Построение единой информационной среды как ресурс

Заместитель директора по УВР (ИКТ)
Бондарева О.В.
ГБОУ школа № 644 СПб

Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии в широком смысле этого слова и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный отечественной системой образования.
Учитывая новизну и сложность этой проблемы, ее решение требует экспериментального основательного поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями.
При проектировании единой информационной среды образовательного  учреждения необходимо: 
; «обеспечивать на базе компетентностного подхода формирование  информационной культуры всех участников образовательного процесса,  которые должны быть полноценными субъектами информационного   взаимодействия; 
; исследовать возможности внедрения информационных и  коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных  предметов, а также в деятельность воспитательной службы  образовательного учреждения в целях полноценного использования  времени и максимального раскрытия способностей детей и взрослых; 
; создать условия для практического применения компьютерной техники  участниками образовательного процесса в учебное и внеучебное время,  исходя не из возможности, а из потребности; 
; обеспечить для участников образовательного процесса открытый доступ к  информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети  Интернет и к ресурсам медиатек; 
; организовать процесс критического осмысления накапливаемого  эмпирического педагогического опыта, его обобщения и анализа, а также  обмен опытом по информатизации образования на различных уровнях; 
; обеспечить непрерывное развитие технической инфраструктуры единой    информационной среды, для чего наладить постоянное функционирование  технического персонала, проведение плановых регламентных работ,  текущего ремонта и экстренного устранения неисправностей для гарантии  живучести локальной внутренней сети, обеспечить необходимое  финансирование процесса»[7].

Информатизация учебного процесса школы при использовании ИОС должна  осуществляться в полном соответствии с особенностями конкретных  методических систем обучения и педагогических технологий. Информационные  ресурсы, которые используются в учебном процессе, должны быть содержательно, технически и технологически связаны с используемыми в  процессе информатизации других сфер деятельности учебного заведения  ресурсами. 
  При обучении школьников необходимо учитывать наличие в информационной образовательной среде учебного компонента, содержащего в себе унифицированные и взаимосвязанные средства ИКТ. В связи с этим создание и  использование учебного компонента должно осуществляться в строгом  соответствии с обширным комплексом требований и рекомендаций  методического, психолого-педагогического и технологического характера. 

Основными требованиями к системам, входящим в состав среды, является  наличие четкой методики их использования в учебном процессе, фильтрации  информации, поступающей к ученикам, и обязательной взаимосвязи с  телекоммуникационными ресурсами других средств ИКТ, входящих в среду. 
В образовательном процессе можно выделить следующих основных  пользователей: 
; администрация; 
; учителя; 
; ученики; 
; родители. 


Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) учителями в  образовательном процессе позволяет выделить следующие концептуальные  аспекты: 
; Применение ИКТ на конкретном уроке. Компьютерное и мультимедийное оборудование используются как современные технические средства  обучения (ТСО). Цель их применения – повысить наглядность  предъявляемого материала, расширить рамки урока за счет использования  мультимедиа, усилить контроль знаний, применяя различные виды  тестирования, повысить мотивацию учащихся к освоению новых знаний и  закреплению имеющихся. 
; Внеурочная деятельность, в процессе которой и у учащегося, и у          преподавателя появляется больше свободы в выборе средств, путей и          способов достижения образовательных целей, реализации познавательных интересов, практического применения ранее полученных знаний, приобретения новых навыков, умений, компетентностей. 
; ИКТ в управлении образовательным учреждением. 

Перечисленные аспекты применения ИКТ в школе являются объективными  факторами и позволяют конкретизировать модели использования  информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении. 
  Рассмотрим основным модели использования ИКТ в  образовательном учреждении:
      1.  Уроки с компьютерным сопровождением –  обычный урок в предметном кабинете,  оборудованном одним компьютером с  презентационными возможностями. 
