Книги. ноябрь-2, 2013. пост 20

Шкала оценок:
1 - мусор, не брать в руки
2 – бумага стоит дороже напечатанного на ней текста
3 – литература домохозяек
4 – банальность и вторичность
5 - неплохо, читать для разнообразия
6 - качественная литература, стоит прочесть
7 - ещё чуть-чуть, и было бы блестяще
8 - блестяще, гигантское поле для размышлений
9 - шедевр, читать непременно
10 - Тора, Евангелия, Коран






О национальной идее, «записках повешенного» и
самом страшном человеческом грехе - равнодушии…


Сегодня я буду говорить долго.
У меня не было времени подготовить краткую речь.
У. Черчилль

Дмитрий Медведев поклонник Deep Purple? О боже, какой ужас!
Я не знал. Я просто сейчас потерял дар речи. Нет, у России - никаких шансов.
А. Паркер, режиссёр

Я понимал, что путь, который избрал президент, для меня означает следующее: либо я буду последним в ряду повешенных, но буду обязательно повешен, либо я буду первым в ряду повешенных, но с высокой
вероятностью неповешенным быть вообще, потому что удастся переломить ситуацию. Я выбрал вто-
рой путь и могу сказать, что сегодня точно не сожалею об этом, хотя это очень сложный путь.
Б. Березовский

Привет, я, Неравнодушный Обыватель, представляю вашему вниманию последний, двадцатый, регулярный пост 2013 года о книжных новинках (и не только) – мне осталось только подвести итоги года, а там можно будет взять небольшой тайм-аут – отдохнуть и от книг, и от их рецензирования. Но сегодня – всё по плану, и первое, о чём я собираюсь сказать – это поделиться соображениями о национальной идее России. Мне показалось, у меня получилось вычленить из хаоса текущей дискуссии тот сгусток, вокруг которого начинается некоторое объединение национально ориентированных дискутантов. Я не случайно назвал этот набросок нацидеи сгустком, потому что он представляет собой зыбкий конгломерат реакций на реалии сегодняшнего дня, чудесным образом оказавшихся конгруэнтными старым патриотическим мифам.
Что я слышу изо всех государственных СМИ? Польша – недогосударство! С голландцами не нужно церемониться! Украина – страна предателей! Прибалтика – историческое недоразумение! Кого ни возьми, все уроды. США – мировая закулиса и сборище серийных маньяков и насильников над русскими детьми! Но это – старые лозунги. К ним добавились такие – Европа погрязла во грехе! Католики будут гореть в аду! Папа Римский сдаёт извращенцам ценности!! Папа объявил о ревизии понятия греха! Папа – «г…о собачье» (http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/23890, 58 минута)! Во всём мире победил гомосексуализм! И отсюда само собой вытекает, что Россия – это и есть оплот нравственности и святости, и есть тот Воин Света, который в одиночку сражается с миром тьмы, зла, разврата и похоти! Чем не национальная идея?! Православие, самодержавие, народность! Нет либерастам, нет гомикам, нет абортам, презервативам и ГМО, нет Хэллоуину! Да – патриотизму, да – консерватизму и православию, да – традиционной семье, телесным наказаниям, Домострою, чинопочитанию и урокам НВП! Ведь именно Россия с его православием выстояла против ордынских безбожников, хитрых хазаро-иудеев, католических шведо-поляков, протестантских германо-фашистов, магометанских османцев и банд Шамиля! Именно православие сохранило истинную веру в огромном океане скверны продавшейся педо-либерастам американо-европейской цивилизации! И именно по православию проходит последний рубеж войны за духовные скрепы, за нацидею! И поэтому мы будем отстаивать самоидентичность – принимать законы против пропаганды гомосексуализма, иностранного усыновления, иммигрантов, свободных выборов, демократии, чуждых праздников и ценностей!
В этот момент слеза должна навернуться от гордости за Россию – а перед глазами встать огромная империя, возвышающаяся над всеми соседями, ежечасно прирастающая территориями и народами, несущая в падший мир свет истины и добра, а на самой вершине – русский народ, сплотившийся вокруг сгустка своих страхов нацидеи под названием «Кто, если не мы!». Но возникает противоречие, и идиллия рушится сама собой. Национализм, шовинизм, противопоставление себя миру – признак не мудрого сильного народа, а его детский возраст, признак его неполноценности, непреодолённых комплексов, неразвитости, пугливости. И поэтому имперское мышление и национализм несовместимы, вырывание себя из мирового контекста и война против всех – это сектантская, пещерная политика, свидетельствующая о серьёзной болезни народа. И как бы ни обыгрывалось понятие «стержневой нации» (словечко из вокабуляра Геббельса) в мирном контексте в эфире «Главрадио», и какой бы ни рисовалась картинка грядущей великой России, империя, основанная на национализме и ортодоксальном вероисповедании, всегда останется оксюмороном и недоразумением.   
А теперь, к обзору новинок, но после новостей.


Один мудрец сказал: Членов семьи можно уподобить моли, пожирающей имущество человека.
Абуль-Фарадж, «Книга занимательных историй»

NFN1. 7 ноября Альберу Камю исполнилось бы 100 лет.
NFN2. 11 ноября Фёдору Михайловичу Достоевскому исполнилось бы 192 года.
NFN3. 12 ноября младшему эксперту Блога НО Кириллу С. исполнилось 3 года. Ура!


