В потомках ваше имя отзовётся

«В ПОТОМКАХ НАШЕ ИМЯ ОТЗОВЁТСЯ!»
То, о чём рассказывается в этом материале, вызовет удивление у жителей России. Мрачные сюжеты по телевидению о Забайкалье, идущие по телевидению, убеждают в том, что тут происходят только пожары, аварии, грабежи, взрывы. А на самом деле здесь много интересного, яркого.
Учитель 49-й школы Улан-Удэ В.И. Петров увлёк поиском учеников. Юные следопыты нашли потомков декабристов, живущих Новосибирске, Тайшете, Бурятии. В итоге родилось движение под девизом «В потомках наше имя отзовётся»
В 2007 году прошла первая экспедиция в Приморье, а в августе 2011 г. пятая - по Забайкалью и Бурятии.

КАТОРЖНЫЕ НОРЫ
С трудом взбираемся на горы в верховье речки Баляги, где добывали руду для Петровского завода. Видим чудом уцелевшую печь. Именно в таких печах, похожих на жерла вулканов, буряты и монголы плавили железо для наконечников стрел и копий, ковали сабли, колёсные оси, подковы. Выше - огромные гроты в расщелинах скал, куски железной руды. Ниши уходят вглубь горы. Невольно вспомнив «каторжные норы» Пушкина в его послании декабристам, я удивился тому, что поэт, никогда не бывав в Сибири, создал такой точный образ.
Всё круче склоны, моросит дождь, дует холодный ветер, острые камни чередуются с глиной и песком, но семьдесят юных путешественников вышли к обелиску с надписью: «Здесь погибли в 1841 г. солдаты декабристы Анойченко и Никитин».

ПРИКОВАННЫЙ К ТАЧКЕ
В таких вот каторжных норах оказался солдат Московского полка Александр Луцкий. За побеги по пути в Сибирь, его наказывали лозами, шпицрутенами, на ночь закладывали в «лису» - зажимали ноги между брёвнами, а на руднике приковали к тачке. Надзиратель объявил: «Вот, офицер, дворянин прибыл, поприветствуйте его». «Из-за такого, как ты, - вскричал один каторжник, - сломана вся моя жизнь. Дай-ка возвращу тебе долг!» И начал вместе с другими бить Луцкого. Прикованный к тачке обороняться не мог. Ему выбили зубы, сломали нос. Утром Луцкий попросил у надзирателя бумагу, чернила, чтобы написать жалобу, а тот стал бить его, приговаривая: «Вот тебе бумага, вот тебе пёрышко!». А увидев кровь, добавил: «Вот тебе и чернила!».
Били каждый вечер, вроде как молитву совершали. Поняв, что его забьют на смерть, Луцкий закричал: «Братцы! Я же за вас на площадь в Петербурге вышел, чтоб солдатам службу сократить, крестьянам волю дать!». Как только отковали от тачки, Луцкий бежал и, дошёл до Енисея. Там кто-то донёс. Его вернули в Забайкалье и снова приковали к тачке. Такие круги ада прошёл Александр Луцкий. Умер и похоронен в Нерчинске. Удивительно, но внук Луцкого погиб в одной паровозной топке с Сергеем Лазо.

ПЕТРОВСК ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ
Намеренно начав с самых драматичных впечатлений, сейчас расскажу о начале последней экспедиции. Из Улан-Удэ наша автоколонна выехала 7 августа, в 6.25 и прибыла в Петровск Забайкальский за три часа. 18 новосибирцев, во главе с правнучкой Бестужева Натальей Владимировной Гомбоевой-Редько, прибыли сюда поездом днём раньше. С нею приехали её дочь Татьяна с мужем Валерием Ситниковым и внучкой Еленой. У музея декабристов нас встретили руководители города, местные школьники.
Музей создан в 1980 году в двухэтажном деревянном здании, в котором жила семья Трубецких. Перед её скульптурной группой выстроились делегации, гостей приветствуют руководители города и директор музея О.В. Коршунова. После экскурсии по музею мы поехали на могилы Ивана Горбачевского, Александры Муравьёвой, которая привезла послание Пушкина «Во глубине сибирских руд». Тяжёло видеть могилы малолетних детей Фонвизиных, Анненковых, Трубецких. Юные жёны, столкнувшись с суровым климатом, не смогли уберечь младенцев. И тем удивительнее, что Екатерина Трубецкая писала сестре в Рим: «Здесь я была счастлива».

