А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 57-58
«Обновление форм может дать неожиданный поток мыслей.
...Мышление человеческое должно направиться на поиски
новых решений. Но для нового построения обстановки нужно
осознать, куда жизнь обращается».
(Агни-Йога, с.138.)
На протяжении последних разделов мы много говорили о человеке, как индивидууме, рассматривая его либо в отрыве от окружения, либо говорили о нем, как частице общества, или даже понимали его в масштабах Вселенной и Космоса. В этой главе мы остановимся на семье1), как первичной ячейке общества и как первой и основной форме взаимосогласованного существования людей.
Говоря о взаимоотношениях человека с обществом, необходимо разделить объекты, составляющее общество, по продолжительности их взаимодействия. Количество объектов, с которыми человек кратковременно взаимодействует на протяжении всей жизни, может быть чрезвычайно велико, а степень этого взаимодействия также различаться от слабых до сильных (опосредованных, случайных, относительно устойчивых и заканчивая достаточно стабильными), в связи с чем нет смысла пытаться полностью анализировать все возможные варианты взаимодействия человека с различными составляющими и структурами общества. К их числу можно отнести как отдельных индивидов, так и различные коллективы, начиная от дошкольных и заканчивая различными по временной устойчивости коллективов взрослых членов общества, таких как коллективов учебных заведений, трудовых и иных коллективов, в которые люди вступают для объединения, защиты и пропаганды своих различных интересов. Но все же особого взимания заслуживает его взаимодействие в семье, действительно являющейся первой совокупностью людей, действительной ячейкой общества, а, потому, заслуживающей особого анализа.
Существует много взглядов на историю возникновения, структуру и характер взаимоотношений в семье, которым посвящено множество трудов исследователей различного уровня и различных мировоззрений. Однако в данной главе хотелось бы в большей степени остановиться на энергетической характеристике семьи.
В главах 53 и 56, где рассматривались вопросы Любви и гороскопов, мы вплотную подходили к этой проблеме, но не углублялись в нее. Вместе с тем именно вопросы формирования Любовь и, особенно, рождения человека, в зависимости от даты рождения имеют определяющее значение для характера будущих взаимоотношений в семье, силе и направленности воздействий на человека, а, в конечном итоге, на общество в целом, не говоря уже о влиянии на Вселенную и Космос. И именно с этих позиций попробуем взглянуть на проблему семьи несколько в необычном плане - с позиций энергетического подхода ее сущности.
Прежде всего необходимо определиться, что речь будет идти о взаимоотношениях мужчины и женщины, направленных на создание устойчивой социальной ячейки, именуемой семьей, а не на удовлетворение некой временной страсти или увлечения без вышеуказанной цели. Вопрос влечения полов друг к другу без цели создания стабильной структуры общества уже рассматривался нами ранее, когда мы касались анализа Любви. (Вести разговор о «семьях», созданных представителей одного пола, не считаю нужным, поскольку сами по себе такие структуры противоречат основам Природы и не могут быть предметом нашего разговора, какие бы философские, нравственные, моральные и даже уже правовые обоснование под это не подводились. То обстоятельство, что в некоторых странах в настоящее время такие браки получили официальный правовой статус, не может свидетельствовать о соответствия этих отношений законам Природы, а, следовательно, и не будут объектом нашего исследования. Сам факт наличия между такими «супругами» сексуальных отношений не дает возможность даже говорить о реальных супружеских связях, которые предполагаются в нормальной семье, а скорее свидетельствует о существовании определенной аномалии в развитии этих людей. Да, в Природе встречаются различные аномалии, но это не может означать, что данные явления должны быть возведены в ранг Закона. Ведь ни кому, например, в голову не придет узаконить каннибализм или другие подобные аномальные явления, хотя в Природе такие явления могут иметь место.)
Возникновению семьи, как правило, предшествует этап знакомства мужчины и женщины.
(Я не буду останавливаться на случаях, когда, в силу национальных особенностей и традиций жених и невеста вообще не знакомы друг с другом, а впервые встречаются только на свадьбе. В данном случае мужчина и женщина лишены возможности создать семью на основе свободного выбора, добровольности и взаимного согласия, а, в конечном итоге, на основе стремления к взаимной гармонии друг к другу, и потому у них отношения, как правило, не возникающие и не протекающие, в добрачный период, формируются уже в период так называемого юридически оформленного брака, о чем будет говориться чуть ниже.)
В зависимости от целей, с которыми мужчина и женщина знакомятся друг с другом для создания семьи, каждый из них стремится узнать своего будущего супруга в том плане, который его интересует в данный момент. Не секрет, что немало браков заключается, как принято выражаться, «по расчету», то есть когда в основе лежат какие-то материальные или нематериальные выгоды, например, в стремлении избежать одиночества, удовлетворении каких-то материальных или психологических потребностей, порой даже из мести, любопытства и по каким-то иным мотивам. Но чаще всего в основе стремления создать семью все же лежит любовь, хотя уровни и понимание этой любви у будущих супругов могут быть совершенно различными. На анализе этих уровней Любви мы останавливаться не будем, поскольку кратко об этом мы уже говорили в соответствующей главе.
Первым этапом в таком знакомстве является, как правило, стремление обратить внимание своего избранника на себя. Независимо от того, были ли они ранее знакомы или встретились впервые, но стремление познакомиться поближе реализуется через проявление каких-то знаков внимания. Это можно расценивать как своеобразное энергетическое стремление двух составляющих, а иногда и одного из них, для создания некой совокупности. При таком подходе люди редко задумываются о том, что может ожидать такую совокупность в дальнейшем, не анализируют перспективы ее развития и дальнейшего существования. Одному или обеим из таких участников порой оказывается достаточным того, что они просто «хотят жить вместе» и что «сегодня им хорошо вместе».