    2.  Уроки в специализированном компьютерном  кабинете, которые проводятся с  использованием обучающих и тестирующих  программ, материалами Интернета по  различным предметам. 
    3.   Внеурочная и внеклассная работа учащихся с использованием персонального компьютера и мультимедийной техники. 

Понятие единой информационной среды:
    « Более точно информационную среду можно определить как основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.
Подобная среда должна включать в себя организационно-методические, педагогические, аналитические  средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых»[39].
При этом особенно важно уделить внимание обучению в условиях формирования информационной  образовательной среды,  учитывая особенности информатизации учебного процесса при использовании компонентов информационной образовательной среды школы. Кроме того,говоря про информационные технологии и проблема сохранения здоровья школьников мы обращаем внимание на формирование здоровьесберегающей среды школы в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий. Также рассматриваем информационное образовательное пространство как систему информационных образовательных сред
Существует определенная система программных мероприятий. К примеру, создание электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса.
 Разработка электронных учебных материалов организуется по уровням образования (среднее общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное). Поскольку в базисных учебных планах общеобразовательных учреждений, а также учреждений начального и среднего профессионального образования предусмотрен федеральный компонент, который как раз и обеспечивает единство образовательного пространства страны и включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения, то разработка электронных учебных материалов по дисциплинам федерального компонента осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Организация и тиражирование электронных учебных материалов предполагает:
; создание программных сред для разработки электронных учебно-методических материалов;
; создание инструментальных сред для разработки интерактивных мультимедийных Web-тестов;
; создание инструментальных средств для разработки виртуальных лабораторных практикумов.
          Электронные библиотеки. Широкое распространение новых информационных технологий и Интернет сформировали необходимые предпосылки для создания электронных библиотек как средства накопления и распространения информационных, методических и иных ресурсов. Благодаря сетевой инфраструктуре данные ресурсы потенциально доступны любому пользователю сети и открывают неограниченные перспективы по расширению аудитории обучающихся.
В составе электронных библиотек, создающихся в рамках настоящей программы, должны быть сформированы тематические базы обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных данных и документов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа через глобальные сети.
          Принципы организации электронной библиотеки должны обеспечивать возможность накопления, хранения и предоставления различных ресурсов - от текстовых до мультимедийных, а также моделирующих программ, функционирующих в различных программных средах. Предусматривается создание специализированных образовательных порталов по отраслям знаний.
          Медиатеки. Инструментальный программно-технический комплекс должен сопровождаться прикладным программно-методическим обеспечением. При этом должно быть разработано типовое положение о медиатеке образовательного учреждения. Это особенно важно в первый год развертывания работ по программе, в первую очередь, для сельских школ, оторванных от культурной и информационной среды больших городов.
Разработка и тиражирование электронных учебных материалов. Для организации разработки, производства и тиражирования программно-методических и учебно-технических комплексов требуется создание системы сертификации, тестирования и экспертизы электронных учебных материалов и учебно-лабораторного оборудования как крупных, так и доступных для ОУ.
          Создание электронных учебных материалов с использованием современных технологий предполагает объединения усилий высокопрофессиональных, специально подготовленных специалистов - ученых-педагогов, учителей, программистов, дизайнеров, сценаристов, психологов и др. Поэтому задача создания электронных учебных материалов требует поиска новых форм организации такой в настоящий момент необходимой для школ работы.
          В электронных учебных материалах должны реализовываться предпосылки для повышения эффективности обучения, для развития способностей к творческой деятельности, которые создает применение компьютеров и информационных технологий. Принципы мультимедиа создают, в частности, большие возможности для создания интегрированных курсов.
Самостоятельным направлением развития электронных учебных материалов должны стать образовательные Интернет-серверы, где будут концентрироваться информационно-образовательные ресурсы отрасли. Путь к этим серверам должен быть указан при входе в Интернет каждого образовательного учреждения. Необходима также серия зеркальных ссылок на эти ресурсы на ведущих сайтах отрасли и региона. Информационное наполнение обеспечивает ведущий вуз региона или подведомственная Минобразованию России организация.
