер получил письмо от президента Клинтона, когда ему исполнилось 100 лет. Он родился в 1899 году, а умер в 2001, жил в трёх столетиях.
Утром я проходил по третьему этажу, где работал и читал еврейские фамилии на комнатах . Мне казалось, что я никуда не уезжал из Биробиджана. Однажды встретил –американца, который носил мою фамилию, правда, довольно распространённую среди евреев из России. Звали его Гарри |Harry|. Oн курил сигары, получал их из Кубы. Было ему 84 года. Однажды, я сказал ему:
- “Гарри, бросай курить, ты же можешь заболеть раком лёгких”.
Вот что он мне ответил:
-“Когда мне было 35 лет, я заболел воспалением лёгких. Доктор мне сказал – “Бросай курить, иначе ты быстро умрёшь” . Доктор был моих лет, он давно умер, а я живу”
Мне запомнился доктор Хасид. Он попал в Еврейский дом уже тяжело больным. Прежде работал в Mount Zion Hospital - Еврейском госпитале Сан-Франциско. Рассказывал о своей жизни . Был он сефардом, родился в Салониках, где говорили на ладино –еврейском языке, на котором говорили изгнанные из Испании евреи –смеси испанского с хибру. Образование получил во Франции.
Семья переехала в Египет, где доктор Хасид работал в Еврейской больнице. Когда к власти пришёл Насер, больницу закрыли. Доктора пригласил к себе в качестве личного врача король Фарух . Там заработок был даже выше, чем в Еврейской больнице. Но Фарух убежал во Францию. Семья Хасидов с тремя детьми осталась без средств к существованию. С тремя чемоданами они уехали во Францию, а оттуда в США. Трое мальчиков превратились в двух докторов и одного адвоката. Старший – тоже доктор Хасид, работает в Еврейском Доме уже много лет. Перед смертью старый доктор Хасид написал для своей семьи книгу о своей жизни.
Каких только людей не встречал я на своём третьем этаже в Еврейском доме! Барабанщик из легендарного оркестра Гленна Миллера, известный кантор и певец Волковысский, миллионер из Нью-Йорка Маркус, евреи из Белоруссии, попавшие в Америку через Кубу, евреи из Ковно, |Каунас|, побывавшие в Южной Африке, где большая община литовских евреев. Кстати, расскажу Вам, дорогие читатели, интересный факт, касающийся литовских евреев. Раз в три года проводится чемпионат мира по бегу на 100 метров среди лиц, старше 100 лет . На последнем чемпионате победил Крис Рабинович из Йоганнесбурга, выходец их Литвы, 102-х лет. Его время -14 секунд.
Временно, на наш этаж поступил Николас. Услышав мой акцент, он сказал мне по-русски:-“ Зови меня Коля”. Вот его история:
Венгерский еврей, он был арестован после взятия Будапешта советскими войсками, якобы за шпионаж. Было ему 18 лет. Попал он в Тайшетский лагерь на строительство дороги смерти - Абакан-Тайшет. Отсидел 7 лет. Вошёл в лагерь, не зная ни слова по -русски, вышел специалистом по русскому языку, но с туберкулёзом. Николас владеет 14-тью языками. Его друг назвал мне цифру 20, но Коля скромно её опроверг. Он – профессор Калифорнийского университета, специальность –русская литературa. Коля открыл мне некоторые особенности различных языков народов мира. Например:
В китайском языке нет звука “Р”.
В японском языке нет звука “Л”.
В ирландском языке Селтик нет звука и буквы “К”.
В польском языке звук Л произносится иначе, чем в русском - слово “ложка” звучит у поляка, как “вошка”.
В Швейцарии язык “Ромиш”, на котором говорят лишь несколько сотен жителей гор, обладает статусом государственного, наряду с тремя другими: немецким, французским и итальянским.
Я его спросил однажды:
-“Коля, вот Ломоносов написал, что в русском языке - “ живость французского, нежность итальянского, крепость немецкого, сверх того богатство и разнообразие греческого и латинского языков”.*
-“Ты знаешь много языков ,можешь сравнить , соответствует ли это действительности”?
