Томас Мор. Знакомство с гуманизмом

  Поступив в Оксфорд, Мор практически сразу знакомится с идеями гуманизма, которые пропагандировал в то время еще один воспитанник университета, Уильям Гроцин (Гроцин читал в Оксфорде лекции по греческому языку). Не исключено, что именно он предложил Мору читать лекции в церкви Св. Лаврентия о сочинении Августина. Но, к сожалению Томаса, в 1494 году ему пришлось закончить свое обучение в университете, т.к. его отец настоял на том, чтобы его дальнейшее образование продолжалось в специальных юридических школах Лондона, которые он закончил к 1502 году, став полноценным адвокатом.
  Но, покинув университет, Мор не перестал общаться со своими друзьями гуманистами Гроциным, Роттердамским и Коллетом. Последний из них, Джон Коллет, имел свой кружок гуманистов при университете, его лекции оказали огромное влияние на становление мировоззрения Мора и Роттердамского, которые этот кружок посещали. Именно Коллет стал для Мора духовным наставником, молодой человек часто обращался к нему за советом, когда не мог сделать выбор самостоятельно. А выбор его касался, прежде всего, нравственных предубеждений. Он никак не мог решить, что для него важнее: религия или суровая действительность Англии. Стоит отметить, что позднее Мор будет находиться при дворе короля Генриха VIII, для которого религия если и существовала, то только на последнем месте. Возможно, если бы Томас Мор выбрал действительность, это в дальнейшем бы уберегло его от смерти, но все-таки он сделал выбор в пользу Бога. Позднее, Мор писал Коллету: «Всюду скрежет ненависти, всюду бормотанье злобы и зависти, всюду люди служат своему чреву,-главенствует над мирской жизнью сам дьявол».  Неудивительно, что Коллет посоветовал Мору выбрать религию. Будучи сторонником Реформации, он выступал против догматизма, как нарушения заветов Христа.
  Другим не менее важным человеком в жизни философа стал его друг, гений, как его называют, Северного Возрождения, Эразм Роттердамский. Герхард Герхардс (его настоящее имя) родился в 1469 году в пригороде Роттердама (название города в дальнейшем и послужило для псевдонима). Он был незаконнорожденным сыном священника, и этот факт не позволял ему в будущем получить высокопоставленную должность. Поэтому юноша решил связать свою жизнь с монастырем. Приняв в 1492 году сан священника, Роттердамский сначала отправился во Францию, а затем и в Англию.
  С Томасом Мором он познакомился в 1499 году во время своего первого визита в Лондон. Стоит отметить, что философ был поражен добродушным характером своего нового знакомого. Вероятно, их сблизила общая любовь к античности и в, частности, к греческому языку, и со временем общение Мора и Роттердамского переросло в близкую дружбу.
  Одинаковыми были и их принципы, касающиеся королевской власти. Ни Том, ни Эразм не отрицали монархию. Они были против тирании (с которой, как правило, ассоциируется английский король Генрих VII) и верили, что страну может спасти только просвещенный монарх, который будет осуществлять свое правление на основе гуманистических принципах. Таким королем, по мнению Мора, и должен был стать Генрих Тюдор. Однако, не смотря на всю свою просвещенность, Генрих VIII не смог оправдать надежд философа. И когда Мор отказался присягнуть ему, как новому главе церкви (отделение английской церкви после ссоры короля и Папы), гуманист был объявлен государственным изменником и через три года казнен.


Рецензии