Наталья Алфёрова 2 тур

10.1
Вовка спасает дедушку
http://www.proza.ru/2012/12/17/955

   Вовка шёл из школы, возмущённый несправедливостью жизни вообще и учительницы в частности. Родителей в школу вызвали, он, Вовка, видите ли, девочек за косички дёргает. А то, что девочки перед этим дразнились и учебниками в него кидались никто, конечно, не видел! Ну, Вовка же не ябеда, не будет ныть, как девчонка: «они первые начали».
   «Надо дедушке записку отдать. Он и в школу сходит, и сильно ругать не будет. Ещё и защитит перед родителями», - подумал Вовка. Настроение значительно улучшилось. Дедушка внука всегда защищал. В прихожей встретил кот Черныш. Вовка поделился с ним своими огорчениями. Кот был на стороне друга:
 - Мурр, мурр, учебниками кидаться нехорошо и дразниться тоже! По-справедливости надо было и девочек тоже наказать. Вот моя подружка Муська себя никогда так не ведёт.
   Тут Вовка заметил на полу две сигареты. Наверное, дедушка, когда из пачки в портсигар перекладывал, уронил. Он поднял сигареты и положил на тумбочку около своего ранца, затем поспешил на кухню, им с Чернышом надо было пообедать.
  Кот притормозил у ванны.
 - Знаю, знаю, сейчас помою руки, - сказал Вовка.
   После обеда друзья устроились на диване. Вовка включил телевизор, скоро должен был начаться любимый мультфильм. Пока же шла какая-то передача. Вовка прислушался. Важный дядечка, наверное - профессор, рассказывал о том, как вредно курить, какие заболевания подстерегают курильщиков, как курение сокращает жизнь. Вовка замер, а потом обратился к коту:
 - Черныш, как думаешь, этот дядька в телевизоре правду говорит? А то дедушка-то мой давно курит.
 - Думаю, что правду, - ответил кот.
 - Ой! А дед только вчера целый блок сигарет купил,  – озадачился Вовка и пояснил коту: - Блок – это десять пачек в одной целлофановой обёртке. Представляешь, одна сигарета жизни угрожает, а это столько много! Вот бы знать наверняка, что курение настолько вредно.
 - Вовочка, а хочешь, я тебя отправлю в Сигаретную страну, там всё сам увидишь, - предложил Черныш.
 - Конечно, хочу, а что надо делать?
 - Принеси те две сигареты, что с полу поднял, - распорядился кот. Вовка принёс. Черныш произнёс:
 - Вова, мурр, мурр, пообещай, что больше не притащишь с собой никаких драконов.
 - А что, в Сигаретной стране есть драконы? - оживился Вовка.
 - Раньше не было, но ты пообещай.
 - Обещаю, - торжественно произнёс Вовка.
 - Так-то лучше, - успокоился Черныш и приступил, как он сам выражался, к инструктажу путешественника: - Значит, так: переламываешь одну сигарету и говоришь: «Туда, где все курят». Чтобы попасть обратно, разломишь вторую и скажешь: «Домой»
  Вовка засунул одну сигарету в карман, а вторую переломил и сказал: «Туда, где все курят» и закрыл глаза. Когда открыл, увидел, что находится в очень странном помещении. Именно так он представлял вигвамы индейцев, о которых рассказывал дедушка. Только стены были странными, ребристыми. Присмотревшись, Вовка понял, что «вигвам» построен из гигантских сигарет. Вверху было отверстие. Оглядевшись вокруг, Вовка понял, зачем оно. В жилище сидело на одеялах несколько человек. Они непрерывно курили. Дым вился к потолку.
 - Приветствую тебя, некурящий друг, - обратился к Вовке старший из обитателей вигвама. Он ни капельки не был похож на индейца, но имел головной убор из перьев и курил не просто сигарету, а трубку.
 - Здравствуйте, - вежливо ответил Вовка, и спросил: - А вы кто?
 - Мы старейшины племени курильщиков. Каждый из нас курит не менее сорока лет, - ответил старший и закашлялся.
 Его сосед справа прижимал руку к груди, а сидящий напротив худой мужчина держался на живот. Остальные покашливали. Откашлявшись, старший продолжил:
 - По законам племени мы должны показать новичку нашу страну, перед тем, как он решит у нас поселиться. Проводит тебя начинающий, у нас, сам видишь, здоровье не то.
   Вовка промолчал о том, что он вовсе не собирается селиться в этой стране. Старший достал сотовый телефон и куда-то позвонил. Через пару минут целлофан, закрывающий вход отодвинулся и в «вигвам» вошёл десятиклассник Сашка, сосед Вовки по дому.
 - О, Вован, здорово, а не рано тебе сюда? – поинтересовался он.
 - Александр! – строго произнёс старший. – Мы уже предупреждали, чтобы ты никого не отговаривал. Может, ещё сам отказаться от курения надумаешь? Смотри, законы Сигаретной страны знаешь. Проводи новичка.
