Встреча с Одарченко, 1981 г
При Советах существовала такая форма идеологической работы, как общество «Знание». Одноименным издательством выпускались брошюрки по актуальным вопросам современности.
Командированные этой всесоюзной организацией профессиональные лекторы,популярные артисты, поэты и писатели ездили по всей стране. Они выступали перед коллективами трудящихся и учащихся преимущественно в т.н. красных уголках во время обеденных перерывов. Содержание их выступлений было многообразным: от "свободу Анджеле Дэвис" до "есть ли жизнь на Марсе".
На эти бесплатные встречи парткомы и профкомы пытались загнать всех. Это была трудная задача. Слушать лекцию о творчестве какого-нибудь итальянского художника, пусть даже самого Леонардо да Винчи,хотелось далеко не всем. Но иногда на этих мероприятиях было очень даже интересно.
Отложилась в памяти, к примеру, встреча с прообразом скульптуры-памятника воину -освободителю (с девочкой на руках) в Берлине. Эта встреча происходила в стенах ГПТУ №7, где я "работала" секретарем комитета ВЛКСМ.
Очень высокий, крепкого телосложения, светло-русый, лет пятидесяти герой войны Иван Степанович Одарченко в деталях описывал историю создания этого монумента. Вот что я записала с его слов:
«Иван Степанович не просто прообраз, он соавтор скульптора Вучетича, ибо явился вдохновителем его идеи.
Необходимо было увековечить подвиг советского народа. В сражении за Берлин погибло 20 тысяч советских солдат. Предлагалось очень много вариантов памятника. Наконец, выбрали один-единственный.
Памятник задумали строить в июне 1945 года. Высотой он планировался в 13 метров, для чего требовалось 70 тонн гранита и мрамора.
30 заводов на него, этот памятник, работало, несколько тысяч русских и немецких солдат.
Но возникли проблемы с нехваткой строительного материала. Швеция предложила мрамор, но только в обмен на золото.
И вот приходит старый немец: «Я антифашист. Сидел в концлагере. Когда меня спасали русские, то их много погибло. Я хочу вам помочь. »
И он показал русским солдатам целые горы «залежей» гранита и мрамора всего в 90 км от Берлина.
Откуда это? Выяснилось, что Гитлер закупил всё это у Швеции для памятника Победы Германии над всем миром.
Был даже макет: постамент 314 м. шириной, 314 м. длиной, 75 м. высотой, а наверху орел со свастикой держит в когтях земной шар.
Только через год началось строительство. Очень долго Вучетич искал прообраз, сотни кандидатов просмотрел. Так долго искал, что им наверху уже стали недовольны.
И вот наступил праздник – День физкультурника. «Стал Евгений Викторович на меня смотреть. Думаю, чего он ко мне прицепился. Взял да и повернулся к нему спиной, - вспоминает Иван Степанович.- А он вдруг как закричит: «Вот! Вот, что надо! Нашел!».
Так мы познакомились…
Работал скульптор со мной в Академии художеств Берлина ( английский сектор). Сначала сделали голову, потом плащ-палатку и меч, потом все остальное.
Рабочий вариант «лепился» в масштабе 2,5 метра. Первая девочка, которая сидела у меня на руке, для натуры, была дочерью немецкого скульптора, коммуниста Краузера.
Но в окончательном варианте запечатлен облик другой девочки – дочери советского коменданта г. Берлина генерала Котикова.
Отливали 13-метровую фигуру литейщики Ленинграда. Никакой другой завод не согласился на эту работу из-за боязни не справиться. А вот ленинградцы посчитали для себя большой честью выполнение этого госзаказа. Сделали за короткое время.
8 мая 1949 года состоялось открытие этого памятника… ».
Все присутствующие на этой встрече оценили портретное сходство «лектора» с изображением скульптуры на открытке, отметили мастерство ваятеля.
Я взяла у Ивана Степановича автограф, и он даже продиктовал свой адрес: г. Тамбов, ул. Дружбы, дом 23.
Года три назад я с приятным удивлением увидела на экране телевизора героя этой встречи. Он по-прежнему богатырь.
Свидетельство о публикации №213111701791