8. Дуремар

   После службы пиво всегда вкусней вдвойне. Янтарного цвета прохладный пенный напиток великолепно снимал усталость после восьми тяжелых часов «адской работы» в «апартаментах» Лобидзе.
   – Пиво люблю больше всего, – переведя дух, изрек Серега, приканчивая третью кружку за полторы минуты. – Пиво я могу пить сидя, стоя, лежа, холодное, теплое, старое и даже прошлогоднее, и в неограниченном количестве.
   Серега не лукавил. Вчера, зайдя в «Алиментару», и не найдя не то что свежего, а вообще никакого пива, он вытащил откуда-то, из-под груды ящиков, одну единственную бутылку, содержимое которой больше напоминало воду в море после сильного шторма. В бутылке плавали хлопья размером с больших мух. Но Серегу это остановить не могло. Одолеваемый нестерпимой жаждой, он открыл металлическую пробку зубами и за семь секунд опорожнил бутылку.
   – Как ты можешь вливать в себя такую гадость? – скривившись, спросил его Игорь.
   – Я все могу! Пиво я могу даже не запивать. А то, что там что-то плавает, подумаешь, пивные дрожжи. От них еще никто не умер. Наоборот – пусть "побродят" внутри.
   И, действительно, пиво Серега мог не запивать. Все остальные напитки, как слабо, так и крепко алкогольные он мог не закусывать, но обязательно должен был запить. Чем угодно, но обязательно, запить. Портвейн или какое-нибудь отвратительное пойло типа «Солнце в бокале» он мог запить стаканом еле теплого столовского напитка, согласно ценнику именуемого «Какао с молоком».
   – Мне главное запить. Чем угодно, хоть нефтью! – оправдывался Серега.
   Допивая пиво, друзья обратили внимание на мужика в спортивном синем шерстяном костюме, стоящего в нескольких шагах от них. Мужик, с коротко стриженными светлыми волосами, в руке держал авоську, в которой лежало что-то, завернутое в сероватую бумагу, возможно, колбаса и батон хлеба.
   – Что уставился, дядя! Пивка хочешь? Подходи, нальем, – не удержался Игорь. Уж очень пронзительно «дядя» смотрел на троицу.
   – Да нет, спасибо, – поблагодарил «дядя» и удалился.
   – Где-то я его видел. А вот где? Может быть, в общаге, или в части? – предположил Серега, пытаясь что-то вспомнить. – Не помню.
   Однако, зрительная память, как оказалось, у Сереги была отличная, но все же подвела его.
   Утром следующего дня, как всегда, Игорь и Сергей стояли на разводе в составе офицеров части. Каково же было их удивление, когда они увидели свободно разгуливающего перед строем офицеров и прапорщиков вчерашнего «дядю» с колбасой. Только сегодня «дядя» был одет в военную форму, а на его погонах красовалось по две звезды средней величины. Вчерашней авоськи в руках не было.
   – Я же говорил рожа знакомая. Колбасу, наверное, уже схавал. Что сейчас будет? – чуть слышно проговорил Серега и на всякий случай спрятался за широкой спиной Игоря.
   Вчерашний «дядя», так неосмотрительно отказавшийся от предлагаемого ему пивка, оказался недавно вновь назначенным командиром части. Медленно дрейфуя вдоль строя офицеров, командир остановился напротив Игоря и тягостно замолчал, пронзительно пробуравливая его немигающим взглядом. Минута молчания растянулась на долгие годы. Тишина была такой напряженной, что было слышно, как из столовой, с куском мяса в зубах, выбежала крыса и плюхнулась в сточную канаву. Все почувствовали, что это молчание неспроста и сейчас произойдет что-то интересное.
   – Ну  как, товарищи офицеры, пивко было свежее? – нарушил тишину командир части. – Как себя чувствуете? Ночью спали спокойно? В туалет часто не бегали? Кошмары не снились?