Коля, подумав, ответил:
-“Я люблю русский язык, он прекрасен. Но в этой фразе есть преувеличение”.
Часто я беседовал на этаже с миссис Грин, настоящая фамилия её была Гринблат. Она родилась во Владивостоке, училась балету. Её отец владел самым большим в городе рестораном. Во время гражданской войны в город вошли японцы . Пришло время эвакуироваться. Отец уже договорился с японцами о продаже ресторана, были взяты билеты на пароход, отходящий в Японию. Внезапно в город вошли красные, японцы бежали. В порт семью отвёз на машине очень красивый молодой человек, по фамилии Уборевич.
-“Нaверное, потом стал очень большим начальником”, –сказала мне миссис Грин. Когда я ей ответил, что Уборевича расстреляли, как врага народа, она страшно заволновалась, рушились все её прежние понятия о бывшей Родине.
Из родственников у неё остался только племянник, известный в Сан -Франциско доктор Конкофф. Он навещал её до самой её смерти.
В Еврейском Доме я отработал 8 лет. Может быть, кому-то из читателей покажется работа портера чисто физической, работой, сродни работе низкооплачиваемого уборщика в СССР. Ничего подобного.Необходимым условием этой работы, конечно, физические кондиции. Но этого недостаточно.Ты должен держать в голове множество правил, отличающихся друг от друга, на каждом этаже различные, в зависимости от контингента больных.Уже к концу моей карьеры портера, был принят на работу бывший инженер из Москвы,тоже Владимир. Его звали Владимир - Второй, (Vladimir the Second),так как я шел под номером один. Он не смог запомнить всех правил, постоянно делал ошибки, и его через 3 месяца уволили, хотя он был физически крепким человеком.
В заключение расскажу один эпизод, вспоминая который я начинаю смотреть на жизнь более оптимистически.
Я шёл по первому этажу, где жили русские евреи. Роза сидела на стуле в коридоре, ожидая приглашения на ужин. Я был знаком с её сыном Мариком, пианистом из Одессы. Поговорил с ней, в основном, о её прошлом, которое она хорошо помнила.
-Как вас зовут?- спросила Роза.
-Володя –ответил я .
На следующий день я снова, проходя по коридору, поговорил с ней.
- Как вас зовут?- снова спросила Роза.
- Володя –снова ответил я.
На следующий день на тот же вопрос я ответил:
- Роза, Вы всё равно забудете, зовите меня просто- еврей .
Роза хитро улыбнулась, посмотрела на меня снизу вверх и произнесла со смехом: “ Но я же вас не проверяла” !
Юмор у еврея умирает последним.
Забота о стариках - это древняя еврейская традиция. “Дома призрения” для старых евреев были и в царской России . Они –необходимая часть любой еврейской общины мира, кроме бывшего СССР.
Еврейский Дом Сан Франциско- лучший в Америке. Об этом сказал ещё президент Джон Кеннеди, побывавший здесь. “Дому”- почти 150 лет. У него лишь один недостаток: выход из него –только в вечность.
Сегодня у него трудные времена, количество спонсоров уменьшилось, а оставшиеся стали менее щедрыми. Мировой кризис не обошёл “Дом” стороной . Некоторые программы временно закрыты, начались необходимые сегодня увольнения. Меня, как музыканта, уже не приглашают, нет денег. Я сам напрашиваюсь, играю бесплатно, иногда и для “русских” пациентов, страдающих болезнью Альзаймера. Моё исполнение для них - censory stimulation.
Я благодарен Еврейскому дому . Он дал мне работу в трудное для меня время, здесь закончила свой жизненный путь моя тётя -накормленная и ухоженная.
Никто не знает, что его ждёт в старости. Kак гласит пословица:
-“Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах на завтра”.
*За точность цитаты не ручаюсь , только за смысл.
Этот текст- фрагмент из книги «Трижды еврей Советского Союза»
Vova1937@sbcglobal.net.
Свидетельство о публикации №213111500496
Леонид Лещинский 10.02.2015 16:39 Заявить о нарушении
Владимир Бердичевский 10.02.2015 19:37 Заявить о нарушении