В Актовом зале техникума Петровска Забайкальского прошла научная конференция. Делегации показали свои слайд-фильмы, пели песни, читали стихи и доклады о деятельности декабристов. Самыми яркими были доклады Лены Ситниковой из Новосибирска и Насти Романовой из Тамчи. Василий Иванович Петров рассказал о потомках Константина Торсона, живущих в Убукуне, Оронгое, Тайшете, в совхозе «Эрдэм». Один из них – В.Кондратьев в 1945-м штурмовал Берлин. Студент Иркутского технического университета Антон Медведенко, высокий, стройный юноша, походит на своего предка, о котором В.И. Петров написал книгу «Антарктида Константина Торсона».

ЛУНИНСКАЯ СОПКА
Вечером юные следопыты взошли на Лунинскую сопку. Декабрист Лунин установил здесь деревянный крест. Сейчас на его месте шестиметровый железный крест, отлитый на заводе по эскизу художника Алексея Полянского. С холма хорошо видны кварталы центра, место бывшего каземата. В лучах заходящего солнца город выглядит ярко. Но настроение горожан не радужное. Основанный в 1789 году указом Екатерины II, Петровский завод успешно действовал, а XXI век встретил потухшими мартеновскими печами. Этот крест – последнее изделие завода. Такой оказалась судьба знаменитого завода, сыгравшего огромную роль в прокладке Транссиба.

Декабристы восстали против самовластья, поработившего народ оброком и 25-летней службой в армии. Проехав по Забайкалью, мы увидели заросшие бурьяном поля, где раньше растили хлеб, пустые силосные башни, каркасы бывших ферм. Лунин, Бестужев назвали бы это регрессом! При царе процветали казнокрадство, лихоимство. Сейчас у них другое имя - коррупция и взяточничество. Нынешняя власть не может обуздать их. Хоть снова выходи на площадь.

ЮБИЛЕЙ ПИСАТЕЛЯ КАЛАШНИКОВА
Туманным утром 9 августа 2011 года мы миновали Харауз, где в 1830 году декабристы, шедшие Петровский Завод, узнали о революции во Франции и спели «Марсельезу». Перед этим они шли по Тугнуйской долине. Сейчас она гордится каменным углем, пастбищами, плодородной землёй. 1 июля 2011 г. в село Тугнуй прилетал премьер Путин. Три года назад второклассница Даша Варфоломеева во время «прямой линии» попросила у него платье «как у Золушки». Путин пригласил её с мамой в Москву, подарил ей платье. Нынче, прибыв на праздник, посвящённый 350-летию вхождения Бурятии в России, он навестил знакомую семью. К его прилёту в Тугнуе появились новая школа, клуб, детсад, спортзал, амбулатория. Несмотря на усмешки о потёмкинской деревне, тугнуйцы довольны: «Пусть говорят, но в селе стало лучше».