 В ходе реализации Программы предстоит создать корпоративные информационные системы, ориентированные на повышение эффективности управления системой образования на всех ее уровнях.
Обеспечение качества, стандартизация и сертификация средств информационных технологий учебного назначения. Обеспечение качества создаваемых в рамках Программы компонентов единой образовательной информационной среды в соответствии с международной практикой и действующим в Российской Федерации законодательством должно базироваться на соблюдении принятых нормативных документов. На представление информационных образовательных ресурсов должны быть разработаны единые стандарты.
Средства сетевого тестирования и контроля знаний. В рамках комплекса работ по созданию информационно-образовательной среды системы образования Российской Федерации необходимо предусмотреть создание системы сетевого тестового контроля для дистанционного обучения.
          Система дистанционного обучения. Для организации дистанционного обучения необходимо предусмотреть создание комплекта документов и материалов, обеспечивающих индивидуальное обучение лиц, желающих получить образование в форме самостоятельного экстерната (в силу социальных, психологических или физиологических особенностей не имеющих возможности посещать массовую общеобразовательную школу) для учащихся сельских школ и жителей ближнего зарубежья, желающих обучаться на русском языке и др.
Организация системы дистанционного обучения предусматривает:
; Разработку принципов и механизмов использования технологий коллективной работы распределенных групп пользователей для организации учебного процесса. Разработку и использование многофункциональных интегрированных информационных систем на различных платформах.
; Обеспечение интерактивности процесса обучения.
; Создание региональных и университетских центров коллективного пользования уникальным лабораторным оборудованием в режиме удаленного доступа, функционирующих в рамках системы открытого образования.
          В рамках развития национальной образовательной сети предусматривается создание Федерального Центра информационных образовательных ресурсов как национального хранилища (единой базы данных) учебно-методических материалов и информационных ресурсов для всех уровней и форм российского образования и распределенной системы ресурсных центров, обеспечивающих непрерывный доступ к ресурсам хранилища для десятков тысяч образовательных учреждений по всей стране, особенно в сельской местности.
 Эти материалы должны стать основой для отработки технологий дистанционного обучения и подготовки учителей к работе с новыми информационными технологиями в сочетании с традиционными средствами обучения.
          В ходе реализации Программы должна быть создана информационно-производственная база для разработки и тиражирования электронных учебных материалов (электронные учебники и справочники, энциклопедии, видеофильмы, мультимедийные средства, средства тестирования учащихся и др.) как для  индивидуальных, так и коллективных форм обучения.
 В ходе реализации программы необходимо разработать систему мер защиты учащихся от возможных негативных последствий ненормируемого использования компьютерной техники, разработать современную систему правил и норм, регламентирующих использование компонентов образовательной среды.
Необходимо предпринять меры по созданию, адаптации, актуализации нормативных документов по стандартизации в области образования, информационных технологий, информационной поддержки жизненного цикла образования, телекоммуникационных сетей, открытых систем, систем передачи, хранения и обработки данных.
 Информатизация школы - процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к образованию в условиях расширенного доступа к информации.
          При этом должна быть решена проблема содержания образования на современном этапе с учетом последних тенденций, соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды.
          На основе концепции обновления содержания образования, методов и форм организации учебного процесса должен быть сформирован перечень необходимых электронных средств обучения с учетом интеграции их с учебными и методическими средствами на традиционных носителях.
Программно-технологический комплекс (далее ПТК) «Электронная учительская» – необходимый шаг для успешной реализации ключевых задач модернизации системы общего образования, в том числе расширения рынка образовательных услуг и обеспечения электронного публичного мониторинга общеобразовательных учреждений.