Так или иначе, с момента первого знакомства с целью создания семьи будущие супруги, изучая друг друга, намечают и определяют круг взаимоотношений между собой, а также стремятся показать лучшие или желательные, по их мнению, для другого свои качества, которые в дальнейшем не могут быть раскрыты в силу различных причин. Это можно рассматривать как чрезмерное проявление Кинетической энергии, нарушая общую гармонию всей энергетики объекта за счет уменьшения энергий, сначала Потенциальной, а в итоге, и Внутренней. Такое устремление не может быть основой для создания достаточно устойчивой совокупности, поскольку любой объект, внутренняя гармония энергий которого нарушена, даже если это нарушение внешне имеет положительную цель, в конечном итоге, долго существовать не сможет и будущая совокупность распадется. Это чаще всего может быть проявлено тогда, когда один из объектов стремится достичь создания семьи любым способом, используя всевозможные методы и способы, не считаясь с реальным отношением к себе другого объекта.
Взаимное желание показать себя с самой лучшей стороны, не желая или будучи не способным проявить в себе новые или частично проявляемые положительные качества, как правило, в дальнейшем может оказаться первой причиной неудачного брака. Искаженная информация, заключающаяся в сокрытии, занижения или будучи не в состоянии устранить своих недостатков и преувеличение количества и степени своих положительных качеств, развить которые объект оказывается в дальнейшем не в состоянии (или не желая), вызывает у другого избранника неправильное представление о будущем супруге. Это может проявиться в дальнейшем, когда уже семья будет создана, а желаемых качеств другой супруг обнаружить не сможет. В дальнейшем это рано или поздно выявится, что может поставить под угрозу благополучие и само существование семьи. Но на этом этапе практически все влюбленные поступают именно так, стремясь, по возможности, привлечь к себе внимание своего избранника.
Другой крайностью во взаимоотношений знакомящихся людей является чрезмерная сдержанность или даже неприступность одного из них. Как правило, это либо действительная характеристика скрытности, замкнутости человека, либо желание под такой маской скрыть совершенно обратное. И то, и другое, в конечном итоге, может быть серьезным препятствием не только для создания семьи, но и, вообще, для первоначального знакомства с этой целью. Это можно рассматривать как взаимодействие двух объектов, когда один из них осознанно сдерживает проявление своей Кинетической энергии, тем самым, скрывая возможности Потенциальной энергии, что препятствует другому объекту, проявляющему гармоничное соотношение энергий, в том числе и Кинетической, взаимодействовать с первым объектом.
Наиболее оптимальным, полагаю, было бы найти гармонию между неприступностью и чрезмерным стремлением обратить на себя внимание избранника. В противном случае неприступность может оттолкнуть избранника, который не сможет разглядеть за этим все богатство души другого, а чрезмерная активность и желание во что бы то ни стало понравиться может вызвать впечатление о нем как о легкомысленном человеке. Дефицит информации может оказаться столь же вреден, как и ее изобилие.
Несомненно, бывают случаи, так называемой, «любви с первого взгляда», когда, встретившись глазами, люди понимают, что они оба нашли того, кого ждали или искали всю жизнь. В данном случае речь идет о взаимодействии высших Планов Астральных тел встретившихся и достаточно высокого уровня их Ментальных тел. Здесь уже данные Физических тел играют второстепенную, хотя и немаловажную, роль. Но, к сожалению, разглядеть через глаза духовный мир человека (ведь не зря говорят, что глаза - это зеркало души) дано не многим. Чаще всего в глазах можно увидеть характеристику низших слоев Астрального тела, свидетельствующих о проявлении обычных страстей и желаний.
В зависимости от объема информации, полученной друг о друге, будущие возможные супруги, а речь в данном случае идет именно о них, рано или поздно решают вопрос о создании семьи. При этом, чаще всего они оценивают характеристики и возможности своего избранника по отношению к своим требованиям, которые они хотели бы видеть в своем будущем супруге. Здесь, на мой взгляд, заключается первая ошибка, которая в дальнейшем может сказаться на взаимоотношениях в семье. Желание строить гармонию за счет своего избранника - это первый шаг к будущей дисгармонии, поскольку стремление переделать другого под свои требования, фактически, означает начало насилия по отношению к избраннику, а, следовательно, создает реальные предпосылки к распаду такого союза.
Только тогда, когда человек стремится достичь гармонии со своим избранником через само- и взаимосовершенствование, через устранение собственных недостатков и развитие своих достоинств, а также способствование достижение этого другим, - это будет взаимным стремлением к достижению Гармонии (Любви), что может привести к реальной гармонии между ними, поскольку она является основой Любви, то есть на взаимном стремлении к взаимной гармонии.
Чем больше будущие супруги смогут раскрыть себя своему избраннику без утайки и прикрас, тем более объективным может быть решение о возможности создания гармоничного брака. Сколько не скрывай своих недостатков, сколько не преувеличивай своих возможностей, рано или поздно все проявится. Это можно объяснить и взаимодействием двух объектов: сколь бы активно не проявлялась Кинетическая энергия у одного или обеих объектов, результат взаимодействия будет определяться внутренним соотношением всех трех энергий.
И вот будущие супруги решили вступить в брак.
