Встреча с Одарченко, 1981 г

2 марта 1981 года. 

При Советах существовала такая форма идеологической работы, как общество «Знание». Одноименным издательством  выпускались брошюрки по актуальным вопросам современности.

Командированные этой всесоюзной организацией  профессиональные лекторы,популярные артисты, поэты и писатели  ездили по всей стране. Они выступали перед коллективами трудящихся и учащихся преимущественно в т.н. красных уголках во время обеденных перерывов. Содержание их выступлений было многообразным: от "свободу Анджеле Дэвис" до "есть ли жизнь на Марсе".

На эти бесплатные встречи парткомы и профкомы пытались загнать всех. Это была трудная задача. Слушать лекцию о творчестве какого-нибудь итальянского художника, пусть даже самого Леонардо да Винчи,хотелось далеко не всем. Но иногда на этих мероприятиях было очень даже интересно.

Отложилась в памяти, к примеру, встреча с прообразом скульптуры-памятника воину -освободителю (с девочкой на руках) в Берлине. Эта встреча происходила в стенах ГПТУ №7, где я "работала" секретарем комитета ВЛКСМ.

Очень высокий, крепкого телосложения, светло-русый, лет пятидесяти герой войны Иван Степанович Одарченко  в деталях описывал историю создания этого монумента. Вот что я записала с его слов:

«Иван Степанович не просто прообраз, он соавтор скульптора Вучетича, ибо явился вдохновителем его идеи.

Необходимо было увековечить подвиг советского народа. В сражении за Берлин погибло 20 тысяч советских солдат.  Предлагалось очень  много вариантов памятника. Наконец, выбрали один-единственный.

Памятник задумали строить в июне 1945 года. Высотой он планировался в 13 метров, для чего требовалось 70 тонн гранита и мрамора.

30 заводов на него, этот памятник,   работало, несколько тысяч русских и немецких солдат.

Но возникли проблемы с нехваткой строительного материала. Швеция предложила мрамор, но только  в обмен на золото.

И вот приходит старый немец: «Я антифашист. Сидел в концлагере. Когда меня спасали русские, то их много погибло. Я хочу вам помочь. »

И он показал  русским солдатам  целые горы  «залежей» гранита и мрамора всего в 90 км от Берлина.

Откуда это? Выяснилось, что Гитлер закупил всё это  у Швеции для памятника Победы Германии над всем миром.

Был даже макет: постамент  314 м. шириной, 314 м. длиной, 75 м. высотой, а наверху орел со свастикой держит в когтях земной шар.

Только через год началось строительство. Очень долго Вучетич искал прообраз, сотни кандидатов просмотрел. Так долго искал, что им наверху уже стали недовольны.

И вот наступил праздник – День физкультурника. «Стал Евгений Викторович на меня смотреть. Думаю, чего он ко мне прицепился. Взял да и повернулся к нему спиной, - вспоминает Иван Степанович.- А он вдруг  как закричит: «Вот! Вот, что надо! Нашел!».

Так мы познакомились…

Работал скульптор со мной  в Академии художеств  Берлина ( английский сектор). Сначала сделали голову, потом плащ-палатку и меч, потом все остальное.

Рабочий вариант «лепился» в масштабе 2,5 метра.  Первая девочка, которая сидела у меня на руке, для натуры, была дочерью немецкого скульптора, коммуниста Краузера.

Но в  окончательном варианте запечатлен облик другой девочки – дочери советского коменданта г. Берлина генерала Котикова.

Отливали 13-метровую  фигуру литейщики  Ленинграда. Никакой другой завод не согласился на эту работу из-за боязни не справиться. А вот ленинградцы посчитали для себя большой честью выполнение этого госзаказа. Сделали за короткое время.

8 мая 1949 года состоялось открытие этого памятника… ».

Все присутствующие на этой встрече оценили портретное сходство «лектора» с изображением скульптуры на открытке, отметили мастерство ваятеля.

Я взяла у  Ивана Степановича автограф, и он даже продиктовал свой адрес: г. Тамбов, ул. Дружбы, дом 23.

Года три назад я с приятным удивлением увидела на экране телевизора героя этой встречи. Он по-прежнему богатырь.


Рецензии