Сегодня основными технологическими проблемами на пути развития образовательной инфраструктуры и внедрения автоматизированных систем в организацию работы школы и педагогического персонала, а также кардинального расширения спектра предоставляемых образовательных услуг, являются:
1.  Отсутствие динамически доступных компьютеров на рабочих местах педагогов – от директора и завуча до классных руководителей и преподавателей-предметников.
2.  Отсутствие аппаратных и программных выделенных серверов, обеспечивающих эффективность организации многопользовательской работы с единой информационной базой данных школы.
3.  Отсутствие профессиональной системной и технической поддержки, особенно важной при организации работы недостаточно опытных пользователей.
ПТК «Электронная учительская», поддерживающий формирование новой модели информационно-образовательной среды школы с использованием серверного оборудования и персональных инструментов учителей, решает все вышеперечисленные проблемы, обеспечивая:
1.  Реальное повышение эффективности использования информационных систем всеми педагогическими работниками общеобразовательного учреждения;
2.  Формирование и внедрение в практику работы школ электронного документооборота как основы реализации системы электронного публичного мониторинга;
3.  Информационную открытость школы за счет предоставления потребителям (учащимся, их родителям и общественности) широких возможностей оперативного получения информации о наиболее значимых событиях образовательной деятельности.
ПТК «Электронная учительская» включает в себя программно-аппаратные решения, базирующиеся на передовых достижениях развития современных информационно-коммуникационных средств с опорой на информационные системы и технологии, массово распространенные в ходе реализации национальных проектов, федеральных и региональных программ в образовании:
1.  Программный комплекс «1С:ХроноГраф Школа 2.5. ПРОФ» из состава пакета программного обеспечения «Первая ПОмощь», поставленного во все общеобразовательные школы России – решающий задачи формирования единой информационной базы данных общеобразовательного учреждения, автоматизации процессов управления, формирования системы электронного мониторинга и оценки деятельности школы.
2.  Программный комплекс «3Т:ХроноГраф Журнал», получивший практическое внедрение и признание в общеобразовательных учреждениях целого ряда регионов РФ – представляющий персональный инструмент технологизации повседневного педагогического труда преподавателей и оперативного информирования учащихся и их родителей о значимых событиях учебной деятельности.
3.  Современное серверное, сетевое и периферийное оборудование, обеспечивающее интеграцию используемого в школе программного обеспечения и эффективное функционирование мобильных и стационарных рабочих мест – персональных инструментов преподавателей, администраторов и других сотрудников образовательных учреждений.
Развернутый в общеобразовательном учреждении комплекс «Электронная учительская»  решает такие актуальные задачи, как:
1.  Установка общешкольного сервера и создание возможности подключения к нему персональных инструментов администраторов и преподавателей для ведения единой информационной базы образовательного учреждения с последующей оперативной подготовкой и представлением форм публичной отчетности школы органам государственно-общественного управления образования, родителям учащихся и заинтересованной общественности.
2.  Обеспечение преподавателей-предметников, классных руководителей и других сотрудников школы полноценными автоматизированными рабочими местами на базе мобильных и стационарных компьютерных устройств, оснащенных программным обеспечением для ведения электронных классных журналов и другой организационно-распорядительной и методической документации.
3.  Обеспечение подключения персональных инструментов преподавателей и администраторов школы к сети Интернет для осуществления постоянных и оперативных контактов с родителями учащихся и размещения значимой педагогической информации на страницах школьных сайтов и образовательных порталов, с использованием современных средств защиты информации.
4.  Создание широких возможностей оперативного информирования родителей и учащихся с учетом ведения электронных дневников и портфелей достижений последних, в том числе и в сети Интернет, с учетом обязательности обеспечения защиты конфиденциальной информации (персональных данных учащихся и сотрудников) в соответствии с требованиями федерального законодательства (ФЗ-152 «О персональных данных»).