Не стоит рассчитывать на религию. У Бога нет бёдер и нет жизни. Когда в ночной тиши ты взываешь
к нему, он не перевернётся на бок и не спросит тебя ласково: «В чём дело, милый?»
Г. Уэллс

Книга 1. Меир Шалев, «Секреты обманчивых чудес»
Для чего. Имя автора предполагает абсолютный знак качества текста – о чём бы он ни был.
О том, кто. Меир Шалев (1948) – один из самых известных, но одновременно и самых лучших писателей современности, лицо израильской литературы начала 21 века. По моему мнению, это лучший на сегодня писатель. Родился в Израиле, детство провёл в мошаве Нахалаль. Его отец - выдающийся израильский писатель Ицхак Шалев (роман «Дело Габриэля Тироша»). Служил в Армии обороны Израиля, затем изучал психологию в Еврейском университете в Иерусалиме. С 1974 года Меир Шалев начал работать как теле- и радиоведущий, в 1987 году оставил телевидение, посвятив себя литературе. С тех пор написал семь больших романов, несколько книг в жанре нон-фикшн и книг для детей. Переведён на многие языки. Очень любим в России.
И ещё. В интервью Меира Шалева спросили об отношении к новому российскому закону о запрете пропаганды гомосексуализма. Вот, что он ответил: «Следуя логике тех, кто запрещает романы о перверсиях, нужно запретить печатать «Преступление и наказание» Достоевского как пропаганду убийства и проституции».
Когда и где. От библейских времён до наших дней. На страницах великих книг.
О чём. Нынешний сборник Меира Шалева посвящён литературе. Книга Бытия. Овидий. Томас Манн. Герман Мелвилл. Владимир Набоков. Аксель Мунте. Шолом-Алейхем. Николай Гоголь. И ещё примерно десяток авторов. Это те книги, которые запали в душу Меиру Шалеву. Которые в своё время смогли что-то объяснить ему. Которые связали разрозненные ощущения и знания в единую цепь. Он рассказывает об этих своих любимых книгах, но не в этом его цель. Подобно тому, как он анализировал в работе «Впервые в Библии» первое признание в любви, первый поцелуй, первую смерть, здесь Шалев, например, показывает, как в истории культуры складывался образ набоковской Лолиты – красотки-ангела-запретного-удовольствия: через нимф у греков, рыжеволосых героинь Ветхого Завета, через «Песнь песней», через Овидия и Томаса Харди. То есть можно сказать – вся человеческая цивилизация шла к этому образу, а можно воскликнуть - из какого же сора возникают главные персонажи мировой литературы! Точно так же интересно исследуются зоопарки в разных мировых столицах – от Иерусалима до Мадрида.
Кто. Автор.
Как. Если бы это был новый роман, я поставил бы 9 баллов, не читая – пусть меня простят дотошные читатели. Я действительно ничего не могу поделать со своей неудержимой и необъяснимой любовью к этому писателю. Я не встречал описаний природы более красивых, чем у него, не слышал признаний в любви нежнее, чем в его романах, не плакал так сильно от умиления самыми обычными бытовыми вещами, кроме как это сказано у него. «Секреты обманчивых чудес» - немножко другая. От неё не заплачешь, не перестанешь спать ночи напролёт. Но рука мастера (как ни банально это звучит) чувствуется в каждом предложении. Это очень занимательно - заглянуть в чужие мысли, в чужое восприятие, поэтому эта книга – довольно интимное чтение, и я искренне советую её всем, даже не таким последовательным поклонникам, как я.
Цитата. «В зоопарк Мадрида я пришёл пешком и уже издалека услышал громкое рычание львов, смех гиен и крики птиц. Было похоже, что там одновременно кормят всех зверей сразу. Но когда я вошёл внутрь, оказалось, что крики издают не животные, а посетители».
Что, кроме. «Эсав». «Русский роман». «Фонтанелла». «Как несколько дней». «В доме своём в пустыне…» «Дело было так». «Голубь и мальчик». Нон-фикшн – «Библия сегодня». «Впервые в Бтблии». Детские – «Ямочки на щеках Зохар». «Змей, потоп и два ковчега».
На сколько. 7 баллов.


Один иностранный издатель моей первой книги признался мне, что по прочтении её он три ночи
подряд не мог заснуть, так встревожила его холодная, мрачная мораль, якобы содержащаяся в ней.
 Р. Докинз, «Эгоистичный ген»

