Предательство

          Что есть предательство, казалось бы, очевидно всякому и не требует дополнительных разъяснений. Однако на деле наблюдается обратное. Часто мы используем слово "предатель" не по назначению – как хлёсткий эпитет, которым можно побольнее уязвить своего оппонента, мало заботясь о точности применения этого слова.
          Кого же мы с полным правом можем называть предателем?
          Предлагаю следующее определение: ПРЕДАТЕЛЬ – это бывший друг или соратник, ИЗ ЭГОИСТИЧЕСКИХ ПОБУЖДЕНИЙ (будь то корысть, страх, животные влечения, низменные мотивы или гордыня) нарушивший кодекс верности, отрёкшийся от дружбы и переметнувшийся в стан врага.
          Таким образом, предателем можно называть лишь такого перебежчика, который нарушил кодекс верности исключительно из "шкурных", низменных интересов: из побуждений плоти или гордыни. Если же мотивы перебежчика не носят эгоистического характера, а наоборот, преследуют цель достижения всеобщего блага, то и поступок его нельзя назвать предательством, а лишь РАСХОЖДЕНИЕМ ПО ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННЫМ СООБРАЖЕНИЯМ – расхождением, возникшим на почве различных представлений о должном.
          Человеку порой бывает нелегко сделать верный нравственный выбор в ситуации, когда сталкиваются сразу два-три мотива, которые не относятся к разряду "шкурных". Стремление не прослыть предателем и сохранить верность данной ранее клятве (воинской присяге и т.п.) может вступить в острый конфликт с желанием следовать велению совести и, возможно, с чем-то ещё. Приведу пример. Офицер царской армии присягнул "красным", постепенно осознал свою неправоту, задумал переметнуться к "белым", а тут ещё выяснилось, что к последним примкнуло большинство товарищей по академии. По некотором размышлении, пришёл к выводу, что последнее обстоятельство – конформистский мотив, который не приемлем для офицера! Ситуация запутанная и неоднозначная. Как в ней поступить этому человеку? В любом случае, следует помнить, что голос совести имеет неоспоримый приоритет над всеми остальными "голосами", точно так же, как законы Конституции имеют верховенство над любыми другими законами страны. Если человек присягнул совести, то все остальные присяги становятся условными и подчиняются этой главной. Совесть – высшая инстанция, имеющая власть оправдывать любого "перебежчика", кроме нарушителя её повелений.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

         Примечание. На просторах интернета встретил следующее суждение, принадлежащее перу одного литератора: "Предать можно из шкурных интересов, из явной выгоды. А можно (куда-а реже) из идейных соображений, тогда ты идейный предатель, это классом выше, грех твой меньше, но – всё равно предательство…"[*] В использованном здесь словосочетании "идейный предатель", по всей видимости, больше иронии, чем положительного смысла. В противном случае оно превращается в такой же алогизм, как выражения "знойная стужа" или "добрый злодей".
         [*] См. Веллер М., "Всё о жизни": http://www.ngebooks.com/book_8080_chapter_72_Predatelstvo.html


Рецензии