Змеи в воде

1966 год. Он был у меня особенно знаменательным. Передо мною встал вопрос, куда ехать этим летом, родители  предложили два варианта: первый - пионерский лагерь, их посещение я просто обожал, там была насыщенная пионерская жизнь. Полная свобода от школьных занятий и кружков  Дворца пионеров. Мне больше всего нравился подъём. Ты находился потом целый день в круговерти разных мероприятий. Восемь часов утра, звук горна поднимал всю округу, мы весело сбрасывали с себя одеяла, по-дружески сделаем несколько бросков  подушками друг в друга и быстрей к умывальнику, он был на улице, примерно в двадцати метрах от нашего корпуса, там была уже очередь. Это недолго, две-три минуты и уже бежим туда…куда, сами знаете. Опять подбегаем к умывальнику, здесь уже очереди нет, спокойно умываемся и в корпус. Застилаем кровати, одеваемся по-спортивному и на плац, а там уже физрук распределяет по отрядам: младшие бегут 200 метров, средние 400 метров, старшие – сколько хотят, но не менее 500 метров. Не помню, чтобы мы когда-либо ослушались физрука, потому что он был у нас директором лагеря. Да и никто не сопротивлялся и не уклонялся, знали, всё это для здоровья. В исключительных случаях, только после того как удостоверится врач, но ему, при моих заездах работы не было, а может и была.
 Больше всего нам нравился футбол, играли все и что интересно, старшие всегда помогали младшим, какой-то коллективизм был. А трибуны кричали: «Судью на мыло», благо физрук не смотрел, кто это кричит, думаю, ох, досталось бы ему на занятиях в школе. Мазила, - кричали другие, это когда мяч пролетал рядом со штангой. Обед. Вот это дело и самое любимое мероприятие. Вкусно очень готовили наши тёти-повара, спасибо им. Нравились котлеты, как в школе, так и здесь в пионерском лагере, так и звали их: «школьные». Даже уже взрослым, если приходилось где-либо в столовой кушать котлеты, и если от них исходил тот же запах и вкус, сразу вспоминаешь школьные годы. После обеда, хитрили, но иногда и спали. Затем компот, какое наслаждение, с вишнями,  грушами, яблоками…нет, не могу, слюнки так и текут. После ужина, вся прелесть пионерской жизни, концерты, кино, танцы…мне нравились эти замысловатые движения в паре, что сам даже посещал хореографическую студию при, Дворце пионеров, а вот в лагере почему-то стеснялся, думаю напрасно… и костёр. Пионерский лагерь был в лесу и в окрестностях его собирали всё, что должно гореть, палки, шишки. Лес был идеальным от нашей старательности. Так проходили три недели нашей сладкой жизни в летние каникулы
Второй вариант – поездка в город Ижевск, к родному папиному брату. Вот тут первый вариант отбрасывался полностью. Конечно в Ижевск, тем более, что в пионерских лагерях я со второго класса. Переживу. А это новые детские приключения и самое главное, что далеко. Как сказал папа, до Москвы полторы суток и после Москвы  двое суток поездом. В Москве нам повезло. Пробыли целый день. По-моему и были даже везде. Красная площадь, Мавзолей Ленина, Исторический Музей, ГУМ. Это идеал для всех магазинов, что я видел. Три этажа, ажурные перила, переходы, фонтан, настоящий фонтан с водой и в помещении. Вечером с Казанского вокзала мы «отчалили» в город Ижевск. Время пролетело быстро и вот мы вышли на перрон и нас встретили наши родственники. Я помню как дядя Ваня, тётя Наташа, его жена и дети – Люда и Саша приезжали к нам в Чернигов, когда я переходил во второй класс. Люда была на год старше меня, Саша на три младше, но это не мешало нам носиться по двору Черниговской четвёртой школы, благо там было раздолье и гора Елецкого монастыря, на которой была филармония. Что-то я отвлёкся.
