Педагог. Наставник. Мастер

ПАМЯТИ ПЕДАГОГА ШАТИЛОВА ВИКТОРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ПОСВЯЩАЕТСЯ
 
"Да разве сердце позабудет
Того, кто хочет нам добра,
Того, кто нас выводит в люди,
Кто нас выводит в мастера."
 
Эти строки из песни о тренерах спортсменов; как нельзя лучше подходят к профессии педагога-воспитателя. Замечательный учитель и наставник ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ШАТИЛОВ работал в нашем колледже. Это был замечательный педагог с огромным опытом работы и добрым сердцем, это чувствовали все, не только студенты, но и коллеги. В 2010 году корреспонденты газеты «Вестник Колледжа» - студенты ПК № 50 взяли интервью у Виктора Александровича, а студентка группы ЭК – 16 Ершова Наталия обработала фото из семейного архива Виктора Александровича. По материалам интервью студент группы ЭМ – 18 Орлов Игорь написал данную работу и подготовил презентацию, посвященную памяти педагога.
Руководитель Ершова Лариса Львовна.

Виктор Александрович и самолёты

Отец Виктора был железнодорожником, поэтому по окончании девятого класса решив идти по стопам отца, он и поступил в железнодорожный техникум. В 1959 году с другом проходил обучение в Вязняковском учебном центре, полеты на самолетах очень увлекали, наверное, еще потому, что готовил ребят настоящий боевой летчик, прошедший войну, сбивший 50 немецких самолетов, летчик - легенда. У Виктора так хорошо все получалось с полетами на ЯК – 11 - это учебно-боевой самолёт-истребитель, что ему предложили осваивать вертолеты. Производство вертолётов только-только началось, но юному курсанту нравились самолеты, он чувствовал себя уверенно высоко в небе. И казалось, что его судьба - быть летчиком.

Начало карьеры педагога

По окончании железнодорожного техникума родители настояли, чтобы сын дальше учился и получил высшее образование. Поступив в Московский институт инженеров транспорта, работал и учился, а получив диплом института, пришлось выбирать: либо быть инженером-конструктором, либо пойти в преподаватели. Семь лет Виктор Александрович отработал инженером-конструктором, потом директор железнодорожного техникума, который помнил его как примерного студента, посоветовал серьезно заняться педагогикой. Так молодой инженер стал преподавателем электротехники в ГПТУ № 64 города Химки.
 
Учитель, наставник и друг

Часто вспоминал молодой преподаватель полковника-летчика, который не просто требовательно и тщательно спрашивал с подопечных, но был им другом, наставником и отцом, провожая курсантов в небо, он отвечал за их жизнь. Виктор Александрович отвечал за ребят, будущих специалистов электромонтёров, конечно профессия не такая опасная как у лётчиков, но требующая не только теоретических знаний, но и техники безопасности и навыков работы. Руководство училища и предприятий, куда по окончании направлялись ученики Виктора Александровича, были довольны их подготовкой и практическими навыками. Были и трудности, а как без трудностей в работе педагога? Учитель  работает с живыми людьми, с подростками, - а это, как известно в психологии, самый трудный и сложный возраст. Молодой, талантливый учитель проводил много времени с детьми не только во время уроков, но и после. Все летние каникулы работал начальником спортивно¬-трудового лагеря на Черноморском побережье: в Одессе, Анапе, Новороссийске. Это сближало коллектив, и проблемы ребят становились понятнее наставнику.

Изменения в карьере всё равно привели к воспитанию подростков

Шло время и заводу «Микрон» понадобился квалифицированный инженер, пригласили Виктора Александровича. Сначала на должность заместителя начальника электроцеха, а потом заместителем главного энергетика. Работать на заводе было трудно и интересно. Но жизнь не статична,  время от времени ставит новые задачи, райком партии Зеленограда был озабочен воспитанием молодежи, и потому направил Виктора Васильевича в спецучилище № 2 директором, вот в этом училище и в этой должности он проработал пятнадцать лет, достигнув пенсионного возраста Виктору Александровичу не пришлось поработать на даче, руководство завода «Микрон» на этот раз пригласило его на должность начальника электроцеха.

История Политехнического колледжа № 50 в судьбе Виктора Александровича

В 1980 году назывался наш колледж СПТУ № 175, а должность заместителя директора по учебно-производственной работе была вакантна, тогда училище располагалось в здании школы четвертого микрорайона, вот на эту должность и пригласили Виктора Александровича. В этом же году состоялся первый выпуск молодых рабочих на базовые предприятия города. В отличие от сегодняшнего колледжа училище не имело своей материально-технической базы, шло строительство нового здания, в связи с этим учащиеся производственную практику проходили в цехах базовых предприятий. За тем путь Виктора Александровича и история нашего колледжа разошлись, чтобы снова встретиться.
В 2007 году группа электромонтеров осталась без мастера. Директор колледжа Виктор Васильевич попросил, как бывшего коллегу, выручить, и  несмотря на свои годы и личные планы опять в педагогическом строю. Группа была не простая дети - уже нового времени, интернета, компьютеров, сотовых телефонов. Было бесспорно трудно. Но за первый курс они привыкли друг к другу. По традиции на втором курсе группа переходит к другому специалисту, но ребята ходили к директору – Виктору Васильевичу и просили, чтобы у них и на втором курсе остался тот же мастер, хотя Виктор Александрович  их не только «пряником воспитывал», но и ругал за шалости, вызывал родителей.

Какие думы о дне сегодняшнем волновали

Виктор Александрович делился наболевшим: «Сейчас, говорят, пошли «трудные дети». А когда они были «легкие»? Причина не в детях, а в старшем поколении, в отношении государства. Как говорится: «неча на зеркало пенять ... ». Что хотели, то и получили. Само общество больно: циничность, неуважение к старшим и вообще ни к кому, откровенное хамство, профанация образования, главная ценность и единственная - деньги. Многое зависит сегодня и всегда зависело от родителей. Но родители в эту «машину времени» и сами вовлечены».

Хорошие выпускники – высшая благодарность учителю

В 2008 – 2009 году Виктор Александрович направил учащихся колледжа на практику в «Водоканал» Зеленограда, оказалось, что начальник цеха - Константин Львович Кутузов и начальник участка - Игорь Ильич Морозов его выпускники из ГПТУ № 64 города Химки. Многие бывшие ученики Виктора Александровича занимают ответственные руководящие посты. Сердце мастера радовалось за них. Это и есть самая высшая благодарность учителю.

Семья и коллеги

От себя хотим добавить, что Виктор Александрович был замечательным человеком, очень добрым, порядочным, всегда готовым помочь коллегам по работе и своим ученикам. Он прививал уважение и любовь ребят к выбранной профессии: воспитываемые им группы ЭМ-14 и ЭМ-16 не сидели на месте вместе с Виктором Александровичем побывали на экскурсиях в Управлении кабельных сетей города  Зеленограда, на Водоканале и многих других. Не удивительно, что у такого хорошего человека и дети пошли по его стопам.  Дочь Светлана имеет высшее техническое образование. Сын Андрей в настоящее время работает техническим директором очистных сооружений на «Водоканале» города Зеленограда в этом ему помогает двойное образование техническое и экономическое.
Надеемся, что и внук Виктора Александровича вырастет как дедушка смелым, честным, добрым и трудолюбивым человеком.

2013 год


Рецензии