   – Никак нет, товарищ подполковник. Все в порядке, – ответил Лобидзе, – на здоровье не жалуемся.
   – Я не давал Вам слова, товарищ лейтенант. Вы после института, не так ли? – уже начиная нервничать, но пока еще сдерживая себя, спросил подполковник.
   – Так точно, товарищ подполковник. Окончил политехнический институт и два года работал на производстве.
   – И где же Вы успели поработать, на пивной фабрике?
   – Нет. На заклепочной, товарищ подполковник, - скрепки проектировал.
      Подполковник от удивления открыл свою пасть так широко, словно крокодил, готовясь целиком проглотить корову. Мало вчерашнего, так сегодня этот зеленый офицеришка дерзил ему перед строем подчиненных офицеров и прапорщиков. Цвет его лица начал меняться.
   – Как вы разговариваете с командиром,  – взвился командир. – Я не позволю вам позорить честь офицера. Вас прислали в войска для выполнения боевых задач, возложенных на ваши подразделения, а не с целью лакать на улицах пиво, не соблюдая при этом субординацию.
   – Мы в свободное от службы время, – робко и чуть слышно произнес Серега.
   Лицо подполковника, переливаясь всеми цветами радуги, теперь уже выдавало в нем неврастеника, и стало больше похоже на светофор. Загорелся желтый свет.
   – Я не давал вам слова. У вас нет свободного времени. Забудьте об этом. Вы должны ежечасно, ежеминутно думать о повышении обороноспособности армии и повышении боевого духа подчиненных. Я выбью из ваших голов эту дурь. И методов для этого у нас предостаточно. А если вы и далее будете так разнузданно вести себя, мы вынуждены будем отправить по месту последней вашей работы соответствующую характеристику с «благодарностью», – визжал «светофор».
   И вдруг на чистом небе сверкнула миллионами лампочек молния, расколов строевой плац на две части.
   – Напишите, лучше, в детский садик,  – тихим, ровным голосом проговорил Лобидзе.
   Молния ударила всей своей мощью прямо в «светофор» и загорелся красный свет. Лицо подполковника стало пунцовым., Небо на западе окрасилось свинцово-красным цветом, - казалось, наступили сумерки. В воздухе запахло порохом.
   – Молча-а-а-ть! – раздались сильнейшие раскаты грома и с деревьев, растущих возле столовой, от испуга взметнулись десятки ворон. – Молчать! Я не давал вам право вести разговоры в строю. Я вас воспитаю, я вас сгною заживо. Вы у меня с гауптвахты не будете вылезать. Я научу вас служить Родине. Я! Я!.. – истерически вопил командир полка, –Начальник штаба!
   – Я, товарищ подполковник, – отозвался начальник штаба
   – Не якайте мне, товарищ капитан.
   – Слушаю, товарищ подполковник.
   – Возьмите на заметку этих умников. Из какой они батареи? Командиру батареи объявите взыскание. Создайте им «уют» и в части и дома. Вы лично несете ответственность за их перевоспитание, – чуть не выл подполковник, отчего его лицо от обилия морщин превратилось в стиральную доску.
   – Есть, товарищ подполковник! – примкнув руку к козырьку, отчеканил начальник штаба.

   Начальник штаба капитан Бесквартирный, ростом метр девяносто, в свои двадцать восемь лет сделал неплохую карьеру, дослужившись до подполковничьей должности, и являлся по иерархии вторым в части, после командира. Будучи выскочкой, тупоголовым служакой и чрезмерно честолюбивым (за что его недолюбливали равные по должности офицеры  и ненавидели подчиненные), друзей он не имел. Карабканье по служебной лестнице для него было выше такого понятия, как дружба. Каждый раз, перебираясь на вышестоящую должность, с равными себе он не мог найти контакт, а с подчиненными и нижестоящими по должности вел себя откровенно надменно и высокомерно, подчеркивая свою значимость. За это его ненавидели как подчиненные, так и равные. За круглую, всегда холеную и сытую физиономию,  офицеры штаба прозвали его «Румяные щечки». На голове сидела большая фуражка с огромной тульей, как у офицеров «Вермахта». Фуражка шилась по спецзаказу. Вторая такая фуражка была у лейтенанта Кустищева, из чего напрашивались соответствующие выводы.    