Молодые люди чаще всего при этом базируются на информации Физического и низких или средних слоев Астрального Планов, а отсюда их интересует определенный круг будущих взаимоотношений связанных с материальными условиями будущей жизни и эмоциональные взаимоотношения между ними и окружающими. Именно последние чаще всего ассоциируются у них с духовной жизнью, поскольку жизненный опыт у них еще не всегда позволяет понимать истинно духовные ценности.
Те же, кто решает вступать в брак в более зрелом возрасте также прогнозируют будущее семьи с позиций материальных условий жизни, эмоциональных взаимоотношений между ними и окружающими, но накопленный жизненный опыт может открыть им и понимание реальной духовной жизни, хотя и на разных уровнях понимания духовности.
Так или иначе, будущие супруги планируют тот круг взаимоотношений, с которыми им придется или с которыми они бы хотели сталкиваться, находясь в браке. Чем более объективным и взвешенным будет их такой взаимный подход к планированию и прогнозированию будущей семейной жизни, тем больше у них в будущем шансов на создание и сохранение гармонии в семье.
Интересны в этом плане взгляды Платона относительно брака:
«...Надо вступать в брак, который вызвал бы одобрение разумных людей. Они не посоветуют тебе при заключении брака избегать бедных и слишком гнаться за богатыми. При прочих равных условиях следует предпочесть скромное состояние и тогда заключать брачный союз. Ведь это было бы на пользу и данному государству, и будущим семьям.
В самом деле, с точки зрения добродетели, равное и соразмерное бесконечно выше чрезмерного. Человеку, сознающему себя дерзким и вместе с тем склонным быстрее должного приниматься за различные дела, надо усердно стремиться стать свойственником умеренных людей, а кто от природы обладает противоположными качествам, тому надо и в свойственниках искать противоположное. Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только очень приятный ему самому. От природы так устроено, что всякий человек всегда склоняется к тому, что всего более к нему сходно; отсюда по всему государству возникает несоответствие, как имущественное, так и в отношении нравов.
... В браке каждый человек должен выше всего ставить взаимное соответствие своих детей, а не стремиться ненасытно к имущественному равенству. Кто при браке всячески обращает внимание лишь на имущественное положение, тогда мы попытаемся отвратить от этого пути порицания. Однако мы не станем принуждать его с помощью писанного закона.
Упомянем еще только сказанное выше, а именно: человек должен следовать своей вечнотворящей природе, поэтому он должен оставлять по себе детей и детей своих детей, постоянно доставляя богу служителей вместо себя».(9,224-225)
Понимая смысл сказанного, не трудно заметить, что Платон говорит о той же гармонии, но выраженной несколько иными словами. Взаимодействие противоположностей характеров людей, но сопоставимых по возможности взаимного гармоничного существования, способно создать гармонию взаимоотношений между людьми: «дерзкий и активный» должен стремиться стать «свойственником умеренных людей». что в конечном итоге приведет к гармонии взаимоотношений между ними.
Платон не забыл высказаться относительно приданного:
«Людей бедных надо наставить, что взаимное равенство заключается в том, чтобы не брать и на давать вследствие имущественной нужды приданного. Необходимое есть у всех граждан нашего государства; поэтому из-за денег там меньше возникает дерзости у женщин и низкого, неблагородного порабощения ими мужчин».(9, с.226)
То, что мы сейчас можем наблюдать относительно приданного, не может не удивлять: понятие «необходимое» для новой семьи порой достигает уровня «максимальное», когда молодые, готовящиеся вступать в брак получают в качестве подарков бизнес, квартиры, машины, солидные суммы денег и прочее, что окунает их в область изначального достатка, к которому они не только не готовы психологически, но и которое тормозит, а порой и делает невозможным в дальнейшем, достижение гармонии в семье. Материальное благополучие на первых же этапах семейной жизни не всегда способствует формированию прочных семейных отношений, осознанию супругами себя как семьи, ответственной друг за друга и своих будущих детей, впрочем, как и создание семьи без какой-либо реальной , хотя бы в ближайшее время, достаточной материальной базы.
Возникновение семьи обычно связывают с различными событиями, наступление которых свидетельствует о ее создании. Чаще всего к ним относят принятую в обществе форму подтверждения установления брачных отношений, к каким можно отнести регистрацию брака в соответствующих органах власти и/или совершение религиозного обряда бракосочетания. Однако само по себе соблюдение установленной формы, с которой связывают возникновение семьи, имеет во многом формальное значение и продиктовано необходимостью подтверждения факта установления круга прав и обязанностей супругов.
Платон не забыл остановиться даже на таком этапе начала семейной жизни, как свадебные торжества (пиршества), где также призывает к соразмерности и гармонии:
«На брачные пиршества каждая сторона должна приглашать не более пяти друзей или подруг, и таким же должно быть число родственников и домочадцев с обеих сторон. Издержки ни у кого не должны быть большими, чем это позволяет состояние.