Книга 2. Борис Березовский, «Автопортрет, или записки повешенного»
Для чего. Автор сделал для своей книги всё – в том числе, умер. Это дорогого стоит.
О том, кто. Борис Березовский (1946-2013) – не нуждается в представлении. Его можно назвать и предпринимателем, и публицистом, и политиком, и учёным – справедливости ради, он не просто носил эти маски, а реально достигал в каждой из этих областей недосягаемых вершин – в науке – это докторская степень и звание член-корреспондента РАН, в бизнесе – первые строчки в рейтингах Форбс, в политике – должность Секретаря Совбеза РФ, в умении убеждать и дискутировать – так ему вообще не было равных. Кроме всего перечисленного, другой (и главной) его страстью было «делание королей» - именно ему принадлежит идея второго срока Ельцина и первого – Путина, министров он двигал совсем легко, а партии создавал на бегу. С 2000 года до конца жизни из-за разногласий с Президентом РФ находился в эмиграции в Великобритании. Последние годы несколькими странами преследовался по обвинениям в отмывании денег и мошенничестве (Россия, Бразилия, Швейцария). В Великобритании имел паспорт на имя Платон Еленин. К концу жизни его финансовое состояние сильно ухудшилось после нескольких проигранных судов. Умер при невыясненных обстоятельствах.
И ещё. У Березовского, по его словам, была ещё одна страсть – женщины. Официально он был женат три раза и является отцом шестерых детей.
Когда и где. СССР, Россия, Британия.
О чём. Борис Березовский прислал весточку с того света. Иначе как объяснить название книги БАБа, написанное безо всяких оговорок и кавычек? Предваряет, правда, сборник дневников, выжимок из интервью, статей и переписки Березовского, подготовленный бывшим его советником Юрием Фельштинским, довольно жуткий и пророческий эпиграф автора – похоже, эти слова и легли в название книги. Кроме названия и эпиграфа, нас ждёт и ещё один удар ниже пояса - предисловие депутата Госдумы Алексея Митрофанова со словами «Я уверен, что физически Борис Березовский жив... Английские спецслужбы закрыли его по программе защиты свидетелей по делу Литвиненко». Задача шокировать выполнена. В целом же книга Березовского – это его монологи на самые различные темы – в том числе, и о обретении веры, м.п. православной. Книга ценна, помимо откровений автора, перепиской со спецслужбами России и хорошо подобранными фотографиями.
Кто. Березовский. Его коллеги, враги, женщины, конкуренты, оппоненты, союзники.
Как. Я искренне признателен Березовскому за первые сорок-пятьдесят страниц книги, где он рассказывает о своём становлении, своей жизненной платформе, своих ценностях (да, у него есть ценности и идеалы – правда, весьма специфические), философии, мировоззрении. Я был просто сражён искренностью и чёткостью его формулировок – к сожалению, потом началось позёрство, заигрывание с читателем, поиск самооправданий (если в начале он честно пишет: «у меня было три учителя… третий учитель научил меня злу», то к середине книги он пускается в рассуждения о любви к Родине, о стремлении к справедливости – что с ним абсолютно несовместимо), самоповторы, демагогия. В этом нет ничего удивительного – представляя его взрывной, самовоспламеняющийся характер, я думаю, что он, не успев начать писать, потерял всякий интерес к работе, и дописывал нехотя и без желания. Но вот насколько хватило, настолько это круто и без сантиментов. А дальше – широко известные события и предсказуемые оценки их Березовским. Демон не имеет права прикрываться лозунгами мира и добра – иначе это кукольный театр, а не Врубель. И ещё – Березовского нельзя оценивать с позиций обывателя, чтобы не впадать в морализаторство и занудство. Он – злой дух, или персонаж романа, или ипостась змея-искусителя, но точно не человек во плоти. Именно таким он и показался мне на первых страницах своих «записок повешенного». За них и оценка.
Цитата. «У меня в жизни никогда не было хобби. Вообще никогда. Всё, чем я занимаюсь, и есть хобби».
Что, кроме. «Березовский Борис. Искусство невозможного» (в 3 книгах)
На сколько. 6 баллов.


Если человек пишет хорошо, только когда он пьян, я скажу ему: «Пей,
сколько влезет!» И если он скажет мне, что из-за этого страдает его печень, я отвечу ему: «Что
есть печень? Мёртвая вещь, что живёт, лишь пока жив ты, стихи же, написанные тобой, будут жить вечно».
Ф. Пессоа

Книга 3. Джон Ирвинг, «Мир глазами Гарпа»
Для чего. Это единственная книга, которая получила 9 баллов в рейтинге НО-2013!
О том, кто. Джон Ирвинг (1942) – американский писатель и сценарист. Его биография довольно обычна и сама по себе не представляет особого интереса. С 1961 года он учился в университетах Айовы, Вены, Питтсбурга, в 1965 году получил степень бакалавра с отличием в университете Нью-Хэмпшира. Первый роман Ирвинга «Свободу медведям» 1968 года был хорошо встречен публикой, о нём хорошо отозвался и один из учителей Ирвинга в Писательской мастерской университета Айовы Курт Воннегут. За роман «Мир глазами Гарпа» 1979 года писатель получил Национальную книжную премию и принёс ему всемирную известность. В 1999 году вышла экранизация романа 1985 года «Правила дома сидра», сценарий к которой написал сам автор, за что он получил премию «Оскар». Всего является автором полутора десятков романов, пять из которых экранизированы. Проживает в США.
И ещё. Есть авторитетное мнение, что читать этот роман лучше в том переводе, где он называется «Мир по Гарпу» (я прочитал в другом).
Когда и где. Вторая половина 20 века. США.
О чём. В этот раз меньше всего хотелось бы пересказывать сюжет, поскольку уровень этого художественного произведения настолько высок (и в нашем рейтинге, и по мнению огромного количества читателей), что совершенно не имеет никакого значения, о чём эта книга. Поэтому ограничусь тем, как я увидел этот сюжет. «Мир глазами Гарпа» - роман о писателе и писательстве. Это история одного гения от рождения до смерти, вписанная в материю окружающего мира со всеми сопутствующими её аксессуарами – матерью, женой, детьми, книгами, смертями, страхами, гениальностью. Что-то в эту картину вносит сам Гарп, что-то видоизменяет, на чём-то просто оставляет отпечаток своей личности, но несомненно одно – мир не был бы таким, не окажись в нём Гарп, не впишись он весомо, грубо, неловко в эту ткань Космоса в определённый пространственно-временной промежуток её существования. Ещё это книга о том, что если и возможно писать книги, то никак иначе, кроме, как кровью самого писателя (по справедливому замечанию Ницше), и что если имеется хоть одна причина не писать, то писать не нужно. Ибо сотворение новой вселенной (а что иначе делает писатель новым произведением?) это крайне ответственное занятие, оно приводит не только к появлению новых миров и их обитателей, но встраивается в видимую реальность, делая её безвозвратно изменённой. Так я увидел «Мир глазами Гарпа».
Кто. Т.С.Гарп. Дженни Филдз, мать. Хелен, жена. Роберта Малдун, подруга Гарпа. Мистер и миссис Филдс. Дети – Уолт и Дункан.
Как. Я уже говорил о том, что пробелы в образовании меня очень гнетут, но по мере сил я стремлюсь наверстать упущенное время. Именно поэтому в этом году я открыл для себя Джона Ирвинга – гораздо позднее Хеллера и Фаулза. Если сравнить моё знакомство с ним с лобовой аварией на машине, это не передаст никоим образом те ощущения, которые я испытал – ибо оно в прямом смысле сразило меня наповал. Я несколько ночей плохо спал, прокручивая в голове метаморфозы и слова Гарпа, а днём не мог ничем ответственным заниматься, находясь в перманентном диалоге с ним. Я без сомнения поставил книжке 9 баллов (и это единственная за год девятка!) и заказал остальные романы Ирвинга. В настоящий момент я прочитал «Молитву об Оуэне Мини» и ни капельки не разочаровался. Очень редко, но бывает, когда писатель и читатель становятся одним целым (пусть писатель об этом и не знает) – настолько длина волны их душевных и нервных колебаний совпадает. Мой случай с Ирвингом – из таких. Я искренне советую тем, кто не знаком с творчеством этого писателя (наверно, таких мало! – о, как мне стыдно!), присмотреться к нему и, возможно, начать знакомство именно с «Мира глазами Гарпа».
Цитата. «- Я покончу самоубийством, - любезно сообщил Гарп. - По-моему, это совершенно необходимо, чтобы стать окончательно признанным писателем. Нет, правда! Я не шучу. Согласитесь, в соответствии с нынешней модой это единственный способ доказать обществу серьёзность намерений писателя».
Что, кроме. «Молитва об Оуэне Мини». «Покуда я тебя не обрету». «Семейная жизнь весом в 158 фунтов». «Человек воды». «Четвёртая рука». «Мужчины не её жизни». И т.д.
На сколько. 9 баллов!