   Больше всего капитан Бесквартирный ненавидел «двухгодичников», а главными фигурантами лютой ненависти стали лейтенанты Лобидзе и Гаркенко.
   Полной противоположностью начальника штаба являлся командир полка, тридцатисемилетний подполковник Лиственный, – грамотный, подтянутый, с истинно офицерской выправкой командир, в совершенстве знающий материальную часть боевой техники и Устав строевой службы. Блестяще окончив военную академию, он только что получил назначение на должность командира полка. Эту должность Лиственный заработал собственным горбом на полигонах и боевых точках, в зной и непогоду, пройдя все ступени служебной лестницы – от командира взвода до настоящей. При этом всегда презирал штабных «крыс» и не жаловал выскочек и подхалимов. В разряд выскочек он безошибочно записал Бесквартирного. Лиственный постоянно совершенствовал и оттачивал свое профессиональное мастерство на многочисленных учениях, прекрасно владел тактикой и стратегией противовоздушной обороны, отлично знал тактико-технические характеристики военно-воздушных сил НАТО. На полигонах всегда ставил командирскую палатку таким образом, чтобы спать головой в направлении удара вероятного противника.
   Высокий рост долговязого подполковника Лиственного завершался  вытянутым, морщинистым лицом. Цвет его лица всегда содержал красные оттенки, что выдавало в нем любителя «горячительных напитков», хотя явно замечен в этом он не был. Но однажды, будучи на боевых стрельбах на полигоне, явился на развод в кителе с портупеей через плечо, фуражке, которую он практически никогда не снимал, сапогах и… шерстяных, спортивных штанах синего цвета, что косвенно подтверждало эти подозрения. В общем, внешне, – вылитый «Дуремар» из известной сказки, а в душе, скорей всего, – папа Карло – отец солдатам, наставник офицерам.  В меру деспот и тиран, иногда справедлив, но всегда прав.
   Свою роль в армии он видел в постоянном воспитании личного состава в духе защитников строителей коммунизма от посягательств мнимых врагов и изощрялся в сочинении всевозможных памяток, методичек, инструкций, направленных на полное оболванивание как рядового, так и офицерского состава. Последние его литературные изыскания выразились в глобальном военно-полевом романе под названием «Памятка – индивидуальное задание молодым офицерам, вновь назначенным на должность».
   «Памятка», претендующая на Ленинскую премию в области литературы, преследовала одну цель – как можно полнее отравить жизнь молодым офицерам в служебное и неслужебное время и содержала ряд ценных рекомендаций:

                1. Марксистско – ленинская подготовка:
    Темы: 1.    Изучить итоги работы Июльского пленума ЦК КПСС и 8 сессии Верховного Совета СССР 10   созыва.
                2.    Изучить и законспектировать Постановление ЦК КПСС от 25 апреля 1979 года.
                3.    Изучить и законспектировать Директиву МО СССР и НГПУСА и ВМф  Д - 075.
                4.    Изучить и законспектировать Директиву МО СССР и НГПУСА и ВМФ Д - 45.
                2. Тактическая подготовка.
1. Изучить обязанности и действия по тревоге подчиненного личного состава и самого офицера.
2. Изучить сигналы управления (строевой устав).
3. Изучить обязанности командиров взводов при организации всех видов боя.
4. Изучить организацию. Вооружение. Дислокацию и тактику действий вероятного противника на юго-западном театре воздушных действий.
                3. Специальная подготовка.