Пить до опьянения не подобает никогда, за исключением празднеств в честь бога - дарителя вина -к тому же это не безопасно для человека, серьезно относящегося к браку. Здесь и жениху, и невесте подобает быть очень разумными, ведь это немалая перемена в их жизни. Да и потомство должно произойти вот наиболее разумных родителей; между тем ведь почти неизвестно, в какую ночь - или день - будет с помощью бога зачат ребенок. Поэтому зачатие не должно совершаться, когда тело расслаблено от вина. Напротив, ребенок должен зародиться, как это и подобает, крепким, спокойным, в утробе он не должен блуждать. А пьяный человек и сам мечется во все стороны, и увлекает все за собой; он неистовствует и телом, и душой; стало быть, тот, кто пьян, не владеет собой и не годится для производства потомства. Особенно надо воздержаться от этого в тот день и в ту ночь, когда совершается брак».(9, с. 226,227)
Что же касается различных религиозных обрядов, связанных с бракосочетанием, то здесь важное значение имеет отношение супругов к сущности этого обряда. Сам по себе религиозный обряд - это оккультное действо, заключающееся в энергетическом воздействии на супругов, суть которого может быть понятна лишь тем, кто посвящен в это таинство. Оно (энергетическое воздействие) действительно может помогать супругам как своеобразный энергетический посыл, как в момент совершения обряда, направленный на установление гармонии между ними, так и в дальнейшем, откуда они могут черпать силы для поддержания этой гармонии. Важно лишь верить в силу и значимость этого обряда. И тогда сила данного обряда, соединенная со взаимным стремлением к гармонии, будет основой длительного и счастливого брака.
Если же относиться к нему как к престижному обряду, если совершать его без веры в соответствующее учение, то сила его не только будет малоэффективна для семьи, но и может вызвать отрицательные последствия. Неверие, непризнание или непонимание сущности этого таинства, воздействие которого будет продолжаться достаточно долго, в конечном итоге может стать фактором разрушающим, поскольку не осознавший или отвергающий его значимость будет постоянно испытывать его воздействие, не будучи готовым к его восприятию. С другой стороны, страх перед наказанием, которое обещано за несоблюдение данных клятв при обряде, также не может способствовать установлению гармонии в семье, поскольку страх, основанный на незнании, уже создает предрасположенность человека к восприятию отрицательных энергий. Страх может выработать покорность, от нее всего лишь шаг до пассивности во взаимоотношениях в семье. Библейский принцип «Да убоится жена мужа своего» никогда не сможет быть основой гармонии в семье, поскольку страх исключает гармоничное существование и развитие женщины, как одной из составляющей структуры, именуемой нами «семья», а, следовательно, исключает саму гармонию в данной семье.
Как мы уже говорили, любая структура не может быть базироваться на основе, противной гармонии, в том числе и на страхе, а, следовательно, библейская заповедь «да убоится...» не может быть основой возникновения гармонии семейного союза. Правильнее, на мой взгляд было бы сказать о Любви, доверии, взаимопонимании и гармонии во взаимоотношениях между супругами.
Рассматривая семью как устойчивую форму совместного существования мужчины и женщины, характеризующуюся общностью быта, взаимопомощью и моральной ответственностью, можно сравнить ее с образованием устойчивой совокупности из двух гармоничных составляющих и связанными с этим характеристиками взаимодействия энергий. Поэтому говорить о создании семьи можно лишь тогда, когда образуется такая гармоничная совокупность. Никакая регистрация или обряд не могут сами по себе еще свидетельствовать о создании семьи, если еще практически не реализовалось стремление мужчины и женщины к совместной гармоничной жизни. Это может произойти как до общепринятых установленных обрядов, так и значительно позже их наступления, а в отдельных случаях может не наступить и совсем, даже при наличии вышеуказанный обрядов.
Принято считать, что в основе брака и семьи лежит (должна лежать!) Любовь. В главе 56 мы уже говорили о Любви, как о стремлении к гармонии двух совокупностей, что в полной мере применимо и относительно создания семьи. (При этом мы исключаем варианты однополых семей или семей, исключающих общепринятый природный принцип построения семьи.) Человеческая семья является конкретной формой реализации такогоПриродного взаимного стремления к установлению гармоничных взаимоотношений между любящими людьми. Следовательно, семья считается созданной тогда, когда взаимное стремление двух субъектов противоположного пола к гармонии приобретает конкретные практические воплощения в виде моногамной семьи.
Вместе с тем, история семьи свидетельствует, что далеко не каждое стремление людей к совместному гармоничному существованию воплощается в такое, что не всякий зарегистрированный брак создает семью в ее подлинном смысле, или иначе говоря, что Любовь, как непременное условие счастливого брака, либо не всегда возникнет, либо со временем «куда-то уходит».
Чтобы понять причины этого, необходимо рассматривать семью не просто как «малую группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью», то есть не как сумму, а как совокупность двух составляющих. (Если под суммой понимается общее количество, результат сложения, то совокупность характеризуется установлением более высоким уровнем рядов общих признаков, устойчивостью связей и гармоничным взаимодействием составляющих совокупностей.)
Схематично это можно изобразить следующим образом:
а) б) в)
где: а) - сумма;
б) и в) - совокупности.
Рисунок 98
Данные схемы (при условии признания равенства характеристик каждого объекта) позволяют судить об устойчивости и силе взаимодействия составляющих в разных случаях.
В первом случае (а) можно утверждать, что мы имеем дело с простым сосуществованием двух объектов, каждый из которых является самостоятельным, а общим является лишь область их совместного соприкосновения, которая, в данном примере, является минимальной сферой взаимодействия объектов (область взаимодействия двух окружностей). Здесь взаимодействие характеризуется не столько наличием определенного притяжения, сколько преобладанием отталкивания. Применительно к семье можно сказать, что в данном случае взаимоотношения людей лишены Любви, то есть стремления к гармонии, а сама семья людей без каких-либо устремлений к образованию целостной и устойчивой совокупности, основанная на взаимодействии внешних (чаще всего физического или биологического план) взаимодействий.
Во втором случае (б) уже имеется б;льшая общая (или единая) область взаимодействия двух объектов (область обоюдного взаимодействия), что свидетельствует не только о совместном сосуществовании, но и наличии области единого взаимодействия. Относительно семьи здесь можно говорить о том, что между людьми существует определенный круг общности интересов (или взаимодействия), в пределах которых может (и должна !!!) быть установлена гармония. Это и есть показатель уровня Любви, в рамках которой проявляется первоначальное стремление к взаимной гармонии.