 Мы сели в автобус и с Ижевского вокзала поехали в центр города. Квартира у дяди Вани была просторная, напоминала футбольное поле, но бегать не пришлось, так как уважали соседей по дому, а может просто не разрешали сильно шуметь. В один из дней мы все вместе поехали на ижевское водохранилище, купаться, загорать. Я более-менее уже умел плавать на короткие дистанции, по сравнению прошлых лет, так что препятствий с купанием со стороны отца не было. Сначала вдоль береговой линии, затем подальше от берега. Рядом был пирс, то ли специально сделанный, то ли для лодок, но их я не видел. Нырнут, что  ли, - предложил я себе. Вижу дно, видно, уложены плиты на дне, я и прыгнул в воду. Проплыв под водой буквально метры, открыл глаза, чтобы оглянуться  в воде, как вдруг, на вытянутую руку, рядом со мною плывут три змеи. Вот тут-то дыхание не затаишь, я как стрела «вылетел» на поверхность и что силы рванул к берегу, почему не к пирсу, до сих пор загадка, там было намного ближе. Саша даже побежал с пирса на берег и встретил меня у края воды. Я лежал на песке и твердил: «Змеи, там змеи…». В это время подошёл к нам мужчина и спросил: «С какой школы, фамилия как?» Вторая, - ответил я, Володя Сучков. Приходи осенью к нам в секцию плавания, я тренер, у тебя, по-моему, есть способности, скорость развита, техники нет, но этому научим, - сказал Дмитрий Николаевич, так он представился. Немного отдышавшись, я сказал, что в воде видел три змеи, и моя скорость зависела от того, догонят они меня, или нет.
 Дмитрий Николаевич удивлённо усмехнулся и в это время подошёл отец. Когда он услыхал эту историю, отец посмотрел на воду, где купалось много людей, и тоже удивился моим словам. Смотри, - сказал папа, все купаются и ныряют, но никто из воды не выходит. А ты сам, нырни и посмотри, - ответил ему. Хорошо, я пошёл, - сказал папа и побежал к пирсу. Когда я смотрел на Сашку, он улыбался и приговаривал, - Вот папка твой ничего не боится. У края он остановился и прыгнул в воду, через мгновение он вылетел на поверхность и быстро поплыл назад, но спохватился и остановился, видя, как все кто стоит на пирсе прыгают в воду, но спокойно продолжают находиться в воде. Тогда он ещё раз опустил голову под воду и, пробыв там довольно долго, по ступенькам поднялся на пирс. Подойдя к нам, сказал: «Так, всё понятно, нырнёшь ещё раз и всё поймёшь, даже можешь их потрогать, они вреда тебе не принесут». Так вот, почему ты так быстро плыл к берегу, понятно, а я хотел, впрочем, приходи осенью в бассейн, там поговорим, есть у тебя задатки к плаванию, - сказал Дмитрий Николаевич. Отец объяснил Дмитрию Николаевичу, что это будет не возможно, так как мы живём на Украине и здесь в гостях. Тогда, пусть в вашем городе сходит, посмотрят на его, возможно спортсменом станет, резервы нам нужны, правда худой, но попробуйте, накачается, - посоветовал Дмитрий Николаевич.
И только на третий день я осмелился зайти в воду и, какое было моё удивление, что рядом со мною, буквально в метре, может в двух, лежат три палки, я хотел до них дотронуться, но они от меня уплывали. Я долго не мог сообразить, что это такое и только Саша мне сказал: «Смотри, над нами провода, когда на  воде волны, кажется, что там змеи, а когда тихо, то просто линии, я сам в прошлом году испугался, но не так как ты, я был у берега, просто выпрыгнул из воды, это бывает тогда, когда солнце прямо над нами».
Через три или четыре дня мы уезжали и надо же с нами, до города Агрыз, ехал Дмитрий Николаевич. Он рассказал, как тренирует пловцов и, что осенью уже будут, проходить соревнования на первенство школ и ещё  раз посоветовал прислушаться к его словам. Спасибо, Дмитрий Николаевич, наш тренер  в Чернигове, сказал: «Страх и спорт, разные вещи». И я продолжал ходить в духовой оркестр до самой Армии, но военный оркестр я избежал, спасибо военкому, хотел быть в линейных войсках и этого добился… В этот раз мы забыли взять с собой фотоаппарат, ни одного снимка. Жаль.


Рецензии