1. Изучить общее устройство 57 мм АЗП, РПК-1, основные ТТХ, приведение в боевое положение АЗП-57, уход за ней и сбережение.
2. Изучить обязанности командира взвода при приведении материальной части к бою и в походное положение.
3. Изучить правила и курс стрельб ЗА ПВО СВ – условия задач, порядок выполнения и оценку зачетных учебных и боевых стрельб. Обязанности страхующего и стреляющего.
                4. Защита от ОМП вероятного противника.
1. Получить, подогнать и научиться пользоваться индивидуальными средствами защиты – противогаз, ОЗК.
2. Изучить тему: «Индивидуальные средства защиты и пользование ими».
                5. Строевая подготовка.
1. Добиться образцового внешнего вида, строевой выправки и подтянутости.
2. Изучить НАИЗУСТЬ статьи строевого устава 1 – 25, 26, 30, 31 – 39.
3. Добиться выполнения требований этих статей строевого устава в повседневной жизни.
4. Научиться правильно отдавать честь на месте и в движении, подавать условные команды.
                6. Физическая подготовка.
1. Изучить разучить комплексы № 1, 2, 3 вольных упражнений.
2. Добиться выполнения норматива в кроссе:
- На 3 км за 13 мин.
- На 100 м за 15,4
- Подтянуться 10 раз, выполнить подъем на перекладине с переворотом - 5 раз.
                7. Уставы СА.
1. Изучить НАИЗУСТЬ и ВЫПОЛНИТЬ:
- Текст Военной присяги, Гимн СССР.
- Должностные обязанности из УВС.
- Обязанности деж. по части, по парку, начальника караула.
- ДУ СССР ст. 1 – 6. Изучить ст. 7 – 19 и права начальников по применению взысканий и поощрений.
- Отлично нести караульную и внутреннюю службу.
- Быть примером в соблюдении воинской дисциплины.
                8. Стрельба из стрелкового оружия.
1. Добиться выполнения упражнений из: ПМ – 2Д – на хорошо,
                АКМ – 1 д.н. – на хорошо.
                9. Вождение автомобилей.
1. Изучить общее устройство УРАЛ - 375 и основные ТТХ.
2. Изучить правила эксплуатации и обслуживания автомобиля УРАЛ – 375.
3. Выполнить упражнения по вождению №4 н. и 10 д.н.

   Невозможно передать тот неописуемый восторг, охвативший «молодых офицеров, вновь назначенных на должности», после прочтения сего опуса.
   Особенно затосковали от «восторга» «молодые» двадцатисемилетние лейтенанты Рыбалко и Мындру, которые и двенадцать лет назад не в состоянии были подтянуться на перекладине даже пол раза, а вертеться на ней «солнышком» – такое не могло им присниться в самом страшном сне.
   Гаркенко, прочтя пункт 5.4, чуть не получил инфаркт. Самая больная для него тема была затронута и здесь.
   – Я могу даже выучить устройство «Урала», может, даже и водить его, но научиться отдавать честь, да еще и в движении, – это выше моих возможностей, – причитал Серега.
   Ряд пунктов вызывал недоумение. Непонятно было, как на практике применить пункт  7.1 в части «изучения наизусть и выполнения Гимна СССР». Не ясно, где его необходимо «выполнять»:  на службе, в городском транспорте или дома,  пугая соседей и котов. Да и другие пункты оптимизма не добавляли. Обилие глаголов в повелительном наклонении: «изучить», «выполнить», «добиться», ничего, кроме отвращения у «молодых» офицеров не вызывало.
   Самые заманчивые для «молодых» офицеров разделы – восьмой и девятый – на практике не выполнялись в связи с отсутствием боеприпасов и лимитом горюче-смазочных материалов.
   Один Цукерман с ехидной ухмылкой достал из «тревожного» чемодана брошюру «Материалы Июльского пленума ЦК КПСС» и с важным видом уселся конспектировать.


Рецензии