5.  Оптимизация бюджетных расходов и обеспечение большей стабильности работы ИКТ инфраструктуры школы за счет использования передовых программных разработок, в том числе механизмов синхронизации и удаленного администрирования, не требующих разворачивания в школе полноценных проводных сетей, решающих проблемы нехватки квалифицированных технических специалистов и регулярного централизованного обновления системного, антивирусного и прикладного программного обеспечения.
Комплекс «Электронная учительская» разворачивается на базе «штаба» организации учебной и учебно-методической работы – школьной учительской, что полностью оправдано с точки зрения управления школой и педагогической целесообразности.
Размещение комплекса в школьной учительской:
1.  Превратит это традиционное школьное помещение в современный офисный комплекс, расширяющий технологические основы педагогического труда, обеспечивающий педагогов компьютеризированными рабочими местами, а также постоянным и оперативным доступом преподавателей и школьных администраторов к образовательным и нормативно-правовым ресурсам сети Интернет.
2.  Поможет обеспечить психологический комфорт в освоении новых технологий педагогического труда для тех преподавателей и администраторов школ, которые все еще не готовы или только делают первые шаги к реальному освоению современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе на основе наглядного примера их более молодых или более решительных коллег.
3.  Сформирует необходимую базу для модернизации педагогической деятельности на основе преемственности от традиционных видов деятельности к современным информационно-коммуникационным технологиям.
4.  Повысит ответственность учителей и школьных администраторов за корректное и своевременное формирование и хранение данных по учебной деятельности и, в первую очередь, – персональной информации участников образовательного процесса.
Программно-технологический комплекс «Электронная учительская» - реальный и действенный инструмент, способный решать наиболее актуальные задачи модернизации системы общего образования, в том числе информационного обеспечения оценки качества образовательной деятельности с использованием электронного публичного мониторинга по основным параметрам изменений образовательных учреждений, расширения рынка предоставляемых населению образовательных услуг и формирования электронного документооборота школы.
Для управления образованием и образовательных учреждений необходим современный электронный документооборот.
Использование в деятельности школы информационных технологий педагогического и управленческого назначения является составной частью общего процесса информатизации образования. В ряде регионов реализуются проекты по внедрению информационных технологий организации учебного процесса и управленческой деятельности.
Создание системы электронного документооборота предназначено для создания инфраструктуры управления образования и образовательных учреждений, посредством автоматизации документационного обеспечения, управленческой деятельности, поддержки принятия решения и контроля его исполнения.
Создание системы исходит из принципа реализации параллельных потоков, когда юридически значимая часть осуществляется по отлаженной методике движения бумажных документов, в тоже время процесс создания, подготовки, обработки и движения документов по основным маршрутам осуществляется в электронной форме в системе электронного документооборота (СЭД). Причем электронные документы и их карточки должны полностью обеспечивать функциональность «обычного» делопроизводства и документооборота и соответственно упростить и ускорить работу с официальным бумажным документопотоком.
Кроме того, важной составляющей информатизации школ безусловно является повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, научно-педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых информационных технологий. Не последние значение при этом имеет формирование программ повышения квалификации педагогических, административно-управленческих и инженерно-технических кадров.
 В целях организации повышения квалификации педагогических, их соответствия последним требованиям в сфере образования, административно-управленческих и инженерно-технических кадров формируются программы обучения различных категорий работников в области новых информационных технологий:
          - административно-управленческого персонала, включающего руководителей и специалистов местных (муниципальных) органов управления образованием, руководителей методических служб, директоров общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального, среднего основного и профессионального образования, социальных педагогов, психологов;
          - по общеобразовательным школам: учителей-предметников, педагогов дополнительного и специального (коррекционного) образования, учителей информатики, инженерно-технического персонала;
- по учреждениям начального профессионального образования: преподавателей-предметников, преподавателей информатики, инженерно-технического персонала;
 - по образовательным учреждениям среднего профессионального образования: преподавателей-предметников, преподавателей информатики;
          - по специальным (коррекционным) учреждениям: руководителей, учителей начальных классов, практических психологов.