   Вовка и Сашка вышли на улицу. «Вигвамов» было много, и над каждым вился дымок. Они отличались цветом и размером. Сашка пояснил, что это зависит от того кто какие сигареты курит. Жилища выстраивались в улицы, ведущие к прямоугольной площади.
 - На этой площади проводятся общие собрания, а когда прибывают новички проходит торжественный приём в ряды племени курильщиков с выкуриванием первой трубки, - объяснил Сашка.
 - Саш, но ведь курить вре… - Вовка не успел договорить, как спутник закрыл ему рот ладошкой.
 - Тсс, тише, у нас эта тема под строгим запретом, - Сашка с опаской огляделся по сторонам. – Ты же не хочешь попасть в исправительный блок.
 - А это что такое? – уточнил Вовка. Сашка наклонился к его уху и прошептал:
 - Это тюрьма.
   Затем выпрямился и неожиданно громко сказал:
 - А вот эти сигареты не зря называются лёгкими. Их фильтр очищает вдыхаемый воздух лучше других.
  Вовка заметил проходящих мимо них двух высоких крепких мужчин в форме, похожей на полицейскую, и в ковбойских шляпах. Один из них одобряюще похлопал Сашку по плечу:
 - Новичка обучаешь? Молодец, старайся, а то на тебя уже поступали жалобы, мол, законы наши не строго соблюдаешь, бежать хочешь. Смотри, допрыгаешься, шустрый.
  Когда Вовка и Сашка пересекали площадь, к ним с весёлым лаем подскочил щенок таксы. Вовка погладил щенка и удивлённо спросил:
 - А он-то откуда здесь взялся?
 - Его мама-такса жила у заядлого курильщика. Он всегда курил рядом с собакой, и она привыкла, поэтому пришла сюда за ним и щенка привела. А вообще-то собаки табачный дым не любят. Щенок тоже не любит, пытался сбежать. Но сюда только попасть легко, а вот попробуй выбраться, - Сашка тяжело вздохнул. Он взял щенка на руки и стал гладить таксёнка. – Такса, мама его умерла, а вот он бедный здесь мучается.
 - Саш, а ты хотел бы бросить курить? -  тихо спросил Вовка.
 - Конечно, хотел бы. Но видел, какие тут громилы охранники, без помощи не сбежишь! – Сашка снова вздохнул и крепче прижал к себе притихшего щенка.
 - Так и знал, что что-то затеваешь, - раздался громкий голос.
   Сашка с Вовкой аж вздрогнули, так незаметно подобрался к ним этот охранник. Вовка долго не раздумывал. Он достал из кармана сигарету и сломал её на глазах потрясённого от такого кощунства стража порядка. Затем обнял Сашку со щенком и произнёс: «Домой».
  Все втроём они очутились у Вовки дома. Черныш укоризненно посмотрел на Вовку, но тот никакой вины не чувствовал: ведь ни Сашка, ни таксёнок драконами не были.
 Сашка опустил щенка на пол и сказал:
 - Спасибо, Вован, ты настоящий друг! Теперь я точно больше курить не буду. Куда вот таксёнка девать, у меня дома овчарка живёт, мне не разрешат ещё и таксу.
 - Оставляй здесь, я своих уговорю! – сказал Вовка. Черныш возмущённо фыркнул, но высказать всё, что думает, кот при Сашке не мог.
   Когда Вовка пошёл провожать друга в прихожую, кот обошёл щенка, встал напротив и заявил:
 - Значит так, в этом доме главный я. Если хочешь остаться, слушайся меня. Понятно?
 - Тяв, - согласился таксёнок.
   Черныш, видя такое безоговорочное подчинение, смягчился:
 - Пойдём, покажу тебе самое важное место в доме. Называется кухня. Сегодня, так и быть, угощаю. Но потом будешь есть из своей чашки.
   Кот и таксёнок проследовали на кухню. Вовка, закрывшись за Сашкой, открыл шкаф в прихожке. У него осталось ещё одно важное дело.
   Когда дедушка с бабушкой пришли с работы, открыв дверь своим ключом, увидели странную картину: Вовка сидел на полу и доламывал последнюю сигарету из блока. Остальные образовали большую кучку.
 - Вова, что это? – только и спросила бабушка. Вовка вскочил и подбежал к ней:
 - Баб, я дедушку спасаю. Каждая сигарета ворует здоровье и укорачивает жизнь. А теперь смотри, сколько дедушка не выкурит! Он будет жить долго-долго.
  Бабушка обняла внука со словами:
 - Ох, ты моё солнышко!
   Дедушка же стоял и молчал, переводя взгляд то на «солнышко», то на кучу сломанных сигарет. Он словно потерял дар речи. Наверное, от радости, что у него такой заботливый внук.
   Бабушка и дедушка ещё не знали о записке от учительницы и о щенке, который по совету кота притаился на кухне. Черныш считал, что для сохранения нервной системы, взрослые должны получать Вовкины сюрпризы постепенно.   