Рано-вранцi новобранцi / Виходили за село, / А за ними, молодими, / I дiвча одне пiшло.
Т. Шевченко

Книга 4. Абуль Фарадж, «Притчи»
Для чего. Прекрасный подарок другу, занимающему высокий пост.
О том, кто. Абуль Фарадж Иоанн Григорий (1226-1286) – сын прославленного врача, еврея Аарона, принявшего христианство, один из выдающихся деятелей сирийской и вообще восточной культуры 13 века, «лебединая песнь» Сирии (за последующие 400 лет в Сирии не появилось ни одного нового писателя). Как многие энциклопедисты средних веков, занимался всеми доступными  областями знания и искусства – его перу принадлежат: поэмы, стихи, притчи, юмористические рассказы, обширный философский труд с изложением учения Аристотеля, переводы из философских сочинений Ибн-Сины, трактат по астрономии и космографии, астрономический альманах для начинающих, комментарии на сочинения Гиппократа, Галена и других светил медицины, переводы медицинских трудов на сирийский и арабский языки, свой медицинский трактат, самая полная грамматика сирийского языка, толкование текста Священного писания, «Номоканон» (юридическое руководство в духовных и светских делах), обширная «Всеобщая история» в двух частях; кроме того, он систематизировал чуть ли не все научные достижения того времени.
И ещё. Христианина Абуль Фараджа Иоанна Григория не нужно путать с Абуль Фараджем ибн аль-Джаузи (опять же, не джакузи, а Джаузи), арабским религиозным толкователем хадисов, жившим на столетие раньше в Багдаде.
Когда и где. До 13 века. Цивилизованный мир.
О чём. По сути, «Притчи» - это труд Абуль Фараджа, уже издававшийся в СССР аж в 1961 году, только под названием – «Книга занимательных историй». Но данное издание - поистине уникальное – кожаный переплёт, золотое тиснение, дизайнерская бумага, трёхсторонний торшонированный медный обрез, цветные иллюстрации, гравюры, шёлковое ляссе, вес – 1,5 килограмма, тираж - 100 (!) экземпляров, стоимость – 9900 рублей. Читать подобную книгу в голову никому не придёт – в лучшем случае её откроет на произвольной странице любовница вашего друга, заглянувшая к нему в кабинет, в худшем – она так и будет стоять на бросающейся в глаза книжной полке, зажатая томиком «Кто есть кто в ивановской мировой политике?» с одной стороны, и коробкой с Хеннеси, стилизованной под фолиант, с другой. А зря – это сборник довольно любопытных сатирических притч, и кое-что актуально и сегодня.
Кто. Разные мудрецы из Персии, Греции, Индии и арабского Востока.
Как. Лично я временами смеялся – представления древних о науке, медицине, психологии - настоящий детский возраст человечества. Но местами он очень даже актуален – это всё, что касается толкования Священного писания (вот пример вневременной Книги!). Или, например, мысли о человеческом быте. Так, Абуль Фарадж считал, что любой город украшают пять вещей: «царь-победитель, справедливый судья, богатый рынок, искусный врач и полноводная река». Видимо, за 800 лет приоритеты величия городов несколько поменялись, потому что Иваново с точки зрения мудреца 13 века на рай на Земле тянет не очень. Но это – к слову. А так – книжка шикарная, перелистываешь страницу стоимостью 200 рублей и чувствуешь, как приобщаешься к прекрасному.
Цитата. «После смерти султана некто спросил у его младшего сына: - Кому из своих приближённых приказал султан заботиться о тебе? - Султан приказал мне заботиться о них, - ответил сын султана».
Что, кроме. Ничего для широкого читателя.
На сколько. 5 баллов.


