Единая информационная среда современной школы

Интенсификация внедрения информационных процессов в науку, экономику, производство требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.
Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной и управленческой деятельности.
«Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания»[25].
В многочисленных публикациях, посвященных информатизации образования, выделяют, как минимум, три основные цели информатизации образования:
— повышение эффективности образования;
— повышение гибкости и доступности образования;
— развитие информационной культуры.
При этом первая цель предполагает, что информатизация образования должна привести к более эффективному выполнению социального образовательного заказа.
Эта цель дифференцируется следующим образом:
— повышение эффективности формирования специалистов, конкурентоспособных на рынке труда;
— повышение эффективности формирования граждан общества, имеющих базовую систему ценностей.
Вторая цель предполагает, что информатизация образования должна сделать образование более гибким и доступным в смысле своевременного реагирования на изменения социального образовательного заказа.
Третья цель предполагает развитие общих навыков использования информационных технологий как преподавателями, так и учащимися для повышения эффективности их деятельности.
Человечество вступило в новый этап своего развития - формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума, что обусловлено нарастающими в нем процессами глобальной информатизации различных сфер деятельности общества и человека.
Использование информационных технологий позволяет резко усилить инструментальные, технологические и интеллектуальные возможности человека, высвободить творческий потенциал личности за счет экономии времени при обработке информации различного типа, передачи компьютеру выполнения некоторых видов рутинной работы человека. Процессы информатизации играют основополагающую роль в становлении информационного общества, когда главным объектом управления становятся не материальные объекты, а символы, идеи, образы, интеллект, знания; когда большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.
В Концепции информатизации сферы образования РФ, принятой Министерством образования РФ в 1998 году, дано следующее определение информатизации: "Информатизация образования понимается как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во все видах деятельности в национальной системе образования России"[24].
Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:
1.  в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;
2.  в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессами управления;
3.  в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Важнейшие задачи информатизации образования:
1.  повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2.  применение активных методов обучения, повышения творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3.  интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4.  адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5.  разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6.  обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7.  разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8.  совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
9.  внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.
Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры специалиста, уровень сформированности которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.

Тенденции развития информатизации образования
В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляются следующие тенденции:
1) формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;
2) создание единого информационного образовательного пространства;
3) активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;
4) синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;
5) создание системы опережающего образования.
Изменяется также содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.
В связи с продвижением процесса информатизации образования среди организаторов образования, практикующих учителей и научной педагогической общественности обсуждаются вопросы появления в стенах школы нового для нашего образования феномена — единой информационной среды образовательного учреждения. При этом спектр обсуждаемых тем достаточно широк: от того, что должна представлять собой информационная среда школы, до того, как она должна управляться и как ее строить.
Чаще всего под единой информационной средой подразумевают ее информационно-управленческую составляющую, основной задачей которой является организация всей работы в школе на основе ИКТ за исключением образования и воспитания, с чем трудно согласиться, т.к. школа все-таки образовательное учреждение. Реже под единой образовательной средой школы подразумевают ее информационно-коммуникационную составляющую (сеть, сервер, интранет) с административно-управленческим уклоном. С этим также трудно согласиться, т.к. основной объем информации, циркулирующий внутри школы, относится к собственно образовательному процессу, а не управленческому.
Применительно к информатизации образовательного учреждения, в современных научных исследованиях даются определения понятиям “информационная среда”, а также “информационно-коммуникационная предметная среда”.
Информационная  среда — это:
а) совокупность условий,
­ способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым(и), преподавателем и средствами ИКТ;
­ способствующих формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием;
­ обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ;
б) информационное взаимодействие между пользователями с помощью интерактивных ИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью;
в) интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (или областей).
Информационная  среда включает:
­ совокупность программно-аппаратных средств и систем,
­ компьютерных информационных (локальных, глобальной) сетей и каналов связи,
­ организационно-методических элементов системы образования и прикладной информации об определенной предметной области (определенных предметных областях).
Функционирование информационно-коммуникационной предметной среды определяется следующими факторами:
­ осуществлением информационного взаимодействия пользователя (пользователей) как между собой (в рамках образовательных взаимодействий), так и с экранными представлениями изучаемых объектов,
­ влиянием на рассматриваемые процессы или явления, учебные сюжеты, протекающие и развивающиеся на базе использования распределенного информационного образовательного ресурса данной конкретной предметной области;
­ возможностью работать в условиях реализации встроенных технологий обучения, ориентированных на обучение закономерностям данной конкретной предметной области.
 Для создания единой образовательной среды необходимо:
­ обучение всех участников учебного процесса применению информационных технологий в педагогической деятельности,
­ повышение ИКТ квалификации учителей-предметников,
­ разработка новых методик проведения уроков и внеклассных мероприятий, учитывающих и использующих информационные и коммуникационные технологии.




