Возвращение либермана

  Вполне возможно, что премьер Нетаниягу еще пожалеет о том, что так ждал его возвращения.
  Более того, после сформирования нового правительства десять месяцев сохранял для него пост министра иностранных дел, ожидая, когда суд вынесет Либерману приговор "по делу посла".
  Судьи Либермана оправдали, что позволило ему вернуться в министерское кресло. Приветствуя своего соратника, Нетаниягу заявил, что ему его не хватало, хотя весь этот период они часто встречались.
  Дружбе Нетаниягу и Либермана - четверть века. Разница в возрасте у них - девять лет.
  Разный у них и жизненный и политический опыт. Нетаниягу вырос в известной профессорской семье, многие годы прожил в США, где окончил среднюю школу и получил высшее образование.
  В Израиль он вернулся, чтобы сделать политическую карьеру, и преуспел в этом.
  Либерман родился и вырос в советской Молдавии, откуда семья репатриировалась в Израиль.
  Трудовой путь здесь он начинал с "карьеры" грузчика в аэропорту. Потом был Иерусалимский университет, вступление в партию Ликуд, знакомство с Нетаниягу-оппозиционным депутатом, работа в его канцелярии, когда тот стал премьером.
  Набравшись опыта, Либерман создал свою партию "Наш дом - Израиль", которая на первых порах декларировалась им как "русская", а потом - общеизраильская.
  На каждых выборах она набирала какое-то количество мандатов, поэтому Либерман занимал различные  министерские посты.
  Самый большой успех НДИ достигла в 2009 году, набрав 15 мандатов, что позволило Лиьерману стать министром иностранных дел.
  Все последние семнадцать лет, когда Либерман делал карьеру, прокуратура обвиняла его в коррупции, мошенничестве и прочих грехах, но возбужденное уголовное дело так и не было доведено до суда. Его  закрыл юридический советник правительства, заявив, что дело не имеет перспективы в суде, так как не хватает убедительных доказательств.
  Но второе дело - "посла" -в суд направил:речь в нем шла о том, что посол Израиля в Беларуси передал  Либерману секретные сведения о запросе израильской полиции в правоохранительные органы республики, касающиеся Либермана, после чего Либерман якобы стал в ответ на услугу продвигать посла по служебной линии.
  О том, что посол передал ему секретные сведения, Либерман никого не поставил в известность, мол, потому, что не придал его поступку никакого значения. 
  До решения суда Либерман ушел в отставку, а Нетаниягу объявил, что будет держать это место в Министерстве для него:и тот, и другой надеялись, что дело быстро завершится, но прошло десять месяцев, прежде, чем коллегия Иерусалимского суда в составе трех судей вынесла вердикт:невиновен.
  Оправдав Либермана, судьи, однако, охарактеризовали его действия как "недостойные, неэтичные и не соответствующие стандарту общественного служащего, тем более министра".
  Оправдательный приговор вызвал резкую критику главы оппозиции Шели Яхимович, которая заявила о коррупции "на высоком уровне", а также общественной организации "№а чистоту власти", которая заявила, что юридический советник правительства должен уйти в отставку. Прежде всего, за закрытие первого и "главного" дела - уголовного, за период расследования которого один свидетель странным образом погиб, второй покончил самоубийством, а одна свидетельница вдруг "потеряла память".
  Но теперь всё это не более, чем сотрясение воздуха:дело сделано, Либерман вновь уселся в кресло министра иностранных дел, и Нетаниягу не скрывал своей радости. Дело в том, что в последнее время ему приходится особенно нелегко:его жесткая риторика в адрес Ирана не находит понимания у лидеров западных стран, и, прежде всего, США, главного союзника Израиля.
  Нетаниягу обвинил их в "мюнхенском" сговоре, последствия которого всем хорошо известны. Подал ему эту идею никто иной, как Либерман, который первым озвучил эту хлесткую мысль. Нетаниягу с удовольствием стал ее повторять, чем вызвал еще большее раздражение у американской администрации.
  Оно уже не скрывается и просочилось на страницы ведущих американских газет, да и в своих публичных выступлениях Керри перестал скрывать свое недовольство израильским премьером.
  Недовольна и израильская оппозиция, которая считает такое поведение Нетаниягу неумным и осложняющим отношения с США:надо быть дипломатом, а не рубить с плеча, не видя, что ситуация меняется и твердить одно и то же.
  Короче, надо быть дипломатичнее. Именно в отсутствии дипломатичности упрекали Либермана в его первую каденцию министра иностранных дел, а также в жесткости и неумении договариваться.
  Естественно, Нетаниягу надеялся, что Либерман, снова став министром, публично поддержит его в "поединке" с администрацией Обамы, тем более, что такую поддержку он ему оказывал, когда после новых выборов до решения суда возглавлял парламентскую комиссию  по международным делам и обороне.