Берегите слёзы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
Пифагор

Книга 5. Эно Рауд, «Сипсик»
Для чего. Культовая книга моего детства и многих людей, родившихся в 70-е!
О том, кто. Эно Рауд (1928-1996) - популярный эстонский детский писатель. Свои первые произведения опубликовал ещё в конце 30-х в детском журнале. Окончил Тартуский государственный университет по специальности «эстонский язык», работал в Эстонской национальной издательской ассоциации, после чего занялся писательским трудом. Популярность принёс Рауду цикл сказок о Сипсике (1962-1970). Но есть и не менее известные произведения автора - это повести-сказки из цикла «Муфта, Полботинка и Моховая Борода» - о приключениях трёх накситраллей, забавных человечков. За первую книгу цикла в 1974 году имя Э. Рауда было занесено в международный Почётный список Г.-Х. Андерсена. Опубликовал он и несколько сборников стихов для детей, занимался переводами. Также писатель сотрудничал с киностудией «Таллинфильм», написал сценарии к шести мультфильмам.
И ещё. Кстати, изображение Сипсика (полосатая голубая одежда, чёрные волосы) до сих пор является одним из символов детской литературы Эстонии. В пересказе Г. Муравина (о котором мы говорим), где имена героев Март и Ану заменены на русские - Максима и Аню, волосы Сипсика – жёлтые, а рубашка белая в красный горох.
Когда и где. 60-е годы 20-го века. Эстония.
О чём. Мальчик Максим делает своей сестре Ане на шестилетие подарок – шьёт своими руками тряпичную куклу. Кукла получается довольно нелепой, во всяком случае, не такой, как хотелось бы Максиму, и он в сердцах бросает слова, что, мол, «сипсик какой-то вышел». И вдруг кукла оживает, потому что Максим шил её с любовью в сердце, и сообщает Максиму, что её зовут Сипсик (ведь он сам её так назвал). А дальше начинается жизнь Сипсика – он плавает на резиновой лодочке по морю, выступает в игрушечном телевизоре, сушится на верёвке, летает на Луну, сражается с осами, - во всём его поведении чувствуется удивительная рассудительность и мужественность, а некоторые эпизоды лично меня просто сводят своим юмором с ума. Так, «зов моря», которым Сипсик объяснил Ане то, что ветер увлёк резиновую лодочку далеко от берега, достоин психоделического шинкарёвского «Максима и Фёдора». А вообще – Сипсик очень отважный, мудрый и философичный, несмотря на вату в голове – мне он гораздо более симпатичен, чем Винни Пух, у которого голова тоже была набита искусственным материалом – опилками. Но самое главное - Сипсик сразу же становится членом любой семьи, в которой его читают – именно поэтому его часто шьют (как это сделал Максим).
Кто. Сипсик. Максим. Аня. Бабушка.
Как. Встреча с Сипсиком спустя 30 лет стала для меня настоящим сакральным действием. Я дрожащими руками вынул её из озоновской посылки, открыл – и моментально понял, что каждую картиночку, каждый рассказик помню в мельчайших деталях, не забыл ни одной, самой ничтожной подробности. Издатели постарались доставить удовольствие и напечатали книжку точь-в-точь, как в моём детстве – даже формат книги оказался таким же – почти квадратным. Но дальше что-то неуловимое поменялось - я начал читать её вслух (своему младшему сыну-эксперту Кириллу), а слова, родные, любимые слова, зазвучали немножко по-другому, стали складываться немного в другие, чем в детстве, предложения, и рассказывать чуточку о другом Сипсике. Конечно, я понимаю, что это неизбежно – переосмысление наших детских привязанностей и идеалов, но всё равно было грустно. А Кириллу понравился и такой Сипсик. И поэтому уже новому Сипсику на правах ведущего этого блога, я ставлю 8 баллов (можно бы и 9, но это будет полный волюнтаризм) и искренне советую всем купить своим детям эту прекрасную, лучшую, по моим ощущениям, книжку 2013 года (да и всех предыдущих годов). 
Цитата. «Аня увидела, что Сипсик уже далеко от берега, и лодка направляется прямо в морские просторы. – Сейчас же поворачивай обратно! – испуганно закричала Аня. – Я бы повернул, – кричал Сипсик, – но зов моря очень силён. Я никак не могу ему противиться. Он всё больше и больше удалялся от берега, а ветер с суши подгонял лодку».
Что, кроме. «Муфта, Полботинка и Моховая Борода».
На сколько. 8 баллов.


А еще Кокотову почудилось, будто Лена отдала ему свою девственность так же легко, как
отдают погорельцам почти не ношеные, но неудобные туфли. И осадочек, как говорится, остался.
Ю. Поляков, «Гипсовый трубач, или Конец фильма»