Едем в село Шаралдай, где родился известный писатель Исай Калашников, на его 80-летие. Я работал с ним в молодёжной газете в 1955-59 гг. Наши судьбы схожи - в тридцатых арестовали его отца, а у меня расстреляли двух моих дедов и трёх дядей. Однако мне удалось окончить МГУ, а он, сын «врага народа», имел всего пять классов, так как зарабатывал на хлеб с детских лет. Но юный пастух постоянно читал книги. Неслучайно Исай поражал нас своим кругозором, а особенно удивил романом «Последнее отступление», который писал, живя в коммунальной квартире. Позже он окончил вечернюю школу, Высшие литературные курсы в Москве. Стал автором известных романов «Разрыв-трава» и «Жестокий век».
О нём я рассказал на юбилее в Шаралдае, в котором приняла участие наша экспедиция. Узнав, что я начал книгу о Бестужевых, Исай пожелал мне успеха. Так он благословил меня, и я написал книгу. «Высоких мыслей достоянье», которая вышла в Москве тиражом 300 тысяч. Немыслимая нынче цифра.
С воспоминаниями о Калашникове выступили Андрей Румянцев, много лет возглавлявший Бурятский и Иркутский Союзы писателей, видный драматург Геннадий Башкуев. Председатель Союза писателей Бурятии Матвей Чойбонов предложил издать воспоминания о Калашникове.
Жаль, что Исай Калашников прожил всего сорок восемь лет. Сколько написал бы он, доживи до 80 лет, как его супруга Катя. Она восемь раз перепечатывала роман «Жестокий век», объёмом 55 печатных листов. Подойдя к памятнику Калашникову, я сказал, хочу покурить вместе с ним, и положил сигарету. Увидев это, Катя достала «Беломор», который курил муж, и дала папиросу, которую я положил. У подножья памятника…

АЛТАЧЕЙ, ПОДЛОПАТКИ
Вечером 9 августа колонна автомашин экспедиции прибыла в Усть-Алтачей. Директор школы-интерната Светлана Дабаевна Алексеева и староста села Сергей Дашидондокович Дондоков преподнесли нам хадаки и чаши с молоком. После торжественной встречи и небольшого концерта хозяева пригласили нас на берег Хилка. Дети с удовольствием искупались в согретой за день воде и вернулись в интернат в лучах заходящего солнца.
Наутро мы поехали в Подлопатки, где в 1839-41 гг. после каторги жили декабристы Андрей и Пётр Борисовы. Жители села тепло встретили гостей на площади, после чего мы посетили местный музей, затем поднялись в горы. Там мы сравнили растения и птицы, нарисованные Петром Борисовым с нынешней натурой.
Красочную книгу привёз В.И. Петров. Глядя на птиц, насекомых, любуясь цветами, мы поразились, до чего точно увековечил их декабрист. А ведь он, артиллерист, с братом Андреем и Ю. Люблинским основал на Украине самое радикальное Общество соединённых славян.
После экскурсии спустились к Хилку и с удивлением алтачейцы зарезали овцу и приготовили обед. Парную баранину и бухлёр, которые гости ели впервые, они запомнят навсегда.

ГОРА ТАЙХАН
Утром 11 августа горы окутаны туманом, дует холодный ветер. Свернув с тракта, видим на перевале группу встречающих нас учителей и школьников из села Барыкино. Нам вручили Гостевые грамоты и маршруты экспедиции. Попив воду из радонового источника, мы осмотрели древние херексуры и плиточные могилы гуннов и тюрок.

Впервые я побывал на горе Тайхан в 2005 году. Это помогло мне описать в романе «Гонец Чингисхана» осень 1182 года, когда Темучин, изгнав хана меркитов, вызволил свою жену Бортэ из плена и провёл здесь три счастливых дня. На этот раз я одолел лишь половину пути - устал от недавних восхождений. И всё же я увидел реликтовую абрикосовую рощу на склонах, конную дорогу, вьющуюся к вершине горы, каменные плиты, защищающие людей от стрел. Как же Чингисхан сумел взять эту неприступную крепость в 1207 году!
Покидая Тайхан, все благодарили Елену Ананьевну Серых, хозяйку музея «Поиск». Вместе с дочерьми Надей и Анжеликой она печатала гостевые грамоты, схемы маршрутов, вела экскурсию.

