единая информационная среда как инструмент для реа
Бондарева О.В.
ГБОУ школа № 644 СПб
Становление образовательных ресурсов: от федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 гг.)» до инициативы «Наша новая школа» и ФГОС. На протяжении последних пятнадцати лет в системе образования Российской Федерации активно развивается направление информатизации образования, связанное с развитием телекоммуникационных сетей и разработкой информационных образовательных интернет-ресурсов. Началом этого процесса послужило создание в середине 90-х годов в рамках государственной программы «Университеты России» российской научно-образовательной сети RUNNet (www.runnet.ru), которая изначально формировалась как национальная сеть университетов и крупных научных учреждений. В процессе развития региональных научно-образовательных сетей при реализации ряда федеральных и региональных программ, а также инициативных проектов к RUNNet были подключены тысячи учреждений образования, науки, культуры. Созданная инфраструктура стала телекоммуникационной основой единой информационной образовательной среды и обеспечила доступ образовательным учреждениям к российским и мировым научно-образовательным ресурсам. Важным этапом в развитии образовательного контента российского Интернета стало создание системы федеральных образовательных порталов, в состав которой вошли Федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru) и тематические порталы (по областям знаний и направлениям образовательной деятельности). Эти работы проводились в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды 2001 – 2005 гг.» (ФЦП РЕОИС), а их результатом стало функционирование ряда образовательных порталов, на которых впервые были собраны и систематизированы десятки тысяч образовательных ресурсов различного назначения.
Необходимым условием успешного внедрения новых образовательных
технологий в реальный учебный процесс является подготовка и повышение квалификации педагогических, административных и инженерно-технических кадров. За период реализации ФЦП РЕОИС было сформировано 42 региональных центра дистанционного обучения (РЦДО) учителей (50 % субъектов РФ) с выделенным каналом Интернет. К 2010 году 400 тысяч педагогов России прошли курсы побазовой ИКТ-компетенции, а также получили возможность консультационной поддержки по вопросам ИКТ на основе интернет-технологий.
В 2011 году постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 была утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг. (Программа), целью которой является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
В Концепции Программы обозначено, что одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер.
Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана. Решением этой проблемы являются мероприятия Программы по созданию технических и технологических условий, которые позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации,широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного.
В качестве одного из показателей эффективности реализации Программы обозначена необходимость внедрения и эффективного использования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения, что, в свою очередь, является одним их главных условий модернизации общего образования как института социального развития.
В соответствии со «Стратегией развития на 2008 – 2010 годы направления информатизации образования», одобренной решением Научно-координационного совета Минобрнауки (протокол № 7 от 30 июля 2007 г.) основными направлениями информатизации образования определены:
информационные образовательные ресурсы (контент);
сетевая научно-образовательная инфраструктура (доступ к сети / коннективность);
информационные системы и средства поддержки образовательного процесса;
информационные системы управления отраслью;
аппаратно-программные средства (компьютеры, системное и прикладное программное обеспечение);
педагогические, административные и инженерно-технические кадры;
системная информатизация школы.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобрена Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители — член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина; составитель — Е. С. Савинов [40].
Примерная основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
На основе примерной основной образовательной программы основного общего образования разрабатывается основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения.
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целейприразработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
— обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорнымучебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.
Процедуры разработки, согласования и утверждения названных документов регламентируются локальными нормативными актами, разработанными и утверждёнными на уровне региона.
Рекомендации по разработке:
Система тематических планируемых результатов освоения учебных программ содержит перечни планируемых результатов по всем изучаемым курсам, предметам, учебным модулям с учётом логики развёртывания учебного процесса во временн;й перспективе. Разработка предполагает адаптацию итоговых планируемых результатов освоения учебных программ применительно к выделенным в учебных программах или учебно-методических пособиях этапам учебного процесса. В случае если образовательное учреждение использует учебно-методические комплекты, в которых данная работа выполнена авторами пособий, в образовательной программе даётся ссылка на соответствующие материалы, при условии что образовательным учреждением выполнен анализ и при необходимости коррекция предложенной системы тематических планируемых результатов с учётом специфики целевых установок образовательной программы, особенностей запросов обучающихся и их семей.
Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ включает описание содержания и организации работы по формированию: универсальных учебных действий; ИКТ-компетентности учащихся; основ учебно-исследовательской и проектной деятельности; стратегий смыслового чтения и работы с информацией. Содержание документа строится с учётом оснащённости образовательного учреждения, возможного вклада каждого педагога, работающего в данной параллели, и отражает логику развёртывания образовательного процесса во временн;й перспективе.
При этом важно учитывать ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты.
В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информациейи пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.
Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Не последнюю роль играет формирование ИКТ-компетентности обучающихся и навыки обращения с устройствами ИКТ.
Выпускник научится:
• подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
• соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности.
Дляфиксация изображений и звуков выпускник научится:
• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
• выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;
• проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;
• проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;
• осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
• использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;
• осуществлять трёхмерное сканирование.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Искусство», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Естествознание», а также во внеурочной деятельности.
Для создания письменных сообщений выпускник научится:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Русский язык», «Иностранный язык», «Литература», «История».
Для создания графических объектов выпускник научится:
• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
• создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;
• создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;
• создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать мультипликационные фильмы;
• создавать виртуальные модели трёхмерных объектов.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Обществознание», «География», «История», «Математика».
Длясоздание музыкальных и звуковых сообщений выпускник научится:
• использовать звуковые и музыкальные редакторы;
• использовать клавишные и кинестетические синтезаторы;
• использовать программы звукозаписи и микрофоны.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предмета «Искусство», а также во внеурочной деятельности.
Для создания, восприятия и использования гипермедиасообщени выпускник научится:
• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
• работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;
• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;
• понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство», могут достигаться при изучении и других предметов.
Для повышения коммуникации и социального взаимодействия выпускник научится:
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Выпускник получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Примечание: результаты достигаются в рамках всех предметов, а также во внеурочной деятельности.
Для поиска и организации хранения информации выпускник научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать и заполнять различные определители;
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «История», «Литература», «Технология», «Информатика» и других предметов.
Для анализа информации, математической обработки данных в исследовании выпускник научится:
• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;
• строить математические модели;
• проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;
• анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов «Обществознание», «Математика».
Для моделирования, проектирования и управления выпускник научится:
• моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
• конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
• моделировать с использованием средств программирования;
• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов «Технология», «Математика», «Информатика», «Обществознание».
Таким образом, роль создания ЕИС в образовательном учреждении чрезвычайно значима. «Целью создания ЕИС образовательного учреждения является перевод на новый технологический уровень всех информационных процессов, проходящих в образовательном учреждении, для чего необходимо интегрировать ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом» [19].
Правильно организованнаяЕИС школы, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить:
; дифференциацию обучения;
; повысить мотивацию учащихся;
; обеспечить наглядность представления практически любого материала;
; обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.
Формирование ЕИС, которая будет охватывать все сферы деятельности учебного заведения:
; создает дополнительные условия для всестороннего анализа показателей образовательного процесса;
; позволяет сформировать целостное представление о состоянии системы общего среднего образования, а также о качественных и количественных изменениях в ней.
В ходе реализации программы общего среднего образования на основе ЕИС педагоги решают следующие задачи:
; обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки, конкурсы, соревнования, конкурсы и т. д.);
; создают условия для продуктивной творческой деятельности учащегося – совместно с учениками ставят творческие задачи и способствуют возникновению у детей собственных замыслов;
; создают пространство для социальных практик школьников и приобщают их к общественно значимым делам.
Для эффективности процессов обучения и воспитания они должны быть
эмоционально-позитивными и комфортными. Создание ЕИС школы оказывает следующее влияние на образовательный процесс:
1. Применяются информационные технологии, которые помогают снять у ребенка страх самовыражения, стимулируют его творческую активность, освобождают от физиологических ограничений.
2. Процесс учебного труда становится легче, так как рутинные операции выполняются машиной, а учитель имеет возможность оперативно привлекать необходимые источники текстовой, аудиовизуальной и графической информации.
3. Расширяются возможности представления учениками результатов учебной деятельности.
4. Учебно-воспитательная деятельность наполняется новыми возможностями, так как ученик получает доступ к электронным учебным материалам, которые можно использовать для самообразования.