Завершает нашу рубрику TOPSHIT и весь 2013 год Анатолий Вассерман (совместно с Нурали Латыповым) с книгой «Монологи эпохи: факты и факты», только что увидевшей свет. В чём же провинился «самый умный человек на свете» и «самый узнаваемый персонаж Интернета»? Мне кажется, вы и сами уже догадались – порок, о котором я постоянно писал и который считал и считаю самым страшным человеческим изъяном, это не что иное, как равнодушие. Я цитировал Нимёллера, я приводил примеры человеческой холодности и человеческого безразличия, я сравнивал равнодушных людей с предателями человечества, и вот сегодня – двадцатым по счёту, главным по пантеону, я указываю олицетворение этого порока на Земле, и это г-н Онотоле, внешне добродушный и смешной старичок в жилетке с огромным количеством карманов, Анатолий Вассерман.
Внешность людей часто обманчива – за ангельским лицом зенитовского капеллана (дружка милонова, м.п.! – не отметился ли и сам борец за скрепы в детском православном лагере?) скрывается мерзкий педофил. За маской болотной кикиморы прячется сентиментальный дедушка, который просит у Президента порулить нашей областью. И так далее – куда ни посмотри, содержание как правило (но не всегда) не соответствует наружности. Вот и с Вассерманом такая же беда. Меня всегда в нём что-то поражало, но я не мог разобраться, что – точно не энциклопедичность и ум - Бурда знает не меньше, точно не интеллигентность – Бялко приятнее, точно не человеческие качества – Равшан Аскеров мне ближе. И только, когда я начал читать его статьи (сейчас на оdnako.org) и книги, я понял, что меня одновременно и притягивало в нём и отталкивало. Беспредельная, завораживающая, абсолютная холодность – словно он сделан из металла или камня, но это не было самоотречением Заратустры или подвигом отшельника, это больше напоминало искусственный интеллект, порождение смелой фантазии робототехников, потому что помимо холода от него сквозило абсолютной бесчувственностью и безразличием – то есть, как будто, холодность не была продуктом его самосовершенствования и рефлексии, а являлась неотъемлемой характеристикой материала, из которого он был изготовлен.
Подробности его биографии подтверждают моё предположение – институт, работа программистом, сейчас – журналистом и политконсультантом, многолетнее участие в играх «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и «Брейн-ринг», владение языком эсперанто, обет безбрачия, убеждённость в истинности сталинизма, ненависть к Америке, западным ценностям, институту пенсий, национальным государствам и украинской независимости, уверенность в необходимости легализации проституции и наркотиков, запрета усыновления детей гомосексуальными парами и пропаганды гомосексуализма. Публицистика и высказывания на тему современной политики откровенно укрепляет в этом мнении. А книжка «Монологи эпохи…» логически завершают процесс формирования версии об искусственном происхождении Вассермана. Его не волнуем мы, его не волнует человечество, Бог, семья, цивилизация, будущее, любовь, смерть – он равнодушный ретранслятор услышанного. Если Докинз – изверг и не оставляет нам надежды, то Вассерман – могильщик всего живого и человеческого. Он говорит банальности, правильные (порой), разумные (реже), но не живые – вот темы, на которые он высказывается: неправота Резуна, ложь о голодоморе 1933 года на Украине, оправданность жертв при строительстве Петербурга Петром, обороне Ржева Жуковым и восстановлении промышленности Сталиным, безопасность ГМО, жадность правообладателей, экстремизм «зелёных» и т.д. Он не оставляет места жизни, как делают все равнодушные люди – топя проблемы маленького Человека в Величии Больших Целей Государства (для кого тогда существует государство, вообще непонятно).
Я Неравнодушный Обыватель, и я первый не готов промолчать, что Вассерман переплюнул всех предыдущих в своей порочности и греховности. Его нравственный и общечеловеческий нигилизм откровенно страшен, причём огромный интеллектуальный потенциал и энциклопедический багаж делают из него подлинное чудовище. Проблему усугубляет то, что с ним невозможно вступить в дискуссию, слишком велик разрыв в познаниях, и поэтому торжество равнодушия и душевного холода становится абсолютным и недосягаемым. А от этого ещё хуже и больнее. Одним словом, книга «Монологи эпохи» объявляется самой циничной и порочной за весь 2013 год! Хочется пожелать Вассерману покаяться, но это нереально – и тогда ограничусь советом для него оказаться в какой-нибудь ситуации, о которой он писал с точки зрения беспристрастного наблюдателя.
Позор Вассерману и равнодушию!


Мне каким-то образом всегда удавалось приспособиться к новому уровню роскоши,
не хныча и не жалуясь. Это одна из моих самых выигрышных черт.
У. Черчилль

