Бошиманы - маленькие стрелки большой саванны

Большие специалисты по ядам, неутомимые ходоки, довольствующиеся только луком и стрелами, бошиманы очень оживляют сердце Африки, где они самыми первыми обосновались с незапамятных времен. До сих пор их кочевой образ жизни поражает: они не признают никаких госу-дарственных границ. Эти своеобразные «африканские цыгане» любыми путями проникая через любые преграды и в Ботсвании, и в Анголе, и в ЮАР. Это племя, насчитывающее всего около 70 тысяч человек, признает только законы саванны,  где  они чувствуют себя как рыба в воде.
"Не разводите огонь на пепле бывшего очага, это может вызвать грусть по прошлому. Такова наша поговорка,"- говорит с особым запалом и горячностью Тхабари. Он присел на корточки, чтобы укрыться от ветра, у скалы, покрытой корнями алоэ. К стене приставил и свой колчан. Вынул из него длинный прут и деревянную дощечку, которую положил на землю, накидал на нее маленьких сухих веток, воткнул в дощечку прут и стал быстро его вращать ладонями. Он не смотрел даже при этом на появившийся голубоватый дымок, как результат какого-то чуда* а затем и на вспыхнувшие ветки» Он думал только об од¬ном; как бы скорее согреться, а так же о том, когда, наконец закон¬чится это холодное время года - зима.
Немного позже, когда солнце начало бросать свои "метки" в виде слабых лучей на кустарники, Тхабари продолжил свой путь через саванну. То там, то здесь он, походя поправлял корешки и ягодки, но ни разу не остановился, чтобы собрать их. В племени бошиманов все распределено четко. Сбором трав, других растений и ягод занимаются исключительно женщины.
Но вот Тхабари остановился и оперся о ствол акации, достал из ме-шочка, сшитого из кожи антилопы, что-то вроде сигары, сделанной бог знает из какого табака. Потом, соблюдая предосторожность, он прикурил ее с помощью зажигалки. Для Тхабари зажигалка была сродни чуду. Этот «генератор» огня, который он использует с большой экономией, Тхабари никому не показывает, поэтому из-за ее наличия и ходит один, как сегодня.
Тхабари, как и его соплеменники, не придерживаются традиций и предпочитая нововведения, даже, можно сказать, плюют на них, «Несколько лет назад - время для нас не имеет особого значения - мы делали наконечники стрел из кварца, - говорит Тхабари, - используя при этом растительную мастику. Когда кварца не было, в ход шли осколки костей, рогов, слоновой кос¬ти. Однажды наступил такой день, когда бошиманы поменяли свои про¬дукты питания на железо, его намного легче обрабатывать, и оно прекрасно "переносит" яд в жертву.
Женщины же занижаются с детьми лишь сбором растений: фруктов, луковиц, корней. Они всегда способны отличить хорошие растения от от  ядовитых, которых в саванне достаточно много. Мужчины племени специализируются только на отравляющих веществах. К примеру, отравляющая субстанция животного происхождения способствовала изобретению ими "мирного оружия", для устрашения. При воздействии такого яда живое существо лишь на время парализует. Однако бошиманы предпочитают яд, получаемый ими из двух видов личинок жестокрылых насекомых. Это вещество довольно медленно проникает в кровь, парализует мышцы, и лишь затем наступает смерть. Противоядие пока не известно. Жестокрылые насекомые удивили энтомологов пятнадцать лет назад. Ведь раньше думали, что в пустынных пространствах Намибии насекомых вообще нет. Но однажды они появились. Именно в дюнах появились виды, способные жить в песках с ветреной стороны дюн.
Именно яд привел к тому, что бошиманам, как, впрочем, и некото-рым другим племенам, не нужно было совершенствовать свое оружие, достаточно довольствоваться и луком, из которого можно послать отравлен¬ную стрелу на охоте на расстояние 25 - 30 метров, даже на все сто. У этого племени есть свой секрет, во избежание несчастного случая при обращении со стрелой, бошиманы не наносят яд на кончик стрелы, а только чуть выше. Охотятся же бошиманы часто на антилоп, применяя отравленные стрелы. Мясо такой убитой антилопы можно употреблять в пищу, не боясь быть самому отравленным, так как яд, убив животное, уже теряет свою смертоносную силу.
Что касается дисциплины, то бошиманы всегда должны быть дисциплинированными и мудрыми. Таков закон племени. Что касается мудрости, то это качество для Африки очень неожиданное. Однако племя бошиманов им обладает сполна: никаких споров и «разборок» между людьми здесь и в помине нет. Ведь каждое серьезное трение может закончиться о¬меном отравленных стрел, которые приведут к смерти, поэтому в этом племени яд выступает в роли оружия мира, обязывающий бошиман жить в дружбе и согласии. В племени даже небольшие склоки тут же выносятся на обсуждение и "гасятся" в зародыше. Вот прекрасный опыт и урок для цивилизованного мира.