Например, школьник с дисграфией или проблемами грамотности может начать писать стихи и прозу, грамотность текстов которых будет в автоматическом режиме корректировать издательская система. Ученик, который не умеет, но стремится рисовать, может заниматься дизайном и графикой, используя различные графические редакторы. Ребенок, который испытывает страх в ситуации проверки знаний, спокойно проходит тесты по различным предметам с помощью компьютерной программы. Результатами учебной деятельности учащегося становятся не только тетрадные листочки с сочинениями, решенными задачами или ответами на вопросы, но то, что требует не репродуктивного, а творческого подхода – это создание гипертекстов, презентаций, моделей. С помощью ИКТ результатом работы ребенка будет эстетически красивый, технически грамотный и, что очень важно, доступный другими людьми для трансляции и применения практически значимый продукт.
5. Формируется культура школьника, так как он имеет широкий доступ к виртуальным музеям, историческим памятникам, картинным галереям и другим достопримечательностям.
6. У ученика появляется возможность принимать участие в различных дистанционных конкурсах, творческих конкурсах и олимпиадах.
Рассматривая условия проектирования ЕИС образовательного учреждения мы видим, что проектирование, разработка и использование информационной образовательной среды учебного заведения должны обеспечивать последующее беспрепятственное объединение информационных образовательных сред разных учебных заведений в единое информационное образовательное пространство системы общего среднего образования.
Практическое внедрение методов организации обучения с использованием основных дидактических функций унифицированных и интегрированных средств ИКТ влечет за собой возможность использовать ЕИС в качестве:
; средства обучения, которое повышает эффективность и качество подготовки школьников, организует оперативную консультационную помощь, реализует возможности программно-методического обеспечения компьютерной и телекоммуникационной техники в целях формирования культуры учебной деятельности в учебных заведениях;
; инструмента познания, за счет того, что формируются навыки исследовательской деятельности путем моделирования работы научных лабораторий, организовываются совместные учебные и исследовательские работы учеников и учителей, появляется возможность оперативно и самостоятельно обрабатывать результаты своей экспериментальной деятельности;
; средства телекоммуникации, которое формирует умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников, начиная от коллеги, с которым делается совместный проект, путем оперативного обмена информацией, темами, идеями, планами по совместным проектам, и т.д., и заканчивая использованием удаленных баз данных;
; средства развития личности, за счет того, что реализуются возможности повышения гуманитарного развития школьников и формирования навыков культуры их общения.
Рассмотрим еще одну очевидную возможность ЕИС, которая участвует в процессе подготовки школьников.
С использованием традиционных методологии и средств обучения: учебника, задачника, наглядного пособия, темп обучения в основном зависит от усредненных особенностей класса. С использованием возможностей ИОС темп усвоения знаний зависит от индивидуальных особенностей ученика и увеличивается за счет организации связи между пользователем и информационными ресурсами среды в реальном масштабе времени. При этом из-за интеграции и унификации как количественный, так и качественный состав информационных ресурсов, которые попадают в поле зрения учащихся, может быть подвергнут индивидуальному варьированию и адаптации.
Такие возможности индивидуализации обучения появляются при использовании среды и реализации специализированных методов обучения за счет:
; визуализации учебной информации;
; хранения больших объемов информации с возможностью ее передачи;
; легкого доступа пользователя к данным;
; информационно-поисковой деятельности;
; автоматизации обработки результатов экспериментальной деятельности;
; контроля за результатами усвоения учебной информации;
; специализированного единообразного интерактивного диалога.
Построение единой информационной среды учебного заведения и ее использование в обучении и воспитании школьников будет иметь эффект только в случае формирования соответствующей готовности педагогов к профессиональному использованию средств ИКТ, входящих в информационную образовательную среду. В этой связи необходимо:
; сформировать психологическую готовность педагогических кадров и администрации учебных заведений к деятельности с использованием среды;
; обучить педагогов, учащихся и сотрудников оперированию с информационными ресурсами среды;
; обучить специалистов, обеспечивающих функционирование отдельных компонентов ИОС;
; организовать обмен опытом;
; проводить конференции, посвященные разработке и эксплуатации среды в условиях системы общего среднего образования.
Библиографический список используемой литературы
1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога/ // Информатика и образование. Серия: Педагогика. – № 1. – 2006.
