Настоящий крановщик

Настоящий крановщик

(рассказ)

В соседнем доме у меня живёт приятель. Приятель, правда, это возможно сильно сказано. Я даже не знаю его фамилии. Просто слышал, зовут Николай. Я часто вижу его у ближнего магазина, где он подрабатывает дворником.
Иду в магазин, издали кричу ему:
- Привет Николай!
Он отвечает:
- Привет!
Однажды он спросил:
- Не хочешь поработать, как я? За работу четыре тысячи платят. Работа в основном с утра до открытия магазина, и потом мусор вынести с него и двор подмести.
- Да нет, Николай! - сразу отказался я, - здоровье не позволяет, сердечник я. Летом ещё туда-сюда, смог бы подменить, а вот зимой снег убирать и лёд колоть, не могу.
В другой раз иду... Он стоит возле своего дома и смотрит, как неподалеку идёт строительство пяти кирпичных пятиэтажных домов.
- Любуешься? - подходя, спросил я.
- Да вот смотрю, как слаженно и дружно работают краны, похожие на гигантских аистов или журавлей. Берут с земли что-то, как в клюв и своим птенцам - "строителям" опускают в руки.
- Ну, ты прям поэт! Надо же, сравнил с птицами!
- Было дело, по молодости и стихи писал, - ответил Николай. - И на кранах хотелось поработать, ощутить, так сказать, романтику высоты.
- А я всю эту романтику на своём горбу испытал, - вспомнив свою молодость, вздохнул я.
- Расскажи! - сразу загорелся глазами Николай.
После окончания курсов крановщиков, я вначале работал на мостовом кране, начал я. Бетон разливал в формы с бетонщиками, арматуру подвозил. А потом, на улицу меня перевели, на козловой кран. Что двадцать метров шириной и высотой с двухэтажный дом. На четырёх сваренных с балками уголках-стойках. А по верху, поперёк, тоже по рельсам ходит каретка с подъёмным механизмом и кабиной. С электрическим кабелем на подвесках, на тонком стальном тросу. Кран сам, на широко расставленных ногах, передвигается по рельсам по площадке, примерно сто пятьдесят - двести метров.
Вскоре, работая на погрузке вагонов железобетонными изделиями, - продолжал вспоминать я. Работы было невпроворот. Ребята торопились всё скорее закончить. Но стал подниматься сильный ветер. Я. зная, что по технике безопасности, когда начинается сильный ветер, нужно немедленно прекратить работу и поставить в тупик на захваты кран. Но у ребят ещё много было незаконченной работы.
Я всё же предупредил их:
- Ребята, сильный ветер, я вынужден остановить кран.
Стропали-грузчики грубоватый народ. Тотчас, один из них, взглянув на меня, снизу вверх, спросил: "Бздишь, да?" Это означало, я без всякого основания трушу. Тем самым была задета моя мужская и профессиональная гордость. В ответ на его оскорбительное предположение, я сердито рванул кран с места навстречу ветру.
Второй стропальщик, тоже оглянулся на меня, как бы успокаивая меня, сказал:
- Не бзди, земеля! Прорвёмся! Если что, я поставлю сам кран на захваты, а напарник бросит под колёса доску.
И мы продолжили работу. Не прошло и пяти минут, ветер вдруг рванул с такой силой, что кран понесло по ветру. Попытался я его остановить, включив встречный ход. Но куда там! в кране выбило ток. И обесточенный, он понёсся в тупик. Мне осталось от страха лишь закрыть глаза. Кабина моя оказалась как раз посреди крана, далеко от ног и спусковой лестницы, на высоте пяти метров. Из неё нельзя было никуда выйти и не зацепиться ни за что, чтобы спастись. Стропали кинулись, чтобы на ходу поставить захваты. Кинули несколько досок под колёса. Первому захватом чуть не отрубило руки. Второму доской из под колёс ударило по ноге. И кран с лёту ударило всем корпусом в стоящий в тупике башенный кран. Верхняя его часть обогнула башенный кран буквой "П", рядом с моей кабиной. От удара кабину мою сорвало с верхних поперечных рельсов, и она повисла верхом вниз, держась лишь на тонком кабельном тросу, а я в ней вниз головой, боясь пошевелиться и грохнуться с кабиной с высоты пяти метров. Пока ребята не кинули верёвку. Мне удалось привязать её к рельсе и спуститься вниз.
