Мутация мышления

         Когда на Земле появились люди, они были одинаковыми и в чём-то разными. Они отличались некоторыми биологическими признаками, расовыми, например.  Были у них и индивидуальные отличия. Они облегчали узнавание индивидов. Всё это случилось благодаря изменчивости, видов которой много, и половому размножению, рекомбинации генов. Зачем понадобилось природе рядом с бесполым размножением изобрести половое размножение, точно мы не знаем. Ведом нам лишь результат, и мы можем строить гипотезы. Видимо ей понадобилось, чтобы всё, в том числе и люди, при воспроизведении повторялись и были неповторимыми, особенными. При этом особенности или отклонения от стандарта могли быть незначительными и существенными.
         Коснулась изменчивость не только биологических признаков человека. Оказалось, что среди людей периодически появляются «белые вороны», «не такие как все» особи, «чудаки» и т.п. Они чудили, поскольку видели мир не так как все - видели умерших, или духов, другой мир, прошлое, или будущее. Имели «третий глаз», внутреннее зрение. Они и вели себя не так, что-нибудь изобретали. Среди них были избранные, которым верили. Благодаря им возникла религия. Мышление людей стало религиозным. Были те, которым не верили, но у которых охотно перенимали опыт, учились, так как они изобретали необходимые для жизни вещи, в том числе орудия труда. Подражая технарям люди осваивали техническое мышление. Техническое мышление и техника непрерывно совершенствовались, развивалась материальная сторона человеческой жизни. Совершенствовалось до поры и религиозное мышление.
         Но вот пришёл момент, и миру людей явилась наука. Считается, что научная мысль зародилась в философии, и это вполне объясняется мутацией философского мышления. Думая так, можно все ветви мышления – техническую, мифологическую, религиозную, научную - объяснять мутацией мышления, которое связано с восприятием, ощущением, представлением, памятью, сознанием. Кроме того оно связано с  изобретением языка, букв и слов, письменной и устной речи. Поскольку моторным органом устной речи является гортань, а моторным органом письменной речи – рука, то  мозг, центральную нервную систему можно принять за идеаторный орган. 
         Идеи рождаются не без помощи сенсорного синтеза, синтеза ощущений, появляющихся при восприятии данных объективной реальности, которая, попав в ощущение, становятся «материей». Обеспечивают сенсорный синтез анализаторы – вкусовой, обонятельный, слуховой, зрительный, тактильный. Каждый из них имеет периферический и центральный концы. Центральный конец располагается в мозге. При помощи сенсорного синтеза в сознании возникают сложные сенсорные образы, которые хранятся в памяти и могут при необходимости извлекаться в область представления. Они необходимы для узнавания путём наложения, сравнения, отождествления при повторной встрече с объектами их вызывающими. При помощи представления в сознании происходит систематизация сенсорной информации, конкретных сенсорных образов, рождаются абстрактные образы или идеи. Они знаково-символичны, и отображают общие признаки конкретных сенсорных образов, указывающих на отвечающие им объекты. В результате одна сторона их обращена к обозначаемым объектам, а другая, смысловая сторона – к субъекту.
         В конечном итоге объект копируется субъектом на сенсорном и идеаторном уровнях. Мир оказывается триединым, объективным, данным в ощущениях и данным в понятиях. Но не все люди это признают. Они делятся на тех, кто считает мир только объектом, на тех, кто считает мир своими ощущениями и тех, кто видит мир в идеях. Первые – материалисты, вторые сенсуалисты, третьи – идеалисты. Есть и другие классификации, а также типы, например, монисты, дуалисты и плюралисты.
         Чем же объяснить выше обозначенное классификационное разнообразие типов философов, как не особенностями нейронного аппарата отражения и в результате особенностями процесса отражения. Особенности могут быть в восприятии, ощущении, представлении, памяти, сознании, мышлении –  у любой психической функции. Когда они выходят за пределы нормы, ими занимаются психиатры. Нормы эти не абсолютны и могут меняться в процессе развития психиатрии. Если рекомбинация генов не предусматривает появление психиатрических отклонений в отражении, то их можно объяснять мутацией. Принято же объяснять их психическими болезнями. Ну, а болезнь – сложное явление, имеющее причину (этиологию), развитие (патогенез) и прогнозируемый исход.
         Поскольку термин «мутация» оккупировала биология, а частные науки, дисциплины брезгуют заимствование категорий, он не может прижиться в психологии и психиатрии, а также и в философии. Термин «изменчивость» также принадлежит биологии, хотя изобрёл его древнегреческий философ Гераклит Тёмный, сказав: «всё течёт и изменяется».
         Известно, что философия не занимается изучением механизма отражения. Она плодит и собирает результаты отражения, которые имеют не только индивидуальные, но и исторические особенности. Последними особенностями ведает история философии, которая пытается не только хронологически систематизировать известные философские учения, изобретая классификации. Она раскрывает то, что философия имеет, во-первых, много направлений, а в них – течений. Философия течёт. Она и изменяется. Общее течение её меняется в зависимости от того, какая струя, получив импульс развития, начинает доминировать. То есть мы можем вполне использовать понятие изменчивость в философии, из пут которой пытается высвободиться культурология, изучающая не только происхождение культуры, но и её преемственность.
         Преемственность - передача значимой информации от поколения к поколению при помощи письменной речи, запечатлённой на материальных носителях похожа на наследственность. В свою очередь, значимая информация похожа на культурный код. Коды могут носить религиозный характер. Оберегает их церковь.  Имеет код и философия. Он состоит в категориальном аппарате, методологии. Используя код, философ создаёт своеобразный фенотип – оригинальное учение. Множество оригинальных учений указывает на модификационную изменчивость в философии. В этой связи выделение науки из философии можно трактовать как мутацию. Она связана первоначально с изменением методологии мышления, сменой дедукции на индукцию, предложенной Ф. Бэконом. Затем - с дальнейшим развитием методологии и категориального аппарата усилиями О.Конта. Эти изменения закрепились, и возникла наука с её институтом. Стали считать науку отраслью по производству нового знания. Таким образом, институт науки обязали превращать знание из состояния А в состояние Б,  развивать. Но никто при этом не заметил, что превращение или отождествление А и Б нарушает закон тождества А есть А, на котором замешана метафизика и вместе с ней все религии.
         Переход в мышлении от положения А есть А к положению А есть Б, от традиционной логики к нетрадиционной, кривой логике означал мутацию гносеологического, эпистемологического кода. В этом свете появление диалектики, во-первых, отображает промежуточную фазу изменения данного кода, допускающую обе, и традиционную и нетрадиционную, логики, во-вторых, переход от метафизики и традиционной логики к  науке и нетрадиционной логике. Переход этот изобличает сосуществование старого и нового как борьбу, результатом которой стало размежевание религии, философии и науки. Так и в природе  наряду с моллюсками существуют акулы, крокодилы и т.д, разные виды примитивных и более совершенных животных.
         В общем, надо сказать, что знание развивалось от конкретного к абстрактному, затем – к точному. Со временем люди поняли, что в природе нет ничего абсолютно точного, и придумали понятие «допустимые погрешности». Воспроизводясь, живая природа грешит. Благодаря этому возникает многообразие, а новый мир похож и не похож на старый мир, что зафиксировано Г.Гегелем в законе «отрицание отрицания». Всё повторяется и не повторяется одновременно. А этот тезис указывает на амбивалентность природы, движения. Мышление – это движение.


Рецензии