ТАРБАГАТАЙ
Название села произошло от слова тарбаган, как буряты называют сурка. В России это село узнали в 1870 году из поэмы Некрасова «Дедушка», посвящённой декабристам: «Горсточку русских сослали / В страшную глушь за раскол, / Землю и волю им дали; / Год незаметно прошёл… / Так постепенно в полвека / Вырос огромный посад - / Воля и труд человека / Дивные дивы творят! /…Только ты им не мешай. / Где ж та деревня?» - Далёко, / Имя ей Тарбагатай»…
В 1830 году семейские встретили декабристов как младших товарищей по несчастью: Екатерина II в 1767-м выслала их за раскол, а декабристов сослал в Сибирь Николай I за попытку свержения самодержавия.
В сентябре 1830 года декабристы, пройдя Тарбагатай, Десятниково, Бар, Харашибирь, Никольское, Тугнуй, были поражены богатством крашеных изб, внешним видом семейских. «Мужчины расхаживали в суконных синих кафтанах, женщины – в душегрейках шёлковых с собольими воротниками, а кокошники – один лучше и богаче другого». Воспоминания Андрея Розена, осуждённого на 10 лет каторги, использовал Некрасов в поэме «Дедушка»: «Видно – ведётся копейка! / Бабу там холит мужик: / В праздник на ней душегрейка - / Из соболей воротник!» Видите, как бережно поэт цитирует декабриста!

Вокруг Тарбагатая и сейчас тучные пашни, засеянные хлебом, стада овец и коров. Войти в глубины истории нам помог священник старообрядческой церкви. Отец Сергий, высокий статный мужчина, уроженец Урала. После службы в армии окончил Новозыбковское духовное училище, приехал в Тарбагатай. Беседа началась в музее и продолжилась в церкви. Зал небольшой, скромнее, чем в обычных православных церквях. Особая ценность здесь – старинные иконы, которым молились пращуры и деды семейских.
До революции в Забайкалье было 82 старообрядческих церкви, сейчас 10. Не все молодые семейские верят в бога. А часть пожилых староверов, бывших беспоповцев, обходится домашними молитвами перед древними иконами и книгами, писанными до времён Никона. Отец Сергий рассказал о протопопе Аввакуме, о приезде первых семейских, о связях с единоверцами в Америке, Австралии, Европе…
Россия чтит имена знаменитых старообрядцев П.М. Третьякова, основателя галереи, К.Т. Солдатёнкова., издателя книг, сохранившего портреты декабристов кисти Н.А. Бестужева. А забайкальцы гордятся писателем И.К. Калашниковым, учёным Ф.Ф. Болоневым, автором книг о старообрядцах…

БОЛЬШОЙ КУНАЛЕЙ
Это село знаменито на весь мир своим хором. В школе нас встретили солисты фольклорного ансамбля во главе с Екатериной Евсеевной Степановой. Династию легендарного запевалы Александра Ивановича Рыжакова продолжают его правнуки Ольга и Михаил Рымаревы, студенты Бурятской сельхозакадемии. Поразили старинные платья, янтарные бусы, кички, кокошники хористов. Они исполнили песни «В островах охотник», «Не вейтеся, чайки, над морем», частушки.
Как же удивились гости, узнав, что никто из хористов не учился пению, не владеет нотами. А поют так, что хоть сразу в хор Пятницкого.

На прощальном ужине в тарбагатайском кафе звучали стихи, песни, слова благодарности хозяевам. Сфотографировавшись на память, юные следопыты обменялись адресами и сели в машины и автобусы. Как мне написал Андрей Александрович Рябов, руководитель Тамчинской делегации, девчонки всю дорогу от Тарбагатая к Гусиному озеру утирали слёзы. Примерно те же чувства испытывали новосибирцы, селенгинцы, улан-удэнцы.
Вернувшись в Москву, я вдруг стал получать имейлы из Новосибирска, Тамчи, Улан-Удэ, Барыкино, Алтачея. Старые и новые друзья, присылают снимки, делятся впечатлениями. На будущий год все хотят встретиться, на этот раз во Владивостоке и на острове Путятин…
Владимир Бараев
На снимках: 1. У памятника декабристам, погибшим на руднике. 2. Антон Медведенко и Лена Ситникова – потомки декабристов Торсона и Бестужева. 3. Шаралдае на юбилее И. Калашникова.
Фото В.И. Петрова


Рецензии