Рассмотрим современные подходы к определению понятия «ресурсы развития ОУ».
В современных исследованиях встречаются два подхода к определению понятия “информационная культура”: культурологический и информационный.В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества. В рамках информационного подхода в большинстве определений подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора и анализа информации, т. е. всё, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
Культурный уровень человека проявляется только в деятельности, поэтому рассматривать информационную культуру как качество личности целесообразно с позиций умения человека работать с информацией, поступающей из различных источников, имеющей различный содержательный смысл и различные формы представления.
Изменение роли средств передачи, хранения и обработки, одним из которых выступает компьютер, оправдывает выделение и отдельное изучение в качестве составного компонента информационной культуры ИКТ-компетенцию, под которой понимают готовность использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач. Эффективность использования ИКТ, возможности индивидуализации образования существенным образом зависят от уровня ИКТ-компетентности учителя, от степени его готовности к использованию ИКТ в учебном предмете, в целостном в образовательном процессе, но информатизация образования не ограничивается заменой существующих в школе практик на аналогичные, выполняемые с помощью ИКТ (например, использование компьютерных презентаций вместо слайдов и видеофильмов). Ее главная отличительная черта – создание условий для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных форм учебной работы, увеличение разнообразия, широты и интенсивности их применения. Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью введения информационных технологий и недостаточной подготовленностью педагогов к их использованию. Это, конечно, объясняется недостаточностью компьютеров в кабинетах, небольшим набором учебных пособий на CD и DVD дисках, но и тем, что для большинства педагогов до сих пор непонятно, как новые информационные технологии влияют на результаты, к которым стремятся участники учебно-воспитательного процесса, на изменение представлений школьников и педагогов о том, как изменятся способы взаимодействия между школьниками, между учителями, между теми и другими в ходе совместной учебной работы.
Потребность в формировании ИКТ-компетентности учащихся выдвигает на первый план проблемы информатизации учебного процесса и моделирования процессов использования информационно-коммуникационных технологий в различных видах учебной деятельности, и компьютер выступает как рабочий инструмент познания окружающей действительности. Чем интенсивнее идет процесс информатизации школы, тем эффективнее сотрудничество учителя и ученика, способствующее повышению ответственности ученика за результаты своего обучения, при этом учитель осуществляет общее руководство различными видами работ, которые выполняет (инициирует) сам учащийся, учитель же побуждает школьника учиться в различных условиях: и в школе, и за ее пределами, в реальной и виртуальной (on-line) среде, в которой доминируют методические подходы, ориентированные на гиперсвязное, интерактивное, визуальное и активное усвоение материала.
Не последнее место в этой схеме занимает и ИКТ-компетенция родителей, законных представителей обучающихся, так как главным принципом создания единого информационного пространства стало обеспечение комфортности информационной среды для всех потребителей информации, а также определение наиболее эффективных условий взаимодействия всех субъектов информационного пространства. Для создания комфортного информационного пространства используются как хорошо знакомые пользователям информационные каналы, традиционные (печатные издания, пресса, теле-, радиоканалы), так и новые современные технологии (Интернет, телефонные справочники, электронные классные журналы и т. д.).
Необходимость создания единого информационного пространства в системе образования связана с тем, что информация в современных условиях является основой, обеспечивающей оперативность и эффективность управленческих решений, способствующих развитию системы образования. Отсутствие информации о жизнедеятельности образовательных учреждений приводит к возникновению информационного вакуума и нарушению открытости, целостности системы образования.
Важно рассмотреть перспективы информатизации школьного образования.