РЕЙТИНГ «THEBEST2013»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД ИЗДАНИЯ/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ
1. Джон Ирвинг, «Мир глазами Гарпа»/ 2012 (1979)/ США/ 9/ 7,3
2. Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите… !»/ 2012 (1985)/ США/ 8/ 8,6
3. Ричард Докинз, «Самое грандиозное шоу на Земле»/ 2012/ Кения/ 8/ 8,5
4. Исаак Башевис-Зингер, «Шоша»/ 2012 (1978)/ Израиль/ 8/ 8,3
5. Евгений Водолазкин, «Лавр»/ 2012/ Россия/ 8/ 8,3
6. Юкио Мисима, «Моряк, которого разлюбило море»/ 2011 (1963)/ Япония/ 8/ 7,8
7. Херман Кох, «Ужин»/ 2013/ Нидерланды/ 8/ 7,8
8. Жозе Сарамаго, «Евангелие от Иисуса»/ 2009 (1991)/ Португалия/ 8/ 7,1
9. Владимир Сорокин, «Теллурия»/ 2013/ Россия/ 8/ -
10. Виктор Пелевин, «Бэтман Аполло»/ 2013/ Россия/ 7/ 9,9
11. Вилейанур Рамачандран, «Мозг рассказывает»/ 2012/ Индия/ 7/ 9,5
12. П. Авен, А. Кох, «Революция Гайдара»/ 2013/ Россия/ 7/ 9,0
13. Зоран Чирич, «Хобо»/ 2012/ Сербия/ 7/ 9,0
14. Карл Циммер, «Паразиты»/ 2013/ Германия/ 7/ 8,7
15. Павел Санаев, «Хроники раздолбая»/ 2013/ Россия/ 7/ 8,6
16. Максим Кантор, «Красный свет»/ 2013/ Россия/ 7/ 8,6
17. Карл Фруде Тиллер, «Замыкая круг»/ 2013/ Норвегия/ 7/ 8,5
18. Марек Эдельман, «Бог спит»/ 2013/ Израиль/ 7/ 8,0
19. Дмитрий Глуховский, «Будущее»/ 2013/ Россия/ 7/ 7,7
20. Джек Керуак, «В дороге»/ 2012 (1960)/ США/ 7/ 7,6
21. Меир Шалев, «Секреты обманчивых чудес»/ 2013/ Израиль/ 7/ 7,0
22. Эммануэль Каррер, «Лимонов»/ 2012/ Франция/ 7/ 7,0
23. Амос Оз, «Мой Михаэль»/ 2012 (1967)/ Израиль/ 7/ 6,8
24. Питер Хёг, «Дети смотрителей слонов»/ 2013/ Дания/ 7/ -
25. Арто Паасилинна, «Лес повешенных лисиц»/ 2013/ Финляндия/ 7/ -
26. Карен Армстронг, «История фундаментализма»/ 2013/ Британия/ 6/ 10
27. Ферран Адрия, «Семейный ужин»/ 2012/ Испания/ 6/ 9,5
28. Вера Полозкова, «Осточерчение»/ 2013/ Россия/ 6/ 9
29. Б. Грин, «Параллельные миры и глубинные законы космоса»/ 2013/ США/ 6/ 8,7
30. Виктор Франкл, «Сказать жизни «Да!»/ 2013(1946)/ Австрия/ 6/ 8,7
31. Михай Чиксентмихайи, «Поток»/ 2013/ Венгрия/ 6/ 8,7
32. Э. Радзинский, «Апокалипсис от Кобы», книга 3/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
33. Максим Кронгауз, «Самоучитель олбанского»/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
34. Джеффри Евгенидис, «А порою очень грустны»/ 2012/ США/ 6/ 8,4
35. Флинн Гиллиан, «Исчезнувшая»/ 2013/ США/ 6/ 8,4
36. Шолом-Алейхем, «Менахем Мендл. Новые письма»/ 2013/ Израиль/ 6/ 8,4
37. Гоце Смилевски, «Сестра Зигмунда Фрейда»/ 2013/ Македония/ 6/ 8,3
38. Торкиль Дамхауг, «Смерть от воды»/ 2009/ Норвегия/ 6/ 8,2
39. Солон, «Элегии»/ -594/ Греция/ 6/ 8,1
40. Эрленд Лу, «Фвонк»/ 2013/ Норвегия/ 6/ 8,0
41. Марина Степнова, «Женщины Лазаря»/ 2011/ Россия/ 6/ 8,0
42. Дэн Браун, «Инферно»/ 2013/ США/ 6/ 7,9
43. Блейн Харден, «Побег из лагеря смерти»/ 2013/ Сев. Корея/ 6/ 7,7
44. Павел Басинский, «Святой против Льва»/ 2013/ Россия/ 6/ 6,0
45. А. Терехов, «Натренированный на победу боец»/ 2012 (1995)/ Россия/ 6/ 4,5
46. Борис Березовский, «Записки повешенного»/ 2013/ Россия/ 6/ -
47. Милан Кундера, «Встреча»/ 2013/ Чехия/ 6/ -
48. Альберт Эйнштейн, «Мир, каким его я вижу»/ 2013 (1931)/ США/ 6/ -
49. Александр Иличевский, «Город заката»/ 2012/ Россия/ 6/ -
50. Юхани Паласмаа, «Мыслящая рука»/ 2013/ Финляндия/ 6/ -
51. Оке Эдвардсон, «Танец ангела»/ 2013/ Швеция/ 5/ 10
52. Ирвин Ялом, «Пробемы Спинозы»/ 2012/ США/ 5/ 9
53. Ян Зендкер, «Искусство слышать стук сердца»/ 2013/ Германия/ 5/ 8,8
54. Артур Клинов, «Шалом»/ 2013/ Белоруссия/ 5/ 8,7
55. Харуки Мураками, «1Q84», книга 3/ 2012/ Япония/ 5/ 7,8
56. Маржан Сатрапи, «Персеполис»/ 2013/ Иран/ 5/ 7,8
57. Заза Бурчуладзе, «Adibas»/ 2011/ Грузия/ 5/ 7,5
58. Дж. Ллойд, Дж. Митчинсон, «1227 фактов…»/ 2013/ Британия/ 5/ 7,3
59. Джесси Келлерман, «Гений»/ 2012/ США/ 5/ 6,5
60. Сергей Шаргунов, «1993»/ 2013/ Россия/ 5/ -
61. Мэри Блюм, «Баленсиага»/ 2013/ Франция/ 5/ -
62. Мигель Сихуко, «Просвещённые»/ 2013/ Филиппины/ 5/ -
63. Борис Гребенщиков, «Трамонтана»/ 2013/ Россия/ 5/ -
64. Паоло Вирно, «Грамматика множества»/ 2013/ Италия/ 5/ -
65. Ричард Бренсон, «Достичь небес»/ 2012/ Британия/ 5/ -
66. Солон, «Космические хроники»/ 2013/ Албания/ 5/ -
67. Бенджамин Лакомб, «Ундина»/ 2013/ Франция/ 5/ -
68. Уголовный кодекс в картинках (А. Меринов)/ 2013/ Россия/ 5/ -
69. Абуль-Фарадж, «Притчи»/ 2013 (1276)/ Сирия/ 5/ -
70. Капка Кассабова, «12 минут любви»/ 2013/ Болгария/ 4/ 8,8
71. Чинуа Ачебе, «И пришло разрушение»/ Нигерия/ 4/ 8,3
72. Франческо Фьоретти, «Тайная книга Данте»/ 2013/ Италия/ 4/ 8
73. Пол Янг, «Хижина»/ 2013/ Канада/ 4/ 7,6
74. Джоан Роулинг, «Свободная вакансия»/ 2013/ Британия/ 4/ 7,6
75. Мартин Сутер, «Кулинар»/ 2013/ Швейцария/ 4/ 6,5
76. Мо Янь, «Страна вина»/ 2013/ Китай/ 4/ 6,2
77. Януш Вишневский, «На фейсбуке с сыном»/ 2013/ Польша/ 4/ 5,7
78. Эдуард Лимонов, «Illumination»/ 2012/ Россия/ 4/ -
79. Олесь Ульяненко, «Женщина его мечты»/ 2011/ Украина/ 4/ -
80. Бернар Вербер, «Третье человечество»/ 2013/ Франция/ 2/ 9,1