10.2
 Сказка про Фому Черниговского, сына купеческого
http://www.proza.ru/2013/11/17/1830

   Во времена далёкие, стародавние в славном городе Чернигове жил-поживал, добра наживал купец Автандил. Тороватый был купец, денежка так к рукам и липла. Дом — чаша полная, жена красива да дородна, детишки здоровёхоньки. Знай, живи да радуйся. Ан нет. На любую бочку мёда ложка дёгтя найдётся. Огорчал купца старший сын Фома.
   Двадцатый годок пошёл сынку-то. И с лица хорош, и сложенья богатырского, а вот по уму ни в батюшку, ни в маменьку, бесхитростен, что дитё. Автандил ему торговать не доверял, прост больно для такого дела, а как денежка в руки Фоме попадёт: то нищенке с дитём малым отдаст, то погорельцам. Помочь кто попросит — никому не откажет.
   Оно бы всё ничего, дак ведь стал Фома и младших детей купеческих учить, что нельзя жить обманом, нужно по Божески, да помогать тем, кто в беду попал. Задумался Автандил, ведь эдак и дело передать будет некому — как без хитрости торговать, а без корысти добро наживать? Стал подумывать отправить сына на службу княжескую.

   А тут вот какая оказия вышла: появился в лесах Черниговских разбойник Антипка, что конных, что пеших обдирал, как липку, а уж обозы купеческие и подавно. Тяжко стало жить людям торговым. Да и остальным не сладко пришлось. И ведь пытались ватажку разбойничью изловить, да вот подходу не было. С дороги зайдёшь, уйти успеют. А через лес никто в то время не хаживал. Старики сказывали — жила в лесу том Баба Яга.
   Вот как-то подходит Фома к родителям и молвит:
— Благословите батюшка с матушкой. Пойду Антипку искать, поначалу слово молвлю, велю не зорить добрый люд. А коль по-хорошему не поймёт, поучу малость, — тут Фома кочергу взял, да в узел завязал. — А после в стольный град отправлюсь, наниматься на службу ратную.
Ну, купец, понятно, благословил сына старшего на правое дело. А матушка наказывала — не ходить через лес, а ходить тропами хожеными.