Тхабари рассказал о прекращении одной из таких тяжб, когда каждая из сторон в итоге отказалась от своей первоначальной позиции.
Эти антагонисты передали оружие свидетелям и бились на кулаках до для тех пор, пока их силы не иссякли. Мотивы споров у таких примитивных народов, какими являются бошиманы, не отличаются разнообразием и очень редки, чем в других, более "развитых", так как, к примеру, зависть в этом племени практически отсутствует. Мало у них развито и чувство собственности, причина этого  стыдливость, такая, как у Тхабари, когда он уходит подаль¬ше от людских глаз, чтобы попользоваться зажигалкой - "предметом роскоши". Оружие, орудия труда каждого - все принадлежит всем. Ими могут пользоваться по очереди все, кто пожелает. Если у кого-то, к примеру, есть металлический топор, он немного попользуется им, по¬том подарит его одному из своих близких, а тот в свою очередь -другому соплеменнику. И так - по кругу!
Для кочевников понятие "богатство" - вещь относительная. Как каждый из бошиманов, тот же Тхабари - владелец лишь собственной одежды и предметов обихода, которые дала ему природа, и все это можно легко заменить, взяв, опять же, у все это у природы. У Тхабари почти нет одежды и предметов обихода, которая дала ему природа: набедренная повязка, сшитая из кожи антилопы и похожая на маленький передник, завязывающийся на талии. Еще у Тхабари есть кусок грубой ткани, в которую он закутывается, да ме¬шок, где находятся сигары, колчан и стрелы. И зажигалка! Кроме зажигалки, все остальное можно легко заменить, взяв, что требуется, у природы. Например, яйца страуса, предназначенные для хранения воды. Содержимое яиц страусов бошиманы удаляют, сделав в нем отверстие заостренной палкой, затем яйцо заполняют водой, а отверстие затыкают пробкой, сделанной из травы. Такие яйца племя разукрашивает,и кладет их вдоль троп, по которым ходят обычно бошиманы. Это - неприкосновенный запас -вода,которую можно использовать только в засушливое время года, источником влаги являются и дикие дыни, которые растут круглый год, хотя земля и очень скудна.
Каждый бошиман зависит от других. И Тхабари, как всякий охотник, идущей за антилопой, имеет в своем колчане разные стрелы. Кроме стрел, принадлежащих лично ему, у Тхабари есть стрелы каждого охотни-ка из группы. Добыча в первую очередь принадлежит тому, чья стрела попала точно в цель, и он уже на правах старшего занимается дележом охотничьего трофея, который, впрочем, всегда устраивает всех. Такое равноправие и "равновесие" - закон племени, так как в одиночку в местах, где проживают бошиманы, не выжить. У племени такая же доля, как и у обитающих здесь животных. Как и звери, бошиманы могут долго терпеть лишения / отсутствие пищи или воды/, зная, что плохой период для них обязательно закончится.
Также выносливы и женщины племени, когда они собирают фрукты и растения, "вооруженные" лишь заостренными палками и проходя многие десятки километров в небезопасных для жизни местах. Дары природы после таких походов они приносят в деревню на спине, на подходе к которой их часто встречают дети, чтобы облегчить ноши своих матерей. Тем не менее, Тхабари знает, что белые, живущие на юге, насмехаются над племенем, говоря при этом  лености и беззаботности б¬шиман, которые "не хотят работать", предпочитая оставлять много времени отдыху и забавам. Но такое суждение явно поверхностно. Линия жизни племени складывалась тысячелетиями, когда из-за отсутствия надлежащих орудий труда для обработки этой сухой и твердой как камень зем¬ли не было, потому все усилия по ее обработке не приносили желаемых результатов,  поэтому бошиманы и привыкли жить только в гармонии с дикой природой. Жизнь  кочевников в саванне очень тяжела.
Перед Тхабари тропка поднимается вверх среди мелких дробленых камней Калахари, изобилующей всеми прелестями пустынной саванны. На горизонте виднеются  массивные баобабы, "измученные" жарким солнцем акации, кустарники, среди которых обитает множество змей, включая желтую кобру. В таких местах люди и животные  "борются" за воду, чтобы выжить. Бывает, что по девять месяцев в году в Калахари не вы¬падают дожди...