РЕЙТИНГ «TOPBABYBOOKS»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ
1. Ротраут С. Бернер, «Карлхен растёт»/ 2013/ Германия/ 8/ 9,0
2. Эно Рауд, «Сипсик»/ 2013 (1970)/ Эстония/ 8/ 8,6
3. Джон Бойн, «С Барнаби Бракетом…»/ 2013/ Ирландия/ 8/ 8,0
4. Масаси Кисимото, «Наруто», книга 20/ 2013/ Япония/ 7/ 8,2
5. Роальд Даль, «Джеймс и чудо-персик»/ 2013 (1961) Норвегия 7/ 8,1
6. Кадзуми Юмото, «Друзья»/ 2013 (1992)/ Япония/ 7/ 8,0
7. Ллойд Джонс, «Мистер Пип»/ 2013/ Новая Зеландия/ 7/ 7,0
8. Эрик Карл, «Очень голодная гусеница»/ 2013 (1969)/ США/ 6/ 10
9. Ю. Гиппенрейтер, «Общаться с ребёнком. Как?»/ 2012 (1994)/ Россия/ 6/ 8,3
10. Ю. Дружков, «Прикл. Карандаша и Самоделкина»/ 2013 (1964) Россия/ 6/ 7,9
11. М. Ибука, «После трёх уже поздно»/ 2011 (1971)/ Япония/ 6/ 7,7
12. М. Чудакова, «Не для взрослых! Время читать»/ 2012/ Россия/ 6/ 6,4
13. С. и Л. Хокинг, «Джордж и большой взрыв»/ 2012/ Британия/ 6/ -
14. Катарина Киери, «Совсем не Аполлон»/ 2012/ Швеция/ 6/ -
15. Дж. Дональдсон, «Что услышала Божья Коровка»/ 2013/ Шотландия/ 6/ -
16. Таро Гоми, «Животные»/ 2013/ Япония/ 6/ -
17. Бредли Тревор Грив, «Друзья навеки»/ 2011(2003)/ Австралия/ 5/ 7,6
18. Рони Орен, «Секреты пластилина»/ 2012/ Израиль/ 5/ 7,0
19. И. и Л. Тюхтяевы, «Школа зоков и Бады»/ 2012/ Россия/ 5/ -
20. Лина Жутауте, «Каникулы Тоси-Боси»/ 2013/ Литва/ 5/ -



РЕЙТИНГ «TOPSHIT»

МЕСЯЦ/ НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ПОРОК/ ЖАНР
Январь/ Коко Шанель, «Жизнь, рассказанная ею самой»/ ложь/ автобиография/ Россия
Февраль/ Александра Маринина, «Оборванные нити»/ жадность/ детектив/ Россия
Март/ Владимир Мединский, «Стена»/ тщеславие/ истор.-прикл./ Россия
Март/ Павел Астахов, «Невеста»/ пошлость/ крим. роман/ Россия
Апрель/ Никита Джигурда, «Вертикаль русского мата»/ глупость/ поэзия/ Россия
Апрель/ Э.Л.Джеймс, «Пятьдесят оттенков свободы»/ безвкусие/ эротика/ Британия
Май/ Николай Стариков, «Сталин. Вспоминаем вместе»/ лицемерие/ история/ Россия
Май/ Паоло Коэльо, «Манускрипт из Акко»/ беспомощность/ притча/ Бразилия
Июнь/ Михаил Задорнов, «По родной России»/ мракобесие/ фотоальбом/ Россия
Июнь/ Конституция РФ в иллюстрациях/ лубочность/ комиксы/ Россия
Июль/ М. Леонтьев, «Большая игра…»/ подозрительность/ науч.-поп./ Россия
Июль/ Эва Хансен, «Цвет боли: красный»/ воровство/ БДСМ-детектив/ Норвегия
Август/ Амели Нотомб, «Синяя борода»/ вульгарность/ роман/ Бельгия
Август/ Виола Сюткина, «Фантазии и поэзии»/ самолюбование/ детская книга/ Россия
Сентябрь/ Йозеф Геббельс, «Михаэль…»/ ненависть/ псевдодневник/ Германия
Сентябрь/ Луис Ривера, «Змеелов»/ банальность/ эзотерика/ Мексика
Октябрь/ Э. Сафарли, «Если бы ты знал…»/ приторность/ сентиментальный роман/ Турция
Октябрь/ Вадим Зеланд, «Клип-трансерфинг»/ шарлатанство/ психотехники/ Россия
Ноябрь/ Парисула Лампсос, «Непокорённая»/ предательство/ мемуары/ Ирак
Ноябрь/ Анатолий Вассерман, «Монологи эпохи»/ равнодушие/ энциклопедия/ Россия


РЕЙТИНГ «TOPCOUNTRIES»

№/ Происхождение автора
1 Россия - 35
2 США - 11
3 Британия - 6
4 Израиль - 6
5 Япония - 6
6 Германия - 4
7 Норвегия - 4
8 Франция - 4
9 Швеция – 3
10 Италия – 2
11 Финляндия – 2
12 Австралия - 1
13 Австрия – 1
14 Белоруссия – 1
15 Бельгия – 1
16 Болгария – 1
17 Бразилия – 1
18 Венгрия – 1
19 Греция – 1
20 Грузия – 1
21 Дания – 1
22 Индия – 1
23 Ирак – 1
24 Иран – 1
25 Ирландия – 1
26 Испания – 1
27 Канада – 1
28 Кения – 1
29 Китай – 1
30 Литва – 1
31 Македония – 1
32 Мексика – 1
33 Нигерия – 1
34 Нидерланды – 1
35 Новая Зеландия – 1
36 Олбания – 1
37 Польша – 1
38 Португалия – 1
39 Сев. Корея – 1
40 Сербия – 41
41 Сирия – 1
42 Турция – 1
43 Украина – 1
44 Филиппины – 1
45 Чехия – 1
46 Швейцария – 1
47 Шотландия – 1
48 Эстония - 1
ИТОГО 120



PS: да, я всё-таки решил написать ещё один, внеочередной, пост о новинках литературы – уж очень многое боюсь пропустить. Единственное, я слегка сожму описание книг, хотя рассмотрю большее их количество. И – главное – shit’ов больше не будет – 20 пороков достаточно для того, чтобы заглянуть в адовые пропасти некоторых авторов, и потом – число 20 гораздо симпатичнее 21 или 22. Останусь в этом смысле символистом. В общем, встретимся через две недели – а через месяц подытожим сказанное. Читайте книги!

;Hasta luego! НО


Рецензии