В последнем случае (в) общая (или единая) область взаимодействия еще более значительна, а сама совокупность представляет собой очевидно проявленное стремление двух составляющих к единству, где условия существования каждой из них в состоянии гармонии находятся в зависимости от размеров этой общей сферы. Применительно к семье здесь можно говорить о том, что круг общих интересов (или взаимодействия), в которых должна быть установлена гармония, у этих людей значительно больше, что показывает возможность еще более высокого уровня Любви между ними.
Что касается самого круга взаимодействия или интересов, то это можно рассматривать в нескольких аспектах: относительно каждого из объектов; относительно совокупности в целом; относительно взаимодействия с окружающим Миром, а также целый ряд других показателей. Следовательно, исходя из схем, изображенных на рисунке 98, можно сказать, что в первом примере говорить о наличии семьи еще нельзя, во втором - можно говорить лишь о начале становления семьи, и только в третьем - о наличии семьи в достаточно широком смысле общности взаимодействия (интересов). Это, в свою очередь, имеет и соответствующий энергетический показатель взаимодействия между людьми: крайне слабый, и не всегда положительный; устойчивый, но еще не недостаточно всесторонний; стабильный и стремящийся к установлению полного единства и гармонии.
Но само определение существования сфер взаимоотношений двух объектов - это лишь исходный показатель при создании семьи. Если в ходе совместной жизни эта сфера не будет постоянно увеличиваться, то исчерпав свои устремление к гармонии в этой области или даже достигнув ее, дальнейшего стремления к гармонии уже не будет, ибо нет нового круга общности взаимодействия. Достигнутая гармония превращается в равновесие, покой, что является первым этапом угасания Любви, ибо ранее мы говорили, что Любовь существует только тогда, когда есть стремление к гармонии. Это как раз и есть то, что люди называют «угасанием Любви» или ее «уходом».
Если один из супругов самостоятельно увеличивает круг своих интересов, не способствуя такому же изменению и для второго, то возникает (или может возникнуть) примерно такая ситуация:
Рисунок 99.
Здесь видно, интересы одного из супругов превышают интересы другого, а, следовательно, складывается ситуация, при которой достижение гармонии в области, не охваченной интересами другого супруга, либо вообще не будет осуществляться, либо потребует усилий для увеличения сферы интересов другого супруга, что не всегда может быть достигнуто, либо потребует для этого какого-то другого объекта. Это один из примеров возникновения дисгармонии в семье. Последствия, к которым может привести такая ситуация, представить не сложно.
Исходя из этих схем можно сказать еще другое: общая сфера - это показатель существующего или возможного единства двух людей. В связи с этим хотелось бы коснуться вопроса учета гороскопа при создании семьи. Представим себе, что мы имеем разные типы людей по их гороскопам (стихиям), схематично обозначив их следующими фигурами:
а) б) в) д)
Рисунок 100.
При попытке совместить какие-либо из этих фигур, даже если условно будем считать, что площади их одинаковые, мы обнаружим, что всегда будут существовать области, не перекрываемые ни при каких условиях, то есть области, где достижение гармонии невозможно без изменения природной сущности каждого из типов. В то же время, совмещение однотипных фигур вполне возможно и создает условия для гармоничного их сочетания. Этот упрощенный пример показывает, насколько необходимо учитывать данные гороскопов, чтобы будущая семья имела максимальную возможность для счастливой жизни. Знание данных гороскопов не только не ограничивает человека в выборе будущего спутника жизни, но и позволяет избежать возможных ошибок в этом выборе, как бы желаемы они не казались в тот или иной момент.
Учет всех описанных проблем при создании семьи и для ее успешного плодотворного существования важен не только для совершенствования самих супругов, но и для детей этой семьи, как одно из требований к ней.
Рассмотрев кратко подход к формированию семьи, необходимо отметить, что, к сожалению, в реальной жизни это соблюдается крайне редко. Молодые люди, встретившись и испытав влюбленность (в отличии от Любви, как стремления к гармонии друг с другом, влюбленность представляет собой простое влечение друг к другу, не связанное с обязательным достижением гармонии), решают создать семью, чаще всего не анализируя возможность дальнейшего постоянного совместного проживания, что представляет собой простое совместное существование двух. Как правило их понимание семьи ограничивается тем, что они хотят быть постоянно вместе, но не учитывают всего круга возникающих отношений (прав и обязанностей), с которыми связано создание семьи. Именно поэтому, вступив в брак и оказавшись участниками соответствующих отношений, молодые супруги, наряду с достижением желаемого, испытывают дополнительные трудности, связанные с повседневной жизнью, что требует от них необходимость решать целый ряд реальных проблем. И здесь-то может проявиться несостоятельность той основы, на базе которой они вступали в брак. Кроме чисто материальных или жилищных проблем, возникает серьезная проблема взаимоотношений двух личностей. Совместимость или несовместимость супругов предопределена изначальной характеристикой каждой из личностей, в той или иной мере отраженной в характеристиках гороскопов. Эти характеристики показывают, насколько возможны оптимальные взаимоотношения между данными людьми и вероятность достижения гармонии между ними. Гармония в семье - это такое урегулирование взаимоотношений, которое позволяет каждому из супругов в полной мере реализовать свое предназначение, расширить их сознание, сформировать и удовлетворять разумные потребности друг друга и семьи в целом, а также обеспечить возможность рождения и воспитания полноценных их детей. Чем более готовы супруги к этому, тем более вероятно, что достижение гармонии пройдет с оптимальными затратами сил и времени.
