Проверка на соблазны

   
    Уголовных дел в моём производстве было много, и все они были
по-своему интересные. "Тёмные" дела почти все одинаковые: или кража
велосипедов, легкомысленно оставленных без присмотра, или хищение
денег и вещей у отдыхающих граждан на нашем знаменитом курорте.
Народ отдыхал и лечился у нас со всего Союза и, если сразу по горячим
следам воришка пойман не был, то потом уже было поздно. Ни потерпевших,
ни других участников происшедшего найти было практически невозможно.
Такие дела практически навсегда оставались нераскрытыми, если только
какое либо чудо не происходило: или свой велосипед несчастный владелец
случайно не опознавал среди изъятых у задержанных по совсем иным делам,
или кто-то из подозреваемых не признавался "до кучи" и в этих кражах.

Но однажды на пятиминутке я получила от шефа на расследование довольно
странный и даже комичный материал с указанием нашего зам. прокурора
города возбудить уголовное дело по факту злостного хулиганства.
Фабула преступления была такова: двое друзей слегка под шефе поздним
вечером выходили из подъезда жилого дома, когда кто-то с окна с пятого
этажа плюнул им на голову, смачно при этом выругавшись в их адрес.
Мужчины были, конечно, возмущены и, вытерев плевок, поднялись разобраться
с обидчиком. Долго звонили ему в квартиру. Лучше бы не звонили.
Через какое-то время обидчик всё-таки открыл дверь и ударами чайника
по головам звонивших завершил их встречу.
На шум вышли соседи, вызвали "скорую помощь" и двух пострадавших
"хулиганов" с серьёзными травмами головы отправили в больницу.
 
Наша заместитель прокурора - в действиях этих несчастных усмотрела
с их стороны все признаки тяжкого преступления - злостного хулиганства.
А как же:
- в чужую квартиру ломились?
- лестницу кровью залили?
- соседей в 23.00 потревожили?
А в действиях "психа с чайником" ничего предосудительного наша
куратор не усмотрела - "Мой дом - моя крепость! Хочу и плюю."
И неважно, что "потерпевший" трижды был судим за "поножовщину"
и является пациентом психоневрологического диспансера.

Я съездила в больницу к хулиганам, допросила их. Допросила плевавшего
и его соседей.  Подготовила все материалы и представила их пред
светлые очи прокуратуры.

"Ну,дорогая! Ты их так допросила,что им теперь можно памятник
поставить в нашем приморском городке! Молодец!"
Да уж...  Кто я? - и.о. следователя, и кто она? - зам.прокурора города.
В то время подозреваемые уже вышли из больницы и стали атаковать меня
со всех сторон, предлагая всяческие подарки и обещая жизнь райскую и
обеспеченную до самой старости. Выяснилось, что один из них - ведущий
инженер министерства коммунального хозяйства, одновременно комсомольский
босс этого министерства. Кроме того, у него решался вопрос о
предоставлении трёхкомнатной квартиры и заграничной командировке
заграницу на три года.
Второй был "простым водителем" второго секретаря партийной организации
города. То есть, имел престижную работу и жену на десять лет моложе.
То есть на кону стояло не малое. Почти всё.

Идеальное для соблазна дело. Осталось только выбрать: либо обогатиться
за счёт этих "хулиганов", или, чтобы угодить заместителю прокурора, 
привлечь их без всяких на то оснований к уголовной ответственности.
Вот, и настало мне время выбирать. Соблазн был нешуточный для меня -
нищего и.о. следователя, проживавшего в коммуналке с печным отоплением,
больной матерью и крохотным ребёнком. Измученной морально, физически
и материально. Но я выбрала третий путь.

Прикинулась дурочкой и попросила своего начальника переписать это
дело другому более опытному следователю, который, возможно усмотрит
там состав преступления. Сама выступить против мнения прокуратуры
не решилась.
"Более опытный товарищ" с криком:"Они будут у меня сидеть! Это ты
с ними чирикала!, - и уже через пару дней, естественно, прекратил это
дело ... За отсутствием состава преступления.

Тут в гости на пару дней приехал мой муженёк из Калининграда, где
он работал по распределению после института. Прогуливаясь по главной
улице нашего приморского городка, мы встретили одного из фигурантов
этого дела - ведущего инженера. Будучи в лёгком подпитии, увидев меня,
он весело закричал на всю улицу:
" Леночка! Ну какая же Вы дурочка! А, вот, Ваш коллега теперь легко
может купить кооперативную квартиру!"
Как потом, через много лет выяснилось в момент покаяния, действительно,
мой коллега - светлая ему память, не устоял. И Бог ему судья!

Как говорила моя мама:"Никогда ни о чём не жалей! Ты поступила
правильно!" Действительно, на душе после отказа от этого дела стало
легче. Но искушения ещё какое-то время преследовали меня, испытывая
на прочность.

Помнится, как-то выхожу я на улицу после работы и смотрю, валяется
порванная цепочка. Цепь была довольно тяжёлая, из жёлтого металла.
В те советские времена таких мощных золотых цепей ни в продаже, ни
на шее у населения не наблюдалось. За счастье было иметь хотя бы
тоненькую цепочку. У меня и такой не было. Жили небогато. Мой жених
тем летом поехал в студенческий стройотряд заработать на нашу свадьбу.
- Бижутерия, рубля три, наверное, стоит, - подумала я. Подняла её,
бросила в сумку и пошла на электричку, чтобы отправиться домой.

И надо же, обнаруживаю, что оставила служебное удостоверение на работе
в кабинете. Пришлось возвращаться, так как денег в тот день на билет
не было. На входе в Отдел меня встретил радостный начальник:
- Как хорошо, что ты вернулась! Тут иностранцев местные малолетки
ограбили. Уже все задержаны и во всем признались. Осталось только
венгров допросить. Завтра раскрытое дело отправляем в прокуратуру!"

Со смутным подозрением слушала я потерпевших. О том, как они гуляли
по пляжу, как на них напали подростки, вытащили деньги, а, главное,
- сорвали толстую цепочку червонного золота с бриллиантом... Мне всё
стало понятно, и я тут же достала из сумки свою рваную
находку. От удивления и радости иностранцы грохнулись на колени и,
целуя мне руки, стали причитать слова благодарности.
Оказывается, кто-то из малолетних грабителей, выбросил улику, когда их
выводили из машины. Надеялся, что не признается. Наивный. Представляю,
сколько лет пришлось бы иностранцам ждать возмещения ущерба.

Домой я возвращалась в непонятных чувствах - слегка подташнивало.
То ли от беременности, то ли от своей безмерной честности. Мама опять
ругала меня:
- Нельзя жалеть о своих хороших поступках. И хвастаться нечем.  Это
естественный поступок честного человека.
Ну, как я могла стать другой при таком воспитании?

А коллеги недели две смеялись и подшучивали. Но без злости. В итоге
со временем стали называть меня "музейной редкостью". А как же? Взяток
не берёт, мужу не изменяет... Звёзд на погоны не требует. Музейный экспонат.
Сейчас, вот, думаю, что это Высшие силы меня испытывали...
А тогда я, как и многие, атеисткой была.


Рецензии
Получается, что без взятки можно было наказать "бедолаг", испортить им карьеру и жизнь?
Сложная работа, нервная,не для честных людей.

Светлана Самородова   06.03.2018 14:06     Заявить о нарушении
Запросто!
За сорок лет службы я поняла:
"посадить" человека легче, чем уволить.
Спасибо, Светлана, за внимание к моим рассказикам.

Калина Горькая   06.03.2018 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.