Перспектива первая: "Есть проблема – нет проблемы". Она лежит в сфере модернизации механизмов управления на всех уровнях системы образования. Любую проблему можно своевременно отследить по отклонению заданных показателей от допустимых значений. Затем провести анализ причин и принять меры. Сделать это без информационных технологий, без компьютерной обработки и анализа данных – невозможно в принципе. А вот с ними можно, хотя задача это непростая и решаться будет не один год. Главная сложность – выявить все необходимые параметры, их связь с реальными деловыми процессами, механизмы и алгоритмы их анализа и оценки, разработать технологии принятия эффективных решений.
Перспектива вторая: "Каждому специалисту – занятие по душе". Любую профессиональную деятельность можно разделить на две части. В одну входят те деловые процессы, которые у большинства специалистов этой профессии вызывают негативные чувства. Сомневаюсь, что выпускники педагогического вуза выбирают свою дорогу в жизни потому, что им нравится проверять тетрадки. Другая часть – это то, что в профессии нравится, то, за что ее выбирает большинство специалистов. Понятно, что у каждого свое деление деловых процессов на любимые и нелюбимые. Но опыт показывает, что некоторые процессы, имеющие рутинный, повторяющийся характер, не любят практически все. Информационные технологии позволяют значительно сократить время, которое тратится на нелюбимые дела, освободив его для более интересных занятий.
Перспектива третья: "Каждому ученику – индивидуальную образовательную траекторию". Индивидуальная образовательная траектория – это значительно больше, чем набор программ и курсов, выбранных для обучения. Она должна задавать последовательность и темп обучения, учитывать способности ученика, накопленный багаж знаний, личные пристрастия по формам и методам обучения. То есть, множество взаимосвязанных факторов, которые в комплексе можно отследить и оценить только при помощи информационных технологий. И перспективы здесь действительно впечатляющие. Маленький пример: просит ученик из информационного хранилища лекцию по новой теме, а система учитывает, какое полушарие у него ведущее, и подбирает соответствующий учебный материал.
Перспектива четвертая: "Знания без пробелов". Одна из ключевых проблем нынешней классно-урочной системы заключается в том, что у многих учеников пробелы в знаниях накапливаются как снежный ком. Для некоторых предметов это не критично, а вот для математики – просто катастрофа. Выявить все пробелы в знаниях у всех учеников не может ни один учитель. Даже репетитор, которого нанимают, чтобы подтянуть ребенка по предмету, не всегда это может сделать абсолютно точно. Только информационные технологии помогут решить эту проблему качественно. И здесь, кстати, компьютерное тестирование может и должно сыграть ведущую роль.
Перспектива пятая: "Вместе весело шагать по просторам". Ученик часто считает, что учеба нужна родителям. Для себя он давно решил, что география (биология, история и др.) ему не нужны в будущей жизни. Родители считают, что всему должна научить школа, а их обязанность работать – и платить налоги в бюджет. Учителя считают, что их обязанность – красиво и правильно рассказать и строго спросить, а остальное – проблемы ученика и его родителей. Утрированный круговорот перекладывания ответственности в обучении. Понятно, что в чистом виде такие позиции существуют редко, но проблема налицо. Причем ответственность в разные времена перекладывается на разных участников круговорота. Сейчас многие родители, глядя на то, как их дети легко адаптируются к новым реалиям, потихоньку перекладывают ответственность со своих плеч, на детские. И при нынешнем уровне коммуникаций между участниками образовательного процесса иного не будет. Только использование информационных технологий для организации своевременного, полезного и, главное, необременительного общения, способно в корне изменить ситуацию.
;
Библиографический список используемой литературы

1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога/ // Информатика и образование. Серия: Педагогика. – № 1. – 2006.
2. Аранова С. В. Метаметодика – стратегия межпредметной интеграции./Вестник Герценовского университета.- 2009.-№ 2.-С. 76-80.
3. нового поколения с использованием компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2005.
4. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся.//Сайт ИД    «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.
5. Груздева Н. В. Компетентностный подход в образовании. На пути к профильной школе./ Сборник научно-практических материалов из опыта работы ЛОИРО и образовательных учреждений Ленинградской области. – СПб.-2005.-С. 120-122.