И только спустился. Кабина оборвала тонкий трос, грохнулась на землю, брызнув разбитыми стёклами окон.
За нарушение техники безопасности и доведения до аварии крана, меня вскоре уволили "по собственному желанию". Я ещё радовался, что не заставили за мой счёт ремонтировать кран...
Стропаля, пряча глаза, не сказали мне ни слова, что была тут и их вина. Да я и не рассчитывал на них, уходя, подумал: "Самому нужно иметь потвёрже характер".
А вскоре устроился крановщиком в соседнем предприятии на башенный кран, на разгрузку вагонов со стройматериалами. Там была своя специфика - нужно было вовремя и в срок разгружать вагоны. Иначе, за простой вагонов, железная дорога начисляла денежный штраф.
И тут, со своей человеческой отзывчивостью и недостаточно твёрдым характером, пострадал вновь. Видел я, как начальник перевалочной базы, чтобы добиться снижения тарифа и компенсации уже состоявшихся простоев вагонов, купил начальнику товарной конторы ЖД дорогой ковёр. А вскоре пришли вагоны с кирпичом и платформа с балками потолочных перекрытий. Кирпич я разгрузил в течение часа, а вот с балками сразу возникла проблема. Дело в том, что они весили, каждая, по десять тонн, а мой кран мог поднять только семь. К тому же, был выходной, начальства на базе никого не было. А нужно срочно где-то найти автокран, способный разгрузить эти балки. Но его не было. Поэтому платформа с балками, должна была бы стоять в простое до понедельника. За что нужно было бы выплатить огромную сумму штрафа.
Я решил выручить начальство и своё предприятие - хотя и с нарушением техники безопасности, но разгрузить эту платформу. На кране был контроллер ограничения груза. Едва груз чуть превышал семь тонн - он отключал в кране ток. Я в контроллер воткнул деревянный клин и лишил его возможности осуществлять контроль. И осторожно, хоть со скрипом, но поднял одну балку. Стропалям велел очистить площадку и положить на неё хорошие подкладки под балки.
Рискуя опрокинуть кран или согнуть дугой стрелу. Кареткой потихоньку подал груз на себя. И доведя её до того места, когда балка оказалась как раз над подкладками, стал опускать груз. Тот с визгом и воем стремительно пошёл вниз. Так проделал я пять раз, ровно столько, сколько было балок на платформе. Поэтому простоя не было, и ЖД вовремя прислала тепловоз, который забрал порожние вагоны.
Но неожиданно на базе появился начальник. Когда я ещё не успел слезть с крана, закричал:
- Ты что, с ума сошёл? Ты же мог погубить людей и кран! С тобой так недалеко и до тюрьмы. И я уже пожалел, что тебя взял. Правильно, что тебя уволили на прежней твоей работе. Завтра же пиши заявление на увольнение, а не то я уволю тебя по статье. С таким крановщиком я больше работать не хочу.
Я ушёл с работы в расстроенных чувствах, с обидой на начальника. Выходило, я выручил его, а он меня "выучил". Всю ночь не спал, утром пришёл с заявлением. Начальник уже был на месте. Хмурый сидел за столом. Я, молча, подал ему заявление. Он, даже не взглянув на него, смял и бросил в корзину. Потом, подняв на меня, тоже красные от бессонницы глаза, хрипло сказал:
-Извини меня Эдуард. Я уже после того как ты ушел, понял, что ты спасал меня и всю базу от простоя. А я там накричал на тебя. А сегодня все предприятия обзвонил, звонил и на свою строительную площадку, десятитонного крана нигде нет. А балки там нужны как воздух.
И ещё раз сказал:
- Прости!
- Да, ладно! - вздохнул я с облегчением.
А начальник продолжил:
- Ситуация вынуждает меня, просить тебя ещё раз рискнуть, погрузить балки на автомобили. Ответственность я беру на себя. Сделаем дело в последний раз и забудем как о страшном сне. Договорились?