Нет смысла останавливаться в одной главе на всех проблемах семейной жизни, ибо этому посвящено немало различных исследований. Скажем коротко, что вся семейная жизнь должна быть направлена на достижении гармонии в максимальном круге отношений, связанных как с самой семейной жизнью, как в личных взаимоотношениях, так и в сфере взаимодействия с окружающими. Круг этих отношений, отчасти определенный объективно, должен регулироваться самими супругами.
Замыкание в узком семейном кругу, отграничиваясь от общества, решение лишь самого необходимого числа проблем, приводит к тому, что гармония в этом небольшом плане может быть достигнута достаточно быстро, а в связи с отсутствием перспективы расширения этого круга отношений, возникает столь желанная, но опасная, спокойная, размеренная жизнь, за которой таится угроза привыкания друг к другу и утрата Любви. Оба супруга должны заботиться, с одной стороны, о поддержании Любви, а с другой стороны, о расширении круга отношений, позволяющих развиваться каждому в отдельности и семье в целом. Когда же это делается лишь одним, при пассивности другого, возникает очевидная дисгармония со всеми вытекающими последствиями.
Важным вопросом семейной жизни является рождение и воспитание детей. Дети должны быть желанны и потому к вопросу их зачатия необходимо относиться особенно ответственно. Ведь именно момент зачатия во многом предопределяет будущее рождение ребенка, а следовательно и его индивидуальные характеристики, связанные с определенной датой рождения. Родители должны предвидеть, каким будет (по гороскопу) ребенок, чтобы знать, что им предстоит в будущем при его воспитании. Неслучайно древние столь ответственно подходили к этому вопросу, ожидая, так называемое, благоприятное сочетание звезд, готовясь к зачатию. Важно, чтобы с момента зачатия устанавливалась связь между родителями и ребенком. Если для матери это более доступно, то отцы, чаще всего, как бы остаются в стороне. А ведь будущий ребенок нуждается как в энергетике отца, из семени которого он вырастает, так и в энергетике матери, причем энергетике, адресованной именно ребенку. Это во многом оказывает влияние не только на становление здоровья ребенка, но и установления необходимого контакта между родителями и ребенком.
С момента рождения ребенка необходимо рассматривать не как «чистый лист бумаги» в плане возможности развития его таким, как этого хотят родители, а уже как личность, как человека с определенными изначальными психологическими характеристиками и природными данными. От того, насколько учитывают это родители и способствуют развитию его индивидуальности, зависит и психика ребенка, и развитие его способностей, и все его будущее.
Ребенок должен жить в атмосфере Любви, или, как сейчас принято выражаться, в пространстве Любви. Пространство Любви - это не абстрактное понятие, а вполне конкретное. Это как раз и есть та самая область общих интересов, область общего взаимодействия в семье, о которой мы говорили при анализе рисунка 98, где есть устремленность к достижению гармонии. Пространство Любви складывается не только из общей обстановки в семье, но и из отношения ко всему окружающему. В условиях постоянного стремления к гармонизации, ребенок не только более успешно и полно развивает свои способности, становится как личность, но и у него формируется такое же отношение ко всему, что его окружает, что особенно важно для его будущего.
Важный аспект формирования будущего члена общества заключается в его воспитании. О воспитании также имеется достаточно много литературы, и потому нет смысла останавливаться на нем подробнее. Отметим лишь, что в основу воспитания должны быть положены формирование стремления к познанию Мира, а через него - стремление к гармонии с Миром, то есть формирование Любви к Миру. Как мы уже говорили ранее, при всей значимости Физического и Астрального тел, особое место в восприятии Мира принадлежит Ментальному телу, а потому познание, ориентированное на развитие Любви именно на этом (Ментальном) уровне - залог гармоничного развития личности и раскрытие всех ее способностей.
Достаточно много вопросов возникает по поводу того, сколько детей должно быть в семье. Безусловно, для того, чтобы общество могло существовать в будущем, оно должно воспроизводить свою численность с учетом превышения рождаемости над смертностью.
Если обратимся к взглядам античных философов, то их точка зрения была такова:
«Один мальчик и одна девочка считаются по закону уже достаточным количеством детей».(9,с.395)
Данное понимание свойственно общему принципу воспроизведения рода человечества, когда вместо одной супружеской пары (мужчины и женщины) рождаются 2 ребенка (мальчик и девочка). Однако, даже если учесть период, о котором говорит Платон, то становится понятным, что простое воспроизведение мужчины и женщины (мальчика и девочки), может признано «минимально достаточным» для сохранения рода в идеальных условиях, но недостаточно для общества, где предполагается гибель как мужчин (естественная смерть или гибель во время войны, охоты, строительстве и других сферах их деятельности), так и гибель женщин. Известно, что мужчины даже в мирное время гибнут значительно чаще, нежели женщины, в связи с чем количество мужчин должно (и как правило так оно и бывает) превышает численность женщин.