   Хоть и послушный был Фома, а наказу не выполнил. Ведь коль идти по тропке хоженой да по дороге большой разбойничков врасплох не застать. Через лес отправился. Долго ли, коротко ли дошёл Фома до полянки лесной. Глядь, стоит на ней избушка. Забор вокруг, над воротами два черепа коровьих повешено, а сами-то ворота покосились, того и гляди — рухнут. Непорядок. Подошёл Фома, на место ворота поставил, да в землю поглубже колышки вогнал, чтоб надёжнее.
   На крыльцо из избы старушка вышла, да и говорит:
— Ну, спасибо, добрый молодец. Дорога помощь непрошенная. Как зовут тебя, величают, что в лесу нашем забыл: дело пытаешь, аль от дела лытаешь?
— Здравствуй, бабушка, я Фома Черниговский, сын купеческий. Ищу Антипку-разбойника, потолковать с ним надобно, разъяснить, что негоже люд честной обижать.
   Старушка засуетилась:
— Да ты, Фомушка, заходи в избу-то, я тебя накормлю-напою, путь предстоит неблизкий. А что не спросишь, зачем мне черепа на ворота?
Фома плечами пожал:
— Двор твой, знать, нужно тебе так.

   В избушку зашли, хозяйка снедь на стол выставила, Фоме на лавку садиться велит. А там кот большой чёрный растянулся. Фома кота осторожненько подвинул, рядом на краешке притулился, заметил улыбку хозяйкину, пояснил:
— Уж больно сладко спит животинка, — да спохватился, — а тебя, бабушка, как величать прикажешь?
   Старушка подбоченилась:
— Звать меня — Баба Яга костяная нога.
   Фома посмотрел пристально, да молвил:
— Что это ты, бабушка, напраслину-то на себя возводишь? Какая ж ты Баба Яга? Ты старушка ещё справная, приглядная. А то, что ноги плохо слушаются, так у многих старых людей так бывает. Ты сходи к озерцу, что Коровьим зовут. Люди сказывают: ил с озера от хворей помогает. Старики туда ходят, у кого косточки ломит, да, ежели скотинка обезножит, через ил тот гоняют.
— Спасибо за добрый совет, в ответ мой послушай. Как Антипку увидишь, передай поклон от черепа коровьего. Он тебя тогда до словечка выслушает, да обещанье возьми, не разбойничать. Дальше увидишь, что будет.

   Тут Фома с хозяйкой избушки за еду принялись. Ест Фома, да знай нахваливает. Славные пироги у старушки. Кот проснулся, мяукать начал, с ним молодец поделился. А кот пирог-то съел, да и молвит голосом человечьим:
— Добрый ты, Фома, сын купеческий. Чтобы по лесу тебе не плутать зазря, пойду провожатым.
— И то дело, — поддержала кота старушка. — Ты, Фома не сумлевайся, до места тебя Котофей доведёт. Тем паче, отродясь такого не бывало, чтоб он сам помощь предложил.
   Кот фыркнул:
— А чего ж не помочь, коль человек хороший. Меня с лавки не столкнул, пирога не пожалел.
Фома с удивленьем справился да коту говорит:
— С провожатым, оно, конечно, надёжнее будет.
   Поблагодарил молодец за хлеб-соль, поклонился низко, да вслед за котом из избы вышел.
Баба Яга достала зеркальце, глянулась в него и себя похвалила:
— И впрямь справная ещё старушка. Надо к озерцу-то слетать, а то что-то косточки ломит, да и ступа застоялась.

   Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но любая дорога конец имеет. Дошли Фома с Котофеем до дуба старого. Кот и говорит:
—  Ну, вот и добрались. Дальше мне ходу нет. А ты по тропочке иди прямо и выйдешь на поляну, где разбойнички схоронились.
   Распрощался Фома с провожатым своим, по пути указанному двинулся. И впрямь, вышел вскоре на окраину большой поляны. Посреди костёр горит, над костром в большом котле варево булькает. Разбойнички вокруг сидят, а у ближнего к костру дерева пленник привязан. Одёжа богатая, не из простых, видно, мужиков.