;
Библиографический список используемой литературы


1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога/ // Информатика и образование. Серия: Педагогика. – № 1. – 2006.
2. Аранова С. В. Метаметодика – стратегия межпредметной интеграции./Вестник Герценовского университета.- 2009.-№ 2.-С. 76-80.
3. нового поколения с использованием компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2005.
4. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся.//Сайт ИД    «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.
5. Груздева Н. В. Компетентностный подход в образовании. На пути к профильной школе./ Сборник научно-практических материалов из опыта работы ЛОИРО и образовательных учреждений Ленинградской области. – СПб.-2005.-С. 120-122.
6. Дахин А. Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре.// Школьные технологии.- 2006.-№ 5.- 42с.
7. Железнякова О. М. Интегративное занятие – возврат к прошлому или прорыв в будущее?// Наука и школа. 2006.-№5.-С.17-20.
8. Жилин С.М., Жилина Л.В. Организация школьной корпоративной сети/ // Информатика и образование. Серия: Педагогика. -
9. Каспржак А. Г., Митрофанов К.Г.,.Поливанова К.Н. и др. Содержание понятия «Качество образования» в отечественной и зарубежной образовательной практике//Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования РISА-2000.-2005.
10. Кларк Ч. Информационные и коммуникационные технологии: революция в образовании // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 4. – 2003. – 54 с.
11. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос».–2002.- http:// www.eidos.ru
12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета. - 2002.-№31.
13. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 4. – 2009. – 59с.
14. Красношлыкова О.Г. Создание единого информационного пространства как условие развития муниципальной системы образования // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 12. – 2005.
15. Мескон М.Х., Альберт М.О., Хедоури Ф. Основа менеджмента. М., 1992.
16. Моисеев А.М. Функции управления школой. // практика административной работы в школе. 2004.- №5.- С. 29-32
17. Мясников В., Найденова Н., Компетенции и педагогические измерения. // Народное образование. 2006.-№ 9.-С.147-151.
18. Орлов А.И. Современный стратегический менеджмент. - Журнал "Экономика XXI века". 2000. No.7. С.31-42.
19. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002
20. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей.// Под ред. Кабковой Е. П. - М.: Просвещение.- 2009.-С. 3-9.
21. Яснева Г.Г. Развитие интеллектуальной сферы учащихся на уроках информатики // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 2. – 2006.
22. Петренко  М. А. Единое информационное пространство образовательного учреждения / М. А. Петренко // Информационные ресурсы России. - 2008. - № 5. – 15 с.
23. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — (Стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2011. — 145 с.
24. Пруцков А. В. Применение информационных ресурсов для автоматизации обучения и проверки знаний / А. В. Пруцков // Информационные ресурсы России. - 2005. - № 1. - С. 18-20.
25. Роберт И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации / И. В. Роберт // Информатика и образование. - 2008. - № 5. - С. 3-15; № 6. - С 3-11.
26. Роберт И. Основные направления процесса информатизации образования в отечественной школе / Ирэна Роберт // Школьные технологии. - 2006. - № 6. – 24 c.
27. Социальное управление процессами информатизации образования: муниципальный уровень // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 61-69.
28. Суздальцев Е. Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения / Е. Л. Суздальцев // Информатика и образование. - 2008. - №9. - С. 125-126.
29. Уваров А. Информатизация образования как инновационный процесс / А. Уваров, Г. Водопьян // Народное образование. - 2007. - № 9. – 143 c.
30. Уваров А. Информатизация школы. Истоки и движущие силы / А. Уваров, Г. Водопьян // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 157-163.
31. Яблонский В. Б. Инновационные волны в информатизации образования / В. Б. Яблонский // Информатика и образование. - 2008. - № 10. - С. 113-1

Интернет-ресурсы:

1. http://www1.ed.gov.ru/edusupp/informedu/ - федеральное агентство по образованию
2. http://www.edu.cap.ru/ - единая образовательная информационная среда Чувашской Республики «Образование Чувашии»
3. http://www.educom.ru/ru/works/informatization/ - департамент образования города Москвы
4. http://www.distant.ioso.ru/for/25-11-04/sps.htm - лаборатория дистанционного обучения
5. http://www.openclass.ru/ - сетевые образовательные сообщества «Открытый класс»
6. http://mon.gov.ru/pro/pnpo/
7. http://mon.gov.ru/files/materials/5457/nns-p.pdf
8. http://ru.wikipedia.org/


Рецензии