Платон позволяет себе несколько странное для современного мира высказывание об общности жен и детей у стражей (части общества, следующая за правителями и руководителями). (Подобные высказывание позволяли себе и большевики после завоевания власти, но не смогли донести смысл данной мысли.) Говоря об общности жен и детей, Платон, прежде всего относит это к уровню сознания общества, когда в нем построено идеальное государство, основанное на справедливости, знании и высоком моральном уровне всех его членов. При этом речь совершенно не идет о беспорядочных половых связях и беспризорных детях, поскольку в условиях идеального государства такого просто не может быть. (более подробно этого мы еще коснемся в последующих главах.) Речь идет, наоборот, о таком уровне развития общества, культуры взаимоотношении полов, когда какая-либо половая распущенность исключается, когда каждый мужчина будет относиться к любой женщине как к своей жене, а к любому ребенку, как к своему собственному, независимо от каких-либо условий. При этом необходимо еще учесть, что все это Платон говорит относительно стражей, то есть той группы общества и государства, которая наиболее здорова, развита, но, в силу специфики их деятельности, лишена какой-либо собственности (недвижимости, богатств и др.). Иначе говоря, прежде чем сформировать свое мнение о данном высказывании Платона, необходимо чрезвычайно внимательно прочесть его труды «Государство» и «Законы», на которые мы еще будем ссылаться в последующих главах.
Еще на одном моменте, связанном с семьей, хотелось бы остановиться особо. Обычно под семьей понимают родителей и их несовершеннолетних детей, полагая, что с момента создания детьми своих семей, они формируют свои собственные семьи и должны жить самостоятельно. Сформированное ныне мнение о том, что взрослые дети должны жить отдельно от родителей, является одной из серьезных ошибок в понимании роли и значении семьи в жизни общества. Такое современное понимание чаще всего связывают с возможностью (или необходимостью) детей строить свою жизнь самостоятельно, без родительской опеки, а также, якобы, исключить возможные конфликты между поколениями (родителями и созданной новой семьей).
В действительности же это современное стремление родителей по сути является желанием снять с себя ответственность за те упущения в воспитании ребенка, которые как раз и проявляются или могут проявиться при создании и существовании новой семьи: недостижение гармонии во взаимоотношениях между супругами, между ними и будущими детьми, а также относительно отношений супругов и их родителями. Принцип: «Мы сами всего достигали, и вы сами добивайтесь всего», оправдан только относительно того, чтобы будущие супруги могли правильно планировать свой бюджет и условия своего существования. Но раздельное проживание родителей и их взрослых детей часто приводит к утрате того положительного опыта, который мог бы (и должен!) быть использован в воспитании как самих супругов, их детей, так и родителей ... взрослых супругов.
Семья, где проживают совместно представители нескольких поколений (дедушки, бабушки, родители, дети и их семьи) дает наиболее максимальную возможность для создания благоприятной энергетической обстановки в воспитании всех членов такой семьи. Это связано не столько с экономическими преимуществами ведения совместного хозяйства, сколько с формированием гармоничного взаимоотношения между всеми членами семьи, а следовательно и с обществом, и со всем окружающим Миром. Постоянство единой энергетики, соблюдение установившихся положительных традиций, круга общих интересов, чувство Любви и уважения друг к другу, забота о престарелых и детях, взаимопомощь, - все это способствует формированию наиболее развитой личности. Проблемы прихода в такую семью новых людей при создании семей детьми не существует там, где это лишь связано с расширением или изменением круга новых отношений, в которых необходимо новому члену семьи и всем остальным достигать гармонии. Другое дело, что неготовность родителей принять в семью нового члена, возникновение совершенно неоправданной ревности к супругу их взрослого ребенка, неспособность, а чаще всего и нежелание, сторон урегулировать естественные сложности во взаимоотношениях с этим новым членом семьи, прикрывается обманчивыми предлогами о «сохранении новой семьи, развитии самостоятельности детей, формировании своего уклада жизни и нежелании мешать им жить по-своему».
История показывает, что практически до начала и середины последнего столетия существовали именно такие большие семьи, и что это не всегда было связано с материальным благополучием семей.
Обратимся к Платону, достаточно точно отметившего взаимоотношения родителей и детей:
«Следует священное почитание ...тех родителей, что еще живы, ведь священная наша обязанность - выплатить им самые большие и настоятельные долги - древнейшие из всех наших повинностей; мы должны сознавать, что все, чем мы обладаем и что имеем. Принадлежит тем, кто нас родил и вскормил; поэтому-то и должны по мере сил предоставлять все это к их услугам: во-первых, наше имущество; затем - наше тело, наконец - нашу душу. Только этим можем мы оплатить нашим родителям, когда они состарятся и нужды их увеличатся, за их заботливость, за муки родов и давние страдания, которые они претерпели ради нас в нашем детстве. Всю свою жизнь надо с особым благоговением относиться к своим родителям, выражая его в речах, потому что тяжкой бывает кара за легкомысленные, брошенные мимоходом слова».(9, с.169)
«Пренебрегать родителями никому не посоветует ни бог, ни какой бы то не было человек, обладающий разумом. Надо усвоить, что это предварительное слово относительно почитания богов направлено к верному пониманию вопроса о почитании и непочитании родителей. Древние законы относительно богов у всех народов двояки. Мы почитаем тех богов, которых видим воочию; других богов мы чтим в изображениях, воздвигая им статуи, причем считаем, что этим своим почитанием неодушевленных изображений мы снискиваем благорасположение и милость богов одушевленных. Так вот, у кого в доме есть драгоценный клад в виде отца, матери или их обремененных старостью родителей, тот не должен думать, будто у него может появиться более значительная святыня: нет, родители в его доме составляют святыню его очага, если хозяин дома должным образом оказывает им почтение».(9, с.395-396)
«У нас не может быть никакой святыни, более ценной перед лицом богов, чем отец или дед, согбенные старостью; такое же значение имеет и мать. Если человек их почитает, бог радуется. Чудесная эта у нас святыня - наши предки, в особенности по сравнению с неодушевленными статуями».(9, с.396)
«Всякий человек, имеющий разум, страшится родительских молитв и чтит их, так как знает, что у многих они много раз исполнялись. Коль скоро это природой устроено именно так, то для хороших людей находка - престарелые предки, достигшие крайних пределов жизни, а их ранний уход из жизни - потеря; для людей же дурных такие предки очень и очень страшны. Поэтому пусть теперь все, поверив нашим словам, оказывают всевозможный почет своим родителям. ... Правильнее было бы установить следующий закон: если кто в нашем государстве пренебрежет своим долгом по отношению к родителям и не станет поощрять и исполнять все их желания скорее, Чем желания своих сыновей, всех своих детей и даже чем свои собственные, пусть пострадавший известит, сам или через посланного, трех самых престарелых стражей законов, а также трех женщин - попечительниц браков. Они же позаботятся и накажут обидчиков побоями и тюрьмой».(9,с.397)
Преимущество такой единой семьи обществу еще предстоит осознать заново. Нынешнее стремление родителей и детей жить раздельно («самостоятельно») не только отделяет их друг от друга, но и, в конечном итоге, способствует разобщенности всего общества, в то время как создание и сохранение больших семей способствуют сближению между различными семьями, а тем самым и единству общества.