   Фому разбойники увидали, с мест соскочили, да всей ватажкой накинулись. А Фома одной рукой махнул — половина разбойничков наземь упала, другой — ещё половина. Встали, кряхтя и охая, да по указу Антипкиному вновь напасть собрались. Тут Фома слова встреченной бабушки вспомнил, да сказал:
— Поклон вам от черепа коровьего.
   И всё на полянке застыло — не шелохнется: и разбойники, и огонь в костре, и варево в котле. Фома первым делом к пленнику подошёл, верёвку разрезал, но тот тоже застыл от поклона-то. Потом собрал молодец ножи да сабельки разбойничьи и уж после слово молвил:
— Потому говорю с вами, что, хоть и грабили люд честной, да никого не убивали, знать, чуток совести осталось. Пообещайте-ка бросить дело чёрное.
— Обещаем, — донеслись еле слышные голоса.
— Верю я вам, — произнёс Фома, оцепененье и спало. Только вздохнули разбойники, как тут же в свиней оборотились, да, хрюкнув, в ту сторону кинулись, откуда Фома пришёл. Один лишь из них, совсем ещё отрок, остался в человечьем обличье.

   Подивился Фома вслух:
— Что ж это деется-то?
А молодой разбойник и пояснил:
— Слыхал я о таком колдовстве. Коль слово дашь, а держать не собираешься — будешь ходить в свином обличье. Только я один, видать, решил боле не разбойничать.
   Тут пленник бывший подошёл, поклон земной отвесил:
— Благодарствуй, добрый молодец, что спас от плена разбойничьего. Как тебя звать-величать?
— Звать меня — Фома Черниговский, сын купеческий. А ты, кто таков будешь?
— А я воевода Путятя, ехал набирать дружину богатырскую. Да в пути сон сморил, во сне меня и повязали. А не пойдёшь ли ты Фома ко мне в дружинники:
— Отчего не пойти, — согласился Фома.
— Дядька воевода, меня возьми, не пожалеешь, — попросил бывший разбойник.
   Оглядел его воевода да засмеялся:
— Куда ж тебя такого хилого, в чём душа только держится.
А тот всё не унимается:
— Зато счёт я разумею, а уж куда незаметно проникнуть, да разузнать чего — мне и вовсе равных нет, не зря Ужакой прозвали.
   Жалко Фоме стало парнишку, решил замолвить за него словечко перед Путятей:
— Давай, возьмём, вдруг и вправду пригодится
   Ещё раз оглядел воевода Ужаку, да и решил:
— Возьму, но смотри у меня, коль скрадёшь чего — шкуру спущу.

   Довольный Ужака показал, где поклажа разбойничья, а в кладе том золото-серебро. Сгрузили всё на телегу, да решили в Чернигов везти, отдать тем, кого Антипка обобрал. Правда Путятя заикнулся, было, о казне княжеской, да под взглядом Фомы и осёкся.  Лошадок для телеги, да для себя с Фомой тот же Ужака откуда-то пригнал. А воеводы лошадь рядом стреноженная стояла. Так собрались да в путь отправились.

   А тем временем у избушки Бабы Яги собрались Антипка да его разбойнички в свином обличье, жалостно захрюкали. Вышла Яга на крыльцо, была старушка в настроенье благостном, слетала к озеру, косточки разогрела, потому не разгневалась, что огород потоптали, а сказала:
— Так и быть, сниму заклятье, но впредь: слово дав — держите. А тебе Антипка, ходить у меня в огородниках, пока последний урожай с огорода не сымем осенью. Это за грядки порушенные.
   Тут Баба Яга что-то прошептала, и свиньи вновь людьми оборотились, прочь кинулись, один Антипка остался — за огородом ухаживать.

   А Фому-то с воеводой да Ужакой в Чернигове радостно встретили, всем, кто обиду потерпел от Антипки, Фома злато-серебро отдал, честно, никого не обидел. Только батюшка его долго головой качал:
— Не в меня сын, не в меня, сколь добра и всё людям, ни монетки к рукам не пристало.
   Роздали клад разбойничий, да и дальше отправились — собирать дружину богатырскую, да служить верой-правдою Земле-матушке.

       


Рецензии
Здравствуйте, Наталья!
Общее впечатление о сказках:
Да, чтобы Вовка без Черныша делал?! Мне понравились обе сказки. Первая, на мой взгляд, требует большего объема – в ней замах на приключения. Было бы интересно почитать про страну курильщиков.

Удачи!

Александр Лугару   30.12.2013 13:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр!
У меня есть про Вовку помимо рассказов и две небольших приключенческих повести.

Наталья Алфёрова   02.01.2014 14:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.