Краткий обзор 1-го тура 2-го розыгрыша Кубка

Дорогая Илана!

Большое спасибо за то, что позволили участвовать в работе жюри данного конкурса. Во первых,  сюжеты всех рассказов достойны рассмотрения. Во-вторых, чувствуется рука уже бывалых писателей, поэтому можно судить их работы без скидок и по большому счёту. Это очень интересная работа. Спасибо вам за неё.

Я давно прочла все миниатюры. Долго обдумывала прочитанное, как опытный и запойный читатель. Общее впечатление, что все работы примерно на одном среднем уровне. Я бы ставила оценки с разбросом в 2 - 3 балла, потому что все пишут добротно. Откровенно плохих работ нет.  С другой стороны во многих работах нет  яркости и искромётности, того самого из-за чего авторы становятся интересными и популярными, хотя все темы, представленные на конкурс сами по себе обращают на себя внимание. Я, не как литератор, а как читатель на каждое произведение написала маленький конструктивный отзыв.

Как я ставила оценки.
Сначала прочитала все работы и получила общее представление о темах, об уровне вызываемого у меня к ним интереса. Всем изначально ставлю высший балл. Ввиду того, что в данном случае все работы имеют примерно один уровень, надо найти причину, по какой я буду снимать баллы. Разработала критерии оценок, приведённые ниже. Далее я написала о том, что мне, частному лицу, просто читателю, не понравилось в каждом конкретном случае. Я думаю, что каждый автор имеет  свои  взгляды и принципы, и либо обратит внимание на замечания и задумается, либо улыбнётся и скажет: “У вас, Зоя, свои взгляды, а у меня свои. У вас свой круг читателей, а у меня свой.” В любом случае я прошу не забывать, что вас всех, дорогие авторы конкурса, есть за что уважать и я вас искренне уважаю и всем желаю успехов в творчестве.
Кроме того, прошу учесть, что я сама, конечно, не критик и не многого добилась в собственных работах, но упорно учусь на своих и чужих промахах, если можно так сказать. Надеюсь, что на меня не будут обижаться, а напротив, на что-то и мне укажут, что-то и мне подскажут.
Но Конкурс есть конкурс. Мне придётся ставить сравнительные оценки от 1 до 10.

Если взглянуть с другой стороны, наш конкурс не влияет на продвижение в рейтинге, на карьеру, на выпуск печатного труда, на популярность. Так зачем он? Я думаю, что цель нашего конкурса состоит в совершенствовании мастерства участников. Лично для меня было бы важно не только оценка в баллах, но и некоторый разбор произведения. Потому, соответственно моим взглядам, я решила дать доступный мне анализ сочинений. Скажу откровенно, оценивая чужие работы, я сама учусь и пытаюсь осознать требования к писательскому труду. Было бы здорово, если бы меня поправили, дополнили или просто высказали своё отношение. Я убеждена такие заочные дружеские конференции способствовали бы  общему росту мастерства. Дискуссия должна быть спокойной, потому что это рабочий момент. Неуместно и не надо объяснять кому-то почему так  написано, а не иначе. Главное надо думать КАК сделать лучше, чтобы читатель  с улицы понял о чём ему рассказали, заинтересовался представленным рассказом и постоянно был поклонником вашего творчества, вашим читателем.
Теперь перехожу к сути дела по рассказам. Все рассказы короткие, типа миниатюр.


Критерии оценки

Очень трудно раскрыться в маленьком рассказе или в миниатюре. Но тем не менее миниатюра должна быть  законченным   рассказом.  Должно быть всё  сказано, должна быть возможность уловить смысл сказанного, но без надоедливого поучения. Поучения полностью убивают впечатления от прочитанного. Это первый критерий,  каким  я руководствуюсь проставляя оценки.
 
На мой взгляд, миниатюра от стихотворения отличается только рифмами и ритмом. Но она должна, как художественное произведение, вызывать эмоции. Как это достигается?  Как затронуть потайные струны души человека? Честно говоря не знаю. Образность достигается через  метафоры, сравнения, иносказания. А пробуждение чувств - это стиль автора, его умение. Чем сильнее воздействие на чувства, тем интереснее читать. Ради эмоциональных переживаний, вызываемых текстом, читатель погружается в мир фантазий авторов. Это мой второй критерий.

Далее, описывая события и людей, автор преследуя какие-то свои цели, представляет в своём произведении  их максимально объёмно. Причём, не всё подряд даётся выпуклым, а только то, что служит выделению идеи, подчёркиванию главной цели. Объёмность – это третий критерий.

Читатель, в свою очередь, делает  выводы, проникая в мир произведения. Для меня важно к каким выводам приводит произведение своих читателей. Какую информацию усвоит читатель. Что вынесет он из общения с автором. Очень важно. Это личностная, субъективная оценка, но она сильно влияет на общую оценку.

Очень важно для меня выбор темы, замысел. Если расказ имеет недостатки, то их можно устранить и получить великолепное произведение. Если тема серая, ничтожная, никакое мастерство её не вытянет на высокий уровень.

Я не очень сильна в грамматике, увлекаясь выше описанными задачами, я свободно могу пропустить ошибки в написании, не увижу пропуски букв и стилистические ошибки, но этим наверняка займутся другие более грамотные члены жюри. Однако грубые ошибки, типа неоправданные повторы одних слов, которые снижают красоту текста иногда могу заметить.

Мне кажется, что из уважения к труду авторов я  обязана, поскольку я в жюри и ставлю оценки, высказаться по каждому произведению. Заранее прошу простить меня за откровенность. Если мои замечания не понравятся, или с ними не согласны, не стоит обижаться, просто надо не обращать на них внимания. Хозяин барин. Как хочет, так и пишет. Он не обязан всем нравится. Если же я принесу какую-нибудь пользу, то буду бесконечно счастлива. Собственно, для пользы дела я и пишу честно о своих впечатлениях.

Член Жюри
Зоя Слотина

Авторы смогут получить замечания Зои, - каждый для своего номера в письмах мне на адрес ilara49@mail.ru

Илана


Рецензии