6. Дахин А. Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре.// Школьные технологии.- 2006.-№ 5.- 42с.
7. Железнякова О. М. Интегративное занятие – возврат к прошлому или прорыв в будущее?// Наука и школа. 2006.-№5.-С.17-20.
8. Жилин С.М., Жилина Л.В. Организация школьной корпоративной сети/ // Информатика и образование. Серия: Педагогика. -
9. Каспржак А. Г., Митрофанов К.Г.,.Поливанова К.Н. и др. Содержание понятия «Качество образования» в отечественной и зарубежной образовательной практике//Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования РISА-2000.-2005.
10. Кларк Ч. Информационные и коммуникационные технологии: революция в образовании // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 4. – 2003. – 54 с.
11. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос».–2002.- http:// www.eidos.ru
12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета. - 2002.-№31.
13. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 4. – 2009. – 59с.
14. Красношлыкова О.Г. Создание единого информационного пространства как условие развития муниципальной системы образования // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 12. – 2005.
15. Мескон М.Х., Альберт М.О., Хедоури Ф. Основа менеджмента. М., 1992.
16. Моисеев А.М. Функции управления школой. // практика административной работы в школе. 2004.- №5.- С. 29-32
17. Мясников В., Найденова Н., Компетенции и педагогические измерения. // Народное образование. 2006.-№ 9.-С.147-151.
18. Орлов А.И. Современный стратегический менеджмент. - Журнал "Экономика XXI века". 2000. No.7. С.31-42.
19. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002
20. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей.// Под ред. Кабковой Е. П. - М.: Просвещение.- 2009.-С. 3-9.
21. Яснева Г.Г. Развитие интеллектуальной сферы учащихся на уроках информатики // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 2. – 2006.
22. Петренко  М. А. Единое информационное пространство образовательного учреждения / М. А. Петренко // Информационные ресурсы России. - 2008. - № 5. – 15 с.
23. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — (Стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2011. — 145 с.
24. Пруцков А. В. Применение информационных ресурсов для автоматизации обучения и проверки знаний / А. В. Пруцков // Информационные ресурсы России. - 2005. - № 1. - С. 18-20.
25. Роберт И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации / И. В. Роберт // Информатика и образование. - 2008. - № 5. - С. 3-15; № 6. - С 3-11.
26. Роберт И. Основные направления процесса информатизации образования в отечественной школе / Ирэна Роберт // Школьные технологии. - 2006. - № 6. – 24 c.
27. Социальное управление процессами информатизации образования: муниципальный уровень // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 61-69.
28. Суздальцев Е. Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения / Е. Л. Суздальцев // Информатика и образование. - 2008. - №9. - С. 125-126.
29. Уваров А. Информатизация образования как инновационный процесс / А. Уваров, Г. Водопьян // Народное образование. - 2007. - № 9. – 143 c.
30. Уваров А. Информатизация школы. Истоки и движущие силы / А. Уваров, Г. Водопьян // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 157-163.
31. Яблонский В. Б. Инновационные волны в информатизации образования / В. Б. Яблонский // Информатика и образование. - 2008. - № 10. - С. 113-1

Интернет-ресурсы:

1. http://www1.ed.gov.ru/edusupp/informedu/ - федеральное агентство по образованию
2. http://www.edu.cap.ru/ - единая образовательная информационная среда Чувашской Республики «Образование Чувашии»
3. http://www.educom.ru/ru/works/informatization/ - департамент образования города Москвы
4. http://www.distant.ioso.ru/for/25-11-04/sps.htm - лаборатория дистанционного обучения
5. http://www.openclass.ru/ - сетевые образовательные сообщества «Открытый класс»
6. http://mon.gov.ru/pro/pnpo/
7. http://mon.gov.ru/files/materials/5457/nns-p.pdf
8. http://ru.wikipedia.org/


Рецензии