2. Аранова С. В. Метаметодика – стратегия межпредметной интеграции./Вестник Герценовского университета.- 2009.-№ 2.-С. 76-80.
3. нового поколения с использованием компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2005.
4. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся.//Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.
5. Груздева Н. В. Компетентностный подход в образовании. На пути к профильной школе./ Сборник научно-практических материалов из опыта работы ЛОИРО и образовательных учреждений Ленинградской области. – СПб.-2005.-С. 120-122.
6. Дахин А. Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре.// Школьные технологии.- 2006.-№ 5.- 42с.
7. Железнякова О. М. Интегративное занятие – возврат к прошлому или прорыв в будущее?// Наука и школа. 2006.-№5.-С.17-20.
8. Жилин С.М., Жилина Л.В. Организация школьной корпоративной сети/ // Информатика и образование. Серия: Педагогика. -
9. Каспржак А. Г., Митрофанов К.Г.,.Поливанова К.Н. и др. Содержание понятия «Качество образования» в отечественной и зарубежной образовательной практике//Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования РISА-2000.-2005.
10. Кларк Ч. Информационные и коммуникационные технологии: революция в образовании // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 4. – 2003. – 54 с.
11. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос».–2002.- http:// www.eidos.ru
12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета. - 2002.-№31.
13. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 4. – 2009. – 59с.
14. Красношлыкова О.Г. Создание единого информационного пространства как условие развития муниципальной системы образования // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 12. – 2005.
15. Мескон М.Х., Альберт М.О., Хедоури Ф. Основа менеджмента. М., 1992.
16. Моисеев А.М. Функции управления школой. // практика административной работы в школе. 2004.- №5.- С. 29-32
17. Мясников В., Найденова Н., Компетенции и педагогические измерения. // Народное образование. 2006.-№ 9.-С.147-151.
18. Орлов А.И. Современный стратегический менеджмент. - Журнал "Экономика XXI века". 2000. No.7. С.31-42.
19. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002
20. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей.// Под ред. Кабковой Е. П. - М.: Просвещение.- 2009.-С. 3-9.
21. Яснева Г.Г. Развитие интеллектуальной сферы учащихся на уроках информатики // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 2. – 2006.
22. Петренко М. А. Единое информационное пространство образовательного учреждения / М. А. Петренко // Информационные ресурсы России. - 2008. - № 5. – 15 с.
23. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — (Стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2011. — 145 с.
24. Пруцков А. В. Применение информационных ресурсов для автоматизации обучения и проверки знаний / А. В. Пруцков // Информационные ресурсы России. - 2005. - № 1. - С. 18-20.
25. Роберт И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации / И. В. Роберт // Информатика и образование. - 2008. - № 5. - С. 3-15; № 6. - С 3-11.
26. Роберт И. Основные направления процесса информатизации образования в отечественной школе / Ирэна Роберт // Школьные технологии. - 2006. - № 6. – 24 c.
27. Социальное управление процессами информатизации образования: муниципальный уровень // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 61-69.
28. Суздальцев Е. Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения / Е. Л. Суздальцев // Информатика и образование. - 2008. - №9. - С. 125-126.
29. Уваров А. Информатизация образования как инновационный процесс / А. Уваров, Г. Водопьян // Народное образование. - 2007. - № 9. – 143 c.
30. Уваров А. Информатизация школы. Истоки и движущие силы / А. Уваров, Г. Водопьян // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 157-163.
31. Яблонский В. Б. Инновационные волны в информатизации образования / В. Б. Яблонский // Информатика и образование. - 2008. - № 10. - С. 113-1
Интернет-ресурсы:
1. http://www1.ed.gov.ru/edusupp/informedu/ - федеральное агентство по образованию
2. http://www.edu.cap.ru/ - единая образовательная информационная среда Чувашской Республики «Образование Чувашии»
3. http://www.educom.ru/ru/works/informatization/ - департамент образования города Москвы
4. http://www.distant.ioso.ru/for/25-11-04/sps.htm - лаборатория дистанционного обучения
5. http://www.openclass.ru/ - сетевые образовательные сообщества «Открытый класс»
6. http://mon.gov.ru/pro/pnpo/
7. http://mon.gov.ru/files/materials/5457/nns-p.pdf
8. http://ru.wikipedia.org/
Свидетельство о публикации №213111601035