И в таких условиях живут бошиманы, ставшие жертвами многих коло¬ниальных войн и миграционных "волн". Эти люди, рост которых нге превышает I метра 55 сантиметров / еще меньший рост имеет проживающее в этих местах племя хотентотов - 150 сантиметров/ оста-лось очень мало: около 35 тысяч. Правда, сейчас благодаря смешанным бракам может появиться тенденция к увеличению племени, но это уже будет не чисто этническая группа людей, К тому не группы бошиманов очень разбросаны по территории Африки и у них нет единства. Бошиманов можно встретить в Намибии, Анголе, ЮАР, в других африканских государствах». Говорят же бошиманы на различных диалектах, которые похожи, при этом издают особые "щелкающие" звуки, понятные другими племенами и народами.
Даже несмотря на привоз различных товаров цивилизации в эти места, таких как радиоприемники, часы, местное население сохраняет любовь  к своей традиционной культуре, украшениям, которые очень тесно связаны с природной красотой. И медицина в этом племени очень оригинальна. Например, чтобы снять боль и избавиться  от нее, к щекам "пациента" ставятся два рога на присоска. И все -боль проходит! Это один из элементов собственно традиционной меди¬цины, которая развита и используется многими племенами, Бошиманы не исключение. Правда, молодые люда племени бошиманов, название которому  в семнадцатой веке дали голландские колонизаторы, мало-помалу у сейчас стали открывать для себя удобства цивилизации, к примеру,  велосипед.  Но такие "поступки» делают подростки , дети, появляющиеся на свет благодаря смешанным бракам  бошиман и , например, представителями такого «цивилизованного» племени, как банту.
Настоящие  бошиманы не признают все, чего достигли цивилизованные государства. Сейчас со стороны Ботсваны и соседних с ней государств делаются попытки  привить этому племени оседлый образ жизни.  Раньше, чтобы кочевники не пересекали границы стран между Намибией и Ботсваной как им вздумается и когда  они захотят, наивные чиновники построили на границах металлические заборы. Но бошиманам любые преграды не страшны, они их преодолевают,  не обращая внимания ни на какие запреты. В последнее время для различных групп этого племени стали  строить разноцветные домики, желая хотя бы расцветкой привлечь бошиманов, зная их склонность и любовь ко всему яркому.  Увы,  кочевники не стали в них жить, считая, что их с просто пытаются обмануть. Нередко  бошиманов выживают  с прежних мест обитания, «предоставляя» другие, где кочевниками- охотникам никак не прокормить свои семьи.
Кочевники продолжают укрываться от непогоды в легких времянках-хижинах, которые служат им кровом не больше года. Впрочем, больше им и не надо, так как пожив на одном касте, племя перебираются на другое. К  постоянству места  проживания они не приучены. Строятся же такие хижины по древней традиции. Скачала делают каркас из веток округлой формы.  Затем его покрывают листвой и травой. Как в большинстве примитивных народов эту работу в основном выполняют женщины. В деревнях такие хижины стоят группами. В каждой из них проживает по нескольку семей. А входы расположены так, чтобы сохранить в тайне интимную жизнь, но в то же время, сохраняя  контроль за входящими и выходящими членами семейства.
Тхабари наконец отыскал следы двух жирафов. Это большой успех  - один жираф, может пропитать всех целую неделю! Тхабари-охотник поэтому поспешил в свою деревню, чтобы собрать для охоты на этих животных своих соплеменников. У него хорошее настроение, поэтому пока охитники собирались в путь Тхабари, смеясь рассказывал забавную историю про мужчин другого племени, которые делают специальный лук, из которого выпускают «стрелы  любви».
Дело в том, что влюбленный бошиман "выпускает" в сторону  избранницы своего  сердца такую стрелу. Если  красавица сохраняет эту стрелу, значит,  она согласна выйти замуж за этого "стрелка". В племени, к которому принадлежит Тхабари, влюбленные объясняются без «стрел любви», просто  словами. Но дальше все происходит очень оригинально. До свадьбы молодой  муж поселяется к родителям жены на довольно продолжительный срок,  но СВОИ супружеские обязанности  не выполняет. Когда такой "карантин* заканчивается,  молодым предоставляется  отдельная хижина. Кстати,  в хижинах могут жить только   вдовы и женатые члены племени. Холостяки у этих кочевников
и летом, и зимой спят "на свежем воздухе"» под деревьями!
 Недолго бошиманы остаются на одном и том же месте. Они уходят  дальше в поисках более лучших земель, подальше от наступающей цивилизации, туда, где можно спокойно заниматься охотой  и сбором  трав. Но Тхабари, возможно, останется на прежнем месте. Он стар, чтобы еще раз менять прежнее место жительства и знает, что его конец близок, а бошиман  не имеют воих кладбищ. Они бросают стариков, дав им провизию на неделю. Возможно,  Тхабари пойдет в саванну. Скорее всего, так и будет. И его съедят львы. Но перед
этим последним своим исходом обязательно покурит, используя свою драгоценную зажигалку.
Галина Остякова,
Слава Орлов


Рецензии