- Договорились, коротко сказал я. И в этот день отгрузил балки. С тех пор я работал только по инструкции. В течение месяца нажил себе кучу врагов. Не любят у нас никаких инструкций, порядка и дисциплины. Только начальник за меня стоял горой. Но постепенно, чёткой и хорошей работой, и у врагов своих я снискал уважение, поступая по-своему. Не оглядываясь на начальство, и не обращая внимания на реплики в свой адрес со стороны стропалей.
Поговорив так с Николаем, мы разошлись. А через неделю, он вдруг пришёл ко мне домой и сказал:
- Там на улице ждут тебя три мужика.
- Какие мужики? Удивился я.
- Прораб и два шофера, - ответил Николай. - На стройку с завода привезли на двух КАМАЗах новый кран. Но в пути задержались в пробках. Вместо пятницы, приехали в субботу. На стройке крановщиков никого не оказалось. Прогуливаясь возле стройки, я случайно услышал их разговор, что они нашли прораба, но тот никак не мог дозвониться до крановщиков. Вынужден был сказать водителям, что им придётся подождать до понедельника. Я вспомнил, что ты говорил, что работал крановщиком, сказал им, а заодно решил проверить тебя, что ты за крановщик, - лукаво сверкнул он глазами.
Пришлось выходить на улицу. Там стояли средних лет три мужика.
- Бать, выручай! - взмолился первый (как оказалось потом прораб). За ним в один голос стали умолять водители.
- Мужики, вы в своём уме? Мне семьдесят два года! К тому же работал я в восьмидесятых, а техника не стоит на месте. Возможно, я сейчас не разберусь в ней.
- Да ничего особенного с тех пор, бать, уверяю тебя, в кранах не изменилось, - заверил прораб.
И я, скрепя сердце, пошёл с ними, только потому, что увидел, как Николай, ехидно улыбался, говорил глазами:
- Языком-то мы все крановщики и механики, а как до дела дойдёт, в кусты.
Подойдя к крану, я полез наверх. Два раза останавливался, чтоб передохнуть. В кабине действительно мало что изменилось. На электрощите сходу включил рубильник, затем кнопку включения механизмов. Тронул рычаги управления. Понял, какой рычаг поднимает и опускает груз. Второй, оказался, поворачивал стрелу вправо и влево. Третий гонял по стреле каретку с грузовым механизмом и висящими на крюке стропами. Четвёртый осуществлял ход крана. Руки мои, как, оказалось, помнили, что и как делать. И я развернул стрелу крана к КАМАЗам, опустил на груз стропы.
Шофера, радуясь, зацепили за него крючья строп. Команда: "Вира!" И я поднял груз. Не торопясь разгрузил вначале одну машину, затем другу. Слез.
Внизу меня уже поджидали прораб, оба шофера и Николай.
- Ну, брат, выручил ты нас! - с ликованием встретил меня прораб и сходу вручил мне две тысячи рублей. Шофера тоже захотели отблагодарить. Протянули мне по тысяче. Я сходу мазнул Николая по лицу купюрами:
- Вот так-то Коля! Тебе месяц пришлось бы махать лопатой, а я за час заработал четыре тысячи!
- Сдаюсь, - шутливо поднял руки он. Ты настоящий крановщик, а я думал, так только - потрепаться, - и вздохнул.
-Каждому своё... Кому-то метлой махать, а кому работать на кране.
Шофера счастливые, что не придётся двое суток загорать на стройке и сегодня же будут дома, побежали к машинам. Прораб к себе пошёл домой. А мы с Николаем, по своим домам.
Я, по-прежнему, при встрече с ним, кричу:
- Привет Николай!
- Привет крановщику! - стал отвечать Николай. Хотя крановщиком я был более тридцати лет назад. Испробовал после того ещё немало профессий и должностей, но закалка крановщицкая осталась у меня на всю жизнь. Вот и в это раз я подтвердил свою профессиональную пригодность.


Рецензии
Спасибо Вам Эдуард Сергеевич за великолепный рассказ! Написанный большим мастером литературного слова! Счастья и радости Вам! С уважением и дружбой!

Владимир Нургалиев   16.11.2013 15:30     Заявить о нарушении
Спасибо Володя!

Эдуард Рыбкин   16.11.2013 15:31   Заявить о нарушении