  И что же? Первое заявление, которое сделал Либерман, вновь возглавив Министерство иностранных дел:надо перестать делать громкие заявления, нельзя ссориться с США -нашим главным союзником и стратегическим партнером.
  В первый же день своей работы Либерман принял посла США в Израиле, а также побеседовал по телефону с Джоном Керри.
  Таким образом, он сумел позицинировать себя перед ними, как рассудительного и вдумчивого политика и "очиститься" от своей прежней репутации "слона в посудной лавке".
  И этот процесс он наверняка  продолжит. Теперь, когда уголовные дела больше не сковывают его, для него открылся путь в премьер-министры, о чем он давно мечтает и не скрывает этого. И хотя на недавнем дне рождения Нетаниягу (ему исполнилось 64 года) Либерман пожелал имениннику быть премьером и в 70 лет, ясно, что время Нетаниягу уходит.
  Это особенно ясно стало после того, как Нетаниягу "заклинило" на иранской проблеме настолько, что он вошел в образ мессии, который один способен спасти весь мир.
  На международном уровне его и раньше принимали без особой симпатии (его самомнение так и прет из него), а теперь, после его иранских истерик, -тем более. Задний ход он давать не намерен, публично хвалит французского президента Олланда, благодаря позиции которого подписание соглашения с Ираном было отложено.
  Надо ли говорить, что новый "союзник" лишь на время "герой", и что в собственной стране у него крайне низкий рейтинг?
  Невысок он на нынешнем этапе и у Обамы. Но глупо, если вообще не наивно, американский авторитет менять на французский,- это не равновеликие силы.
  Но Нетаниягу явно уже не очень понимает, на каком свете находится. Этому способствует и значительная потеря авторитета Нетаниягу в собственной партии Ликуд. Перед новыми досрочными выборами в минувшем году Нетаниягу поддался давлению Либермана и продавил создание единого избирательного блока Ликуд-НДИ. Либерман уверил, что совместный блок наберет 45 мандатов, и в такой ситуации не придется с кем-либо создавать коалиционное правительство.
  На самом деле набрали всего 31 мандат, а в прежнем составе Кнессета только у Ликуда было 28 мандатов и 15-у НДИ.
  Этого проигрыша Нетаниягу не простили в партии до сих пор:"навязал" нам Либермана, который намеревался захватить партию (одно время шла речь о слиянии двух партий), пора нам от него избавиться.
  Особенно недовольны молодые ликудовские функционеры:они мечтали получить министерские посты, если бы блок солиднее выиграл выборы, но их надежды пропали, когда стали известны результаты выборов.
  Либерман же быстро пришел в себя:зато Нетаниягу остался премьером!  Однако этот аргумент не рассеял недовольство ликудовцев, уязвленных таким скандальным проигрышем (непосредственно у Ликуда оказалось всего 19 мандатов, а у НДИ - 11), и тем, что Либерман сумел протащить на министерские посты больше своих ставленников, чем ему полагалось. И все это благодаря уступчивости Нетаниягу.
  Премьером недовольны и в другом вопросе:под давлением американской администрации, принудившей Нетаниягу начать переговоры о мирном договоре с палестинцами, он освободил уже две группы палестинских террористов с кровью на руках, демонстрируя "жест доброй воли".
  В общем, в Ликуде готовится конференция, где, как предполагается, пойдет разговор о "разводе" с НДИ, а также предъявят "суровый счет" Нетаниягу.
  Как бы не повернулась ситуация, она на руку Либерману. Ясно, что позиции Нетаниягу ослабли по всем направлениям, что его карьера может в не такой уже и далекой перспективе закатиться. Либерман же в полном расцвете сил, и к тому же, приняв то или иное решение, с упорством танка продвигается к его осуществлению.
  Нетаниягу же слаб характером, он поддается воздействию чужого мнения, и уже немало соратников, работавших с ним в его канцелярии, ушло от него, как, кстати, когда-то и Либерман.
  Либерман - при всем своем напоре и жесткости - умеет находить партнеров и договариваться с ними. Вот на-днях проскочила информация, что между НДИ и партией "Еш Атид"( "Есть будущее) будет заключен союз. "Еш атид"-партия новая, она была создана только накануне последних выборов. Возглавил ее Яир Лапид, журналист и писатель.
  Либерман пренебрежительно отзывался о ней ("партия на один сезон"), а она получила столько же мандатов, сколько и Ликуд - 19, и вошла в правительство, а Лапид занял пост министра финансов.
  Лапид не скрывает, что в будущем хотел бы стать премьером,  во время визита в США к нему, по его словам, и относились как к будущему премьеру.  Но у Лапида нет политического опыта, тем более такого, как у Либермана. И ясно, что у Либермана больше способностей и возможностей сменить Нетаниягу, когда такой шанс появится.
  И кто знает, не ускорят ли новые союзники его приближение? И если - да, то тогда и придется Нетаниягу пожалеть о чрезмерном уповании на своего давнего друга.
  Да и могут ли быть в политике друзья?
 
 


Рецензии