Политическая философия как доступное знание

(Контемпоральная детерминация философии в политике)

В настоящее время политическая философия все дальше и дальше отдаляется от обычного читателя, двигаясь громадными, необъятными шагами по дороге неясных понятий и трудночитаемых слов. Чувствуется, что еще чуть-чуть, и большинство ученых все же вновь придут к признанию изящной простоты произведений как к важному и необходимому атрибуту современной философии.

Подобная ситуация уже имела место в истории. Достаточно вспомнить не столь далекий XVIII век, появление романтического движения, которое принесло на смену высокопарному слогу слог понятный обычному грамотному человеку. Например, острая сатира на общественный строй, звучащая в произведениях Жан Поля, считавшего, что литература должна быть тесно связана с действительностью, разделявшего идею общественной значимости философии.

Осталось лишь «припомнить» это обществу современных философов и политологов. Возможно, следует напомнить и то, что в прошлом при переходе к облегченной версии языка, в философские круги смогли попасть люди, не обладающие возможностями высокого письма, но привнесшие в политическую философию новые идеи, которые в дальнейшем привели к изменению многих государственных устройств и к установлению нового мирового порядка. Ярчайшим примером является значительная часть истории создания политических идей и новых философских течений в XIX-XX веках. Доступностью текста могут похвастаться такие авторы, как Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Ницше и др.

Философия не должна быть как недоступной наукой, так и закрытым искусством «не для всех». Философ, а тем более политолог, не имеет никакой ценности, если он существует лишь в «закрытом показе». Само призвание философа указывает на то, что он должен быть близок народу, чтобы суметь увлечь новой идеей, новым мировоззрением, новой идеологией, в конце концов. Ученый-математик или физик имеет право быть вне зоны доступа. Это справедливо, ведь человек не пользуется высшей математикой в повседневной жизни, зато жить в соответствии с различными идеями ему приходится постоянно.

Россия – что бы ни утверждали различные социологические опросы и программы – страна читающая. Книги в жизни русского человека занимают значительное место. Но только у исключительно малого количества кроме людей, встроенных как бы то ни было в философскую среду, возникает желание взять в руки книгу современного философа. Разумеется, имеются в виду настоящие философы, а не все те, чьи книги занимают книжные полки в разделах философии, религии и эзотерики. Далеко не всех впечатляют книги «философа» М. Веллера, употребляющего ненормативную лексику в своих произведениях. Подобное заигрывание, рассчитанное на «простых людей», является не облегчением понимания текста, а лишь неуважением к читателю.

Не беря в расчет подобные книги, можно утверждать, что о новых идеях, мыслях, прогнозах люди узнают не из произведений политической философии, а из так называемой околонаучной литературы: художественного романа, реже – детектива, чаще – фантастики. Именно в этих книгах современный читатель может узнать как об идеях, витающих в настоящем и имеющих место в прошлом, так и о возможных трансформациях существующих идей. Для иллюстрации этой позиции можно взять популярную серию фантастических романов С. Лукъяненко «Дозоры», основной сюжет в которой завязан на противостоянии Темных иных против Светлых. Если отбросить всю фантастическую составляющую, и углубиться в собственно мировоззрения героев, выявится знакомое всем современное разделение двух господствующих в мире и в нашей стране, в частности, идеологий: либерализма с его идеей свободы и консерватизма с постулатом справедливости.

Политическим философам нашего времени нужно выстраивать свои воззрения в согласовании с языком, доступным для читателя. Облегчите понимание собственных концепций и позвольте людям по достоинству оценивать вашу гениальность.


Рецензии
ФИЛОСОФИЯ --- есть интеллектуальное брожение в мозгу на окружающее человека; неизвестное и непонятное, но внушающее....., и внушающее основательно!!!
Короче.
Всякий мудак -- философ!
Но, не всякий философ -- мудак!

(Винни-Пух).

Эдгарт Литау   16.11.2013 01:54     Заявить о нарушении