Однако, если мы вспомним ранее сказанное о стабильности различных совокупностей, то и относительно семьи необходимо отметить, что наиболее устойчивыми являются те семьи, где достигается устойчивая гармония взаимоотношений. Более сложная совокупность, будучи сбалансированной по своей общей энергетики, способна в большей степени притягивать к себе такие же, нежели менее слабые сложные совокупности могут достичь гармонии между собой. Следовательно, и общество, в первом случае, будет более стабильно и сгармонизированно, нежели при взаимодействии менее стабильных ее составляющих.
Что же касается других возможных более мелких по структуре семей, то в зависимости от уровня гармонии, устойчивость такой первичной социальной структуры может быть различна: чем меньший уровень гармонии, тем больше вероятность распада такой семьи, и наоборот. Ведь, как мы уже говорили при анализе Пятого Вселенского Принципа и первичных совокупностей составляющих, само по себе взаимодействие 3-х или 4-х АТОМОВ еще не означает обязательное формирование устойчивой (правильной) совокупности, а лишь тогда, когда, соответственно, формируется треугольник или тетраэдрон.
Иначе говоря, само по себе явления распада семьи является закономерным, если при ее создании или существовании не было приложено необходимое совместное усилие для ее сохранения. Строительный материал, хотя и сложенный по проекту, но не связанный между собой согласно проекта, - заведомая предпосылка для близкого разрушения такого строения. Нельзя утверждать, что было время, когда семьи были всегда устойчивыми. Такое возможно только в будущем идеальном обществе, где изначально создаются условия для идеальных или оптимальных браков. (об этом мы еще будем говорить в последних главах книги.) Даже если обратиться к пониманию данного явления античными философами, то и здесь мы можем обнаружить интересные взгляды на развод супругов.
«... Если муж и жена совсем не подходят друг другу из-за несчастных особенностей своего характера, то такими делами всегда должны ведать десять стражей законов среднего возраста, а также десять женщин из числа тех, что ведают браками. Если супруги могут примириться, их примирение будет иметь законную силу. Если же душевные бури их захлестывают, надо по возможности отыскать для каждого из них более подходящих супругов. Конечно, такие супруги не отличаются кротким нравом. Вот и нужно попробовать соединить с каждым из них характер более глубокий и кроткий. Если супруги находятся в разногласиях между собой и к тому же бездетны или у них мало детей, то к новому супружеству следует прибегнуть и ради детей. Если же количество детей достаточно, то развод и новое заключение брака следует произвести ради спокойной старости друг подле друга и взаимных забот.
Если жена скончается, оставив детей женского и мужского пола, то закон не принуждает, но советует, чтобы отец растил оставшихся детей, не вводя в свой дом мачехи. Если детей нет, необходимо вступить в новый брак, пока не народится достаточное количество детей для семьи и для государства. Если же муж умрет, оставив достаточное количество детей, то мать пусть продолжает жить в доме умершего мужа и растит детей. Если же она окажется слишком молодой для того, чтобы без вреда для здоровья оставаться незамужней. То ее близкие должны переговорить с женщинами, заботящимися о брачных делах, и исполнить то, что будет решено ими и этими женщинами. Если у молодой жены нет детей, то она должна вступить в новый брак ради детей».(9, с.394,395)
Забота о человеке, о будущем общества и всего человечества неразрывно связана с заботой о первичной ячейке общества. Только там, где есть крепкие и гармоничные семьи, растут здоровые и развитые дети, уважают старость, любят детей, там возможно гармония во всем обществе. В то же время, только там, где общество создает необходимые условия для формирования и укрепления семьи, где оно заботится о воспитании детей и обеспечивает достойную старость, семья становится действительно основополагающей ячейкой общества.
Список использованной литературы
1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17. - " - , Агни-Йога, - " - .
18. - " - , Беспредельность, - " -.
19. - " -, Иерархия, - " -.
20. - " -, Сердце, - " -.
21. - " -, Мир Огненный, - " -.
22. - " -, Аум, - " -.
23. - " -, Братство, - " -.
24. Е И. Рерих, Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25. Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26. Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27. АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28. В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
т ом., М, 1963-1966, т.4.
29. Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30. К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33. Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44. И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45. Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,
______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 17 ноября 2013 г.
Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3
Свидетельство о публикации №213111700352